«Бронхиальная астма»





Скачать 291.98 Kb.
Название«Бронхиальная астма»
страница1/2
Дата публикации26.11.2014
Размер291.98 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Физика > Исследование
  1   2
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра детских болезней с курсом ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ № 4

к внеаудиторной (самостоятельной) работе
по дисциплине «Детские болезни»

для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения)
ТЕМА: «Бронхиальная астма»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 3 от 27 октября 2011 г.
Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор _________________________________________ Ильенкова Н.А.
Составители:

д.м.н., профессор _________________________________________ Ильенкова Н.А.
к.м.н., ассистент _________________________________________ Чикунов В.В.

Красноярск

2012

  1. Тема занятия: «Бронхиальная астма».




  1. Формы работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по УИРС.


  1. Перечень вопросов для самоподготовки по теме к практическим занятиям:

1 Дайте определение бронхиальной астмы.

2. Какова этиологическая принадлежность в развитии бронхиальной астмы у детей?

3. Чем обусловлены обострения при бронхиальной астме?

4. Какие виды лечения бронхиальной астмы Вы знаете?

5. Обоснуйте, на что направлена базисная терапия при бронхиальной астме?

6. Охарактеризуйте бронхиальную астму в зависимости от степени тяжести.

7. Охарактеризуйте приступы бронхиальной астмы в зависимости от степени тяжести.

8. Объясните суть аллерген специфической иммунотерапии (АСИТ).

9. Методы профилактики бронхиальной астмы.


  1. Перечень практических умений по изучаемой теме:

  1. Проводить обследования больных с заболеваниями бронхолегочной системы (методика опроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации).

  2. Давать увлажненный кислород с помощью кислородного концентратора.

  3. Оценивать результаты рентгенограммы, бронхограммы, спирограммы.

  4. Проводить ингаляцию лекарственных средств через небулайзер.

  5. Оказать неотложную помощь при бронхообструктивном синдроме.

  6. Исследование ПСВ с помощью пикфлоуметра при бронхиальной астме.




  1. Рекомендации по выполнению УИРС:

Подготовить рефераты на темы:

  • Бронхиальная астма и аллергический ринит.

  • Дифференциальная диагностика бронхообструктивного синдрома.

  • Атопический марш.

  • Респираторные аллергозы.




  1. Самоконтроль по тестовым заданиям:



Укажите один правильный ответ:

        1. Какой тип реакции гиперчувствительности лежит в основе патогенеза бронхиальной астмы:

а) І - немедленный тип (реагинзависимый)

б) ІІ – цитотоксический

в) ІІІ – иммунокомплексный

г) ІV – гиперчувствительность замедленного типа

(ответ а)
2. В качестве базисного средства при легком персистирующем течении бронхиальной астмы применяются

а) кромогликат натрия (интал)

б) недокромил натрия (тайлед)

в) адреналин п/к

г) атропин п/к

(ответы а, б)
3.Специфическая гипосенсибилизация – это лечение

а)супрастином

б)аллергеном

в)гистаглобулином

г)глюконатом кальция

д)аллергоглобулином

(ответ б)
4. Бронхиальная астма с повторяющимися приступами летом обусловлена сенсибилизацией к пыльце:

а) деревьев, кустарников

б) злаковых

в) сорных трав

(ответ в)

5. Астматическое состояние – это приступ бронхиальной астмы, длящийся более:

а) 3 часов

б) 6 часов

в) 9 часов

г) 12 часов

(ответ б)
6. Бронхиальная астма, сопровождающаяся глюкокортикоидной недостаточностью, является

а) гормонально-зависимой

б) гормонально-независимой

в) гормонально-нечувствительной

(ответ а)


  1. Наиболее частой причиной возникновения бронхиальной астмы у детей от 1 года до 3 лет является аллергия:

а) пищевая

б) бытовая, эпидермальная, грибковая

в) пыльцевая

(ответ б)


  1. Теопек – пролонгированный препарат

а) теофиллина

б) строфантина

в) теофедрина

г) папаверина

(ответ а)
9. Препараты - сальбутамол, беротек – возбуждают адренорецепторы

а) бета – 1

б) бета –1, бета – 2

в) бета-2

(ответ в)

Укажите все правильные ответы:

10. При лечении ребенка в астматическом статусе применяют

а) адреналин

б) кислород

в) бета –2 – агонисты

г)кортикостероиды внутривенно

д)кортикостероиды перорально

е) эуфиллин ввнутривенно

ж) ИВЛ, лаваж бронхов

з) супрастин внутримышечно

(ответы б, в, г, д, е, ж)
11. Дети с «аспириновой» астмой не переносят

а) смородину

б) вишню

в) цитрусовые

г) помидоры

д) молодой картофель

е) зеленые яблоки

(ответы б, в, г, д, е)
12. Бронхиальная астма – это заболевание, развивающееся на основе:

а) хронического аллергического воспаления бронхов

б) хронического бактериального воспаления бронхов

в) гиперреактивности бронхов

г) гипореактивности бронхов

(ответы а, в)
13. Для II стадии (декомпенсации) астматического состояния характерны:

а) учащенное шумное дыхание

б) потеря сознания

в) большое количество сухих и влажных хрипов

г) отсутствие дыхательных шумов в отдельных сегментах

д) понижение артериального давления

е) острая сердечная недостаточность

ж) диффузный цианоз кожи и слизистых

з) страх удушья

(ответы г, д, з)
14. Для III стадии (гипоксическая кома) астматического состояния характерны:

а) учащенное шумное дыхание

б) потеря сознания

в) большое количество сухих и влажных хрипов

г) отсутствие дыхательных шумов в отдельных сегментах

д) понижение артериального давления

е) острая сердечная недостаточность

ж) диффузный цианоз кожи и слизистых

з) страх удушья

(ответы б, г, д, е, ж)
15. Проведение специфической иммунотерапии показано детям с атопической бронхиальной астмой:

а) легкого и среднетяжелого течения

б) тяжелого течения

в) с доказанной аллергенной причиной

г) при малой эффективности фармакотерапии

д) при невозможности элиминировать причинно-значимые аллергены

(ответы а, в, г, д)
16. Факторами, предрасполагающими к развитию бронхиальной астмы, являются:

а) атопия

б) гиперреактивность бронхов

в) наследственность

г) химические вещества

д) вирусы, вакцины

(ответы а, б, в)
17. Диагностика бронхиальной астмы основана на оценке данных:

а) анамнеза

б) аллергического статуса

в) функции внешнего дыхания

г) связи с причинно значимым аллергеном

д) общего анализа крови

(ответы а, б, в, г)

Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача №1

Девочка, 13 лет. На приеме у педиатра предъявляет жалобы на сухой приступообразный кашель, усиливающийся в ночные часы.

Анамнез заболевания: Болеет в течении 2,5 недель. Перенесла ОРЗ, после чего появился сухой приступообразный кашель. ОРЗ 3-4 раза в год и постоянно сопровождается приступообразным сухим кашлем длительное время. Лечились амбулаторно по поводу рецидивирующего обструктивного бронхита: флемоксин, бромгексин. Эффекта от проводимой терапии не наблюдалось.

Анамнез жизни: Ребенок от второй беременности, вторых срочных родов. Беременность протекала с угрозой выкидыша в первой половине и аллергическими проявлениями в виде аллергического коньюктивита во второй половине. Мама на протяжении всего срока беременности курила. Роды путем кесарева сечения. Росла и развивалась соответственно возрасту. Состоит на учете по поводу атопического дерматита. Сестра старшая здорова. У матери поллиноз, аллергический коньюктивит, курит. Отец – относительно здоров, много курит. У бабушки бронхиальная астма.

При объективном осмотре: Состояние девочки средней степени тяжести. Кожные покровы бледные. При перкуссии – над полями легких небольшой коробочный оттенок, при аускультации – жесткое дыхание, умеренное количество сухих хрипов, ЧДД 26 в минуту. Сердечные тоны приглушены, ритмичные, ЧСС 88 уд/мин.живот при пальпации мягкий безболезненный.

Анализ крови: НВ 110г/л Эр 4,3х1012; Лейк 6,6х109; СОЭ 6 мм/час; Э15 П2 С35 Л50 М8

Анализ мочи белок - нет, сах- нет, лейк - ед в п/зрения.

Рентгенограмма грудной клетки – Усиление легочного рисунка, особенно в области корней легких, за счет сосудистого рисунка и перибронхиальных изменений.

Задание: 1. Ваш предполагаемый диагноз. 2. Какие представленные факторы подтверждают данное заболевание? 3. Какие необходимы дополнительные обследования для подтверждения диагноза? 4. Как необходимо проводить мониторинг за течением заболевания с помощью ПМФ? 5. Какое значение для течения заболевания имеет курение родителей? 6. План ведения больного, после выписки домой.

Ответ:

  1. Бронхиальная астма.

  2. Жалобы на сухой приступообразный кашель, усиливающийся в ночные часы. Частые ОРЗ, сопровождающиеся длительным сухим приступообразным кашлем, наличие бронхообструктивного синдрома и отсутствие эффекта от проводимой антибактериальной и муколитической терапий. Рентгенологические изменения, характерные при бронхообструкции. А так же имеются факторы, которые способствовали развитию бронхиальной астмы: атопический дерматит у девочки и аллергические заболевания родственников, курение родителей.

  3. Дополнительные обследования: кожные тесты с аллергенами, определение уровня Ig E (общего и специфических), СПГ, ПФМ, консультация аллерголога, лор.

  4. Техника измерения ПСВ (метод пикфлуометрии):

  • Тест выполня­ется в положении стоя.

  • Ребенок должен набрать в легкие как можно больше воздуха, а затем выдохнуть этот воздух максимально быстро.

  • Форсированный выдох вы­полняется трижды, и максимальное значение выби­рается в качестве исходного, с которым сравнива­ются все дальнейшие измерения как при мониторировании функции дыхания в домашних условиях, так и при последующих визитах к врачу.

  • Наиболее информативно измерение утренних и ве­черних показателей ПСВ, а в случаях приема бронходилатирующих препаратов - утром до и вечером по­сле их применения.

Для удобной оценке течения бронхиальной астмы, пациентом используется методика принципа «светофора»,

На графике ПФМ обозначаются зеленым цветом границы нормальных значений (более 80% от должного), желтым цветом - ПСВ в пределах 60-80% от должных значений и красным цветом - менее 60%. Переход в «желтую зону» указывает на начинающееся обострение и необходимость приема препаратов в соответствии с индивидуальным планом.

«Красная зона» - сигнал тревоги, являющийся показанием к приему препаратов для экстренной помощи и незамедлительному обращению к врачу.

  1. Неблагоприятное, так как табачный дым является триггером бронхиальной астмы.

  2. Программа ведения ребенка, больного бронхиальной астмой:

  • Образование больных детей и членов их семей.

  • Оценка и мониторинг степени тяжести.

  • Удаление или уменьшение воздействия факторов риска.

  • Разработка индивидуального медикаментозного плана для долгосрочного лечения (базисная терапия с учетом степени тяжести заболевания). Разработка индивидуального плана лечения обострений (приступов) астмы (неотложная помощь).

  • Обеспечение регулярным медицинским наблюдением.

  • Использование немедикаментозных методов лечения.


Задача № 2

Марина 12 лет обратилась к врачу с жалобами на кашель, приступы удушья, особенно в ночное время после сна на перовой подушке.

Ребенок от первой беременности, протекавшей с угрозой прерывания на первой половине, срочных родов. Росла и развивалась соответственно возрасту. Профилактические прививки проводились согласно возрастному календарю. Находится на диспансерном учете с диагнозом Бронхиальная астма, легкая интермиттирующая в течение 2 лет. Базисной терапии не получала. Обострения 3-4 раза в год, кратковременные и купирующиеся самостоятельно либо после однократного приема β2 –адреномиметиков. За последние пол года обострения участились до 2-3 в неделю, в основном в ночное время. Обострения средней степени тяжести, протекают с выраженной экспираторной одышкой и нарушений общего самочувствия. Для купирования приступов применяла сальбутамол, эуфиллин, дважды вызывали бригаду скорой помощи, но госпитализироваться оказывалась.

При объективном осмотре: Состояние девочки средней степени тяжести. Положение вынужденное. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. Отмечается участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания. Результаты физикального обследования: в легких выслушивается большое количество сухих и влажных хрипов на фоне удлиненного выдоха, ЧДД 40 в минуту. Сердечные тоны приглушены, тахикардия.

Задание: 1. Оцените степень тяжести бронхиальной астмы. 2. Тактика неотложной терапии. 3. Какие препараты можно порекомендовать для базисной терапии? 4. Что можно порекомендовать родителям для соблюдения гипоаллергенного быта?

Ответ:

  1. Средней степени тяжести.

  2. 1) Оценить тяжесть состояния – сбор краткого анамнеза, физикальное

обследование, спирометрия, определение газового состава крови, гематокрита.

2) Ингаляционные β2- агонисты и через дозирующий ингалятор (со спейсером) или небулайзер до трех доз в течение первого часа, кислород до насыщения 92% и более, возможны ГКС в ингаляциях (пульмикорт), парантерально или внутрь – при отсутсвии немедленного ответа.

3) Повторная оценка симптомов. Если есть улучшение: продолжить

применение ингаляционных β2- агонистов 3-4 раза в сутки в течение 1-2 дней, системные ГКС, продолжить терапию в течение 1-3 ч, чтобы убедиться в улучшение

Если нет улучшение: ингаляции β2- агонистов и антихолинергических препаратов через небулайзер, оксигенотерапия, метилксантин в/в, системные ГКС.

4) Повторная оценка симптомов. Если хороший ответ (ОФВ1 или ПСВ

более или =70%, ответ сохраняется через 60 минут после последних ингаляций, нет дистресса, физикальное обследование – нормальное, SaO2>90%): продолжить прием бета2-агонистов, образование пациента, оценка/разработка индивидуального плана длительной базисной терапии, наблюдение у специалиста.

Если неполный ответ (ОФВ1 или ПСВ > или =50% но < 70, физикальное обследование – легкие или умеренно выраженные симптомы, SaO2 без улучшения): ингаляции β2- агонистов и антихолинергических и ГКС, системные ГКС, оксигенотерапия, мониторинг ОФВ1 или ПСВ.

Если плохой ответ (ОФВ1 или ПСВ < 50, РОС2>45mm Hg, РОС2<60mm Hg, физикальное обследование – тяжелые симптомы, сонливость, спутанность сознания): перевод в отделение интенсивной терапии.

  1. Ингаляционные кортикостероиды – средняя доза, а также их комбинация с бронхолитиками длительного действия. предпочтение отдается препаратам с фиксированной комбинацией ИКС и бронхолитиков длительного действия (Серетид, Симбикорт).

  2. Меры по созданию гипоаллергенного быта:

  • Максимально разгрузить комнату (квартиру) от лишних вещей, собирающих пыль: ковров, портьер, шкур животных и т.д.;

  • Ежедневно проводить влажную уборку пола и других гладких поверхностей;

  • Ребенок не должен присутствовать при уборке обычным пылесосом; рекомендуется водный пылесос;

  • Деревянный и паркетный пол можно покрыть лаком;

  • Не держать в доме животных, птиц. Интенсивность аллергии не зависит от длины шерсти животного, не бывает безаллергенных животных;

  • Необходимо тщательно проветривать квартиру, следить за свежестью воздуха в ночное время, пользоваться для этого воздухоочистительными фильтрами; хранить книги, одежду, постельное белье только в закрытых шкафах; ребенок не должен контактировать с веществами бытовой химии, а именно, стиральным порошком, чистящими средствами, красками для ремонта квартиры и т.п.;

  • Не рекомендуется держать комнатные растения в цветочных горшках, поскольку создаются условия для размножения плесневых грибов, что является источником грибковых аллергенов



Задача №3

Девочка, 10 лет. Доставлена в отделение детской пульмонологии с жалобами на мучительный приступообразный кашель, усиливающийся в ночные и утренние часы.

Анамнез заболевания: болеет в течение 1,5 месяцев. В первые , отмечался лающий кашель, осиплость голоса после работы с журналами и книгами. Лечились амбулаторно по поводу обструктивного бронхита: бромгексин, АЦЦ. Положительной динамики не наблюдалось.

Анамнез жизни: ребенок от первой беременности, первых срочных родов, беременность протекала с угрозой выкидыша в первом триместре. Роды путем кесарева сечения. Росла и развивалась соответственно возрастным нормам. Наблюдается у аллерголога по поводу атопического дерматита. С 8-ми лет эпизоды обструктивного бронхита 2-3 раза в год. Мама страдает поллинозом, аллергическим коньюктивитом.

Объективный осмотр: Состояние ребенка средней степени тяжести. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание носом затруднено. При физикальном обследовании: в легких выслушивается жесткое дыхание, на выдохе выслушиваются не многочисленные сухие хрипы с обеих сторон. ЧДД 30в мин. Тоны сердца ясные ритмичные, ЧСС 88 в минуту. Живот пальпации доступен, мягкий. Стул регулярный оформленный. Мочится свободно.

Анализ крови: НВ 138 г/л, Эр 4,3х1012; Лейк 7,4х109; СОЭ 15мм/час; Э4 П1 С57 Л33 М5

Анализ мочи белок - нет, сах - нет, лейк - ед. в п/зр, Кал на я/глистов отр

Цитологический анализ слизистой носа – обнаружены единичные с/ядерные лейкоциты, эпителиальные клетки.

Рентгенограмма грудной клетки – Повышенная пневматизация. Диффузно усилен легочный рисунок, усилены и низко расположены тени корней. Куполы диафрагмы четкие. Срединная тень расположена обычно.

Задание: 1. Ваш предположительный диагноз? 2. Какие необходимы дополнительные обследования для подтверждения диагноза? 3. Какие данные анамнеза указывают на вероятность развития заболевания. 4. План лечения. 5. Программа ведения ребенка

Ответ:

  1. Бронхиальная астма, атопическая, легкая персистирующая, приступный период, ДН1. Аллергический ринит.

  2. Дополнительные обследования: кожные тесты с аллергенами, определение уровня Ig E (общего и специфических), СПГ, ПФМ, консультация аллерголога, лор.

  3. Гиперреактивность бронхов (частые обструктивные бронхиты у ребенка), наличие у ребенка атопического дерматита, появление симптомов после контакта с аллергеном (журналы и книги) и усиление их в утренние часы, наследственность (мама страдает поллинозом)

  4. В острый период – применение ингаляционных β2-агонистов (беродуал, сальбутамол, и др.) и муколитиков. При отсутсвии эффекта добавить к терапии препараты эуфуллина, системные ГКС.

Терапия способствующая бронходренажному эффекту: вибрационный массаж, голокамера, ЛФК и др.

БТ- ИКС низкие дозы.

5. Программа ведения ребенка, больного бронхиальной астмой:

  • Образование больных детей и членов их семей.

  • Оценка и мониторинг степени тяжести.

  • Удаление или уменьшение воздействия факторов риска.

  • Разработка индивидуального медикаментозного плана для долгосрочного лечения (базисная терапия с учетом степени тяжести заболевания). Разработка индивидуального плана лечения обострений (приступов) астмы (неотложная помощь).

  • Обеспечение регулярным медицинским наблюдением.

  • Использование немедикаментозных методов лечения.


Задача № 4
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Бронхиальная астма» iconФедеральная целевая программа «Бронхиальная астма» (2011-2015 годы)...
Федеральное медико-биологическое агентство; (фгу научно-исследовательский институт пульмонологии)
«Бронхиальная астма» iconРеферат: «профессиональная бронхиальная астма»
Бронхиальная астма это условно профессиональное заболевание, развивающееся вследствие контакта с производственным аллергеном и характеризующееся...
«Бронхиальная астма» iconРеферат на тему: «Бронхиальная астма»
Некоторые авторы рассматри­вают в настоящее время бронхиальную астму как проявление своеобразного эозинофильного бронхита. Бронхиальная...
«Бронхиальная астма» iconТематический план практических занятий
Бронхиальная астма. Современные представления об этиопатогенезе, классификации. Принципы диагностики. Лечение
«Бронхиальная астма» iconКафедра лечебной физкультуры и врачебного контроля История болезни
Клинический диагноз: Персистирующая атопическая бронхиальная астма среднетяжелого течения
«Бронхиальная астма» iconСестринское дело Примерная тематика контрольных вопросов
Бронхиальная астма (определение понятия, виды аллергенов, типичные признаки приступа удушья)
«Бронхиальная астма» iconРеферат на тему: Острая астма у взрослых
Астма, возникающая в детстве, нередко исчезает с возрастом; заболевание же, начинающееся у взрослых, обычно сохраняется и имеет упорное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск