Вопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума от аспирантов и соискателей МГОУ по дисциплине
«История и философия науки» Раздел 1: Общие проблемы философии науки 1.Характеристика основных аспектов бытия науки
2.Предмет, структура и функции философии науки как научной дисциплины
3.Эволюция подходов к анализу науки: характеристика логико- эпистемологического подхода и позитивистской традиции
4.Постпозитивистская концепция философии науки К.Поппера
5.Концепция философии науки И.Лакатоса
6.Структура научных революций Т.Куна
7. Постпозитивистская методология науки П.Фейерабенда
8. Постпозитивистская концепция философии науки М.Полани
9.Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности
10.Типы цивилизационного развития и их базисные ценности; ценности научной рационалистики
11.Характеристика особенностей научного критерия и его познания
12.Функции науки в жизни общества и её роль в обучении и формирования исследователя
13.Возникновение науки: преднаука и собственно наука, её основные периоды
14.Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки
15.Европейское Средневековье и Возрождение: «философия=наука»
16.Становление опытной науки в новоевропейской культуре: научная революция XVII в. и эпоха Просвещения
17.Научный факт как форма научного познания
18.Научное знание: структура и методы эмпирического знания
19.Научное знание: структура и методы теоретического знания
20.Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования
21.Научная картина мира, её исторические формы и функции
22.Основные методы и направления научного исследования; вопросы их классификации
23.Научная теория, способы и формы её становления и обоснования
24.Место и роль проблемных ситуаций в развитии современных научных теорий
25.Традиции в науке и проблемы возникновения нового знания. Понятие и функции научной революции.
26.Глобальные научные революции и типы научной рациональности
27.Основные характеристики современной, постнеклассической науки
28.Проблема формирования и развития науки как профессиональной деятельности и деятельности по обучению научным знаниям
29.Научное и вненаучные формы знания. Наука и псевдонаука
30.Наука как социальный институт современности
Раздел II: Философские вопросы естественно-математических наук и наук о живой природе
Характеристика особенностей естественно-математического и биологического подходов к исследованию науки
Формирование науки как профессиональной деятельности: возникновение наук естественно-математической области и наук о живой природе
Особенности отечественной философии науки (имена создателей: подходы и XX век, проблематика, труды)
Современная наука естественно-математической области как непосредственная производительная сила общества
Жизнь как категория наук о культуре и живой природе
Этос науки и ее современное нравственное содержание
Современные вопросы этики научного исследования в науках о живой природе и ответственность ученых
Знание, вера и сомнение в математическом и естественно-научном знании
Знание, вера и сомнение в науках о живой природе и природе человека
Дисциплинарная структура естественно-математической области знания
41. Экологическая этика современности и ее философские основания (русский космизм, учение В.И. Вернадского и др.) применительно к области естественно- математического знания
Наука в культуре современной цивилизации: сциентизм и антисциентизм
Место и роль постнеклассической науки, ее философии и экоэтики в осмыслении и преодолении глобальных кризисов планетарной цивилизации
44. Социокультурная обусловленность и особенности естественно-математического знания
Предмет естественно-математического познания и его особенности
Субъекты естественно-математического познания и их особенности
47. Философия как интегральная форма математического и естественно-научного познания
Проблема ценностей и их роль в естественно-математическом познании
Проблема ценностей, их место и роль в современных исследованиях наук о живой природе и природе человека
Математика и естественно-научное знание о пространстве и времени, о движении
Естествознание и науки о живой природе о смысле жизни человека
52. Методология естественно-математического исследования образования как социальной области и элемента культуры
Коммуникативность в математике и естествознании: методологические следствия и императивы
Проблема истинности и рациональности в естественно-математических науках
Объяснение, понимание, интерпретация в математике и естествознании
56. Основные исследовательские программы в современных математике и естествознании
Место и роль математики и естествознания в процессах современных социальных трансформаций
Роль естествознания и знания о жизни в разрешении проблем исключения войны и укреплении мира
Характеристика мировоззренческо-мето до логических принципов и парадигм, исследовательских программ в области естественно-научного и математического познания
Характеристика современной дисциплинарной дифференциации и интеграции в естественно-математических исследованиях и исследованиях живой природы
Раздел II: Философские вопросы социально-гуманитарных наук
31 .Характеристика социологического и культурологического подходов к исследованию науки
32. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение социально-гуманитарных наук
Особенности отечественной философии науки: имена, проблематика, труды .
Современная наука как непосредственная производительная сила общества .
Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
Этос науки и ее современное нравственное содержание.
Современные вопросы этики научного исследования объектов социогуманитпрной области и ответственность ученых.
Знание, вера и сомнение в социально-гуманитарном познании.
Знание, вера и сомнение в науках о человеке (В науках психолого-педагогического цикла).
Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук современности.
Экологическая этика современности и ее философские основания (русский космизм, учение В.И. Вернадского и др.) применительно к социо-гуманитарному знанию.
Место и роль постнеклассической науки, ее философии и экоэтики в осмыслении и преодолении глобальных кризисов планетарной цивилизации.
Наука в культуре современной цивилизации: сциентизм и антисциентизм.
Социокультурная обусловленность и особенности социально-гуманитарного знания.
Предмет социально-гуманитарного познания и его специфика.
Субъекты социально-гуманитарного познания и их специфика.
Философия как интегральная форма социальных и гуманитарных научных знаний.
Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
Проблема ценностей, их место и роль в современных исследованиях исторических и политико-правовых процессов и явлений.
Социально-гуманитарное знание о пространстве и времени, о достижении.
51. Социально-гуманитарное знание о сущности и смысле жизни человека.
52. Методология социально-гуманитарных исследований образовательной сферы общества.
Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
55. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках.
Основные исследовательские программы современных социально-гуманитарных наук.
Роль социалъно-гуманитарных наук в процессах современных социальных трансформаций
Роль социально-гуманитарного знания в разрешении проблем исключения войны и укреплении мира.
Характеристика мировоззренческо-методологических принципов и парадигм, исследовательских программ в области социально-гуманитарного познания.
Характеристика современной дисциплинарной дифференциации и интеграции в социально-гуманитарных исследованиях.
|