Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники»





Скачать 178.13 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Основы электротехники»
Дата публикации30.10.2014
Размер178.13 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа



Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» разработана в соответствии с «Разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо департамента профессионального образования Минобрнауки России от 20.10.2010 №12-696) по профессии: 151903.02 Слесарь.

Разработчик:

Скнарин С.В., преподаватель электротехники ГАОУ НПО РО ПЛ №3

Рецензенты:

  1. Деркачев В.И, - зам., директора по УПР ГОУ НПО РО ПЛ №1

  2. Пушкарев А.В. – зам. директора по ПР ГАОУ НПО РО ПЛ №3



Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

методической комиссией__________________

протокол №_______ от __________________

председатель МК___________________
Рабочая программа переутверждена на 20__/ 20__ учебный год

Протокол №___ заседания МК от «___»___________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ______, стр.___ )

Председатель МК ____________________
Рабочая программа переутверждена на 20__/ 20__ учебный год

Протокол №___ заседания МК от «___»___________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ______, стр.___ )

Председатель МК _______________________
РЕЦЕНЗИЯ внешняя

Фамилия, имя, отчество___________________________________________

Должность, место работы__________________________________________

Вид рецензируемой работы Программа учебной дисциплины

« Основы электротехники»

Фамилия, имя, отчество автора Скнарин Сергей Витальевич

Название учебного заведения ГАОУ НПО ПЛ №3

Отзыв рецензента

Рецензируемая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» составлена на основе требований ФГОС НПО по профессии 151903.02 Слесарь. В содержание учебной программы входят разделы «Электрические и магнитные цепи», «Электротехнические устройства», «Электрические измерения», «Основы промышленной электроники».

С целью формирования у обучающихся практических умений и навыков обращения с различными инструментами, приборами и оборудованием, которые составляют часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательских умений (наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, оформлять результаты) запланировано проведение лабораторных и практических работ по каждой теме разделов.

Для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, формирования умений использования нормативной, справочной документации и специальной литературы, развития познавательной способности, творческой инициативы, ответственности и организованности введена внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения программы (вида профессиональной деятельности) прослеживается в течение всего периода обучения и осуществляется в виде защиты лабораторных и практических работ, оценки наблюдений за действиями обучающихся на практических занятиях.

Программа данной учебной дисциплины может быть рекомендована для практического применения. Она согласуется как с целями, так и со структурой и содержанием Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 151903.02 Слесарь.
Подпись ________________ Зам. директора по УПР ПЛ №1 Деркачев В.И.

РЕЦЕНЗИЯ внутренняя

Фамилия, имя, отчество___________________________________________

Должность, место работы__________________________________________

Вид рецензируемой работы Программа учебной дисциплины

« Основы электротехники»

Фамилия, имя, отчество автора Скнарин Сергей Витальевич

Название учебного заведения ГАОУ НПО ПЛ №3

Отзыв рецензента

Рецензируемая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» составлена на основе требований ФГОС НПО по профессии 151903.02 Слесарь и выполнена с учетом рекомендаций по модульно- компетентностной системе обучения.

Программа включает в себя изучение следующих разделов:

- электрические и магнитные цепи;

- электротехнические устройства;

- электрические измерения;

- основы промышленной электроники.

В разделах определены темы, которые предусматривают отработку лабораторных и практических работ, на которых обучаемые приобретают практические навыки.

Для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся, формирования умений использования нормативной, справочной документации и специальной литературы, развития познавательной способности, творческой инициативы, ответственности и организованности введена внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Основы электротехники» прослеживается в течение всего периода обучения и включает в себя сдачу дифференцированного зачета по дисциплине.

Требования к содержанию, объему и структуре построения дисциплины соответствуют Разъяснениям по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования.
Подпись ________________ Зам. директора по ПР ПЛ №3 Пушкарев А.В.

Содержание

Стр.


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 6



  1. Структура и содержание учебной дисциплины 8




  1. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 16




  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 18



  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Основы электротехники



    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является главной частью основной профессиональой образовательной программы (далее ОПОП) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования (далее ФГОС НПО) по профессии 151903.02 Слесарь.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке рабочих профессий.

    1. Место дисциплины в структуре ОПОП

В структуре ОПОП учебная дисциплина Основы электротехники входит в общепрофессиональный цикл.

    1. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, понимать природу электрического и магнитного полей;

  • сущность и методы измерения электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

  • типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

  • основные элементы электрической цепи;

  • принцип действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

  • двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки;

  • способы экономии электроэнергии;

  • правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

  • виды и свойства электротехнических материалов;

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами;

уметь:

  • читать структурные, принципиальные и монтажные электросхемы;

  • контролировать выполнение заземления, зануления;

  • производить контроль параметров работы электрооборудования;

  • пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании,

  • рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, а также электрических машин и механизмов;

  • снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

  • проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.



    1. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающихся – 72 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки – 48 часов;

- самостоятельной работы обучающегося – 24 часа.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:




практические занятия

18

лабораторные занятия

14

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося

24

в том числе:




работа с конспектом, подготовка сообщений, докладов, создание рефератов по предлагаемым темам, а также по темам, выбранным самостоятельно или с помощью IN

15

Форма аттестации по дисциплине – дифференцированный зачет


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы электротехники

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Электротехника: содержание, задачи, перспективы.

1

2

Раздел 1. Электрические и магнитные цепи










Тема 1.1

Электрические цепи постоянного тока

Содержание







Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения. Закон Ома для участка цепи. Условные обозначения элементов.

Источник э.д.с.(напряжения), источник тока: типы, характеристики, способы соединения. Режимы работы электрической цепи.

Электрическая цепь: способы соединения, способы замещения, правила расположения элементов в электрической цепи.

1-й закон Кирхгофа, способы его применения для определения величины силы тока в разветвленной электрической цепи.

2-й закон Кирхгофа, способы его применения для определения величины падения напряжения на элементах контура электрической цепи.



2



2

Практические занятия


3



2


1. Изучение условных обозначений элементов электрической цепи. Составление простых электрических цепей из заданных элементов.

2. Расчет сопротивления разветвленной электрической цепи.

3.Расчет падения напряжения на участках смешанной электрической цепи.

Лабораторная работа: «Определение общего активного сопротивления последовательной, параллельной и смешанной электрической цепи»

2

2

Контрольная работа: Расчет сопротивления последовательной, параллельной и смешанной электрической цепи постоянного тока.

1




Самостоятельная работа учащихся

3




Исследование: тепловое действие электрического тока, применение электронагревательных приборов в быту. Работа с конспектом, IN и др.




Тема 1.2

Магнитное поле, электромагнитная индукция, взаимоиндукция

Содержание







Магнитное поле: понятие, термины, характеристики. Магнитные свойства веществ: природа, классификация, характеристики. Магнитная цепь: понятие, характеристики. Электромагнитная индукция, закон Фарадея, правило Ленца. Индуктивность. Самоиндукция. Взаимоиндукция. Петля гистерезиса, коэрцитивная сила. Парамагнетики, диамагнетики, ферриты.

1

2

Практические занятия

1

2

Расчет магнитной цепи.

Самостоятельная работа учащихся

1




Реферат: Фарадей у истоков электромагнитной индукции.

Тема 1.3

Переменный ток

Содержание







Переменный ток: понятие, получение, характеристики. Активные и реактивные элементы. Полное сопротивление цепи переменного тока.

Резонанс: виды, условия возникновения, учет и использование. Мощность переменного тока: виды, единицы измерения, коэффициент мощности.

Трехфазный ток: понятие, получение, характеристики, соединение фаз генератора и потребителей, мощность.

Схемы подключения потребителей переменного тока: TN-C, TN-S, TN-C-S, TT, IT. Заземление. Зануление. Аппаратура защиты.

3

2

Практические занятия


2


2

1. Активные и реактивные элементы цепи.

2. Резонанс токов и напряжений.

Лабораторные работы

3

2


1. Экспериментальное определение параметров элементов цепи переменного тока.

2. Электрическая цепь переменного тока с последовательным соединением элементов.

3. Электрическая цепь переменного тока с параллельным соединением элементов.

Контрольная работа: Переменный ток







Самостоятельная работа учащихся

2







Подготовить рефераты по темам: «Трехфазная система производства, распределения и потребления электроэнергии», «Однофазные и двухфазные потребители переменного тока». Работа с конспектом.

4




Раздел 2.

Электротехнические устройства










Тема 2.1

Трансформаторы

Содержание







Трансформатор: назначение, принцип работы, устройство. Виды трансформаторов, режимы работы, к.п.д., способы включения в схему. Согласование обмоток трансформатора: способы и цель. Расчет, проектирование, сборка трансформаторов. Способы ремонта.

2

2






Практические занятия

2

2

1. Подключение однофазного трансформатора, определение параметров трансформатора расчетным методом и практическим методом.

Лабораторные работы







1. Исследование работы однофазного трансформатора с активной, емкостной, индуктивной и смешанной нагрузками.

2

2

Самостоятельная работа учащихся







Подготовить рефераты по темам: «Явление электромагнитной индукции и взаимоиндукция – основа возможности работы электрического трансформатора», «Трансформаторы – неотъемлемая базовая составляющая электротехники и электроэнергетики в целом». Работа с конспектом.

5




Тема 2.2

Электрические машины постоянного тока


Содержание







Понятие, назначение, принцип действия, классификация электрических машин постоянного тока. Достоинства и недостатки. Способы возбуждения машин, характеристики, различия, область применения, к.п.д. машин постоянного тока. Двигательный и генераторный режимы работы машин постоянного тока. Рекуперация. Общее устройство и принцип работы бортовой электрической сети автомобиля.

2

2

Практические занятия


4


2

1. Изучение устройства двигателя постоянного тока на примере

2. Изучение способов регулирования скорости вращения якоря двигателя постоянного тока.

Лабораторная работа: Исследование зависимости скорости вращения якоря машины постоянного тока в зависимости от величины приложенного напряжения

2

2






Самостоятельная работа учащихся







Подготовить реферат по теме: «Применение электродвигателей постоянного тока в промышленности и быту». Работа с конспектом.


3







Содержание







Тема 2.3

Электрические машины переменного тока

Понятие, назначение, принцип действия, классификация, устройство, достоинство и недостатки машин переменного тока. Асинхронный двигатель – устройство, виды, конструктивные особенности. Способы подключения: «звезда» и «треугольник». Схема электропривода. Способы регулирования скорости вращения ротора асинхронного двигателя, изменения направления вращения ротора, торможения и останова. Моментная характеристика, скольжение, режимы работы асинхронного двигателя. Способы пуска асинхронного двигателя в ход: обычный, ступенчатый, плавный. Достоинства и недостатки. Возможные неисправности асинхронных двигателей и способы их устранения. Однофазные двигатели переменного тока: конструкция, назначение, отличия (коллекторные и бесколлекторные). Способы пуска в ход. Область применения. Синхронные машины: конструкция, назначение, способы пуска в ход, возможность работы в генераторном или двигательном режиме, область применения.

2

2

Практические занятия


3


2

1. Изучение устройства асинхронного двигателя на образце

2. Изучение устройства однофазного двигателя переменного тока

Лабораторные работы







1. Определение числа оборотов ротора асинхронного двигателя по тахометру и определение на основе полученных данных величины скольжения.

2

2

Самостоятельная работа учащихся







Подготовить рефераты по темам: «Якоби Б.С. – изобретатель двигателя постоянного тока», «Судьба и великие изобретения талантливого русского инженера-электромеханика М.О. Доливо-Добровольского». Работа с конспектом.


5




Раздел 3.

Электрические измерения


Содержание







Электрические измерения: понятие, методы, погрешности, расширение пределов измерений. Электроизмерительные приборы: классификация, класс точности. Системы электроизмерительных приборов. Характеристика электроизмерительных приборов: название, назначение, включение в цепь, верхний предел, цена деления, принцип действия. Электроизмерительные приборы в цепях постоянного и переменного тока. Комбинированные электроизмерительные приборы.

2

2

Практические занятия: изучение классификации и обозначений электроизмерительных приборов.

2

2

Лабораторная работа: «Измерение сопротивления участка цепи методом амперметра и вольтметра».

2

2

Контрольная работа по теме: « Определение погрешности электроизмерений и класса точности прибора».

1




Самостоятельная работа учащихся







Подготовить реферат по теме: «Применение электроизмерительных приборов в автомобилях, сельхозмашинах и станкостроении». Работа с конспектом.

2







Раздел 4.

Основы промышленной электроники

Содержание учебного материала

2

2

Электронные устройства: понятие, назначение, классификация, область применения. Полупроводниковые приборы: понятие, классификация, устройство, вольт-амперные характеристики, условное обозначение, маркировка. Электронные усилители: классификация, назначение, схемы усиления. Логические элементы и микросхемы: назначение, применение, направление развития.


Практические занятия

1

2

1. Изучение вольт-амперных характеристик диодов, транзисторов, тиристоров.

  1. Лабораторные работы

1

2

1. Исследование полупроводниковых диодов.

Самостоятельная работа учащихся

1




Подготовить реферат по теме: «Электроника в быту и на производстве». Работа с конспектом.

Итоговая контрольная работа по пройденному курсу

1





. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ



3.1 Требование к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета электротехники, лаборатории электротехнических измерений, рабочей мастерской.

Оборудование учебного кабинета, лаборатории и мастерской:


  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • демонстрационные пособия и модели;

  • учебная доска;

  • комплект электроснабжения;

  • монтажные столы и верстаки.

Технические средства обучения:


  • лабораторный стенд;

  • компьютер;

  • лицензионное программное обеспечение;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска.

3.2 Информационное обеспечение обучения



Основные источники:

  1. Прошин В.М., Электротехника, учебник для начального профессионального образования, М., «Академия», 2010г.

  2. Прошин В.М., Ярочкина Г.В., Сборник задач по электротехнике, учебное пособие для начального профессионального образования, М., «Академия», 2010г.

  3. Ярочкина Г.В., Контрольные материалы по электротехнике, учебное пособие для начального профессионального образования, М., «Академия», 2010г.

Дополнительные источники:

  1. Синдеев Ю.Г., Электротехника с основами электроники, учебное пособие для профессиональных училищ и колледжей, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.

  2. Шихин А.Я., Электротехника, учебник для профессиональных учебных заведений, М., «Высшая школа», 2001г.

  3. Кононенко В.В. и др., Электротехника и электроника, учебное пособие для вузов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.

  4. Волынский Б.А. и др., Электротехника, учебное пособие для вузов, М., Энергоатомиздат, 2002г.

  5. Китаев В.Е. Электротехника с основами промышленной электроники, учебник для профессиональных учебных заведений, М., «Высшая школа», 2005г.

Интернет ресурсы:

  1. Открытый класс, сетевые образовательные сообщества - http://www.openclass.ru

  2. Федеральный центр информационно образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

  3. Справочник электрика - http://dom-en.ru/sprav/

  4. Полезные справочники на все случаи жизни - http://radiopartal.tut.su

  5. Электрик - http://www.electrik.org


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения учащимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:




- читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

анализ практического занятия

- рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных hцепей;

оценка лабораторной работы

- использовать в работе электроизмерительные приборы;

оценка лабораторной работы

- пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

оценка лабораторной работы

Обучающийся должен знать:




- единицы измерения силы тока, напряжения, мощности, сопротивления;

контрольная работа

- методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

анализ практического занятия

- свойства постоянного и переменного электрического тока;

оценка лабораторной работы

- принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;

оценка лабораторной работы

- электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;

оценка лабораторной работы

- свойства магнитного поля;

контрольная работа

- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

лабораторное занятие

- правила пуска, остановки двигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

оценка лабораторной работы

- аппаратура защиты электродвигателей;

контрольная работа

- методы защиты от короткого замыкания;

контрольная работа

- заземление, зануление;

контрольная работа




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconРабочая программа по дисциплине Теоретические основы электротехники
Дисциплина: «Теоретические основы электротехники» относится к циклу профессиональных дисциплин, для ее изучения студент должен обладать...
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconАннотации основной профессиональной образовательной программы для...
Аннотация к рабочей программе дисциплины оп. 02. «Основы электротехники и микроэлектроники»
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconРабочая программа учебной дисциплинЫ «Теоретические основы электротехники»
«Метрология», «Основы электротехнологий», «Электрический привод», «Электротехническое и конструкционное материаловеденье», «Общая...
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconПрограмма учебной дисциплины основы электротехники по профессии 270802....
Программа учебной дисциплины «Основы электротехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconРабочая программа дисциплины «Основы электротехники»
Минобрнауки России от 20. 10. 2010 №12-696) по профессии 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconРабочая программа дисциплины «Теоретические основы электротехники»...
Одобрена на заседании методической комиссии института управления, автоматизации и телекоммуникаций
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconПрограмма дисциплины "Электромеханические устройства и системы" для подготовки инженеров
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами из курсов: физика, математический анализ, теоретические основы электротехники,...
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconРабочая программа по дисциплине «Теоретические основы электротехники»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconРабочая программа по дисциплине «Теоретические основы электротехники»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconРабочая программа учебной дисциплины основы электротехники (Базовый уровень)
Компьютерные системы и комплексы, укрупненной группы специальности 230000 Информатика и вычислительная техника, примерной программы,...
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconРабочая программа по дисциплине «Физические основы электротехники и электроники»
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) приказом №4 от...
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconПримерная программа учебной дисциплины основы электротехники 2011г
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) профессии (профессиям) начального профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconПрограмма учебной дисциплины оп. 02 Основы электротехники. 2011 г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по профессии...
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconБ. 6 Электроснабжение с основами электротехники
В результате изучения дисциплины «Электроснабжение с основами электротехники» обучающийся, в соответствии с фгос впо по направлению...
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Целью дисциплины является формирование у студентов системного подхода в изучении физических процессов, явлений, параметров и возможных...
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» iconРабочая программа по дисциплине сд. Ф. 9 Теоретические основы электротехники
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск