Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа»





Скачать 145.12 Kb.
НазваниеМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа»
Дата публикации04.07.2013
Размер145.12 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Физика > Реферат

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа»



Проект

«Простые механизмы»


Секция: Физико – математические науки

Выполнили:

Попова Юлия, обучающаяся 7 класса

Клинов Иван, обучающийся 7 класса

Руководитель: Микушина Т. И., учитель физики


Село Верхние Пески

2012г

Содержание


Содержание

  1. Введение. ……………………………………………………………2

  2. Цели и задачи. ……………………………………………………….3

  3. План создания проекта………………………………………………4

  4. Простые механизмы и их разновидности…………………………..4

  5. Использование простых механизмов……………………………….8

  6. Простые механизмы в природе…………………………………….10

  7. Результаты исследований…………………………………………..12

  8. Результаты анкетирования. ………………………………………..12

  9. Выводы………………………………………………………………13

  10. Список литературы………………………………………………...14

  11. Приложение №1 Простые механизмы и их разновидности

  12. Приложение №2 Использование простых механизмов

  13. Приложение №3 Простые механизмы в природе

  14. Приложение №4 Предмет исследования: наклонная плоскость.

  15. Приложение №5 Предмет исследования: рычаг скорости

(руки человека)

  1. Приложение №6 Анкетирование. «Использование простых механизмов в быту»

  2. Приложение №7 Результаты анкетирования обучающихся

5-8 классов «Как вы используете свойства рычагов»

  1. Введение. Может ли человек удержать на весу 100 тонн, можно ли рукой расплющить железо, может ли ребенок оказать противодействие силачу? Да, мо­гут.

Автомашину массой в несколько тонн шофер легко приподнимает при помощи домкрата. Домкрат - это простой механизм, который дает выигрыш в силе примерно в 40-50 раз. Ножницы, плоскогубцы, клещи, кусачки и мно­гие другие инструменты - все это рычаги.

Сдвигая колечки ножниц или ручки кусачек, взрослый человек действу­ет обычно с силой в 40-50 H. Так как одно плечо может превысить другое раз в 20, то оказывается, что мы способны «вгрызаться в металл» с силой в 1000 H. И это при помощи столь несложного инструмента!

Утверждают, что великий ученый Архимед как-то писал сиракузскому царю Гиерону: «Если бы была другая Земля, я перешел бы на нее и сдвинул бы нашу Землю».

Что такое рычаг и почему он так увеличивает силу человека? Какие ещё простые механизмы существуют? Какими еще свойствами обладает рычаг и другие простые механизмы? Как используют их люди? Как можно еще применить рычаг? Исследованию этих вопросов мы посвятили свой проект.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Зачем нужны простые механизмы для выполнения работы?

Проблемные вопросы

  1. Какие виды простых механизмов существуют?

  2. Для чего нужны простые механизмы?

  3. Где простые механизмы встречаются в природе?

  4. Дают ли простые механизмы выигрыш в силе?

  5. Дают ли простые механизмы выигрыш в скорости?

  6. Есть ли простые механизмы во мне?

2. Цели и задачи


Цель: выявить значимость применения простых механизмов

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить литературные и электронные источники информации.

2. Систематизировать и обобщить найденный материал.

3.Сформулировать выводы.

4.Создать собственный продукт - презентацию по теме проекта.

Ожидаемый результат: повышение информированности школьников по вопросу применения простых механизмов.

Варианты представления результатов исследования - устный доклад на научно-практической конференции; компьютерная версия- Презентация.

3. План создания проекта


Этап1: Подготовительный «Разработка проектного задания»

Задачи: -формулирование изучаемых вопросов;

-обсуждение методов исследования;

-определение источников информации и продукта проекта

Этап 2: Практический «Разработка проекта»

Задачи: - сбор и уточнение информации;

- выполнение проекта:

- практическая работа учащихся по заданиям.

Исследования:

№1. Анкетирование школьников по теме «Умеете ли вы использовать свойства рычагов»

№2 Анкетирование школьников по теме «Простые механизмы, используемые в быту»

№3 Лабораторная работа «Выполняется ли «золотое правило» механики при использовании наклонной плоскости и от чего зависит выигрыш в силе»

№4 Лабораторная работа « Расчет силы напряжения мышцы руки»

Этап 3: Защита проекта Рефлексия

Защиту проекта планируем в виде презентации результатов работы над проектом на школьной научно-практической конференции

  1. Простые механизмы и их разновидности.

Ещё с древних времен для облегчения труда человек использовал приспособления и механизмы. Все они устроены по- разному, но в них обязательно имеются так называемые простые механизмы - рычаг и/или наклонная плоскость. Механические устройства, служащие для преобразования величины или направления силы, называют простыми механизмами.

Принято выделять шесть простейших механизмов, из которых четыре являются разновидностью двух основных: рычаг (блок и ворот) и наклонная плоскость (клин, винт). (Приложение №1, рис. 1)

В большинстве случаев простые механизмы применяют для того, чтобы получить выигрыш в силе, то есть увеличить силу, действующую на тело, в несколько раз

Рычаг - твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы. Чтобы найти плечо силы, надо из точки опоры опустить перпендикуляр на линию действия силы. Длина этого перпендикуляра и будет плечом данной силы. (Приложение №1, рис. 2)

F1, F2 - силы, действующие на рычаг. L1 L2 - плечи сил, действующих на рычаг. Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Это правило можно записать в виде формулы: F1 / F2 = L1 / L2

Правило равновесия рычага было установлено Архимедом. Из этого правила видно, что меньшей силой можно уравновесить при помощи рычага большую силу. Во сколько раз одно плечо больше второго, во столько раз силы, приложенные к одному плечу больше силы, приложенной ко второму плечу.

Виды рычагов. Существует два вида рычагов. (Приложение №1, рис. 3)

У рычагов первого рода неподвижная точка опоры располагается между линиями действия приложенных сил. Для того чтобы приподнять тяжелый предмет надо приложить силу, направленную вниз

У рычагов второго рода неподвижная точка опоры располагается по одну сторону линий действия приложенных сил. Для того чтобы приподнять тяжелый предмет надо приложить силу, направленную вверх.

Блок - Представляет из себя колесо с жёлобом по окружности, вращающееся вокруг своей оси. По желобу пропускают веревку, трос или цепь. Блок — простое механическое устройство, позволяющее изменять силу.

Блок имеет два вида: неподвижный и подвижный. (Приложение №1, рис. 4)

Неподвижным блоком называют такой блок, ось которого закреплена и при подъеме грузов не поднимается и не опускается. Такой блок не дает выигрыша в силе, но позволяет менять направление действия силы.

Подвижным блоком называют такой блок, ось которого поднимается и опускается вместе с грузом. Подвижный блок дает выигрыш в силе.

Другой разновидностью рычага является ворот. (Приложение №1, рис. 5а)

Ворот представляет собой цилиндр (барабан), к которому прикрепле­на рукоятка. При помощи рычага можно маленькой силой уравновесить большую силу. Рассмотрим, например, подъем ведра из колодца. Рычагом является колодезный ворот - бревно с прикрепленной к нему изогнутой ручкой. Ось вращения ворота проходит сквозь бревно. Меньшей силой служит сила руки человека, а большей силой - сила, с которой ведро и свисающая часть цепи тянет вниз. Выигрыш в силе, который дает ворот, определяется отношением радиу­са окружности, по которой движется рукоятка r1, к радиусу цилиндра, на который наматывается веревка r2. Если к рукоятке приложена сила F1, то сила напряжения веревки равна: . Современным типом ворота является лебедка. (Приложение №1, рис. 5б) Лебедка представляет со­бой сочетание цилиндра и двух зубчатых колес разного радиуса. Общий выигрыш в силе, который дает лебедка, определяется из совокупного действия 2-х воротов. Современные лебедки дают выигрыш в силе в 40-100 раз.

Наклонная плоскость - представляет собой плоскость, расположенную под углом к горизонту. (Приложение №1, рис. 6)

Наклонная плоскость позволяет преодолевать значительное сопротивление, прилагая сравнительно малую силу на большем расстоянии, чем то, на которое нужно поднять груз. Наклонная плоскость дает выигрыш в силе. Вы­игрыш в силе определяется отношением длины наклонной плоскости к ее высоте, при условии, что трение очень мало.

Винт.

Если наклонную плоскость «обмотать» вокруг цилиндра, мы получим другой механизм – винт. Обратимся к рисунку (Приложение №1, рис. 7)




Если при помощи ножниц вырезать картонный треугольник (рис. 7 «а»). Расположить его рядом с цилиндром (рис. 7 «б»). Наклонной плоскостью служит ребро картона. Обернув треугольник вокруг цилиндра, мы получим винтовую наклонную плоскость (рис. 7 «в»). Она служит для изменения направления и числового значения силы – как правило, получения выигрыша в силе.

Клин - простой механизм в виде призмы, рабочие поверхности которого сходятся под острым углом. Это, в сущности, сдвоенная наклонная плоскость (Приложение № 1,рис. 8). Главное его отличие от наклонной плоскости в том, что она обычно неподвижна, и груз под действием усилия движется по ней, а клин вгоняют под нагрузку или в нагрузку. Клин позволяет увеличить давление за счет концентрации массы на малой площади. Идеальный выигрыш в силе, даваемый клином, равен отношению его длины к толщине на тупом конце. Реальный выигрыш клина определить трудно. Из-за большого трения его КПД столь мал, что идеальный выигрыш не имеет особого значения.

  1. Использование простых механизмов

С древности простые механизмы часто использовались комплексно, в самых различных сочетаниях. Комбинированный механизм состоит из двух или большего числа простых. Это не обязательно сложное устройство; многие довольно простые механизмы тоже можно считать комбинированными. Например, в мясорубке(Приложение № 2,рис. 1). имеются ворот (ручка), винт (проталкивающий мясо) и клин (нож-резак). Стрелки наручных часов поворачиваются системой зубчатых колес разного диаметра, находящихся в зацеплении друг с другом. Один из наиболее известных несложных комбинированных механизмов – домкрат. (Приложение № 2,рис. 2). Домкрат представляет собой комбинацию винта и ворота. Выигрыш в силе, создаваемый комбинированным механизмом, равен произведению выигрышей отдельных механизмов, входящих в его состав.
Простые механизмы - это труженики со стажем работы более чем 30 веков, но они ничуть не состарились.

На любой строительной площадке работают башенные подъемные краны - это сочетание рычагов, блоков, воротов. В зависимости от "специальности" краны имеют различные конструкции и характеристики. Существуют портальные поворотные краны грузоподъемностью - 300 кН, строительные башенные краны грузоподъемность 20 - 400 кН., плавучие. (Приложение № 2,рис. 3).

Плавучие краны - самые сильные из семейства подъемных кранов: их грузоподъемность 4000 кН. Они поднимают затонувшие корабли, снимают суда с мели, с их помощью ремонтируют суда в открытом море, опускают на дно батисферы и камеры для ремонта кабелей и трубопроводов.

Простые механизмы используются и в устройстве шагающих экскаваторов. (Приложение № 2,рис. 4). В его большом ковше может поместиться экскаватор для городских строек.

Грузоподъемные устройства обычно используют не один, а несколько блоков. Система блоков и тросов, предназначенная для повышения грузоподъемности, называется полиспаст.(Приложение № 2,рис. 5) Подвижный и неподвижный блок - такие же древнейшие простые механизмы, как и рычаг. Уже в 212 г.до н.эры с помощью крюков и захватов, соединенных с блоками, сиракузцы захватывали у римлян средства осады. Сооружением военных машин и обороной города руководил Архимед.

Неподвижный блок Архимед рассматривал как равноплечий рычаг.
Момент силы, действующей с одной стороны блока, равен моменту силы, приложенной с другой стороны блока. Одинаковы и силы, создающие эти моменты. Выигрыш в силе при этом отсутствует, но такой блок позволяет изменить направление действия силы, что иногда необходимо.

Подвижный блок Архимед принимал за неравноплечий рычаг, дающий выигрыш в силе в 2 раза. Относительно центра вращения действуют моменты сил, которые при равновесии должны быть равны.
Главным подъемным приспособлением египтян была наклонная плоскость - рампа. Остов рампы, то есть ее боковые стороны и перегородки, на небольшом расстоянии друг от друга пересекавшие рампу, строились из кирпича; пустоты заполнялись тростником и ветвями. По мере роста пирамиды рампа надстраивалась. По этим рампам камни тащили на салазках таким же образом, как и по земле, помогая себе при этом рычагами.

Широкое применение получили простые механизмы и в быту. Рычаги различного рода имеются у многих машин. Ручка швейной машины, педали или ручной тормоз велосипеда, педали автомобиля и трактора, клавиши пианино – все это примеры рычагов, используемых в данных машинах и инструментах. (Приложение№2, рис.6). Плоскогубцы, клещи, гвоздодер, ножницы, коромысло с ведрами, щипцы, «журавль» для поднятия воды из колодца, рычажные весы, качели деревянные, ключ для отворачивания гаек при разборке и сборке деталей машин – это только малая часть инструментов и приспособлений, в основе действия которых лежит правило рычага. (Приложение № 2, рис 7)
6. Простые механизмы в природе. Законы физики используются не только в работе приборов и машин, но и распространяются на явления живой природы. Однако в живой природе многие из этих законов не проявляются в открытом виде, поэтому подметить их может только опытный глаз наблюдателя. В скелете животных и человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами: --у человека – кости рук и ног, нижняя челюсть, череп, фаланги пальцев, -у кошек рычагами являются подвижные когти; -у многих рыб – шипы спинного плавника; -у членистоногих – большинство сегментов их наружного скелета; -у двустворчатых моллюсков – створки раковины. Рычажные механизмы скелета, в основном, рассчитаны на выигрыш в скорости при потере в силе. Особенно большие выигрыши в скорости получаются у насекомых. В скелете животных и человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами, например, у человека – кости конечностей, нижняя челюсть, череп, фаланги пальцев. (Приложение №3, рис. 1,2)

Рычаг равновесия. Ось вращения рычага О проходит через сочленение черепа и первого позвонка. Спереди от точки опоры на относительно коротком плече действует сила тяжести головы R, позади – сила  тяги мышц F и связок, прикрепленных к затылочной кости. (Приложение №3, рис. 3)

Рычаг силы : действие свода стопы при подъеме на полупальцы.

Опорой О рычага, через которую проходит ось вращения, служат головки плюсневых костей. (Приложение №3, рис. 4)

Действующая мышечная сила F, осуществляющая подъем тела, передается через ахиллово сухожилие и приложена к выступу пяточной кости.

Преодолеваемая сила R – вес всего тела – приложена к таранной кости.

Простые механизмы в строении растений

Рассмотрим работу «рычажный механизм» в цветке шалфея для загрузки насекомых пыльцой. Цветок на растении располагается горизонтально. Нижняя его губа служит очень удобной посадочной площадкой для шмелей. Отсюда насекомое начинает путь внутрь цветка, к нектару. (Приложение №3, рис. 5)Но тут на его дороге встает «шлагбаум» - две тычинки. Они прикреплены к цветку так, что короткая и твердая нижняя часть каждой из них является одним плечом рычага, а верхняя длинная, на которой качается пыльник, - это другое плечо. Шмель пытается проникнуть внутрь цветка, нажимает на нижнее плечо. Верхнее при этом опускается, и пыльники вымазывают пыльцой спинку насекомого.

В растениях рычажные элементы встречаются реже, что объясняется малой подвижностью растительного организма.

Типичный рычаг – ствол дерева и корни. Глубоко уходящий в землю корень сосны или дуба оказывают огромное сопротивление, поэтому сосны и дубы почти никогда не выворачиваются с корнем. (Приложение №3, рис. 6). Ели же, имеющие часто поверхностную корневую систему, опрокидываются очень легко.

«Колющие орудия» многих животных – когти, рога и зубы – по форме напоминают клин (видоизменённая наклонная плоскость) (Приложение №3, рис. 7);клину подобна и заострённая форма головы быстроходных рыб. Многие из этих клиньев имеют очень гладкие твёрдые поверхности, чем и достигается их большая острота. (Приложение №3, рис. 8)

«Колющие орудия» многих растений – колючки – по форме напоминают клин (видоизменённая наклонная плоскость). Многие из этих клиньев имеют очень гладкие твёрдые поверхности, чем и достигается их большая острота. (Приложение №3, рис. 9)

  1. Результаты исследований. Мы решили на практике проверить: 1. Выполняется ли «золотое правило» механики при использовании наклонной плоскости и от чего зависит выигрыш в силе. В результате наших действий мы пришли к выводу: Наклонная плоскость дает выигрыш в силе. Выполняется «золотое правило» механики. Мы убедились, что с помощью наклонной плоскости легче поднимать грузы. При увеличении крутизны наклонной плоскости выигрыш в силе уменьшается. (Приложение №4)

  2. Так как рука человека – рычаг мы решили рассчитать силу напряжения мышцы руки и выяснили, что проигрывая в силе, мы выигрываем в расстоянии и соответственно в скорости в 10 раз. Так что сила напряжения наших мышц примерно в 10 раз больше, чем внешние силы, которые мы преодолеваем, зато в целом мы во столько же раз быстрее перемещаемся, чем наши мышцы (Приложение №5)

  1. Результаты анкетирования.

Мы решили выяснить: используют ли жители села Верхние Пески простые механизмы в своей жизни. Для этого мы провели опрос случайных прохожих по теме «Какими простыми механизмами пользуетесь вы и члены Вашей семьи» Результаты анкетирования приведены в таблице (Приложение №6)

Выводы: -нет ни одной семьи, которая не пользуется простыми механизмами; -в среднем на каждое хозяйство приходится по 1домкрату т.к. среди опрошенных некоторые хозяева имеют их по 3-4штуки (Винт); -около 50% хозяйств имеют лебедку (блок, система блоков) для поднятия больших грузов; -около 50% хозяйств имеет колодцы и применяют для поднятия воды из него простые механизмы (рычаг, ворот); -100 % населения пользуется клином (разновидность наклонной плоскости); -100% населения используют в своей жизни грабли, лопата, мотыга, кусачки, гвоздодеры, веники и другие инструменты (рычаги)

Для того, чтобы понять, как учащиеся умеют использовать свойства рычагов, мы провели анкетирование, проанализировали результаты и пришли к выводу (Приложение №7): - не все школьники могут применять свои знания о рычагах. - некоторые школьники умеют правильно использовать свойства рычагов, хотя им никто этого не объяснял.

9. Вывод. В результате работы над данным проектом мы выяснили: -сила человека ограничена, поэтому он часто применяет приспособления (механизмы), которые преобразовывают его силу в силу существенно большую, т.е. получают выигрыш в силе; -при использовании простых механизмов выполняется «золотое правило» механики: во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии; -простые механизмы широко применяются в практической деятельности; -простые механизмы применяют при совершении работы в тех случаях, когда надо действием одной силы уравновесить другую силу;

-различные простые механизмы, которые нас окружают, позволяют получить выигрыш в силе или расстоянии, делая нашу жизнь удобнее; -простые механизмы не дают выигрыша в работе; -человек применяет простые механизмы, хотя часто даже не подозревает о его использовании. Поэтому нам необходимо знать и учитывать особенности их действия.

Литература


  1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика. Учебник для общеобразовательных учреждений. 7–й класс.— М: Дрофа, 2009,

  2. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки (с древнейших времен до начала XX века). – М.: Высшая школа, 1989.

  3. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики.- М.: Просвещение, 1988

  4. Перельман Я.И. Занимательная физика: Книга 1.- М.: Наука 1979.

  5. Энциклопедия для детей: Т. 14 – «Техника». – М.: Аванта +, 2000.

  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия «Мир загадочного». – М.: Астрель, 2004.

Полезные ресурсы

http://school.holm.ru/predmet/phisic/ — полезные материалы по физике

http://class-fizika.narod.ru/index.htm -сайт классная физика

http://class-fizika.narod.ru/7_class.htm

http://900igr.net/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «ложкинская основная общеобразовательная школа»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconСоставитель М. Н. Бородин. 6-е изд
Муниципальное Казенное Общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Псемен»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconИсследовательская работа «возникновение чисел»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Беловская основная общеобразовательная школа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconТема: «Олимпийский урок по географии»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Рамоново
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconРабочая программа театрального кружка «Литературная гостиная»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №25
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconПубличный отчет Муниципального казенного общеобразовательного учреждения...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа деревни Таштугай муниципального района Хайбуллинский...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconРеферат «Проблемы обучения младших школьников иностранному языку»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Задоринская основная общеобразовательная школа»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тымская основная общеобразовательная школа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconИтоги реализации воспитательной работы в мкоу оош №24 в 2013-2014 учебном году
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №24
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconИнформационная карта оу полное наименование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ольховлогская основная общеобразовательная школа» Каменского муниципального...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №24
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №60»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconВолков В. А., Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике: 8 класс е изд.,перер и доп
Муниципальное Казенное Общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Псемен»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение палкинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнепесковская основная общеобразовательная школа» iconРазработка урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Неклюдовская основная общеобразовательная школа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск