Скачать 227 Kb.
|
Санкт-Петербургский государственный университет Экономический факультет Кафедра теории кредита и финансового менеджмента
ПРОГРАММАучебной дисциплины ОПД.Р.5 «Финансы некоммерческих организаций»Специальность 080105 «Финансы и кредит»Разработчик: д.э.н., профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета СПбГУ _____________________________ Б.И. Соколов Рецензент: д.э.н., профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета СПбГУ _____________________________ В.В. Иванов Санкт-Петербург2009
приобретение студентами знаний по теоретическим основам, состоянию и тенденциям развития финансов некоммерческих организаций, являющихся составной частью институтов, создающих валовой внутренний продукт, участвующих в его распределении и перераспределении и потреблении.
изучение основных разделов курса, усвоение понятийного аппарата, механизмов функционирования и форм организации некоммерческих организаций; развитие навыков самостоятельной аналитической работы, обеспечение базы для освоения комплекса финансовых и профессиональных дисциплин. 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: дисциплина относится к общей профессиональной (региональный компонент) в подготовке специалистов и служит составной частью при изучении специальных финансовых и профессиональных дисциплин, таких как финансы, ценные бумаги и биржи, банковское дело, международные финансы, управление финансовыми рисками. 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения предмета «Финансы некоммерческих организаций» студенты должны:
2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
2.1. Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий
2.2. Форма текущего, промежуточного и итогового контроля Форма текущего контроля: контроль за посещаемостью занятий и активностью студентов на семинарских занятиях. Форма промежуточного контроля: тесты, проведение контрольных опросов. Форма итогового контроля: экзамен (3 курс, V семестр). Ш. Организационно-методические указания«Финансы некоммерческих организаций» – учебная дисциплина, которая формирует знания и начальные практические навыки в области управления финансами некоммерческих организаций и опирается на знания, полученные при изучении таких дисциплин как экономическая теория, право, финансы, финансовый анализ, социально-экономическая статистика, финансовый менеджмент. Освоение учебной дисциплины осуществляется в процессе лекций, самостоятельной работы, подготовке к экзамену. IV. Содержание учебной дисциплины
V. Учебно-методическое обеспечение В процессе обучения используются классические аудиторные методы подачи материала, а именно лекционные занятия (проблемное изложение вопросов с использованием аудио-визуальных средств). 5.1. Вопросы к экзамену
5.2. Учебная литература: Основная:
Дополнительная:
VI. Примерные тесты для проверки остаточных знаний студентов Методические указания при проведении тестирования: 1. Правильный ответ следует пометить: а) 2. Возможны несколько пометок, составляющих правильный ответ. 3. В том случае, если правильный ответ не указан, после вопроса или рядом следует вписать от руки свой вариант ответа.
Вопрос 1. В каких организационно-правовых формах могут быть созданы некоммерческие организации? 1. Во всех формах, предусмотренных для некоммерческих организаций. 2. В любых организационно-правовых формах при наличии соответствующей лицензии. 3. В форме учреждения (государственного, муниципального или негосударственного). 4. В форме учреждения и общественного объединения. Вопрос 2. Может ли быть изменена учетная политика НКО в течение года? 1. Да. 2. Нет. 3. Да, но лишь в случаях, оговоренных законодательством. 4. Да, по согласованию с учредителями. Вопрос 3. Является ли смета доходов и расходов негосударственного учреждения обязательным условием ведения учета имущества организации? 1. Да, для бюджетного учреждения. 2. Да, для любого учреждения. 3. Нет. 4. Нет — при наличии самостоятельного баланса. Вопрос 4. Существуют ли ограничения для НКО на количество открываемых счетов в банках России и за рубежом? 1. Не существуют. 2. Существуют только для бюджетных учреждений. 3. Не существует ограничений только на количество открываемых счетов в банках России. 4. Не существует ограничений только на количество открываемых счетов в зарубежных банках. Вопрос 5. Сведения о доходах, размерах, оплате труда работников и об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности негосударственных учреждений не могут быть предметом коммерческой тайны. 1. Могут. 2. Не могут. 3. Утверждение справедливо для некоммерческих организаций. 4. Сведения о доходах относятся к коммерческой тайне. Вопрос 6. Состав доходов учреждения определяется: 1. Законом «Об образовании». 2. Налоговым Кодексом. 3. Утвержденной сметой доходов и расходов. 4. Реально поступающими средствами. Вопрос 7. Под грантом понимают: 1. Любое целевое поступление денежных средств или имущества. 2. Поступление денежных средств или имущества от зарубежных неправительственных организаций. 3. Целевое поступление денежных средств в некоммерческую организацию. 4. Безвозмездное дарение денежных средств или имущества. Вопрос 8. Обязано ли учреждение предоставлять калькуляцию оказываемых услуг любому заинтересованному лицу? 1. Да. 2. Нет. 3. Только контрагентам. 4. Только проверяющим органам. Вопрос 9. Укажите критерии, позволяющие отнести тот или иной вид деятельности к предпринимательской. 1. Направленность на получение прибыли и самостоятельность. 2. Направленность на получение прибыли, самостоятельность, регулярность, осуществление деятельности на свой риск. 3. Самостоятельность, риск и цель получения прибыли. 4. Риск и цель учреждения – получить прибыль. Вопрос 10. Какие компоненты включаются в понятие правовые аспекты деятельности организаций: 1. Организационно-правовая форма организации; степени правоспособности; последствия совершения сделок, противоречащих целям, указанным в учредительных документах; право на осуществление предпринимательской деятельности. 2. Ответственность и наименование. 3. Право на осуществление предпринимательской деятельности. Вопрос 11. Имущество общественной организации принадлежит: 1. Учредителям общественной организации. 2. Учредителям и членам общественной организации. 3. Является общественной собственностью организации. 4. Является государственной (муниципальной) собственностью. Вопрос 12. В каких организационно-правовых формах могут быть зарегистрированы благотворительные организации? 1. В любой форме, предусмотренной для общественных объединений. 2. В любой форме, предусмотренной для некоммерческих организаций. 3. В любой организационно-правовой форме. 4. Только в форме благотворительного фонда. Вопрос 13. Будет ли считаться благотворительной деятельность по предоставлению образовательных услуг: 1. Малообеспеченным учащимся и инвалидам. 2. Отдельным категориям учащихся (на льготной основе). 3. Всем учащимся, обучаемым безвозмездно в общественных образовательных учреждениях и организациях. 4. Всем учащимся в образовательных учреждениях (на льготной основе). Вопрос 14. Укажите отличия между филиалами и представительствами некоммерческих организаций. 1. Филиал является юридическим лицом, а представительство нет. 2. Филиал осуществляет все функции создавшей ее некоммерческой организации, а представительство только представляет интересы некоммерческой организации. 3. Филиал не является юридическим лицом, а представительство да. 4. Имущество филиала учитывается на отдельном балансе, а имущество представительства нет. Вопрос 15. Может ли некоммерческая образовательная организация получать прибыль от оказания платных лицензируемых услуг? 1. Нет. 2. Может. 3. Может, но при обязательном условии реинвестирования прибыли в основную деятельность. 4. Может получать прибыль только от предпринимательской деятельности. Вопрос 16. Пользователями информации по данным финансового учета являются: 1. Все заинтересованные лица (учащиеся, родители, работники, налоговые органы, контролирующие органы юстиции, лицензионная комиссия, конкуренты и т. д). 2. Администрация учреждения. 3. Работники. 4. Администрация учреждения, работники и контролирующие органы. Вопрос 17. Может ли учетная политика учреждения быть изменена в течение года? 1. Да. 2. Нет. 3. Да, но только в случаях, оговоренных законодательством. 4. Да, по согласованию с учредителями. Вопрос 18. Какими видами предпринимательской деятельности может заниматься учреждение? 1. Любыми видами. 2. Разрешенной предпринимательской деятельностью. 3. Видами деятельности, оговоренными в уставе и согласованными с учредителем. 4. Сдача имущества в аренду, вложения в ценные бумаги, инвестиции в другие предприятия, оказание посреднических услуг, торговая деятельность, ведение прочих внереализационных операций. Вопрос 19. Учетная политика учреждения – это: 1. Документ, необходимый фискальным органам (например, налоговой инспекции). 2. Документ, который является головной болью директора (так как он не понимает, для чего он нужен и какие преимущества он может предоставить при грамотном составлении). 3. Документ, позволяющий организации выбрать наиболее оптимальные способы ведения учета, составления внутренней отчетности, документооборота. 4. Документ, разрабатываемый вышестоящей организацией или учредителем для контроля за соблюдением организацией налогового и отраслевого законодательства. Вопрос 20. Источниками формирования имущества некоммерческих организаций являются: 1. Уставный капитал, заемные и привлеченные средства. 2. Собственный капитал, заемные средства и привлеченный капитал. 3. Целевые взносы, собственный капитал, заемные и привлеченные средства. 4. Имущество, переданное в оперативное управление, собственный капитал, целевые средства, заемный и привлеченный капитал. Вопрос 21. К нематериальным активам учреждения могут быть отнесены: 1. Лицензии сроком до одного года. 2. Права, возникающие при использовании лицензионных договоров и иных продуктов интеллектуальной собственности, используемые в организации более 1 года и являющиеся собственностью организации. 3. Право пользования земельным участком для учреждения сроком на 1 год. 4. Продукты интеллектуальной собственности, арендуемые у другой организации сроком на 2 года. Вопрос 22. Благотворители – это 1. лица (физические и юридические), оказывающие безвозмездную помощь некоммерческим организациям бескорыстно. 2. лица (физические и юридические), осуществляющие безвозмездную помощь, руководствуясь коммерческими интересами. 3. физические лица, являющиеся представителями юридических лиц или органов власти, входящие в управленческие структуры и осуществляющие в рамках НКО управленческие функции. 4. граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. 5. Все предыдущие ответы верны. 6. Все предыдущие ответы не верны. Вопрос 23. Обязано ли образовательное учреждение при оказании платных образовательных услуг применять контрольно-кассовые машины (ККМ)? 1. Да. 2. Нет. 3. Обязано применять ККМ или бланки строгой отчетности. 4. Обязано использовать только бланки строгой отчетности. Вопрос 24. Кто является собственником имущества учреждения, приобретенного им за счет собственных источников? 1. Учредитель. 2. Учреждение. 3. Учредитель, но только после ликвидации учреждения. 4. Учреждение, но только до момента ликвидации учреждения и если иное не оговорено в учредительном договоре. Вопрос 25. Основными элементами финансового учета учреждения являются: 1. Учет имущества, обязательств и хозяйственных процессов в учреждении, составление финансовой отчетности. 2. Документирование и инвентаризация имущества и обязательств организации. 3. Учет имущества и обязательств, исполнение сметы доходов и расходов (бюджетных ассигнований), составление бухгалтерской и налоговой отчетности. 4. Учет имущества, обязательств и хозяйственных процессов. Вопрос 26. Может ли быть изменена в течение учебного года смета доходов и расходов учреждения? 1. Да, при условии обязательного согласования с учредителями (участниками учреждения). 2. Нет. 3. Да, но только в течение календарного года. 4. Да, но только по согласованию с налоговой инспекцией. Вопрос 27. Какой процент средств за год вправе благотворительная образовательная организация использовать на оплату труда административно-управленческого персонала? 1. Не более 30%. 2. Ограничений не существует. 3. Не более 20%. 4. Не более 50%. Вопрос 28. Спонсоры – это 1. лица (физические и юридические), оказывающие безвозмездную помощь некоммерческим организациям бескорыстно. 2. лица (физические и юридические), осуществляющие безвозмездную помощь, руководствуясь коммерческими интересами. 3. физические лица, являющиеся представителями юридических лиц или органов власти, входящие в управленческие структуры и осуществляющие в рамках НКО управленческие функции. 4. граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. 5. Все предыдущие ответы верны. 6. Все предыдущие ответы не верны. Вопрос 29. Обязательными условиями применения сметы доходов и расходов организации являются: 1. Исполнение расходов по установленной смете доходов. 2. Утверждение сметы общим собранием в общественной организации, учредителями или иным высшим руководящим органом управления некоммерческой организации. 3. Соответствие видов расходов целям и величине доходов образовательного учреждения. 4. Все вышеперечисленные факторы. Вопрос 30. Включаются ли в налогооблагаемую базу некоммерческих учреждений целевые, членские, вступительные, спонсорские и благотворительные взносы? 1. Да. 2. Нет. 3. Льгота предоставляется общественным организациям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность. 4. Льгота предоставляется организациям при наличии лицензии на образовательную деятельность. Вопрос 31. Негосударственное учреждение обязано вести: 1. Бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность. 2. Бухгалтерский и управленческий учет, а также составлять финансовую отчетность. 3. Бухгалтерский учет по упрощенной системе. 4. Управленческий учет. Вопрос 32. Торгово-промышленные палаты создаются: 1. По решению не менее 25 учредителей. 2. По решению не менее 10 учредителей. 3. По решению не менее 15 учредителей. 4. Не более 1 на одной территории. 5. Все предыдущие ответы не верны. Правильный ответ: ___________________ Вопрос 33. Если благотворительной программой не установлено иное, то в течение года пожертвование обязательно должно быть использовано в размере: 1. не менее 2/3 пожертвования; 2. не менее 4/5 пожертвования; 3. не более 1/2 пожертвования; 4. в части, идущей на налоги и оплату труда персонала. 5. Все предыдущие ответы не верны. Правильный ответ: ___________________ Программа курса «Финансы некоммерческих организаций» |
Санкт-Петербургский государственный университет Экономический факультет... Положения об аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка, утвержденного приказом фсфр россии... | Санкт-Петербургский государственный университет Экономический факультет... Питерская Л. Ю., профессор Буров Л. А., профессор Ворошилова И. В., доценты Аджиева А. Ю., Колкарева Э. Н., Носова Т. П., Родин Д.... | ||
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет... Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,... | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Григорьева Мария Александровна, преподаватель кафедры административного, финансового и коммерческого права | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ковалев Виталий Валерьевич, д э н., доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета Санкт-Петербургского... | Санкт- петербургский государственный университет Экономический факультет Учебно-методический комплекс «Бюджетная система рф» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический Университет... «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»/ 140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Учебно-исследовательская практика – важный этап подготовки квалифицированных бакалавров, владеющих основами своей профессиональной... | ||
«высшая школа экономики» Факультет права Программа итогового государственного... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный... | Российский государственный торгово-экономический университет кафедра... Опилат Наталья Ивановна кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской... | «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына | ||
Types of Tourism Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в городе Твери | ||
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Психическое здоровье в Германии и России: Клиническая и исследовательская инициатива Санкт-Петербургский научно-исследовательский Санкт-Петербургский государственный университет |