Скачать 74.47 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт лингвистики» УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе __________________ А.В. Кирилина «17» мая 2010 г. ФИЛОСОФИЯ Программа вступительного экзамена в аспирантуру Одобрена на заседании кафедры общегуманитарных и социальных дисциплин «____»______________200__ г. Зав. кафедрой общегуманитарных и социальных дисциплин _______________Терентий Л.М. Москва2010 Организационно-методический разделЭкзаменационные требования предполагают знакомство поступающих в аспирантуру с вузовским курсом философии. От постапающих в аспирантуру требуется понимание фундаментальных философских проблем в их историческом развитии; знакомство с основными философскими школами и направлениями. Процедуру экзамена составляют ответ на вопросы экзаменационных билетов и свободное собеседование, учитывающее специализацию, а также индивидуальные предпочтения экзаменующегося. Итоговая оценка определяется глубиной и качеством знаний, пониманием философских проблем, культурой мышления. Сдающие экзамен должны показать знание следующих разделов философии:
Философия, ее предназначение и социальные функции. Объект и предмет философии. Структура философского зания. Основные функции философии. Исторические типы мировоззрения – миф, религия, философия. Проблема происхождения философии. Философские методы познания: диалектика и метафизика. Философская мысль в культуре античности, средневековья и Возрождения. Философская мысль Древней Греции и Древнего Рима. Философия Платона (учение об идеях, теория познания, космология, учение о человеке, проблема государства). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Общая характеристика эллинистической философии. Основные школы и направления: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Особенности и основные проблемы средневековой философии. Отличие средневековой философии от античной. Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема уникальности человека. Философская мысль в эпоху буржуазных революций в Европе. Основные проблемы и общая характеристика развития философии Нового времени. Философское учение Ф.Бэкона. Рационалистическая философия Р.Декарта. Социально-философская концепция Т.Гоббса. Гносеология Дж.Локка. Субъективный идеализм Дж.Беркли. Скептицизм Д.Юма. Французский материализм XVIII века (Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах). Классическая немецкая философия. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Основные идеи «критической» философии И. Канта. Философская система и диалектика Г.В.Ф.Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха. Формирование и развитие марксистской философии. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные идеи марксистской философии. Социально-политические аспекты марксизма. Западная философия ХХ века. Характерные черты, основные направления и школы современной западной философии. Сциентизм и антисциентизм. Проблема человека в экзистенциализме. Позитивизм и его исторические формы. Русская религиозная философия XIX – начала ХХ века. Сущность и ведущие мотивы русской религиозной философии XIX – начала ХХ вв. Метафизика "всеединства" Вл. Соловьева. 2. Онтология и теория познания Метафилософия (теория философского знания). Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Особенности философского мировоззрения. Философия как предмет философского анализа. Функции философии. Онтология (философское учение о бытии). Онтология в системе философского знания. Система онтологических категорий. Исходные, предпосылочные категории, подготавливающие оптимальное включение других категорий в сущность предметов (бытие, материя, движение, пространство и время и др.). Категории, выражающие универсальные связи бытия (единичное и общее, часть и целое, форма и содержание, количество и качество, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания и др.). Категории, выражающие универсальные связи детерминации бытия (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, явление и сущность и др.). Их определение, взаимосвязь и гносеологическая значимость. Гносеология (философское учение о познании). Специфика философского подхода к познанию. Сознание как условие познавательных возможностей человека. Субъект и объект познания, их особенности. Интуиция в познании. Практика и познание, противоречивость их взаимоотношения. Особенности чувственного и рационального познания. Концепции истины. Объективная, абсолютная и относительная истина. Критерии истины. Научное познание, его критерии. Принципы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их специфика и взаимосвязь. Методы научного познания. Общелогические методы и приемы исследования.
Современная философия о сущности человека. Единство биологического, социального в человеке. Сознательное и бессознательное в человеческой деятельности. Индивидуальное и социальное в человеке. Человек, индивид, личность. Социальные роли личности. Проблема жизни и смерти как предмет философского осмысления. Вопрос о смысле человеческой жизни: быть или иметь. Свобода и ответственность. Социальная деятельность как способ существования общества. Движущие силы социальной деятельности: потребности, интересы, ценности. Общественные отношения. Общество как система. Общественно-экономическая формация, цивилизация как социальные системы. Экономические отношения как система. Техника и технология и их роль в жизни общества. НТР и перспективы человечества. Понятие социальной структуры общества. Экономическая структура общества Сущность политики. Понятие политической власти. Духовная жизнь общества. Общественное сознание: формы и уровни. Сущность культуры. Основные функции культуры. Традиции и новации в культуре. Массовая и элитарная культура. Понятие цивилизации. Кризис современной цивилизации: истоки и проявления. Понятие природы и географической среды общества. Антропогенное воздействие на природу. Человечество перед лицом глобальных проблем. Пути выхода из экологического кризиса. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРАОсновная
|
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск... Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 12. 00. 08 Составители рабочей программы: д ю н., профессор Букалерова Л. С.; к ю н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Красненкова... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 12. 00. 09 Составители рабочей программы: д ю н., профессор Букалерова Л. С., к ю н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Красненкова... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности Составители рабочей программы: профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, д ю н., профессор Ситдикова Л. Б | ||
Форма экзамена: тест Продолжительность ... | Вопросы по курсу «Философия» для вступительного экзамена в аспирантуру... Скибицкий М. М., Зорина Е. В. Философия образования. Рабочая программа дисциплины | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру научная специальность Составители рабочей программы: доцент кафедры «Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин», к п н., доцент Ковыляев... | Программа кандидатского экзамена научная специальность Составители рабочей программы: профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, д филос н., доцент Музяков С. И.; доцент кафедры... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,... | ||
Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00.... Составители рабочей программы: профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, к п н. Горбачев В. Т.; профессор кафедры гуманитарных... | Программа обсуждена и переутверждена на заседании кафедры иностранных языков «07» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 04 – Германские языки разработана в соответствии с федеральными... | ||
Программа обсуждена и переутверждена на заседании кафедры русского языка «5» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 07. 00. 02 – Отечественная история разработана в соответствии с... | Программа обсуждена и переутверждена на заседании кафедры русского языка «12» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 01 – Русский язык разработана в соответствии с федеральными... |