Скачать 60.98 Kb.
|
ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ
Кафедра современного русского языка и русского языка как иностранного Казанского государственного университета, тел. 2315 481 Автор программы, лектор: канд. филол. наук, доцент, Р.Н.Сафин Цикл ДС.Ф., 1 курс, 2 семестр Аннотация. Курс “Введение в языковедение” предназначен для студентов первого курса отделения философии экономического факультета. Он дает сведения об устройстве языка с точки зрения современных представлений, а также сведения о функционировании языка в обществе, соотношении его с другими явлениями человеческой культуры, о его происхождении и истории. Студенты знакомятся с жизнью и деятельностью выдающихся языковедов прошлого и настоящего. Программа курса содержит 12 разделов и охватывает практически все принятые в современной лингвистике аспекты изучения языка, что отвечает потребности студентов-философов иметь представление об основной проблематике лингвистики. Поскольку основные языковедческие теории так или иначе связаны с известными философскими учениями, знакомство с творчеством языковедов прошлого (В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр и др.) является своеобразным выходом на философскую проблематику. Учебная задача. Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
Методы проведения аудиторных занятий: лекции, семинары, контрольные работы, консультации. Содержание курса Тема 1. Строение науки о языке Теория языкознания. Общее представление о строении науки о языке.“Внутренняя” и “внешняя” лингвистика. Место языкознания в системе наук. Лингвистическая философия. Тема 2. Язык как знаковая система Обзор существующих определений языка. Функции языка. Язык как знаковая система в ряду других знаковых систем. Классификация знаковых систем. Семиотика и лингвосемиотика. Понятие знака; план выражения и план содержания. Виды знаков. Трансформации плана выражения естественных языков и производные от естественных языков знаковые системы в их отношении к естественному языку. Синтактика и прагматика языкового знака. Незнаковые свойства языковых единиц. Концепция языкового знака в трудах лингвистов. Коммуникационные системы у животных, их отличия от человеческого языка. Естественные и искусственные языки. Тема 3. Письмо как особая знаковая система Письмо как семиотическая система. Отношение письма к звуковому языку, роль письма в процессе познания. Типы письма. Этапы развития письма. Графика. Современные алфавиты и типы письма. Орфография. Специальные системы письма.. Стенография. Тема 4. Язык и мышление Человеческое мышление и его характер. Проблема соотношения между речевыми и мыслительными процессами. Язык и сознание. Язык и познание. Языковая картина мира. Тема 5. Язык, речь, речевая деятельность Язык и речь как две стороны речевой деятельность. Речь и развитие языка. Единицы языка и речи. К истории проблемы разделения языка и речи. Современные представления о языке и речи. Порождение и восприятие речи. Структура коммуникативного акта. Тема 6. Система и структура языка Понятия структуры и системы. Концепция системности языка Ф.Соссюра. Ф.Соссюр и структурализм. Уровнеобразующие единицы языка и отношения между ними. Промежуточные единицы. Принципы выделения уровнеобразующих единиц. Качественные функциональные различия между уровнями. Валентность. Дистрибуция. Тема 7. Фонетика Фонетика артикуляторная, акустическая. Классификация звуков речи. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения звуков речи. “Гармония гласных” и сингармонизм. Фонетическое деление речевого потока. Речевой такт. Фраза и интонация. Интонационные конструкции русского языка. Функциональная фонетика. Понятие фонемы. Фонологические школы. Тема 8. Семантика. Лексикология. Словообразование Слово как центральная единица языка. Лексическое значение и его типы. Полисемия и омонимия. Семантическое поле. Парадигматические и синтагматические отношения. Словарный состав языка. Классификация лексики . Лексика как система. Лексикография. Типы словарей. Словообразование и его единицы. Исторические изменения в составе слова: опрощение, усложнение, переразложение. Способы образования слов. Словообразовательный тип и словообразовательная модель. Системные отношения в словообразовании. Тема 9. Морфология Лексическое и грамматическое значение, основные различия между ними. Способы выражения грамматических значений. Типы служебных слов. Грамматические единицы. Грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма. Части речи: критерии их установления. Части речи и члены предложения. Грамматический строй языка. Тема 10. Синтаксис Предмет синтаксиса. Логический, психологический, формально-грамматический подход к предложению. Словосочетание, его типы. Типы связи слов и способы связи. Простое предложение. Сложное предложение, его типы. Синтаксическая типология. Текст. К проблеме определения текста. Семантика, прагматика, лингвистика текста. Структурная и коммуникативная организация семантики высказывания. Понятие дискурса. Тема 11. Язык и общество Язык как общественное явление. Формирование национального литературного языка. Признаки литературного языка. Языковая норма. Литературная норма и культура речи. Социальное и территориальное расслоение языка. Общество и государственная языковая политика. Тема 12. Происхождение языка. Развитие и взаимодействие языков Проблема происхождения языка. Языковые контакты: заимствования, конвергентное развитие. Понятие лингвистической непрерывности. “Скрещивание” языков. Креолизация языков. Ассимиляция и языковая смерть. Взаимодействие русского языка с другими языками мира. Живые и мертвые языки. Языки и диалекты. Классификации языков: генеалогическая, типологическая, ареальная и функциональная. Основные семьи языков. Виды типологических классификаций: морфологическая, фонетические, синтаксические. Основные структурные типы языков мира. Закономерности исторического развития языков. Социальная обусловленность развития языков. Внешние и внутренние законы развития языков. Литература
Введение в языковедение. Хрестоматия. – М.: Аспект пресс, 2001 Гируцкий А.А. Введение в языкознание. – Минск: «ТетраСистемс», 2003 Гречко В.А. Теория языкознания. – М.: Высшая школа, 2003 Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. - М.: Наука, 1977 Кочергина В.А. Введение в языковедение. - М.: МГУ, 1979 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969 Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990 Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Выш. шк., 1996 Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М.: Аспект пресс, 1996 Реформатский А.А. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. - М.: Наука, 1979 Рождественский Ю.В., Блинов А.В. Введение в языкознание. М.: Академия, 2005 Семиотика: Антология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001 Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» - М.: Академический проект, 2005
Зиндер Р.Л. Введение в языкознание. Сборник задач. М.: Высшая школа, 1987 Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М.: Высш. школа, 1985 Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. М.: Просвещение, 1985 Норман Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Минск: Выш. шк., 1989
Введение в языкознание. Составитель: К.Р.Галиуллин. Казань: КГУ, 2002 Введение в языкознание. Программа курса. План семинарских занятий. Методические рекомендации. Новосибирск: Новосибирский гос. технический ун-т, 1999 Ерофеева И.В., Копосов Д.Р. Введение в языкознание. Учеб.-метод. пособие. Казань: Новое знание, 2001 Теория языка. Введение в языкознание. Учеб.-метод. пособие. Казань: КГПУ, 2004 |
Календарно-тематическое планирование по геометрии Количество часов в неделю по учебному плану Количество часов в неделю по учебному плану2 ч. Всего количество часов в году по плану 68 ч | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов в неделю по учебному плану 2 часа Количество часов по учебному плану на учебный год 68 часов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. Я. Коровиной ( Литература. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010). Использую в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений.... | Учебный план Наименование дисциплин Общая трудоемкость в часах Всего ауд часов | ||
Рабочая программа по истории 6 класс Количество часов по учебному плану – 70 часов в год; в неделю 2 часа (35 недель) | Рабочая программа по истории 9 класс Количество часов по учебному плану – 68 часов в год; в неделю 2 часа (34 недели) | ||
Рабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента... Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимым на изучение предмета «История» по учебному плану образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 3 часа в неделю,... | ||
Рабочая программа по «Биологии. Человек 8 класс» Согласно базисному учебному плану программа рассчитана на 68 часов 2 час в неделю, авторская программа, которая рассчитана на 70... | Курс 2 семестр 3 Всего часов по рабочему учебному плану 102 Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество учебных часов по учебному плану: 1 час в неделю (технология) + 10 часов в год (обж) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. В. Латюшин, В. М. Пакулова – М.: Дрофа 2010. Согласно действующему Базисному учебному плану, на обучение в 5-м классе отводится... | ||
Мо «светловский городской округ» муниципальное бюджетное образовательное учреждение М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова. Программа рассчитана на 210 часов. По учебному плану... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк «Школа 2100». В программе имеется, пояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню... | ||
Тарловка Татарстан «Рассмотрена» М. Просвещение 2010 год, примерной программы по природоведению 5 класс автор В. Б. Захаров. На изучение природоведения в 5классе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содержание программы соответствует Федеральному базисному учебному плану 2004 года, учебному плану оу, целям и задачам образовательной... |