Скачать 190.57 Kb.
|
В Федеральную антимонопольную службу России Копии: В Министерство юстиции Российской Федерации В Министерство финансов Российской Федерации В Высший совет партии «Единая Россия» Обращение Мы, аудиторы России, вынуждены обратиться к Вам в связи с ситуацией, сложившейся вокруг проблемы, связанной с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту — Закон) и реализацией упрощённого порядка сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. История проблемы и нормативная база Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» гарантировал, что квалификационный аттестат аудитора выдаётся без ограничения срока действия (пункт 1 статьи 15 Закона) по итогам сдачи двухуровневого экзамена по программе Министерства финансов РФ. Кроме того, согласно пункту 16 Приказа Министерства финансов РФ от 12.09.2002 № 93н «Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации», аттестаты аудиторов различались (в зависимости от сферы деятельности аудитора) по специализациям:
Закон внёс существенные корректировки, начав реформирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. В общем суть данного реформирования сводится к трём основным аспектам:
В результате этих изменений было создано шесть СРО аудиторов и Единая аттестационная комиссия (ЕАК). Деятельность ЕАК регламентирована указанным Законом, приказами Министерства финансов РФ от 27.05.2010 № 51н «Об утверждении порядка создания Единой аттестационной комиссии» и от 30.09.2010 № 118н «Об утверждении Положения об упрощённом порядке сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора» (далее по тексту — Приказ). Согласно этим документам ЕАК организует и проводит экзамены на получение квалификационного аттестата аудиторов, в том числе и в упрощённом порядке (в форме компьютерного тестирования) для уже действующих аудиторов. Существо проблемы Мы считаем, что отдельные положения Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Приказа Министерства финансов РФ от 27.05.2010 № 51н «Об утверждении порядка создания Единой аттестационной комиссии» существенно ущемляют наши права и обнажают возникающие в связи с этим проблемы. А именно:
Основания проведения обязательного аудита в 2010 г.
Из этих данных очевидно следует, что практически все аудиторы России будут вынуждены сдавать дополнительный экзамен или сдавать квалификационные экзамены заново менее чем из-за 10% клиентов, которых, возможно, они никогда не проверяли и никогда не будут проверять в будущем.
«Единая аттестационная комиссия устанавливает перечень вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, из областей знаний, предусмотренных настоящим Положением. Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, должен включать: а) не менее 400 вопросов по бухгалтерскому учету и отчетности в банковской сфере; б) не менее 500 вопросов по бухгалтерскому учету и отчетности в небанковской сфере; в) не менее 300 вопросов по аудиту. Вопросы, предлагаемые претендентам на упрощенном экзамене, подготавливаются в форме тестов с многовариантным ответом». Кроме того, следует отметить, что неразглашение ЕАК текста экзаменационных тестов со ссылкой на Приказ Министерства финансов РФ, утвердивший Положение, нарушает пункт 4 статьи 11 Закона: «Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования».
На основании приведённых данных следует отметить три ключевых аспекта. 1) Процент сдавших экзамен из уже однажды аттестованных и сдававших экзамены опытных аудиторов составляет лишь 35,23%. Практически все аудиторы не понимают, зачем от них требуют такой колоссальный объём знаний, реально не требующийся в повседневной работе. Аудиторы оказались в неравной ситуации: этот экзамен сдать несравнимо проще молодым, но менее опытным и в силу своего возраста более склонным к обучению аудиторам, чем более опытным и уже не молодым аудиторам, фактически взрастившим аудиторскую профессию в нашей стране. 2) За 7,5 месяцев 2011 года экзамен сдали всего 362 из 26 600 зарегистрированных аудиторов, что составляет лишь 1,36%. При этом всего было предпринято 1 069 попыток сдачи экзамена (мы применяем термин «попытка», поскольку даже среди столь малого количества уже есть аудиторы, пытавшиеся сдать экзамен два и более раз). 3) Темпы сдачи и количество сдавших экзамен аудиторов говорят о том, что к концу 2011 года в России из 26 600 менее 1 000 аудиторов будут иметь право проводить «обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности». При этом обязательный аудит таких компаний, по данным Министерства финансов РФ, опубликованным на его официальном сайте в Интернете, составил в 2010 году более 45% от общего рынка обязательного аудита в России. В этом случае обязательный аудит указанных компаний проводить будет фактически некому, стоимость такого аудита неминуемо взлетит вверх, увеличивая количество случаев от уклонения от проведения обязательного аудита, а рынок аудита будет перегрет недовольством аудиторского сообщества и пользователей аудиторских услуг. 5. Ничтожно малое количество аудиторов, впервые сдавших квалификационный экзамен аудитора по новым требованиям: за 9 месяцев 2011 года лишь четыре человека (из 31, прошедшего обучение) успешно сдали квалификационные экзамены, что составило лишь 14% от общего количества сдававших экзамен. Для сравнения: за весь 2010 год обучение прошли 4 059 претендентов, из которых 1 551 человек успешно сдали экзамены, а в 2009 году обучение прошли 4 207 человек, из которых экзамены сдали 1 487 человек. Четыре человека против почти 1 500 человек в год за последние два года — такое соотношение говорит о резком снижении привлекательности профессии аудитора и угрозе наступления в будущем дефицита кадров. Следует отметить, что СРО аудиторов и сами аудиторы уже неоднократно, но безуспешно обращались к бывшему министру финансов России господину Кудрину А.Л. и другим представителям Министерства финансов РФ по вопросам законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в России. Последнее такое обращение за номером 224/10-11 направлялось 06.06.2011 руководителями всех шести СРО аудиторов, также касалось темы упрощённого порядка сдачи квалификационного экзамена и тоже не нашло понимания в кабинетах Министерства финансов РФ. У нас вызывает недоумение тот факт, что практически все обращения аудиторского сообщества получали отрицательный отзыв со стороны Министерства финансов РФ. Возникает ощущение, что мнение аудиторов, отдавших годы (а многие из них — и десятилетия) своей жизни этой профессии, не интересует российские государственные органы. Мы считаем, что не только указанное министерство, но и мы сами многое сделали для развития института аудита в нашей стране. Поэтому мы не можем мириться с таким положением дел, когда чиновники, лоббирующим интересы различных бизнес-структур, в разгар мирового финансового кризиса фактически вытесняют нас из профессии. На основании всего вышеизложенного мы просим:
– подготовить и выступить с законодательной инициативой об изменениях в законодательстве Российской Федерации, регулирующем аудиторскую деятельность, с учётом выявленных аудиторским сообществом проблем; в частности, полностью отменить действие пунктов 4 и 4.1 статьи 23; – в соответствии с неоднократными обращениями аудиторского сообщества принять меры по введению эффективного инструмента контроля, направленного на сокращение количества случаев уклонения от проведения обязательного аудита, а также по гармонизации требований федеральных законов от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; – более конструктивно вести работу со СРО аудиторов и всем аудиторским сообществом в части нормотворческой деятельности;
С уважением, аттестованные аудиторы Российской Федерации:
Лист____________ |
Министерство юстиции российской федерации главное управление исполнения... Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным... | Министерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | ||
Министерство здравоохранения российской федерации n 1630н министерство... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство юстиции российской федерации приказ от 14 апреля 2000... Х и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 3 декабря 1999 г. №1075,... | ||
Министерство финансов российской федерации приказ от 21 декабря 2012... Анохина Н. Ф.; кафедра экономики и управления (Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета) | Министерство образования и науки российской федерации министерство... «Об утверждении Порядка осуществления служебной и научной деятельности адъюнктов очной формы обучения»; приказа Минобрнауки России... | ||
Министерство юстиции чувашской республики приказ Российской Федерации", Законом Чувашской Республики "О государственной гражданской службе Чувашской Республики" и Указом Президента... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Российской Федерации Министерство образования и науки Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации | Министерство экономики Министерство образования Российской Федерации... Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Положение о министерстве иностранных дел российской федерации утверждено Министерство иностранных дел Российской Федерации (мид россии) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим... | О проведении "урока россии" в общеобразовательных России Министерство образования Российской Федерации рекомендует накануне Дня Конституции Российской Федерации (12 декабря) провести... |