Скачать 291.98 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Кафедра детских болезней с курсом ПО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ № 4 к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Детские болезни» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) ТЕМА: «Бронхиальная астма» Утверждены на кафедральном заседании протокол № 3 от 27 октября 2011 г. Заведующий кафедрой д.м.н., профессор _________________________________________ Ильенкова Н.А. Составители: д.м.н., профессор _________________________________________ Ильенкова Н.А. к.м.н., ассистент _________________________________________ Чикунов В.В. Красноярск 2012
- Подготовка к практическим занятиям. - Подготовка материалов по УИРС.
1 Дайте определение бронхиальной астмы. 2. Какова этиологическая принадлежность в развитии бронхиальной астмы у детей? 3. Чем обусловлены обострения при бронхиальной астме? 4. Какие виды лечения бронхиальной астмы Вы знаете? 5. Обоснуйте, на что направлена базисная терапия при бронхиальной астме? 6. Охарактеризуйте бронхиальную астму в зависимости от степени тяжести. 7. Охарактеризуйте приступы бронхиальной астмы в зависимости от степени тяжести. 8. Объясните суть аллерген специфической иммунотерапии (АСИТ). 9. Методы профилактики бронхиальной астмы.
Подготовить рефераты на темы:
Укажите один правильный ответ:
а) І - немедленный тип (реагинзависимый) б) ІІ – цитотоксический в) ІІІ – иммунокомплексный г) ІV – гиперчувствительность замедленного типа (ответ а) 2. В качестве базисного средства при легком персистирующем течении бронхиальной астмы применяются а) кромогликат натрия (интал) б) недокромил натрия (тайлед) в) адреналин п/к г) атропин п/к (ответы а, б) 3.Специфическая гипосенсибилизация – это лечение а)супрастином б)аллергеном в)гистаглобулином г)глюконатом кальция д)аллергоглобулином (ответ б) 4. Бронхиальная астма с повторяющимися приступами летом обусловлена сенсибилизацией к пыльце: а) деревьев, кустарников б) злаковых в) сорных трав (ответ в) 5. Астматическое состояние – это приступ бронхиальной астмы, длящийся более: а) 3 часов б) 6 часов в) 9 часов г) 12 часов (ответ б) 6. Бронхиальная астма, сопровождающаяся глюкокортикоидной недостаточностью, является а) гормонально-зависимой б) гормонально-независимой в) гормонально-нечувствительной (ответ а)
а) пищевая б) бытовая, эпидермальная, грибковая в) пыльцевая (ответ б)
а) теофиллина б) строфантина в) теофедрина г) папаверина (ответ а) 9. Препараты - сальбутамол, беротек – возбуждают адренорецепторы а) бета – 1 б) бета –1, бета – 2 в) бета-2 (ответ в) Укажите все правильные ответы: 10. При лечении ребенка в астматическом статусе применяют а) адреналин б) кислород в) бета –2 – агонисты г)кортикостероиды внутривенно д)кортикостероиды перорально е) эуфиллин ввнутривенно ж) ИВЛ, лаваж бронхов з) супрастин внутримышечно (ответы б, в, г, д, е, ж) 11. Дети с «аспириновой» астмой не переносят а) смородину б) вишню в) цитрусовые г) помидоры д) молодой картофель е) зеленые яблоки (ответы б, в, г, д, е) 12. Бронхиальная астма – это заболевание, развивающееся на основе: а) хронического аллергического воспаления бронхов б) хронического бактериального воспаления бронхов в) гиперреактивности бронхов г) гипореактивности бронхов (ответы а, в) 13. Для II стадии (декомпенсации) астматического состояния характерны: а) учащенное шумное дыхание б) потеря сознания в) большое количество сухих и влажных хрипов г) отсутствие дыхательных шумов в отдельных сегментах д) понижение артериального давления е) острая сердечная недостаточность ж) диффузный цианоз кожи и слизистых з) страх удушья (ответы г, д, з) 14. Для III стадии (гипоксическая кома) астматического состояния характерны: а) учащенное шумное дыхание б) потеря сознания в) большое количество сухих и влажных хрипов г) отсутствие дыхательных шумов в отдельных сегментах д) понижение артериального давления е) острая сердечная недостаточность ж) диффузный цианоз кожи и слизистых з) страх удушья (ответы б, г, д, е, ж) 15. Проведение специфической иммунотерапии показано детям с атопической бронхиальной астмой: а) легкого и среднетяжелого течения б) тяжелого течения в) с доказанной аллергенной причиной г) при малой эффективности фармакотерапии д) при невозможности элиминировать причинно-значимые аллергены (ответы а, в, г, д) 16. Факторами, предрасполагающими к развитию бронхиальной астмы, являются: а) атопия б) гиперреактивность бронхов в) наследственность г) химические вещества д) вирусы, вакцины (ответы а, б, в) 17. Диагностика бронхиальной астмы основана на оценке данных: а) анамнеза б) аллергического статуса в) функции внешнего дыхания г) связи с причинно значимым аллергеном д) общего анализа крови (ответы а, б, в, г) Самоконтроль по ситуационным задачам. Задача №1 Девочка, 13 лет. На приеме у педиатра предъявляет жалобы на сухой приступообразный кашель, усиливающийся в ночные часы. Анамнез заболевания: Болеет в течении 2,5 недель. Перенесла ОРЗ, после чего появился сухой приступообразный кашель. ОРЗ 3-4 раза в год и постоянно сопровождается приступообразным сухим кашлем длительное время. Лечились амбулаторно по поводу рецидивирующего обструктивного бронхита: флемоксин, бромгексин. Эффекта от проводимой терапии не наблюдалось. Анамнез жизни: Ребенок от второй беременности, вторых срочных родов. Беременность протекала с угрозой выкидыша в первой половине и аллергическими проявлениями в виде аллергического коньюктивита во второй половине. Мама на протяжении всего срока беременности курила. Роды путем кесарева сечения. Росла и развивалась соответственно возрасту. Состоит на учете по поводу атопического дерматита. Сестра старшая здорова. У матери поллиноз, аллергический коньюктивит, курит. Отец – относительно здоров, много курит. У бабушки бронхиальная астма. При объективном осмотре: Состояние девочки средней степени тяжести. Кожные покровы бледные. При перкуссии – над полями легких небольшой коробочный оттенок, при аускультации – жесткое дыхание, умеренное количество сухих хрипов, ЧДД 26 в минуту. Сердечные тоны приглушены, ритмичные, ЧСС 88 уд/мин.живот при пальпации мягкий безболезненный. Анализ крови: НВ 110г/л Эр 4,3х1012; Лейк 6,6х109; СОЭ 6 мм/час; Э15 П2 С35 Л50 М8 Анализ мочи белок - нет, сах- нет, лейк - ед в п/зрения. Рентгенограмма грудной клетки – Усиление легочного рисунка, особенно в области корней легких, за счет сосудистого рисунка и перибронхиальных изменений. Задание: 1. Ваш предполагаемый диагноз. 2. Какие представленные факторы подтверждают данное заболевание? 3. Какие необходимы дополнительные обследования для подтверждения диагноза? 4. Как необходимо проводить мониторинг за течением заболевания с помощью ПМФ? 5. Какое значение для течения заболевания имеет курение родителей? 6. План ведения больного, после выписки домой. Ответ:
Для удобной оценке течения бронхиальной астмы, пациентом используется методика принципа «светофора», На графике ПФМ обозначаются зеленым цветом границы нормальных значений (более 80% от должного), желтым цветом - ПСВ в пределах 60-80% от должных значений и красным цветом - менее 60%. Переход в «желтую зону» указывает на начинающееся обострение и необходимость приема препаратов в соответствии с индивидуальным планом. «Красная зона» - сигнал тревоги, являющийся показанием к приему препаратов для экстренной помощи и незамедлительному обращению к врачу.
Задача № 2 Марина 12 лет обратилась к врачу с жалобами на кашель, приступы удушья, особенно в ночное время после сна на перовой подушке. Ребенок от первой беременности, протекавшей с угрозой прерывания на первой половине, срочных родов. Росла и развивалась соответственно возрасту. Профилактические прививки проводились согласно возрастному календарю. Находится на диспансерном учете с диагнозом Бронхиальная астма, легкая интермиттирующая в течение 2 лет. Базисной терапии не получала. Обострения 3-4 раза в год, кратковременные и купирующиеся самостоятельно либо после однократного приема β2 –адреномиметиков. За последние пол года обострения участились до 2-3 в неделю, в основном в ночное время. Обострения средней степени тяжести, протекают с выраженной экспираторной одышкой и нарушений общего самочувствия. Для купирования приступов применяла сальбутамол, эуфиллин, дважды вызывали бригаду скорой помощи, но госпитализироваться оказывалась. При объективном осмотре: Состояние девочки средней степени тяжести. Положение вынужденное. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. Отмечается участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания. Результаты физикального обследования: в легких выслушивается большое количество сухих и влажных хрипов на фоне удлиненного выдоха, ЧДД 40 в минуту. Сердечные тоны приглушены, тахикардия. Задание: 1. Оцените степень тяжести бронхиальной астмы. 2. Тактика неотложной терапии. 3. Какие препараты можно порекомендовать для базисной терапии? 4. Что можно порекомендовать родителям для соблюдения гипоаллергенного быта? Ответ:
обследование, спирометрия, определение газового состава крови, гематокрита. 2) Ингаляционные β2- агонисты и через дозирующий ингалятор (со спейсером) или небулайзер до трех доз в течение первого часа, кислород до насыщения 92% и более, возможны ГКС в ингаляциях (пульмикорт), парантерально или внутрь – при отсутсвии немедленного ответа. 3) Повторная оценка симптомов. Если есть улучшение: продолжить применение ингаляционных β2- агонистов 3-4 раза в сутки в течение 1-2 дней, системные ГКС, продолжить терапию в течение 1-3 ч, чтобы убедиться в улучшение Если нет улучшение: ингаляции β2- агонистов и антихолинергических препаратов через небулайзер, оксигенотерапия, метилксантин в/в, системные ГКС. 4) Повторная оценка симптомов. Если хороший ответ (ОФВ1 или ПСВ более или =70%, ответ сохраняется через 60 минут после последних ингаляций, нет дистресса, физикальное обследование – нормальное, SaO2>90%): продолжить прием бета2-агонистов, образование пациента, оценка/разработка индивидуального плана длительной базисной терапии, наблюдение у специалиста. Если неполный ответ (ОФВ1 или ПСВ > или =50% но < 70, физикальное обследование – легкие или умеренно выраженные симптомы, SaO2 без улучшения): ингаляции β2- агонистов и антихолинергических и ГКС, системные ГКС, оксигенотерапия, мониторинг ОФВ1 или ПСВ. Если плохой ответ (ОФВ1 или ПСВ < 50, РОС2>45mm Hg, РОС2<60mm Hg, физикальное обследование – тяжелые симптомы, сонливость, спутанность сознания): перевод в отделение интенсивной терапии.
Задача №3 Девочка, 10 лет. Доставлена в отделение детской пульмонологии с жалобами на мучительный приступообразный кашель, усиливающийся в ночные и утренние часы. Анамнез заболевания: болеет в течение 1,5 месяцев. В первые , отмечался лающий кашель, осиплость голоса после работы с журналами и книгами. Лечились амбулаторно по поводу обструктивного бронхита: бромгексин, АЦЦ. Положительной динамики не наблюдалось. Анамнез жизни: ребенок от первой беременности, первых срочных родов, беременность протекала с угрозой выкидыша в первом триместре. Роды путем кесарева сечения. Росла и развивалась соответственно возрастным нормам. Наблюдается у аллерголога по поводу атопического дерматита. С 8-ми лет эпизоды обструктивного бронхита 2-3 раза в год. Мама страдает поллинозом, аллергическим коньюктивитом. Объективный осмотр: Состояние ребенка средней степени тяжести. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание носом затруднено. При физикальном обследовании: в легких выслушивается жесткое дыхание, на выдохе выслушиваются не многочисленные сухие хрипы с обеих сторон. ЧДД 30в мин. Тоны сердца ясные ритмичные, ЧСС 88 в минуту. Живот пальпации доступен, мягкий. Стул регулярный оформленный. Мочится свободно. Анализ крови: НВ 138 г/л, Эр 4,3х1012; Лейк 7,4х109; СОЭ 15мм/час; Э4 П1 С57 Л33 М5 Анализ мочи белок - нет, сах - нет, лейк - ед. в п/зр, Кал на я/глистов отр Цитологический анализ слизистой носа – обнаружены единичные с/ядерные лейкоциты, эпителиальные клетки. Рентгенограмма грудной клетки – Повышенная пневматизация. Диффузно усилен легочный рисунок, усилены и низко расположены тени корней. Куполы диафрагмы четкие. Срединная тень расположена обычно. Задание: 1. Ваш предположительный диагноз? 2. Какие необходимы дополнительные обследования для подтверждения диагноза? 3. Какие данные анамнеза указывают на вероятность развития заболевания. 4. План лечения. 5. Программа ведения ребенка Ответ:
Терапия способствующая бронходренажному эффекту: вибрационный массаж, голокамера, ЛФК и др. БТ- ИКС низкие дозы. 5. Программа ведения ребенка, больного бронхиальной астмой:
Задача № 4 60mm> |
Федеральная целевая программа «Бронхиальная астма» (2011-2015 годы)... Федеральное медико-биологическое агентство; (фгу научно-исследовательский институт пульмонологии) | Реферат: «профессиональная бронхиальная астма» Бронхиальная астма это условно профессиональное заболевание, развивающееся вследствие контакта с производственным аллергеном и характеризующееся... | ||
Реферат на тему: «Бронхиальная астма» Некоторые авторы рассматривают в настоящее время бронхиальную астму как проявление своеобразного эозинофильного бронхита. Бронхиальная... | Тематический план практических занятий Бронхиальная астма. Современные представления об этиопатогенезе, классификации. Принципы диагностики. Лечение | ||
Кафедра лечебной физкультуры и врачебного контроля История болезни Клинический диагноз: Персистирующая атопическая бронхиальная астма среднетяжелого течения | Сестринское дело Примерная тематика контрольных вопросов Бронхиальная астма (определение понятия, виды аллергенов, типичные признаки приступа удушья) | ||
Реферат на тему: Острая астма у взрослых Астма, возникающая в детстве, нередко исчезает с возрастом; заболевание же, начинающееся у взрослых, обычно сохраняется и имеет упорное... |