Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника





Скачать 352.43 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника
Дата публикации07.11.2014
Размер352.43 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Физика > Учебно-методический комплекс
Государственное управление образования Псковской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Социально-педагогическое отделение

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры ______ Зам. директора по УР

_________________________

_________________________ __________ (Ф.И.О.)

Протокол № ___ от_____20__г. «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой ___________ (Ф.И.О.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ДОШКОЛЬНИКА
Общеобразовательного цикла

основной профессиональной образовательной программы

по специальности

СПО050144 «Дошкольное образование»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Составитель: Константинова С.М.. преподаватель ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
г. Опочка

2013

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050144 «Дошкольное образование» утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «5» ноября 2009 г. № 530.
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) Возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника входит в общеобразовательный цикл ОПОП и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 050144 «Дошкольное образование», разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника адресован студентам заочной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, а также вопросы и задания по итоговой аттестации.

СОДЕРЖАНИЕ


Наименование разделов

стр.

1. Введение




2. Образовательный маршрут




3. Содержание дисциплины

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Практические занятия

3.3. Самостоятельная работа




4.Глоссарий

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

5.1. Итоговый контроль по УД




6. Информационное обеспечение дисциплины






  1. ВВЕДЕНИЕ


Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к итоговому контролю по дисциплине.

УМК по дисциплине включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, а также примерные вопросы и задания по итоговой аттестации.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы. Из всех источников следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а так же краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспоминать ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника» приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к зачету по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку устных сообщений, докладов; подготовку электронных презентаций; составление тематических тезаурусов; написание конспектов, рефератов; составление санитарных бюллетеней с практическими рекомендациями и др.

По итогам изучения дисциплины проводится экзамен.

Экзамен сдается по билетам, вопросы к которому приведены в конце УМКД.
В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать фактора внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;

- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.
В результате освоения дисциплины Вы должны знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- возрастные анатомо- физиологические особенности детей и подростков;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей и подростков;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.
Содержание дисциплины поможет Вам подготовиться к последующему освоению профессиональных компетенций.
В таблице приведены профессиональные компетенции, к освоению которых готовит содержание дисциплины.

Название ПК

Результат, который Вы должны получить после

изучения содержания дисциплины (показатели)

ПК 1.1. определять цели

и задачи, планировать уроки

- умение определять цели и задачи урока, грамотная разработка конспекта уроков естествознания с учетом возрастных особенностей;

- знание основных методов и средств обучения по данному предмету в начальной школе.

ПК 1.2. Проводить уроки

- знание основных методов и средств обучения по данному учебному предмету в начальной школе.

ПК 1.3.осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

- формирование и использование данных знаний по заданным параметрам в ходе рефлексивной оценки результатов обучения.


В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

Название ОК

Результат, который Вы должны получить после

изучения содержания дисциплины (показатели)

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Ясность и аргументированность в определении рисков, предвидении сценариев развития нестандартных ситуаций.

Точность и скорость оценки нестандартных ситуаций.

Обоснованность принятого решения в нестандартных ситуациях.

Ответственность за результаты собственной деятельности в нестандартных ситуациях.

Адекватность выбора средств, методов, форм, технологий в нестандартных ситуациях.

Самоконтроль в оценке рисков, принятии решения в нестандартных ситуациях.

Своевременность осуществления контроля, оценки и коррекции деятельности в нестандартных ситуациях.

ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

Своевременность определения рисков, предугадывания опасных для жизни и здоровья детей ситуаций.

Оптимальность выбора форм и методов профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей.

Соблюдение требований безопасности жизнедеятельности, охраны жизни и здоровья детей при организации педагогического процесса.

Своевременность инструктирования по технике безопасности при выполнении любых видов работ.

Соблюдение СН и П, СанПин при организации педагогического процесса.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия

- Знание методик проведения внеурочных занятий с использованием здоровьесберегающих методик младшего школьного возраста и особенностей индивидуального развития детей.

ПК 2.3. осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

- умение оценивать результаты деятельности обучающихся на основе их индивидуального развития анатомо-морфологических особенностей.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

- выявление соответствия образовательного пространства возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализе и анализа деятельности других педагогов.

- обоснование выбора педагогической и методической литературы в области начального общего образования;

- умение аргументировать выбор способов решения педагогических проблем;

- выявления соответствия целей, содержания, методов и средств обучения выбранной образовательной технологии.



Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, если Вы пропустили занятия, то Вы можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия. Время проведения дополнительных занятий Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенным на двери кабинета преподавателя.

  1. Образовательный маршрут по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена ДОшкольника

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

практические работы

10

Итоговая аттестация

экзамен


Желаем Вам удачи!



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Краткое содержание теоретического материала программы.

Раздел 1

Тема 1.1. Введение в предмет и его роль на современном этапе. Определение содержания анатомии, физиологии и гигиены. Роль этих наук на современном этапе.

Тема 1.2. Уровни организации живой системы. Рост и развитие организма. Уровни организации живого. Клетка - структурная единица живого. Ткани. Антогенез. Фенотип и генотип.

Раздел 2. Строение, фукции и гигиена нервной и двигательной системы.

Тема 2.1. Нервная система. Строение и значение нервной системы. Рефлекс. Торможение в ЦНС. Головной мозг. ПНС. ВНС. Спинной мозг.

Тема 2.2. Основы учения о ВНД. Теория ВДН. Условные и безусловные рефлексы. Динамический стереотип. Рефлекторная теория поведения. Речь у детей, ее развитие. Школьная зрелость. Нарушение ВНД.

Тема 2.3. Сенсорные системы. Виды и строение сенсорных систем. Гигиена сенсорных систем. Особенности функционирования сенсорных систем в младшем школьном возрасте.

Тема 2.4. Опорно-двигательный аппарат. Строение и значение системы. Кости, состав и строение. Строение основных отделов скелета. Скелетные мышцы. Гигиена опорно-двигательной системы.

Раздел 3 Вегетативная физиология.

Тема 3.1.Эндокринные железы. Структура и значение желез. Возрастные особенности системы. Классификация желез.

Тема 3.2. Обмен веществ и энергии. Обмен белков, жиров, углеводов, солей и их значение. Витамины. Водный и энергетический обмен. Значение обмена.

Тема 3.3. Кровь. Значение и состав крови. Группы крови. Особенности кроветворения.

Тема 3.4. Сердечно-сосудистая система. Сердце, строение и физиология. Функции и виды сосудов. Регуляция кровообращения. Движение крови по сосудам.

Тема 3.5. Дыхание. Строение органов дыхания. Физиология дыхания. Гигиена дыхания.

Тема 3.6. Пищеварение. Значение и строение органов пищеварения. Физиология пищеварения. Гигиена питания.

Тема 3.7. Выделение. Строение и значение органов выделения. Мочеобразование. Физиология мочевыделения.

Тема 3.8. Кожа. Закаливание организма. Строение и функции отделов кожи. Закаливание и его виды. Факторы закаливания. Гигиена кожи.

Раздел 4. Гигиеническое воспитание и санитарно-просветительная работа.

Тема 4.1.Методы гигиенического воспитания и формы санитарно-просветительной работы. Гигиенические навыки и пути их формирования. Уроки по охране здоровья. Санитарно-просветительная работа с учениками , родителями учеников.

3.2. Лабораторные работы (не предусмотрено)

    1. Практические занятия (темы, содержание).




практического

занятия




Формы и методы контроля


Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

1


Тема 2.1. Нервная система.




Изучение возрастных изменений структуры и функции различных видов центральной нервной системы.

Определение типологии видов ВНД у детей дошкольного возраста.

Анализ режима дня дома и в ДОУ у детей дошкольного возраста различных возрастных групп.

3

Отчет по практической работе;

Проверка схемы структурных видов отделов ЦНС..

2

Тема 2.2. Сенсорные системы





Изучение механизмов передачи и восприятия звука у детей дошкольного возраста.

Изучение светопреломляющего аппарата глаза. Аккомодация. Рефлексия у детей дошкольного возраста.

2



Отчет по практической работе.
Отчет по практической работе.

3

Тема 2.3. Опорно-двигательный аппарат




Изучение возрастных особенностей функционирования двигательных систем в дошкольном возрасте.

Изучение основ правильной осанки у дошкольника по принятой классификации.

2

Отчет по практической работе.

Проверка таблицы по сравнительной характеристики мышечной деятельности параметров младшего школьника.

Отчет по практической работе;

Проверка схем по характеристике основных параметров правильной осанки ребенка.

4

Тема 3.1. Понятие об объеме веществ и энергии в организме




Составление калорической стоимости питательных веществ в сбалансированном питании дошкольников разных возрастных групп.

1

Отчет по практической работе.

Проверка индивидуальных схем по составлению продуктивного набора в рациональном питании школьника.Проверка индивидуальных схем по составлению продуктивного набора в рациональном питании школьника.

5

Тема 3.3. Дыхание




Изучение показателей внешнего дыхания у детей разного возраста.

1

Отчет по практической работе.


6

Тема 3.4. Пищеварение и выделение




Составление меню полноценного питания дошкольников разных возрастных групп на 7 дней с учетом возрастных особенностей и обменных процессов в организме.

1

Отчет по практической работе.

Составление индивидуальных разработок меню в полноценном питании школьника.



    1. Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)


Виды самостоятельной работы:

- составление тематических тезаурусов;

- подготовка устных сообщений;

- написание конспектов и рефератов;

- изготовление санитарных бюллетеней с практическими рекомендациями;

- создание электронных презентаций;

- оформление практических работ и формулировка выводов;

- составление индивидуальных схем обследования состояния функциональных систем дошкольника.

Формы контроля самостоятельной работы:

- оценка выполнения практического задания;

- контрольная работа;

- устный опрос;

- анализ и оценка результатов тестирования;

- защита рефератов презентаций, санитарных бюллетеней;

- письменный опрос с использованием индивидуальных маршрутов.

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы (требования, правила выполнения и оформления, алгоритм выполнения, срок сдачи, критерии и показатели оценивания)

Общие требования к оформлению письменных работ

Для написания самостоятельной работы лучше использовать листы писчей бумаги стандартного формата А-4. Текст следует писать на одной стороне листа, который должен иметь поля: 3 см с левой стороны, 1 см с правой стороны, а верхнее и нижнее поля по 2 см ( это придает работе аккуратный вид и удобно при сшивании листов). Текст работы может быть написан от руки или отпечатан. Все фотографии, рисунки, схемы, карты ( если они необходимы и дополняют текст) выполняет сам автор.

Не следует использовать при оформлении работы иллюстрации, вырезанные из книг, журналов, открытки, марки и др. Не должно быть украшательств. Это считается признаком «дурного тона» и не допускается в научных работах любого уровня. Работа должна быть сброшюрована или переплетена. Возможно выделение текста более жирным шрифтом. Нумерация идет с цифры 2.

В начале работы должно быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.

В конце работы обязательно следует привести список информационных ресурсов.

Требования к написанию реферата

  1. Требования к оформлению титульного листа.

В верхней части листа указывается название учебного заведения( в правом верхнем углу), в центре – тема реферата, ниже темы справа – Ф.И.О. обучающегося, номер группы, внизу – город

  1. Оглавление.

Следующим после титульного листа должно идти оглавление. Реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

  1. Основные требования к введению.

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его сложностью для изучения. А также в связи с многочисленными вопросами и спорами, которые вокруг него возникают. В этой части необходимо показать. Почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Введение должно содержать краткий обзор изученной литературы. Объем введения составляет не более 2-3 страниц.

  1. Требования к основной части реферата.

Основная часть реферата содержит материал, отобранный для рассмотрения проблемы. Средний объем основной части реферата 10-15 страниц. Материал должен быть распределен на главы или параграфы. Необходимо сформулировать их название и соблюдать логику изложения. Основная часть реферата кроме содержания, выбранного из разных источников, должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

  1. Требования к заключению.

Заключение – часть реферата, в котором формулируются выводы по параграфам или главам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения 2-3 страницы.

  1. Основные требования к списку литературы.

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названию сборников). Необходимо указывать место издания, название издательства, год издания.

Реферат должен быть предоставлен на рецензию не позднее, чем за неделю до защиты.

Составление таблицы.

Заполнять соответствующие графы таблицы из прочитанного в учебнике текста.
Последовательность действий при составлении плана.

  1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.

  2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смысловые границы, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая.

  3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.

  4. Просмотреть текст еще раз. Чтобы убедиться в правильности установления границ смены мыслей и точности формулировок.


План – опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста.
Как составлять конспект или план к тексту учебника.

  1. Прочитайте параграф медленно по абзацам или смысловым фрагментам текста.

  2. Вычлените в прочитанном существенное, для этого решите, как можно было бы озаглавить текст абзаца.

  3. Перескажите существенную часть изложенного в тексте своими словами.

  4. Запишите кратко содержание текста. Писать следует четко, аккуратно, применяя общепринятые сокращения и обозначения. В конспект могут быть включены рисунки опытов, приборов с поясняющими записями к ним, заменяющие текст схемы и таблицы. Дополнительные примеры и выводы.

  5. Познакомьтесь с заданиями, помещенными в тексте или в конце параграфа, и мысленно решите, готовы ли вы к их выполнению, что нужно еще раз посмотреть в тексте или уточнить у учителя.



Объем конспекта зависит от его вида: сжатый – 1/5 текста, подробный – 1/3 текста. Конспект лучше размещать на развернутом двойном листе тетради, тогда им будет легко пользоваться.

Требования к написанию конспекта.

  1. Определи цель составления конспекта.

  2. Внимательно ознакомься с произведением.

  3. Конспект следует писать от имени составителя.

  4. После цитат нужно указывать страницу произведения.

  5. Выделяй слова, фразы, абзацы.

  6. Не искажай мысль автора.

  7. Конспект пиши четко и разборчиво.

  8. В конспекте выделяй главное.


Правила конспектирования.

  • Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

  • Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.

  • Прочитать весь текст или его фрагмент – параграф, главу.

  • Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.

  • Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.

  • Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.

  • Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевое слово, используя цвета маркеров.

  • Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! – важно; etc – и т.д.; ех – например; ? – сомнение, вопрос; NB- важный теоретический материал; PS - выучит; и– при писка, написанная после; ∆ - ново; др.

  • Вносить в конспект во время семинарских занятий исправления и уточнения.

  • Объем конспекта должен превышать одну треть исходного текста.


Последовательность написания тезисов.

Прежде всего, нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок – пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения записать. Такую работу необходимо проделать со всеми фрагментами текста.

Умело, составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он, в той или иной мере, определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего – подытожить все предыдущие.
Правила написания доклада (сообщения)

  1. По карточке в библиотеке выбери литературу по теме.

  2. Изучи литературу, составь план отдельных разделов.

  3. Составь план доклада (систематизация полученных сведений, выводы и обобщения).

  4. При оформлении доклада используй рисунки, схемы и др.

Время для зачитывания доклада – 5 минут, для выступления с сообщение – 3 минуты.

Оформление практических заданий.

Структура оформления практических занятий по дисциплине определяется предметными кафедрами.

В содержании тетради для практических работ входят дата, название (тема) и цель работы; перечисление оборудования и материалов (химических реактивов), а также отчет, который составляется в виде таблицы с выполнением и описанием опытов, наблюдаемых явлений, объяснением и записью выводов.

Оценки за выполнение практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.
Глоссарий

Тема 1.1. Введение в предмет и его роль на современном этапе.

Анатомия, физиология, гигиена, микробиология, цитология, гистология, органогенез.

Тема 1.2. Уровни организации живой системы.

Рост, развтие, клетка; ткань; орган; фенотип; генотип; тканевой уровень; клеточный уровень; систнмный уровень; организменный уровень; клеточный уровень; системный уровень; организменный уровень.

Тема 2.1. Нервная система.

Нейрон; аксон; дендрит; рефлекс; торможение ЦНС; ВНС;ПНС;СНС;ПНС;ЦНС; головной мозг; спинной мозг; нервы; нервные окончания; нервные узлы; нервные ганглии; волокна; синапс; медиатор.

Тема 2.2. Основы учения о ВНД.

Типы ВНД; условные и безусловные рефлексы; динамический стереотип; школьная зрелость; темперамент; сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик.

Тема 2.3. Сенсорные системы.

Сенсорная система; фоторецепторы; проводниковый отдел; рецепторный отдел; центральный отдел; орган равновесия; улитка; полукружные каналы; палочки; колбочки; колбы; краузе; тельца Руферили; тельца; почини; внутреннее ухо; среднее ухо; наружное ухо; обонятельная луковица; вкусовая почка; проприорецепторы; хеморецепторы; фоторецепторы; фонорецепторы; механорецепторы; первичный и вторичный анализатор.

Тема 2.4. Опорно-двигательный аппарат.

Кость; скелет головы, туловища, конечностей; скелетная мышца; швы; хрящевые прокладки; сустав; полусустав; костная ткань; сократимость; эластичность; растяжимость; тонус; атрофия; ротаторы; аддуктаторы; абдуктаторы; сгибатели; разгибатели; синергисты; антогинисты; прицепс; фасция; миофибриллы.

Тема 3.1.Эндокринные железы.

Железы; гормон; экзокринные и эндокринные железы; голлостез; гипофиз; эпифиз; гипоталаму; инсулин; гипантизм; акромегамил; кретинизм.

Тема 3.2. Обмен веществ и энергии

Метаболизм; катаболизм; амаболизм; регуляция обмена; обмен белков, жипров и углеводов; витамины; взаимное превращение; ферментные системы.

Тема 3.3. Кровь.

Внутренняя среда организма; кровь; форменные элементы крови; плазма крови; лимфа; тканевая жидкость; резус-фактор; донор; реципиент; агглютинация; антитела; антигены; иммунитет; иммунная система; тимус; микрофеги; фагоциты; макрофаги; гуморальный иммунитет.

Тема 3.4. Сердечно - сосудистая система.

Сердце; артерии; вены; аорты; капилляры; СОК; МОК; пульс; эпикард; миокард; эндокард; автоматия сердца; синусный узел; сердечный цикл; кровяное давление; ( систолическое и диастолическое); круг кровообращения.

Тема 3.5. Дыхание.

Дыхание; вдох; выдох; аэробное и анеэробное дыхание; плевра; альвеолы; сурфактант; ЖЕЛ; спирометр; глубина и частота дыхания; «Мертвое пространство»; дыхательный олбъем; гуморальная регуляция; реанимация.

Тема 3.6. Пищеварение.

Пищеварение; пищеварительная система; зубы; ферменты; муцин; мизоцим; птиамин; язык; железа.

Тема 3.7. Выделение.

Почки; мочеточники; мочеиспускание почечный клубочек; нефрон; фильтрация; обратное всасывание; лоханка.

Тема 3.8. Кожа. Закаливание организма.

Дерма; эпидермис; потовые и сальные железы; ногти; волосы; рецептор кожи; закаливание; факторы закаливания.

Тема 4.1.Методы гигиенического воспитания и формы санитарно-просветительной работы.

Гигиенические навыки; ЗОЖ; здоровье; болезнь; сан. бюллетень; образ жизни; норма; профилактика; гиподинамия.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УД


4.1. Итоговый контроль (экзамен)

Билет №1
1. Периоды индивидуального развития организма. Понятие об онтогенезе.

2. Анатомо-физиологическое строения стенки сердца. Границы сердца.
Билет №2
1. Анатомо-морфологические особенности младшего школьного возраста.

2. Физиологические аспекты работы сердца. Понятие сердечного цикла. Патологические состояния сердечного цикла.

Билет №3
1. Общая характеристика строения нервной системы. Понятие нейрона, синапса.

2. Функции и состав крови. Понятие плазмы крови. Форменные элементы крови (лейкоциты, эритроциты, тромбоциты).

Билет №4
1. Строение и функции спинного мозга.

2. Физиологическая характеристика группы крови. Понятие резус-фактор. Переливание крови.

Билет №5
1. Физиология рефлекса и рефлекторной дуги. Классификация рефлексов. Значение условно-рефлекторной деятельности организма.

2. Анатомо-морфологические особенности верхних дыхательных путей. Строение и функции полости носа.

Билет №6
1. Физиология симпатической нервной системы. Значение одной системы в общей структуре деятельности организма.

2.Анатомо-морфологические особенности нижних дыхательных путей. Гортань. Трахея. Бронхи.

Билет №7
1. Строение и функции головного мозга. Физиология больших полушарий головного мозга.

2. Физиологические особенности обмена белков, жиров, углеводов в организме. Понятие и значение водно-солевого и энергетического обмена.

Билет №8
1. Общая характеристика высшей нервной деятельности. Понятие об индукции и иррадиации. Учения И.П.Павлова и И.М.Сеченова о высшей нервной деятельности.

2. Понятие об иммунитете. Виды. Значение. Формирование иммунитета. Сыворотки. Вакцины.

Билет №9
1. Условный рефлекс. Механизм образования условного рефлекса. Значение образования условного рефлекса в организме.

2. Физиология свойств сердечной мышцы.

Билет №10
1. Торможение условных рефлексов по И.П.Павлову. Значение. Классификационные виды.

2. Понятие о витаминах. Классификационные группы. Значение.


Билет №11
1. Физиологические аспекты сна и сновидений. Теория сна. Фазы сна. Нарушение сна. Гигиеническая организация сна.

2. Классификационные группы гормонов. Функции гормонов. Значение гормональной деятельности внутренней секреции.

Билет №12.
1. Особенности высшей нервной деятельности у детей. Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности.

2. Анатомо-морфологические особенности желез внутренней секреции организма. Гипофиз. Эпифиз. Значение в общей структуре организма.

Билет №13
1. Типы высшей нервной деятельности человека. Классификация типов. Физиологическая направленность типов ВНД.

2. Физиология малого и большого кругов кровообращения. Виды основных сосудов в кругах кровообращения.

Билет №14
1. Физиологическое обоснование режима дня младшего школьника.

2. Анатомо-морфологические особенности строения органов выделения. Почки. Строение. Функции.

Билет №15
1. Анализаторы. Классификация. Общая структура строения анализаторов. Значение в общей организации органов и систем.

2. Физиология мочевыводящих путей. Образования первичной и конечной мочи. Регуляция мочеобразования.

Билет №16.
1.Зрительный анализатор. Строение органов зрения. Физиологические характеристики состояний зрительного анализатора.

2. Анатомия мочевыделительных путей. Строение мочевого пузыря. Механизм мочеиспускания.

Билет №17
1. Слуховой анализатор. Строение органа слуха. Физиологические характеристики состояний слухового анализатора.

2. Анатомо-морфологические особенности легких. Понятие бронхиального дерева. Границы легких. Плевральная полость.


Билет №18.
1. Анатомо-морфологические особенности опорно-двигательного аппарата. Скелет головы. Понятие лицевого и мозгового отделов скелета головы.

2. Функции пищеварительной системы. Понятие о физиологии пищеварения.

Билет №19
1. Анатомо-морфологические особенности скелета туловища. Анатомия позвоночника и грудной полости. Типы соединения костей скелета туловища.

2. Физиологическая деятельность гипоталамуса в регуляции внутренней секреции организма.
Билет №20
1. Общий план строения органов пищеварительной системы. Анатомия полости рта. Строение зубов и слюнных желез. Физиология слюноотделения.

2. Физиологическая деятельность щитовидной и паращитовидной железы в регуляции внутренней секреции организма.

Билет №21
1. Анатомо-морфологические особенности строения пищевода, желудка. Состав желудочного сока. Особенности пищеварения в желудке.

2. Обонятельный анализатор. Строение органа обоняния. Физиологические характеристики состояний обонятельного анализатора.

Билет №22
1. Анатомо-морфологические особенности строения тонкого кишечника. Процессы пищеварения в тонком кишечнике. Состав кишечного сока.

2. Вкусовой анализатор. Общий план строения органа вкуса. Физиология вкусового анализатора.


Билет №23
1. Анатомия печени. Желчевыводящие пути и желчный пузырь. Состав желчи. Функции и значение печени.

2. Физиологическая деятельность вилочковой железы в регуляции внутренней секреции организма.


Билет №24
1. Анатомо-морфологические особенности строение и функций толстого кишечника.

2. Кожный анализатор. Общий план строения. Физиология рецепторов кожного анализатора.


Билет №25
1. Анатомо-морфологические особенности поджелудочной железы. Гормоны поджелудочной железы. Ферментативная деятельность железы.

2. Сердце. Общее строение. Желудочки сердца. Физиология клапанного аппарата.


Билет №26
1. Понятие внутренней среды организма. Кровь. Лимфа. Тканевая жидкость. Состав. Значение. Функции.

2. Анатомо-морфологические особенности строения пояса нижних конечностей. Анатомия тазового пояса.


Билет №27
1. Анатомия мышечной системы организма. Строение и функции мышц. Классификация мышц.

2. Физиология солевого обмена организма. Минеральные компоненты обмена. Значение для организма.


Билет №28
1. Анатомо-морфологические особенности строения верхней конечности. Анатомия плечевого пояса. Типы соединения костей.

2. Роль надпочечников во внутренней среде организма. Гормоны надпочечников и их внутренняя секреция.

Билет №29
1. Классификация рецепторов нервной системы, их физиологическая роль в организме.

2. Кожа. Особенности строения основных отделов кожи. Функции кожи. Вспомогательные органы кожи.

Билет №30
1. Строение и физиология нервной ткани.

2. Общая физиология дыхательной системы. Типы дыхания. Этапы дыхания. Дыхательный центр, его физиология.

Критерии оценки ответа студентов на экзамене по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».


Характеристика ответа на экзамене

Оценка

Студент демонстрирует системность и глубину знаний по учебному предмету, точно и полно использует в своем ответе знания, полученные им по изучению курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины: стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы. Дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателям по теме, предусмотренной программой.


«Отлично»

Студент демонстрирует систематичность и глубину знаний в объеме учебной программы; владеет необходимой для ответа терминологией; могут быть доступны недочеты в определении понятия; исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа. Владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы билета, умеет анализировать материал учебной дисциплины, но не всегда делает обоснованные выводы, допускает незначительные ошибки, но исправляет их при наводящих вопросах преподавателя.

«Хорошо»

Студент демонстрирует недостаточно последовательные значения по вопросам учебной программы дисциплины;

неточно использует научную терминологию, слабо владеет основными понятиями учебной дисциплины, допускает ошибки которые не может самостоятельно исправить.

лудент демонстрирует отсутствие знаний, не ответил или отказался отвечать на вопросы билета.


«Удовлетворительно»

Студент демонстрирует отсутствие знаний, не ответил или отказался отвечать на вопросы билета.


«Неудовлетворительно»


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Медицина, 2008. – 218 с.

  2. Гуминский А.А. Анатомия и физиология детского организма с основами школьной гигиены. М.: Академия, 2007.- 183 с.

  3. Сапин М.Р.,Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. – М.: Академия, 2012.

Дополнительные источники:

  1. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.- М.: Академия, 2006. – 160 с.

  2. Гшинекин А.А., Леонтьева Н.Н., Тушина Л.П. Руководство к выполнению лабораторных заданий по возрастной физиологии. – М.: Академия, 2005. –80 с.

  3. Соковня – Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2005. – 150 с.

  4. Тушина Л.П. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Академия, 2005. –250 с.

  5. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М.: Академия, 2005. –306 с.

  6. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка – подросток – женщина. – М.: Академия, 2005. –86 с.

  7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. – М.: Академия, 2005. – 126 с.

  8. Яковлев Е.Л. Нормальная анатомия человека. –М.: Академия, 2004 – 270 с.

  9. Яшинский В.Л. Анатомия, физиология человека с возрастными особенностями детского организма. – М.: Академия, 2005 – 270 с.

  10. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: учеб. пособие.- 4 изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006 – 268 с.

  11. Петришина О.Л., Понова Е.П. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. О.Л. Петришина. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

  12. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2006. – 87 с.

  13. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека.- 4 изд. - М.: Академия, 2006.- 150 с.


Интернет – ресурсы.

1. www.prosv.ru/Attachmtnt.aspx?Id=9835 (УМК «Школа России»)

2.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=223 (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»)

3. http:// www. Shool.edu.ru –Российский образовательный портал

4. http://www.universalinternetlibrary.ru/  - Библиотека книг по здоровью и здоровому образу жизни
5. http://med.claw.ru/   - Медицинская энциклопедия

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Агаджанян Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Ооо издательство «Медицинское информационное...
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Понятие об анатомии, физиологии и гигиене. Основные этапы и периоды развития человека
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconРабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»
Оксо), «030100. 00 Информатика с дополнительной специальностью» (050202 по оксо), «032900 Русский язык и литература» (050301 по оксо),...
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconУчебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"
«Психологии» Института экономики, управления и права с 2002 года. Является автором 38 опубликованных научных обзоров и статей. В...
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconНаука о питании включает в себя большое число важных теоретических...
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconМ. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы
Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов...
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconУчебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Гигиена голоса»
Учебно-методический комплекс по курсу «Гигиена голоса» предназначен для студентов музыкальных вузов и музыкальных факультетов высших...
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconИли задание текущей аттестационной работы
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника iconА. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Арефьева А. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск