Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану





Скачать 60.98 Kb.
НазваниеНагрузка в часах Всего часов по учебному плану
Дата публикации10.08.2013
Размер60.98 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат
ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ


Нагрузка

В часах

Всего часов по учебному плану




В том числе аудиторная нагрузка




Лекции

34

Семинары

12

Консультации

2

Контрольные работы

6

Форма отчетности:

зачет


3


Кафедра современного русского языка и русского языка как иностранного Казанского государственного университета, тел. 2315 481

Автор программы, лектор: канд. филол. наук, доцент, Р.Н.Сафин
Цикл ДС.Ф., 1 курс, 2 семестр
Аннотация.

Курс “Введение в языковедение” предназначен для студентов первого курса отделения философии экономического факультета. Он дает сведения об устройстве языка с точки зрения современных представлений, а также сведения о функционировании языка в обществе, соотношении его с другими явлениями человеческой культуры, о его происхождении и истории. Студенты знакомятся с жизнью и деятельностью выдающихся языковедов прошлого и настоящего. Программа курса содержит 12 разделов и охватывает практически все принятые в современной лингвистике аспекты изучения языка, что отвечает потребности студентов-философов иметь представление об основной проблематике лингвистики. Поскольку основные языковедческие теории так или иначе связаны с известными философскими учениями, знакомство с творчеством языковедов прошлого (В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр и др.) является своеобразным выходом на философскую проблематику.
Учебная задача.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

  • понимать важность изучения языка как явления;

  • ориентироваться в основных понятиях и категориях лингвистики;

  • быть знакомыми с основной лингвистической проблематикой;

  • осознавать связь языковедения с другими науками, понимать полезность лингвистических исследований для решения теоретических задач в других науках

  • иметь наиболее общее представление об истории лингвистических учений.



Методы проведения аудиторных занятий: лекции, семинары, контрольные работы, консультации.
Содержание курса
Тема 1. Строение науки о языке

Теория языкознания. Общее представление о строении науки о языке.“Внутренняя” и “внешняя” лингвистика. Место языкознания в системе наук. Лингвистическая философия.

Тема 2. Язык как знаковая система

Обзор существующих определений языка. Функции языка. Язык как знаковая система в ряду других знаковых систем.

Классификация знаковых систем. Семиотика и лингвосемиотика. Понятие знака; план выражения и план содержания. Виды знаков. Трансформации плана выражения естественных языков и производные от естественных языков знаковые системы в их отношении к естественному языку. Синтактика и прагматика языкового знака. Незнаковые свойства языковых единиц. Концепция языкового знака в трудах лингвистов. Коммуникационные системы у животных, их отличия от человеческого языка. Естественные и искусственные языки.

Тема 3. Письмо как особая знаковая система

Письмо как семиотическая система. Отношение письма к звуковому языку, роль письма в процессе познания. Типы письма. Этапы развития письма. Графика. Современные алфавиты и типы письма. Орфография. Специальные системы письма.. Стенография.

Тема 4. Язык и мышление

Человеческое мышление и его характер. Проблема соотношения между речевыми и мыслительными процессами. Язык и сознание. Язык и познание. Языковая картина мира.

Тема 5. Язык, речь, речевая деятельность

Язык и речь как две стороны речевой деятельность. Речь и развитие языка. Единицы языка и речи.

К истории проблемы разделения языка и речи. Современные представления о языке и речи. Порождение и восприятие речи. Структура коммуникативного акта.

Тема 6. Система и структура языка

Понятия структуры и системы. Концепция системности языка Ф.Соссюра. Ф.Соссюр и структурализм. Уровнеобразующие единицы языка и отношения между ними. Промежуточные единицы. Принципы выделения уровнеобразующих единиц. Качественные функциональные различия между уровнями. Валентность. Дистрибуция.

Тема 7. Фонетика

Фонетика артикуляторная, акустическая. Классификация звуков речи. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения звуков речи. “Гармония гласных” и сингармонизм. Фонетическое деление речевого потока. Речевой такт. Фраза и интонация. Интонационные конструкции русского языка. Функциональная фонетика. Понятие фонемы. Фонологические школы.

Тема 8. Семантика. Лексикология. Словообразование

Слово как центральная единица языка. Лексическое значение и его типы. Полисемия и омонимия. Семантическое поле. Парадигматические и синтагматические отношения. Словарный состав языка. Классификация лексики . Лексика как система. Лексикография. Типы словарей. Словообразование и его единицы. Исторические изменения в составе слова: опрощение, усложнение, переразложение. Способы образования слов. Словообразовательный тип и словообразовательная модель. Системные отношения в словообразовании.

Тема 9. Морфология

Лексическое и грамматическое значение, основные различия между ними. Способы выражения грамматических значений. Типы служебных слов.

Грамматические единицы. Грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма. Части речи: критерии их установления. Части речи и члены предложения. Грамматический строй языка.

Тема 10. Синтаксис

Предмет синтаксиса. Логический, психологический, формально-грамматический подход к предложению. Словосочетание, его типы. Типы связи слов и способы связи. Простое предложение. Сложное предложение, его типы. Синтаксическая типология. Текст. К проблеме определения текста. Семантика, прагматика, лингвистика текста. Структурная и коммуникативная организация семантики высказывания. Понятие дискурса.

Тема 11. Язык и общество

Язык как общественное явление. Формирование национального литературного языка. Признаки литературного языка. Языковая норма. Литературная норма и культура речи. Социальное и территориальное расслоение языка. Общество и государственная языковая политика.

Тема 12. Происхождение языка. Развитие и взаимодействие языков

Проблема происхождения языка. Языковые контакты: заимствования, конвергентное развитие. Понятие лингвистической непрерывности. “Скрещивание” языков. Креолизация языков. Ассимиляция и языковая смерть. Взаимодействие русского языка с другими языками мира. Живые и мертвые языки. Языки и диалекты. Классификации языков: генеалогическая, типологическая, ареальная и функциональная.

Основные семьи языков. Виды типологических классификаций: морфологическая, фонетические, синтаксические. Основные структурные типы языков мира. Закономерности исторического развития языков. Социальная обусловленность развития языков. Внешние и внутренние законы развития языков.
Литература


  1. Монографии, учебники, хрестоматии.

Введение в языковедение. Хрестоматия. – М.: Аспект пресс, 2001

Гируцкий А.А. Введение в языкознание. – Минск: «ТетраСистемс», 2003

Гречко В.А. Теория языкознания. – М.: Высшая школа, 2003

Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. - М.: Наука, 1977

Кочергина В.А. Введение в языковедение. - М.: МГУ, 1979

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969

Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990

Норман Б.Ю. Основы языкознания. – Минск: Выш. шк., 1996

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М.: Аспект пресс, 1996

Реформатский А.А. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. - М.: Наука, 1979

Рождественский Ю.В., Блинов А.В. Введение в языкознание. М.: Академия, 2005

Семиотика: Антология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001

Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» - М.: Академический проект, 2005



  1. Литература, использованная при составлении заданий и упражнений к семинарам.

Зиндер Р.Л. Введение в языкознание. Сборник задач. М.: Высшая школа, 1987

Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М.: Высш. школа, 1985

Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. М.: Просвещение, 1985

Норман Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Минск: Выш. шк., 1989

  1. Некоторые другие программы и «методички»

Введение в языкознание. Составитель: К.Р.Галиуллин. Казань: КГУ, 2002

Введение в языкознание. Программа курса. План семинарских занятий. Методические рекомендации. Новосибирск: Новосибирский гос. технический ун-т, 1999

Ерофеева И.В., Копосов Д.Р. Введение в языкознание. Учеб.-метод. пособие. Казань: Новое знание, 2001

Теория языка. Введение в языкознание. Учеб.-метод. пособие. Казань: КГПУ, 2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconКалендарно-тематическое планирование по геометрии Количество часов в неделю по учебному плану
Количество часов в неделю по учебному плану2 ч. Всего количество часов в году по плану 68 ч
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов в неделю по учебному плану 2 часа Количество часов по учебному плану на учебный год 68 часов
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Я. Коровиной ( Литература. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010). Использую в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений....
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconУчебный план Наименование дисциплин Общая трудоемкость в часах Всего ауд часов

Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconРабочая программа по истории 6 класс
Количество часов по учебному плану – 70 часов в год; в неделю 2 часа (35 недель)
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconРабочая программа по истории 9 класс
Количество часов по учебному плану – 68 часов в год; в неделю 2 часа (34 недели)
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconРабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента...
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимым на изучение предмета «История» по учебному плану образовательного...
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 3 часа в неделю,...
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconРабочая программа по «Биологии. Человек 8 класс»
Согласно базисному учебному плану программа рассчитана на 68 часов 2 час в неделю, авторская программа, которая рассчитана на 70...
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconКурс 2 семестр 3 Всего часов по рабочему учебному плану 102
Цель освоения дисциплины «Семьеведение» ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих семью, ее проблемы,...
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество учебных часов по учебному плану: 1 час в неделю (технология) + 10 часов в год (обж)
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. В. Латюшин, В. М. Пакулова – М.: Дрофа 2010. Согласно действующему Базисному учебному плану, на обучение в 5-м классе отводится...
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconМо «светловский городской округ» муниципальное бюджетное образовательное учреждение
М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова. Программа рассчитана на 210 часов. По учебному плану...
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк «Школа 2100». В программе имеется, пояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню...
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconТарловка Татарстан «Рассмотрена»
М. Просвещение 2010 год, примерной программы по природоведению 5 класс автор В. Б. Захаров. На изучение природоведения в 5классе...
Нагрузка в часах Всего часов по учебному плану iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание программы соответствует Федеральному базисному учебному плану 2004 года, учебному плану оу, целям и задачам образовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск