Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач





НазваниеПрограмма Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач
страница1/3
Дата публикации31.10.2014
Размер498 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
  1   2   3


Утверждено на ЦКМС ДГМА протокол №

1-й проректор Даг. гос. мед. академии, профессор

К.А.Масуев_____________

«_____»____________201

«Согласовано» Декан л/ф

д.м.н. Рагимов P.M.________

«______»_____________201 _


Основы образовательной программы (ООП) по анатомии человека для студентов медицинских вузов по специальности 060101 «Лечебное дело»

Махачкала, 2011

ГБОУ ВПО

"Дагестанская государственная медицинская академия"

Кафедра анатомии человека


Основы образовательной программы (ООП) по анатомии человека для студентов медицинских вузов по специальности 060101 "Лечебное дело"


Махачкала, 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р.Ф. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Р.Ф.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ Р.Ф.
ГБОУ ВПО «Дагестанская государственная медицинская академия»

Кафедра анатомии человека

Рабочая программа

Анатомия человека

Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией УМО
Квалификация выпускника- «специалист»
Специальное звание- Врач

Махачкала, 2011

Введение
Повышение уровня знания врачей, совершенствования их учения основывается на хорошей анатомической подготовке (В.В.Куприянов, 1990)

Составление учебных планов, лекции и практических занятий по анатомии человека облегчает работу преподавателей и студентов унифицирует учебно-методический процесс по специальностям и факультетам.

Планы лекции, практических занятий и методических разработок составлены в соответствии со стандартами ФГОСЗ (2011г) и учебной программой (2011) по анатомии человека для студентов медицинских вузов.

Распределение учебных часов по семестрам и факультетам приведено в таблицах 1,2.
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель освоение анатомии человека состоит в овладении знаниями строения, топографии, кровоснабжения и иннервации внутренних органов, строения и дирекции опорно-двигательного аппарата, органов чувств, а также принципами получения морфологических знаний, необходимых для дальнейшего обучения другим фундаментальным медицинским дисциплинам, а также для клинических и профилактических дисциплин.
При этом задачами дисциплины являются:


  1. приобретение студентами теоретических знаний морфологии опорно-двигательного аппарата, спланхнологии, неврологии, эстезиологии, эндокринного аппарата и органов иммунной системы.

  2. овладение практическими умениями работы с анатомическими препаратами (костными, влажными, муляжами и т.д.) струпными материалами.

  3. обучение студентов методу препарирования, позволяющему осуществлять системный подход к обучению, представлять целостный организм со всеми анатомическими образованиями.

  4. обучение студентов работе с инструментами для препарирования.

  5. обучение студентов бережному отношению к анатомическому материалу, как останкам человеческого тела.

  6. формирование навыков общение внутри студенческого коллектива и преподавателями, а так же взаимоотношения с окружающими.

  7. формирование начальных навыков логического врачебного мышления.

  8. формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.


2. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения анатомии направлен на формирования следующих компетенций:
ПК-1: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельность;
ПК- 3: способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанные на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК- 5 способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно- инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного. операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.
ПК-7; способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики. использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными.
ПК-12: способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению и возникновению часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хронически больными.
ПК-15: способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом.
ПК-16: способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
ПК-17: способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.

ПК-18: способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты сов ременных диагностических технологий по возрастно-половым группам папистов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы:
ПК-19: способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома. шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия.
ПК-21: способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке. ПК-27: способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективной работы медицинских организаций.
ПК-31: способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

ПК-32: способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.

В результате изучения анатомии студент должен:

Знать:

- Правила техники безопасности и работы в физических, химических и биологических лабораториях

- строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии их функцией в норме и патологии, особенности организменного и популяционного уровней организации жизни; анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;

- общие закономерности происхождения и развития жизни, антропогенез человека; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы

Уметь:

- пальпировать на человеке основные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков; Владеть:

- простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, шпатель, неврологический молоточек, скальпель, пинцет, зонд, зажим, расширитель и т.п.)

-методами клинико-анатомического анализа вскрытия, исследований биопсийного и операционного материала; -медико-анатомическим понятийным аппаратом


Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц



Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего), в том

360/10

60

88

68




Лекции (Л)

54/1,33

14

24

16




Практические занятия (ПЗ)

162/,4,66

46

64

52




Элективный курс клиническая анатомия лимфатической системы

48







48,16 лек. 32 пз




Вариационная часть анатомия -живого человека

48










48,1 блек, 32 пз

Распределение учебного времени студентов 1,2 кусов по ФГОС-3 (2011г) по анатомии

Таблица1

факультет

Сем-тры

Кол-во недель

Всего часов

Лекции

Практ. часть

Семестр

Экз.

Зачет

1

2

3

4

Лечебный

1

60 ч

17

216

54

162

60










3




2

88 ч

18













88













3

68ч

21
















68










4

48

18

48

12

36










48




4

Педиатрический

1

60

17

216

54

162

60
















2

88

18













88













3

68

19
















68




3




4

48

16

48

12

36










48




4

Стоматолог-й

1




21

84

64


152


84
















2




21

60




60













3




21

72







72




3




Медико-профилак

1

90

21

210


63

147

90
















2

66

21










66













3

54

17













54




3





Количество академических групп и лекционных потоков на 1,2 курсах на 1,2,3,4 семестрах.

Таблица 2

Лечебный фак-т

6 потоков + 68 групп

Педиатрический фак-т

2 потоков + 24 групп

Стоматол-й фак-т

4 потоков +28 групп

Медико-профил. Фак-т

2 потоков + 4 групп

Итого

14 потоков + 124 групп

Распределение учебного времени студентов 1,2 кусов по ФГОС-3 (2011г) по анатомии

Факультет

Сем-тры

Кол-во недель

Всего часов

Лекции

Практ. часть



Семестр

Экз.

Зачет

1

2

3

4

Лечебный

1

60 ч

17

216

54

162

60










3




2

88 ч

18













88













3

68ч

21
















68










4

48

18

48

12

36










48




4


4.2.Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами



Наименование последующих дисциплин

Раздела данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1

Патологическая анатомия




+
















2

Патологическая физиология




+
















3

Пропедевтика внутренних болезней







+

+










4

Пропедевтика хирургических болезней







+

+

+

+

+

5

Внутренние болезни







+

+

+

+

+

6

Хирургические болезни







+

+

+

+

+

7

Акушерство и гинекология







+

+

+

+

+

8

Нервные болезни

+










+

+

+

9

Отоларингология

+










+

+




10

Инфекционные болезни




+

+

+

+

+

+

11

Глазные болезни и др.

+










+

+





4.3.Разделы дисциплины и виды занятий

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)



Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л

ЛР

ПЗ

СРС




3

4

5

6

7

8

Опорно-двигательный аппарат

16




56

31




Спланхнология. Эндокринные железы и органы иммунной системы

8




30

15




Ангиология: сердце, артерий, вены, и лимфатические сосуды

8




26

16




Неврология: Анатомия центральной нервной системы

5




16

12




Неврология: Анатомия периферической системы

6




15

16




Неврология: Анатомия вегетативной нервной системы. Анатомо-топографические взаимоотношения сосудов и нервов тела человека

5




25

18




Итого

48




168

108




5.МЕТОДИКА

проведения практических занятий по анатомии человека с хронометражем


  1. Проверка присутствия студентов -1 мин

  2. Мотивация каждой темы с аргументацией - 2-3 мин, чтобы убедить студентов на необходимость знаний каждой темы для продолжения учебы на старших курсах (по вертикали) и после окончания вуза (врачебная деятельность).

  3. Проверка знаний студентов по теме предыдущего занятия -15 мин. Опрашивают 60-70% студентов с выставлением оценки в присутствии студентов.

  4. Демонстрация препаратов по теме занятия и объяснение методики и последовательности их изучения -15-20 мин.

  5. Самостоятельное изучение студентами материала занятия с помощью учебника и атласа, при активной консультации преподавателя. Текущий контроль за работой студентов. Проверка лекций и домашних заданий (рефератов, рисунков и т.д.) - 45 мин.

  6. Итоговый контроль знаний студентов - 5-10 мин.

  7. Задание студентам на дом темы - 5 мин. Следующего занятия для самостоятельной подготовки (аудитория, музей, библиотека, дом и т.д.). Преподаватель дает методические советы на что обратить внимание, фундаментальные и прикладные аспекты темы необходимые для студентов старших курсов и врачей.

  8. На итоговом занятии можно использовать тесты 1 и 2 уровня, а не на каждом занятии. Необходимо составлять тесты с эталонами ответов, ситуационные задачи, ребусы, кроссворды, деловые игры, олимпиады и т.д.

  9. Рекомендовать студентам обязательную и дополнительную литературу -1 мин.

Самим преподавателям знать современную литературу, ознакомиться с журналами по профилю (Морфология, Морфологические ведомости, Лимфология, Иммунология и т.д.).

4. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины


№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

Опорно-двигательный аппарат

Кости туловища и конечностей

Кости черепа

Соединения костей

Мышцы туловища, головы и шеи

Мышцы конечностей Топографию мышц и фасций туловища, головы и конечностей

2

Спланхнология

Органы пищеварительной системы

Органы дыхательной системы

Органы мочеполового аппарата

3

Эндокринные железы и органы иммунной системы

Железы внутренней секреции

Органы иммунной системы

4

Ангиология: сердце, артерии, вены, лимфатические сосуды

Сердце

Артерии туловища, головы, шеи и конечностей

Вены

Лимфатическая система

5

Неврология. ЦНС

Центральная нервная система

6

Органы чувств и черепные нервы

Орган зрения

Орган слуха и равновесия

Черепные нервы

7

Периферическая нервная система

Спинномозговые нервы

8

Вегетативная нервная система

Симпатическая часть вегетативной нервной системы

Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы

6.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

(ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ)
Студент должен знать:

  • основные этапы истории анатомии;

  • методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские);

  • анатомию и топографию органов, систем и аппаратов органов, детали их строение и основные функции;

  • взаимоотношения органов друг с другом; проекцию органов на поверхности тела;

  • основные этапы развития органов (органогенез);

  • основные варианты строения и возможные пороки развития органов;

  • закономерности строения тела человека в целом, анатомические и функциональные взаимосвязи отдельных частей организма друг с другом;

  • значения фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины.

Студент должен уметь:

  • правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем и т.д.);

  • находить и показать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, правильно называть их по-русски и по-латыни.

  • находить и выделять методом препарирования мышцы и фасции, крупные сосуды, нервы, протоки желез, отдельные органов;

  • находить и показать на рентгеновских снимках органы и основные детали их строения;

  • пользоваться научной литературой;

  • используя приобретённые знания о строении, топографии органов, их систем и аппаратов, организма в целом, чётко ориентироваться в сложном строении человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела, т.е. владеть "анатомическим материалом" для понимания патологии, диагностики и лечения.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconРабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла...

Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconУчебной дисциплины «патологическая анатомия» 060101. 65 «лечебное...
Дисциплина «Патологическая анатомия» относится к математическому, естественнонаучному и медико-биологическому циклу дисциплин
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется...
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconФорма освоения основной профессиональной образовательной программы...
Квалификационная характеристика выпускника по специальности 060101 Лечебное дело
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconРабочая программа министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Учебный план по специальности 060103 Педиатрия, квалификация «специалист», специальное звание Врач, очная форма обучения
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconТесты по валеологии для аттестации учителей Значение питания в жизни человека
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconУчебно-методический комплекс по дисциплине патологическая анатомии,...
По специальности- лечебное дело- 060101 (по направлению подготовки- социальная работа 040400)
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconРабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология...

Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconМинобрнауки России
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconПрограмма «Мировая художественная культура»
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconГоу то тс(к)О школа – интернат
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconОтчет структурного подразделения
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconТаррагона или поблет 4 часа
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconПеречень вопросов по гигиене питания
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconРабочая программа По дисциплине «Биология» (наименование дисциплины)...
Фгос-3 впо по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом...
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101 «Лечебное дело» учебно-методической комиссией умо квалификация выпускника- «специалист» Специальное звание- врач iconПрограмма учебной дисциплинЫ «введение в специальность»
Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск