Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г





НазваниеМетодическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г
страница1/7
Дата публикации16.10.2014
Размер0.93 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Физика > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра физики

Концепции современного естествознания

Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей
Черкесск, 2008

Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол № 4 от 18.12.07г.

Публикуется по решению учебно - методического совета КЧГТА,
протокол № от

Составители:

Малеева Мария Ахмедовна, к.ф.н., доцент Карданова Нэли Александровна, ст. преподаватель.

Рецензенты:

Шенкао Г.Х., д.ф.н., профессор. Бавижев М.Д., д.ф-м.н., профессор.

Редактор: Куршев Оли Ибрагимович, к.ф-м.н., доцент.

2


























ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА "КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ" (КСЕ)

Ниже приводятся элементы концепции естественнонаучного образование гуманитариев и обсуждаются методические особенности изучения курса "КСЕ". При этом взгляд на физику как основу естествознания необходимо расширяется до натурфилософского, эволюционного представления. В итоге физика возвышается до уровня науки об основах бытия и его становления в живой и неживой природе. Подчеркнем, что речь идет не о банальном редукционизме всех форм существования материи к физическим основаниям, а о принципах и подходах к моделированию и освоению целостного мира человеком, являющимся его частью и сознающим себя таковым. Иными словами в процессе изучения курса "КСЕ" следует раскрыть последовательное возникновение трех типов научной рациональности: классического, неклассического или кванто-физического, и постнеклассического или эволюционно- синергетического. Первому типу научной рациональности, т.е. классическому мышлению, отвечает ситуация: человек задает природе вопросы, природа отвечает, как она устроена. Второму типу научной рациональности, т.е. неклассическому (квантовая теория, статистическая физика), соответствует уже иная ситуация: человек задает природе вопросы, но ее ответы зависят уже не только от того, как она устроена, но и от способа постановки этих вопросов (относительность к средствам наблюдения). И наконец, сейчас пробивает себе дорогу третий тип науч­ной рациональности, т.е. постнеклассическое или эволкшионно-синергетическое мышление. Ему соответствует и новая ситуация: чело­век все так же задает природе вопросы. Природа, в свою очередь, по-прежнему ему отвечает, но эти ответы зависят теперь и от того, как она устроена, и от того, как ей был задан вопрос, и от предыстории самой системы. Таким образом, характер ответа определяется не только состоянием системы в данный момент времени, но и предшествующими состояниями. Более того, сама постановка вопроса человеком зависит от его культурных ценностей, определяемых всей историей цивилизации. Иными словами, человек уже выступает не сам по себе, а как носитель определенной культуры (это проблемы интерпретации единичных уникальных экспериментов, работа с биосферой Земли, экономические модели и т.д.). Разумеется, все эти типы научной рациональности реально сосуществуют, но при этом важно подчеркнуть, что достигнутый уровень рациональности определяется развитием цивилизации в целом. Поэтому дисциплина "КСЕ" должна быть продуктом междисциплинарного синтеза курсов физики, химии, биологии и экологии на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию. В целях демонстрации диалога науки и культуры необходимо непременное использование особенностей культурно-исторического контекста той эпохи, в которой рождались конкретные научные взгляды и открытия. Предлагается раскрытие драмы идей иллюстрировать через диалог творцов и их исторических оппонентов, например; Аристотеля и Галилея, Ньютона и Декарта, Дарвина и Ламарка, Бора и Эйнштейна. Это позволит подчеркнуть как личностное начало в науке, ее человеческое измерение и включенность в культуру, так и взаимовлияние науки и общества.

Наша концепция основана на том, что лидирующее место в культуре нашей эпохи бесспорно занимает наука. Научный метод, рожденный естествознанием, последние сто лет доминирует в духовном мире, проникая даже в науки о человеке и обществе. Ему мы обязаны триумфом техногенной цивилизации, которая привела не только к быстрому развитию экономической и социальной сфер общества, но и вызвала глобальный экологический кризис, отчуждение человека от природы, все большую дегуманизацию общества. Причины негативных эффектов глубоки и одна из них в том, что сегодня мы должны признать существование двух культур, обладающих разными языками, критериями и ценностями: культуры естествознания с доминантой научного метода, включающей науки о природе, технику и т.п., и культуры гуманитарной, включающей искусство, литературу, науки об обществе и внутреннем мире человека.

Задача курса "КСЕ" - дать понятия фундаментальности образования как образования, дающего целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога, в котором одной из наибольших проблем остается проблема взаимопонимания естественника и гуманитария.
2. Темы рефератов

по курсу «Концепции современного естествознания».


Вариант

Наименование контрольных работ



01

Пространственно - временные масштабы и физическое моделирование.

02

Поиски принципов объективного описания природы.

03

Мир дискретных объектов – физика частиц.

04

Состояние физической системы и ее изменение со временем.

05

Законы динамики и детерминизм Лапласа.

06

Импульс. Энергия и момент системы как меры движения.

07

Фотоны. Взаимопревращения энергии в системах частиц.

08

Мир непрерывных объектов – физика полей.

09

Модель сплошной среды (континуум ).

10

От физики Декарта к физике Максвелла.

11

Сплошная среда и упругие волны.

12

Взаимодействие : концепции близкодействия и дальнодействия.

13

Электромагнитное поле и электромагнитные волны.

14

Многообразие диапазонов электромагнитного излучения.

15

Интерференция, дифракция и поляризация света.

16

Идея голографии.

17

Мир микрообъектов- квантовая физика.

18

Квантование физических величин и суперпозиция состояний.

19

Квантовые переходы и излучение.

20

Атомы, молекулы, кристаллы.

21

Квантовая физика вокруг нас: лазеры, транзисторы.

22

Сверхпроводимость.

23

Квантовая физика – ключ к субатомному миру: кварки, адроны.

24

Квантовая физика – ключ к субатомному миру : ядра атомов, пульсары.

25

Мир реальных макрообъектов – статистическая физика.

26

Микро-и макроописание природы.

27

Вероятность как атрибут сложных систем.

28

Тепловое равновесие и флуктуации.

29

Неравновесные расстояния и релаксации.

30

Тепловая физика: от Карно к Гиббсу.

31

Энергия, температура, энтропия.

32

Ближний и дальний порядок в природе.

33

Фазовые переходы и симметрия.

34

Необратимость- неустранимое свойство реальности.

35

Время. Стрела времени.

36

Иерархия структур природы.

37

Мега-, макро-, и микромир.

38

Критерий относительной элементарности: «лестница» Вайскопфа.

39

Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.

40

Физический вакуум как реальность.

41

Эволюция Вселенной.

42

Устойчивость современных физических теорий.

43

Современная физическая картина мира и ее принципиальная незавершенность.

44

Источники нового взгляда на объективность познания природы.

45

Потребность в универсальной теории эволюции.

46

Проблемы времени и будущее физики.

47

Планеты.

48

Звезды.

49

Вещество в экстремальных условиях : белые карлики, нейтронные звезды.

50

Вещество в экстремальных условиях : черные дыры.

51

Галактики.

52

Горячая модель и эволюция Вселенной.

53

Физическая картина мира как философская категория.

54

Вещество и поле.

55

Сверхтекучесть и сверхпроводимость.

56

Физика плазмы и управляемый ядерный синтез.

57

Лазерное излучение как неравновесный фазовый переход.

58

Усиление света. Газовый лазер.

59

Применение лазеров в технологических процессах.

60

Принцип ЯМР- томографии.

61

Температурная сверхпроводимость (тепловые сверхпроводники).

62

Проблемы термоядерного синтеза.

63

Реактивное движение. 1-ая, 2-ая, 3-ая космические скорости.

64

Магнитные свойства вещества.

65

Изучение космических лучей.

66

Магнетика. Пара-, диа-, ферро-, антиферромагнетики.

67

Точка Кюри. Доменная структура.

68

Эффект Месс Бауэра.

69

Строение атомного ядра. Модели ядер.

70

Ядерные реакции. Радиоактивные превращения ядер.

71

Реакция ядерного деления. Цепная реакция деления.

72

Ядерный реактор.

73

Изотопы. Техническое применение изотопов.

74

Проблема источников энергии.

75

Термоядерный синтез.

76

Упрямый термоядерный синтез.

77

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.

78

Аннигиляция электрон-позитронной пары. Закон сохранения энергии.

79

Земля происхождение и динамика геосфер.

80

Климат – синергетический аспект.

81

Роль океанов.

82

Мозг как синергетический компьютер.

83

Научно-технические революции.

84

Радио от А.Попова до наших дней.

85

Основы передачи информации. Телевидение.

86

Космические программы России (СССР) и США.

87

Полет на Луну.

88

Использование космоса в мирных и военных целях.

89

Орбитальные космические полеты.

90

Исследование Марса, Венеры, Юпитера и других планет автоматическими межпланетными станциями.

91

Оптическая фильтрация пространственных частот. Принцип голографии.

92

Полимеры и жидкие кристаллы.

93

Рентгеновская томография и применение магнитного резонанса.

94

Внутренний и внешний фотоэффект, их технологическое применение.

95

Космические системы связи. Глобальная сеть INTERNET.

96

Альтернативные источники энергии.

97

Античность, классика, неклассика и постнеклассика научной рациональности.

98

Типы времени и фундаментальные парадигмы естествознания.

99

История естествознания до начала 21 века.

100

Панорама современного естествознания и ее незавершенность.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconУчебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности...
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физика: Методическое пособие для студентов всех технических специальностей заочного отделения. – Вологда: Вогту, 2008, с
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconКонспект лекций по курсу «эконометрика» для студентов III курса дневного...
Печатается по решению кафедры прогнозирования и статистики: протокол №6 от 07. 03. 2003 г
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconРекомендации по подготовке самостоятельной письменной работы по культурологии Волгоград
Методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного обучения всех специальностей педагогического университета
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconМетодическое пособие по дисциплине «Логика»
Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного...
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск...
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям...
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconМетодическое пособие для разработки и оформления рефератов с использованием...
Методическое пособие предназначено как для обучающихся с получением основного общего (полного) образования, так и для студентов всех...
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «социология управления»...
Вопросы к зачету
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconУчебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис»,...
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconУчебно-методическое пособие для студентов дневного отделения биолого-почвенного...
Охватывает организмы, популяции, сообщества, в результате взаимодействия которых с окружающей средой (энергией и веществом) образуются...
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей рассмотрено...
Концепции современного естествознания: Учеб пособие для студентов экономических специальностей /А. Н. Верхозин, В. В. Однобоков /...
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconМетодическое пособие по дисциплине Экономика отрасли Для всех специальностей
Методическое пособие предназначены для студентов выпускников и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный...
Методическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008 Рекомендовано к публикации кафедрой физики, протокол №4 от 18. 12. 07г iconМетодическое пособие по выполнению студентами рефератов учебное пособие...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск