ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ)
«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»
Вологодский филиал
Реферат По дисциплине: Логистика Тема №25: Задача выбора поставщика по фактическим и экспертным данным
Выполнил: студент группы В6МН-61
(Севостьянова Е.К.)
« » декабря 2014 г.
Преподаватель: Перцева М.Б.
«____» ________________2014 г.
г. Вологда
2014 СОДЕРЖАНИЕ
Введение
| 3
| 1. Понятие и характеристика выбора поставщика
| 4
| 2. Методы при выборе поставщика
| 8
| 2.1 Метод экспертных оценок
| 8
| 2.2 Выбор поставщика по фактическим данным
| 10
| Заключение
| 16
| Список литературы
| 17
|
ВВЕДЕНИЕ Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления, – службу снабжения. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
- элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
- элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
- самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
1. Понятие и характеристика выбора поставщика После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных поставщиков.
При этом могут быть использованы следующие методы:
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
- удаленность поставщика от потребителя;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей;
- организация управления качеством у поставщика;
- психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
- финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.
Рейтинг – субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). Рейтинг может служить основой для построения шкал оценок, в частности, при оценке надежности отдельных поставщиков [3, С. 120].
Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле – к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.
Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.
Приведем пример расчета рейтинга поставщика. Допустим, что предприятию необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки.
Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.
Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности [1, С. 84].
В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:
- отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;
- отношение объема продаж к дебиторской задолженности;
- отношение чистой прибыли к объему продаж;
- движение денежной наличности;
- оборачиваемость запасов и др.
Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.
2. Методы при выборе поставщика При выборе поставщика используются следующие методы:
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов;
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка и личные контакты.
В результате формируется список потенциальных поставщиков. Для выбора наилучшего из них сначала определяются основные критерии их оценки, к основным из которых относятся: цена, надежность поставки, удаленность, сроки выполнения заказов, организация управления качеством, его финансовое положение, организация обучения и переподготовки персонала и пр.
Большинство из этих критериев не может быть оценено объективными количественными показателями. В этом случае используется метод экспертных оценок.
Задача выбора поставщика относится к многокритериальным задачам, основная идея которых состоит в том, чтобы множество важных параметров свести к единому показателю. Одним из наиболее эффективных методов решения многокритериальных задач является создание обобщенного показателя в виде алгебраической суммы частных критериев с весовыми коэффициентами. Весовые коэффициенты так же определяются методом экспертных оценок и характеризуют степень важности каждого критерия. 2.1 Метод экспертных оценок
Для реализации метода экспертных оценок организуется совещание специалистов (или им рассылаются опросные листы) с просьбой оценить данного поставщика по каждому критерию по определенной системе (пяти, десяти, стобальной или иной системе оценок). Затем эти оценки усредняются. Однако разные критерии имеют различное значение для различных потребителей. Для одних потребителей основное значение имеет качество, для других – цена, для третьих – возможность быстрой перестройки на выпуск новой продукции, при стабильном производстве очень важна стабильность поставок и пр. По этой причине потребитель должен определить и удельный вес каждого критерия, что осуществляется так же методом экспертных оценок. Для этого каждый эксперт оценивает степень важности каждого критерия. Затем эти оценки усредняются и приводятся к долям от единицы путем деления соответствующей оценки на сумму средних оценок по всем критериям. Абсолютное значение каждого из критериев определяется произведением его среднего значения на весовой коэффициент.
Приведем пример решения задачи выбора поставщика
Результаты экспертных оценок двумя экспертами Э1 и Э2 двух поставщиков А1 и А2 по десятибалльной системе приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Результаты экспертных оценок
Критерий
| Оценка поставщика первым экспертом Э1
| Оценка поставщика вторым экспертом Э2
| Средняя оценка поставщика по десятибалльной системе
| А1
| А2
| А1
| А2
| А1
| А2
| Цена
| 7
| 5
| 6
| 5
| 6,5
| 5,0
| Надежность поставки
| 4
| 2
| 5
| 5
| 4,5
| 2,5
| Качество товара
| 4
| 6
| 5
| 7
| 4,5
| 6,5
| Финансовое состояние
| 3
| 6
| 4
| 5
| 3,5
| 5,5
| Среднее значение оценки значимости критерия в долях от единицы называется весовым коэффициентом и определяется путем деления среднего значения оценки на сумму оценок.
Оценки значимости критериев приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Расчет рейтинга поставщика
Критерий
| Оценка значимости критерия по десятибалльной системе экспертом
| Среднее значение оценки значимости критерия
| Весовой коэффициент
| Произведение среднего значения оценки поставщика на весовой коэффициент
| Э1
| Э2
| А1
| А2
| Цена
| 6
| 8
| 7
| 0,35
| 2,275
| 1,750
| Надежность поставок
| 4
| 2
| 3
| 0,15
| 0,675
| 0,375
| Качество
| 5
| 7
| 6
| 0,20
| 0,900
| 1,300
| Финансовое состояние
| 4
| 4
| 4
| 0,30
| 1,050
| 1,650
| Σ
|
|
| 20
| 1,00
| 4,900
| 5,075
| Отсюда видно, что в данном случае предпочтение следует отдать второму поставщику. 2.2 Выбор поставщика по фактическим данным
При решении задачи выбора поставщика следует ориентироваться не только на его нынешнее состояние, но и на динамику показателей его работы. Так, например, казалось бы, вполне благополучный поставщик может оказаться на грани финансового краха; поставщик может иметь старую изношенную технику, что неизбежно приведет к увеличению задержек поставок; малоопытный работник, активно занимающийся повышением своего профессионального уровня, может оказаться через пару лет значительно полезнее для фирмы, чем многоопытный престарелый работник и пр. Следовательно, система контроля исполнения договоров поставки должна позволять накапливать информацию, необходимую для прогнозирования изменений качественных показателей работы потенциальных поставщиков.
Приведем пример решения задачи выбора поставщика с учетом динамики показателей его работы.
Некоторая фирма в течение двух лет получала товары А и В от двух поставщиков Р1 и Р2, однако было принято решение заключить долгосрочный договор только с одним из них.
В таблицах 2.3 – 2.6 приведены данные о динамике показателей их работы.
Таблица 2.3
Динамика цен на поставляемые товары
Поставщик
| Год
| Объем поставки, ед./год
| Цена за единицу
| товара А
| товара В
| товара А
| товара В
| Р1
| 1
| 2000
| 1000
| 10
| 5
| 2
| 1200
| 1200
| 11
| 6
| Р2
| 1
| 9000
| 6000
| 9
| 4
| 2
| 7000
| 10000
| 10
| 6
| По этим показателям никак нельзя отдать предпочтение ни одному из поставщиков: одни показатели улучшаются, а другие ухудшаются.
Таблица 2.4
Динамика поставки бракованной продукции
Поставщик
| Год
| Объем поставки бракованной продукции, ед./год
| Р1
| 1
| 75
| 2
| 120
| Р2
| 1
| 300
| 2
| 425
| По этой таблице так же трудно отдать предпочтение одному из поставщиков: хотя у Р1 брака значительно меньше, чем у Р2, но динамика этого показателя у него значительно хуже.
Таблица 2.5
Динамика задержек поставок
Поставщик
| Год
| Количество поставок, шт.
| Всего опозданий, дней
| Р1
| 1
| 8
| 28
| 2
| 7
| 35
| Р2
| 1
| 10
| 45
| 2
| 12
| 36
|
В данном случае надежность поставки имеет минимальный вес, т.к. товары А и В не требуют бесперебойного пополнения.
Темп роста цены на i-ю разновидность товара у j-го поставщика
(1)
где Cij2 – цена i-го товара у j-го поставщика во втором году;
Cij1 – цена i-го товара у j-го поставщика в первом году.
Доля i-го товара в общем объеме поставок j-го поставщика (2) где Sij – сумма, на которую поставлен товар i-го вида j-м поставщиком;
Gij – объем поставки товара i-го вида j-м поставщиком;
ΣSij – сумма, на которую поставлены все товары j-м поставщиком.
Средневзвешенный темп роста цен у j-го поставщика (3) В условиях данной задачи для первого поставщика по товару А и В соответственно
Для второго поставщика по товару А и В соответственно
Доля товара вида А в общем объеме поставок первого поставщика
Доля товара вида В в общем объеме поставок первого поставщика
Доля товара вида А в общем объеме поставок второго поставщика
Доля товара вида В в общем объеме поставок второго поставщика
Тогда средневзвешенный темп роста цен у первого поставщика.
Средневзвешенный темп роста цен у второго поставщика.
Темп роста поставок бракованной продукции j-м поставщиком
(4)
где dб1j – доля бракованной продукции j-го поставщика в первый год поставок;
dб2j – доля бракованной продукции j-го поставщика во второй год поставок.
Для первого поставщика
Для второго поставщика
Темп роста средней задержки поставок
где Тср1 и Тср2 – среднее время опоздания поставки в первом и втором году, соответственно.
Среднее время опоздания определяется частным от деления общего числа дней опоздания на число поставок.
В данном случае для первого поставщика
Для второго поставщика
Результаты расчетов сведены в таблицу 2.6.
Таблица 2.6
Расчет рейтинга поставщика
Показатель
| Весовой коэффициент
| Оценка поставщика
| Произведение оценки на весовой коэффициент
| Р1
| Р2
| Р1
| Р2
| цена
| 0,5
| 113,5
| 128,9
| 56,8
| 64,5
| качество
| 0,3
| 200
| 80
| 60
| 24
| надежность
| 0,2
| 143
| 150
| 28,6
| 30
| Рейтинг поставщика
| 145,4
| 118,5
| В данном случае темп роста показателей отражает увеличение негативных характеристик поставщика, поэтому предпочтение очевидно следует отдать тому из них, чей рейтинг ниже. В данном примере предпочтение следует отдать второму поставщику благодаря более низкой цене, несмотря на большее количество брака и большие задержки поставок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов и др. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
элементом микрологистической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдюхин П. Р. Логистика. – М.: Академа, 2012.
Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: Маркетинг, 2010.
Логистика / Под ред. Сивохина Н. П. и др. – М.: Инфра-М, 2013.
Недоспасова О.П. Современная практика управления закупочной логистикой // Известия Томского политехнического университета. – 2011. – № 6.
Козловский В. А., Кобзев В. В., Савруков Н. Т. Логистика. – СПб.: Проспект, 2012.
Щебнев Л. М. Логистика. – М.: Альт-Пресс, 2012.
|