ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ»
«УТВЕРЖДАЮ»
ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
_____________д.п.н., проф. И.А.Тютькова
«____»______________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Электротехника и электроника»_
(наименование дисциплины)
Направление подготовки 260800«Технология продукции и организация общесвенного питания»
Профиль подготовки «Технология общественного питания»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр ________ Форма обучения: очная____________________________________________
(очная, очно-заочная)
Москва 2011 г.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания электротехники и электроника состоит в изучении основных законов электромагнетизма, расчета и анализа электрических и магнитных цепей, а также явлений, которые сопровождают процессы в технических системах. Задачи курса электротехники:
формирование у студентов минимально необходимых знаний основных электротехнических законов и методов анализа электрических цепей;
умения на основе паспортных и каталожных данных определять параметры и характеристики типовых устройств, использовать современные вычислительные средства для анализа состояния и управления устройствами и системами.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Электротехника относится к циклу Б3 (профессиональный цикл). Изучение этой дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении математики и физики и последующих дисциплин: теплотехники, процессы и аппараты, холодильная техника, технологическое оборудование.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ПК):
владеет основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-2);
владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-5);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Способен предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности (ПК-6);
производственно-технологическая деятельность:
умеет использовать технические средства для измерения основных параметров технологических процессов, свойств сырья, полуфабрикатов и качество готовой продукции, организовать и осуществлять технологический процесс производства продукции питания (ПК-7);
знает правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда; умеет измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-9);
устанавливает и определяет приоритеты в сфере производства продукции питания, готов обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке новых технологических процессов производства продукции питания; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-10);
умеет рассчитать производственные мощности и эффективность работы технологического оборудования, оценивать и планировать внедрение инноваций в производство (ПК-11);
организационно-управленческая деятельность:
обеспечивает функционирование системы поддержки здоровья и безопасности труда персонала предприятия питания. Анализирует деятельность предприятия питания с целью выявления рисков в области безопасности труда и здоровья персонала (ПК-14);
устанавливает требования и приоритеты к обучению работников вопросам безопасности в профессиональной деятельности и поведению в чрезвычайных ситуациях (ПК-15);
умеет осуществлять необходимые меры безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах жизнеобеспечения предприятия (ПК-24);
научно-исследовательская деятельность:
умеет проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты экспериментов (ПК-30);
способен измерять и составлять описание проводимых экспериментов, подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; владеет статистическими методами и средствами обработки экспериментальных данных проведенных исследований (ПК-32);
проектная деятельность:
умеет контролировать качество предоставляемых организациями услуг по проектированию, реконструкции и монтажу оборудования, участвует в планировке и оснащении предприятий питания (ПК-33);
В результате изучения дисциплины специалист должен
Знать:
основные законы электротехники для электрических и магнитных цепей;
методы измерения электрических и магнитных величин;
устройство и принцип работы трансформаторов, трехфазных асинхронных и синхронных машин и машины постоянного тока;
основные режимы работы электротехнического оборудования
Уметь: составлять простые электрические схемы на монтажном и виртуальном рабочем столе;
грамотно применять в своей работе электротехнические устройства и приборы.
Правильно использовать законы электротехнического анализа и расчёта возникающих задач при проектировании и эксплуатации простейших электрических систем и их устройств;
Определять простейшие неисправности и составлять спецификации.
Владеть:
- базовыми навыками при работе с основными электротехническими приборами и оборудованием;
- базовыми приёмами расчёта простейших электрических схем
- навыками адекватной формулировки задач, решаемых методами излагаемыми в курсе;
- навыками применения средств и методов вычислительной техники.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Трудоемкость
дисциплины
| Семестры (кол-во недель в семестре)
| Всего часов
| Из них в интер-активной форме
| 2
(18н)
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
|
|
|
|
|
| в том числе:
| Лекции (Л)
| 18
|
| -
| -
| -
| -
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 18
|
|
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
|
|
|
|
|
| КСР
|
| 18
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студента (СРС) (всего), в том числе:
| 36
|
|
|
|
|
| СРС в семестре:
|
|
|
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы (РГР)
| 15
|
|
|
|
|
|
| Реферат (РЕФ)
| 18
|
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
| СРС в сессию:
| Экзамен
| 3
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость, ч.
| 108
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость, зачетные единицы
| 4
|
|
|
|
|
|
4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины.
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ЛР
| ПЗ
| КСР
| СРС
| Всего часов (без экзаменов)
| Формируемые компетенции
( ПК)
| 4.2.1.
| Введение. Цепи постоянного тока.
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| 12
| ПК–2, ПК–4
ПК-5, ПК-6,
ПК-7
| 4.2.2.
| Электрические цепи однофазного переменного тока.
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| 12
| ПК–2, ПК–5
ПК-6, ПК-7,
ПК-9, ПК-10
| 4.2.3.
| Трёхфазные цепи.
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| 12
| ПК–2, ПК–5
ПК-6, ПК-7,
ПК-11, ПК-14
| 4.2.4.
| Магнитные цепи.
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| 12
| ПК–5, ПК–9
ПК-10, ПК-11,
ПК-15, ПК-24
| 4.2.5.
| Переходные процессы в нелинейных цепях.
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| 12
| ПК–2, ПК–6
ПК-7, ПК-10,
ПК-14, ПК-15
| 4.2.6.
| Трансформаторы.
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| 12
| ПК–6, ПК–7
ПК-9, ПК-10,
ПК-24
| 4.2.7.
| Трёхфазные асинхронные и синхронные машины.
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| 12
| ПК–2, ПК–6
ПК-9, ПК-11,
ПК-15, ПК-24
| 4.2.8.
| Машины постоянного тока.
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| 12
| ПК–2, ПК–5
ПК-6, ПК-7,
ПК-10, ПК-11
| 4.2.9.
| Электроника.
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| 12
| ПК–2, ПК–9
ПК-11, ПК-30,
ПК-32, ПК-33
|
Содержание дисциплины
(Раскрывается по разделам и темам)
Введение. Цепи постоянного тока.
Введение. Характеристика дисциплины, её цели и задачи. Линейные и нелинейные цепи постоянного тока. Основные законы. Методы расчета сложных электрических цепей.
Электрические цепи однофазного переменного тока.
Общие положения. Методы анализа цепей с R, L иC. Резонанс напряжений и токов. Энергетические соотношения в цепях.
Трёхфазные цепи.
Общие положения. Способы соединение фаз. Четырёхпроводная и трёхпроводная цепи. Аварийные режимы. Заземление и зануление. Измерение мощности.
Магнитные цепи.
Общие положения. Магнитные цепи постоянного тока. Магнитные цепи переменного тока.
Переходные процессы в нелинейных цепях.
Классификация нелинейных сопротивлений (НС). Вольт-амперные характеристики. Расчёт электрической цепи с последовательным и параллельным соединением НС.
Трансформаторы.
Устройство, принцип действия. Уравнения электромагнитного состояния. Энергетическая диаграмма. Опыты холостого хода и короткого замыкания. Аварийное короткое замыкание. Трансформатор под нагрузкой. Измерительные трансформаторы. Трёхфазные трансформаторы. Автотрансформаторы.
Трёхфазные асинхронные и синхронные машины. Устройство, принцип действия и режимы работы асинхронных машин. Частота тока и ток ротора. Энергетическая диаграмма и электромагнитный момент. Пуск, торможение и регулирование скорости ротора. Рабочие характеристики двигателя. Повышение коэффициента мощности. Трёхфазные синхронные машины.
Устройство, принцип действия и режимы работы. Пуск, торможение и регулирование скорости ротора. Рабочие характеристики двигателя. Машины постоянного тока.
Машины постоянного тока. Устройство, принцип действия, классификация и режимы работы. ЭДС и электромагнитный момент. Режимы генератора и двигателя. Регулирование скорости вращения якоря.
Элементы электроники. Неуправляемые и управляемые выпрямители. Тиристорные преобразователи частоты. Микросхемы. Электронные устройства автоматики. Логические элементы.
Тематический план практических занятий
№ п./п.
| № раздела дисциплины
| Темы практических
(семинарских) занятий
| Трудоемкость,
ч.
| Формы текущего контроля успеваемости
| 4.4.1.
| 4.2.1.
| Анализ электрического состояния цепей постоянного тока
| 4
| Проверка ДЗ
| 4.4.2.
| 4.2.2.
| Анализ однофазных цепей переменного тока
| 4
| Проверка ДЗ
| 4.4.3.
| 4.2.3.
| Анализ трехфазных цепей переменного тока
| 4
| Проверка ДЗ
| 4.4.4.
| 4.2.4.
| Анализ магнитных цепей с воздушным зазором и без него.
| 2
| Проверка ДЗ
| 4.4.5.
| 4.2.6.
| Расчет трансформатора.
| 2
| Проверка ДЗ
| 4.4.6.
| 4.2.9.
| Расчет выпрямителя.
| 2
| Проверка ДЗ
|
Тематический план лабораторных работ
№ п./п.
| № раздела дисциплины
| Темы лабораторных работ
| Трудоемкость, ч.
| Формы текущего контроля успеваемости
| 4.5.1.
| 4.2.1.
| Исследование цепей постоянного тока.
| 2
| Защита ЛР
| 4.5.2.
| 4.2.2.
| Однофазные цепи. Резонанс напряжений.
| 2
| Защита ЛР
| 4.5.3.
| 4.2.2.
| Однофазные цепи. Резонанс токов.
| 2
| Защита ЛР
| 4.5.4.
| 4.2.3.
| Трёхфазные цепи. Соединение приёмников "звездой".
| 2
| Защита ЛР
| 4.5.5.
| 4.2.3.
| Трёхфазные цепи. Соединение приёмников "треугольником".
| 2
| Защита ЛР
| 4.5.6.
| 4.2.5.
| Исследование переходных процессов в R ,L, C контуре.
| 2
| Защита ЛР
| 4.5.7.
| 4.2.6.
| Исследование однофазного трансформатора.
| 2
| Защита ЛР
| 4.5.8.
| 4.2.7.
| Исследование трёхфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
| 2
| Защита ЛР
| 4.5.9.
| 4.2.9.
| Исследование неуправляемого выпрямителя
| 2
| Защита ЛР
|
Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий с учетом форм контроля
Перечень компетенций
| Виды занятий
| Формы контроля
| Л
| ЛР
| ПЗ
| КР
| СРС
|
| ПК-2
| +
|
|
| +
| +
| Тест, конспект
| ПК-5
| +
|
|
|
| +
| Тест, конспект
| ПК-6
|
| +
|
|
|
| Защита лабораторной работы
| ПК-7
|
| +
|
| +
|
| Защита лабораторной работы
| ПК-9
| +
|
| +
|
| +
| Опрос на лекции
| ПК-10
| +
|
|
|
| +
| Тест, конспект
| ПК-11
| +
|
|
| +
| +
| Тест, конспект
| ПК-14
|
| +
| +
|
|
| Защита лабораторной работы
| ПК-15
| +
|
| +
|
|
| Опрос на лекции
| ПК-24
| +
|
|
|
| +
| Тест, конспект
| ПК-30
|
|
| +
|
|
| Опрос на лекции
| ПК-32
| +
| +
|
|
|
| Защита лабораторной работы
| ПК-33
| +
| +
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- активные методы обучения:
проблемные лекции, лекции с применением мультимедиа- технологий, выполнение учебно-исследовательских работ на компьютере, обучение путем открытия, обучение в деятельности.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Тестовые задания, контрольные вопросы к лабораторным занятиям, вопросы для проверки самостоятельной работы студентов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) основная литература
7.1. Электротехника. Учебник для вузов. / Под редакцией проф. В.Г. Герасимова. М.: ООО «Торгово-Издательский Дом «АРИС», 2010, 480 с.
7.2. Кононеко В.В., Мишкович В.И., Муханов В.В., Планидин В.Ф., Чеголин П.М. Электротехника и электроника. Учебное пособие для вузов. Под ред. В.В.Кононенко. Ростов-на-Дону. Феникс, 2008. 778 с.
б) дополнительная литература
7.3. Панфилов Д.И., Иванов В.С., Чепурин И.Н. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях. Практикум на ElectronicsWorkbench. В двух томах. Под общей редакцией Д.И.Панфилова. Т.1. Издательство «Додэка», М.: Москва, 1999, 304 и 287 с.
7.4. Панфилов Д.И., Чепурин И.Н., Миронов В.Н., Обухов С.Г., Шитов В.А.,Иванов В.С. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях. Практикум на ElectronicsWorkbench. В двух томах. Под общей редакцией Д.И.Панфилова.Т.2. Издательство «Додэка», М.: Москва, 2000, 288 с.
7.5. Немцов М.В. Электротехника и электроника. М. МЭИ, 2003, 597 с в) программное обеспечение
Пакетыпрограмм Electronics Workbench, Mathcad, MatLab, Simulink.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
база данных по силовым трансформаторам,
информационно-справочная система «Единое образовательное окно»,
поисковые системы ”Yandex”, “Google”.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины.
№
п./п.
| Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
| Перечень оборудования и технических средств обучения
| 1.
| Лаборатория по электрическим цепям
| Лабораторный стенд «Уралочка».
| 2.
| Лаборатория «Электрические машины».
| Лабораторные стенды по электрическим машинам (Однофазный трансформатор, асинхронный двигатель, машины постоянного тока).
| 3.
| Компьютерный класс.
| ПК для проведения виртуальных лабораторных работ и тестирования.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Электротехника. Электрические цепи. Методические указания к лабораторным работам для студентов специальностей 220301, 230102, 260302, и др. - М: МГУПБ, 2009.
Электрические машины. Методическое пособие по лабораторным работам для студентов всех специальностей. – М: МГУПБ, 2001.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки 260800.62 «Технология продукции и организация общественного питания»,
специальности/специализации ______________________________________ профилю подготовки «Технология общественного питания»____, рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «_12_»__09__2011 г., протокол № _2_. Разработчик____________________________ПоддоскинА.Б. (подпись, Ф.И.О.)
Кафедра «Автоматика, мехатроника и электротехника»
Зав.кафедрой ____________________________Благовещенская М.М.
(подпись, Ф.И.О.) Рабочая программа согласована с УМК технологического факультета Председатель УМК факультета ___________________Василиевич Н.В.__
(подпись, Ф.И.О.)
(по принадлежности направления, специальности/специализации (профиля))
Рабочая программа одобрена на заседании совета факультета «___»______20___ г., протокол № _____. Председатель совета факультета ______________ Василиевич Н.В.____
(подпись, Ф.И.О.)
(по принадлежности направления, специальности/специализации (профиля)).
|