Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета





НазваниеУчебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета
страница1/4
Дата публикации25.12.2014
Размер0.51 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Физика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4
ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ГИГИЕНЫ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

С ЭПИДЕМИОЛОГИЕЙ И КУРСОМ ФПДО


ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ПИЩЕВОГО СТАТУСА
учебно-методическое пособие по гигиене питания

для студентов 5 курса

медико-профилактического факультета

Владикавказ 2011
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании ЦКМС ГБОУ ВПО СОГМА от 9 декабря 2011 г. (протокол № 2 )

Составители: заведующий кафедрой гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией и курсом ФПДО д.м.н. Бутаев Т.М., доцент кафедры Туаева И.Ш., ассистент кафедры гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией и курсом ФПДО Дзулаева И.Ю, старший лаборант кафедры Тиникашвили Н.Ю.
Рецензенты:

Зав. кафедрой общей

гигиены, профессор А.Р. Кусова
Зав. кафедрой общей и

биоорганической химии,

профессор Ф.В. Калагова


Тема: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ПИЩЕВОГО СТАТУСА

Цель занятия:

1) ознакомить студентов с методами изучения и оценки пищевого статуса;

2) научить студентов оценивать соответствие качества нутриентного состава и количества энергетической ценности потребляемой пищи физиологическим потребностям организма;

3) выявлять влияние установленного характера питания на состояние здоровья.
Время проведения: 4 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Оснащение занятия: медицинские весы, ростомер, толстотный циркуль, сантиметровая лента.
Студент должен знать:

  1. Основное понятие состояния питания и пищевого статуса.

  2. Какие показатели исследуют для оценки пищевого статуса.

  3. Методы физиологических, биохимических и клинических исследований при изучении пищевого статуса.

  4. Клинические проявления витаминной недостаточности.

Студент должен уметь:

1. Охарактеризовать методы изучения фактического питания населения, оценки адекватности питания пищевому статусу.

2.Использовать физиологические методы изучения пищевого статуса.

3. Составить дневник питания.

4. Выявить симптомы витаминной недостаточности.

5. Проанализировать и дать заключение оценки пищевого статуса.

Контрольные вопросы:

1. Что такое состояние питания? Дайте понятие «пищевого статуса», его гигиеническая характеристика.

2. Какой комплекс показателей необходимо исследовать для оценки пищевого статуса?

3. Что такое ИМТ, как определяется.

4. Как определяется и оценивается кожно-жировая складка

5.Каковы основные критерии оценки витаминной адекватности питания?

6. Какие виды заключения пищевого статуса Вы знаете?
Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Гигиена питания: учебн. для студ. высш. учебн. заведений /А.А.Королев. 2006.,528 с.

2. Петровский К.С., Ванханен В.Д. – Гигиена питания (учебник), М. 1982.

3. Румянцев Г.И., Гигиена (учебник), 2000., 608 с.

4. Ванханен В.Д., Лебедева Е.А./Руководство к практическим занятиям по гигиене питания, М., 1987, 256с., ил.

5. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А., Общая гигиена. – М., 1985.

6. Федеральные Законы России

7. Постановления Правительства России

8. ГОСТы, инструктивно-методическая, нормативно- технические документы (СП, МУ, СанПиН, СНиП)

9. Пивоваров Ю.П., Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. - М.,2001., 432 с.

Дополнительная

1. Скурихин И.М., Волгарев М.Н. Химический состав пищевых продуктов. Т.1-2.-М.- 1994

2. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии), М., 2002.

3. Питание в профилактической медицине. Учебно-методическое пособие под ред. Е.А.Лебедевой, Ленинград. 1986

4. Справочник по диетологии. Под ред. В.А.Тутельяна и М.А. Самсонова, М., 2002.

5. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Суханов Б.П., Кудашева В.А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека. – М., 2002.

ВВЕДЕНИЕ

Оценка здоровья как показателя состояния питания базируется на данных пищевого статуса.

Пищевой статус – это комплекс показателей, отражающих адекватность фактического питания реальным потребностям организма с учетом условий его существования. Различают оптимальный, избыточный и недостаточный пищевой статус. При оптимальном пищевом статусе человек питается по нормам, достаточным для реальных условий существования. Избыточный и недостаточный статусы питания (неоптимальные) связаны с соответствующими нарушениями в количественных и качественных показателях фактического питания.
Нарушения в показателях пищевого статуса являются первыми признаками дисбаланса гомеостатических систем на этапе еще не сформировавшейся патологии и, как правило, могут быть алиментарно скорректированы при условии правильной их диагностики.
В противном случае дальнейшая отрицательная динамика показателей пищевого статуса неизбежно приведет к развитию стойкого симптомокомплекса (болезни) со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, своевременное выявление и коррекция нежелательных отклонений пищевого статуса являются важным инструментом в профилактической работе врача.

При изучении и анализе пищевого статуса необходимо оценить следующий комплекс показателей:

  1. данные физического развития (адекватность энергетической и пластической сторон питания);

  2. проявления микронутриентного дисбаланса (главным образом витаминно-минерального);

  3. данные лабораторных исследований крови, мочи (характеристика отдельных видов метаболизма, показатели защитно-адаптационных систем).

При оценке пищевого статуса чаще всего анализируют адекватность энергетической и витаминной стороны питания.

  1. Оценка данных физического развития

Основными исходными данными для оценки энергетической адекватности питания оценивается по данным физического развития: рост и масса тела, толщине кожно-жировой складки, которые должны быть установлены с соблюдением всех правил при помощи соответствующего оборудования. Измерение массы тела проводят с точностью до 100 г, а роста – с точностью до 0,5 см.

Данные массы тела, определенные методом взвешивания, сопоставляют с идеальным, т.е. с рекомендуемой в качестве нормы (табл.1) или с предельно допустимой массой тела (табл.2) с учетом пола, возраста и роста.

Таблица 1

Рекомендуемая масса тела для мужчин и женщин в возрасте

25-30 лет, кг

Рост, см

Мужчины

Рост, см

Женщины

Асте-ники

Норма-стеники

Гипер-стеники

Асте-ники

Норма-стеники

Гипер-стеники

155,0

49,3

56,0

62,2

152,5

47,8

54,0

59,0

157,5

51,7

58,0

64,0

155,0

49,2

55,2

61,6

160,0

53,5

60,0

66,0

157,5

50,8

57,0

63,1

162,5

55,3

61,7

68,0

160,0

52,1

58,5

64,8

165,0

57,1

63,5

69,5

162,5

63,8

60,1

66,3

167,6

59,3

65,8

71,8

165,0

55,3

61,8

67,8

170,0

60,5

67,8

73,8

167,5

56,6

63,0

69,0

172,5

63,3

69,7

76,8

170,0

57,8

64,0

70,0

175,0

65,3

71,7

77,8

172,5

59,0

65,9

71,2

175,5

67,3

73,8

79,8

175,0

60,3

66,5

72,5

180,0

68,9

75,2

81,2

177,5

61,5

67,7

73,7

182,5

70,9

77,2

83,6

180,0

62,7

68,9

74,9

185,0

72,8

79,8

85,2














Примечание: в возрасте старше 30 лет допускается увеличение массы тела от 2,5 до 5 кг у женщин, от 2,5 до 6 кг у мужчин.
Выделяют 4 степени ожирения:

1-ая степень – избыток массы тела на 10-29%,

2-ая степень – на 30-49%,

3-ая степень – на 50-99%,

4-ая степень – на 100% и более.

Таблица 2

Определение предельно допустимой массы тела (кг) в зависимости от возраста

Рост,

см

Возраст, лет

20-29

30-39

40-49

50-59

60-69

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

148

50,8

48,4

55

52,3

56,6

54,7

56

53,2

53,9

52,2

150

51,3

48,9

56,7

53,9

58,1

56,5

58

55,7

57,3

54,8

152

53,1

51,0

58,7

55,0

61,5

59,5

61,1

57,6

60,3

55,9

154

55,3

53,0

61,6

59,1

64,5

62,4

63,8

60,2

61,9

59

156

58,5

55,8

64,4

61,5

67,3

66

65,8

62,4

63,7

60,9

158

61,2

58,1

67,3

64,1

70,4

67,9

68

64,5

67

62,0

162,4

60,0

62,9

59,8

69,2

65,8

72,3

69,9

69,7

65,8

68.2

164,6

62

64,6

61,6

71

68,5

74,4

72,2

72,7

68,7

69,1

166,5

64

67,3

63,6

73,9

70,8

77,2

74

75,6

72

72

172

70

66

68,8

65,2

74,5

71,8

78

76,5

76,3

73,8

174,3

71,5

68

70,8

68,5

76,2

73,7

79,6

78,2

77,9

74,8

176,0

73,3

70

72,7

69,2

77,7

75,8

81

79,8

79,6

76,8

176,9

75

72

74,1

72,8

79,3

77

82,8

81,7

81,1

77,7

178,3

76,3

74

76,5

74,3

80,8

79

84,4

83,4

82,5

79,4

179

77,3

78

77

80,8

76,8

83,3

79,9

86,1

84,6

84,1

180,5

81,9

79,1

78

83

78,2

85,6

82,4

88

86,1

86,5

182,5

82,8

80,9

80

85,1

80,9

88

83,9

89,9

88,1

87,5

184,1

84,4

81,6

82

87,2

83,3

90,6

87,7

91,4

89,3

89,5

186,5

85,4

82,9

84

89,1

85,5

92

89,4

92,9

90,9

91,6

187,4

88

85,8

86

93,1

89,2

95,0

91

96,6

92,9

92,8

189,6

89

87,3

88

95,8

91,8

97

94,4

98

95,8

95

191,5

91,5

88,8

90

97,1

92,3

99,5

96,6

100,7

97,4

99,4

195,6

94,8

92,9



























В настоящее время для контроля массы тела наиболее часто используется так называемый индекс массы тела (BMI), который рассчитывают по формуле:


Оценку BMI проводят с учетом следующих рекомендаций: желательный диапазон 18,5 – 25; избыточная масса тела (ИМТ) 25,1 – 30; ожирение - >30,1.

При оценке показателей физического развития недостаточно ориентироваться лишь на массу тела, так как она может быть увеличена за счет хорошего развития мышечной ткани, а не отложения жира. Необходимо определять также толщину кожно-жировой складки. Толщина кожно-жировой складки измеряется с помощью специального инструмента – калипера (имеет вид штангенциркуля). Измерения проводят в трех точках на туловище: по средней подмышечной линии слева на уровне грудного соска, на уровне пупка по левой среднеключичной линии и под углом левой лопатки (рассчитывают среднюю толщину кожно-жировой складки из измерений в трех точках); и в одной точке на руке: на задней поверхности плеча (на трицепсе) посередине расстояния между акромионом и локтевым отростком локтевой кости при свободно свисающей вдоль туловища руке. Оценка полученных результатов производится с помощью таблиц (таб.3).
Таблица 3
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconУчебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания
Охватывается опросом, составляло суточный цикл жизнедеятельности человека в данное время
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconКонтрольные вопросы к зачету по общей гигиене для студентов заочного...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconЭкзаменационные вопросы по общей гигиене и экологии для студентов...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconЭкзаменационные вопросы по гигиене питания для студентов IV курса...
Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент...
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconУчебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса...
Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования...
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconТематический план лекций на весенний семестр по коммунальной гигиене для студентов V
По коммунальной гигиене для студентов V курса медико-профилактического факультета 2013/2014 уч. Год
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconТематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconПриложение 7 Форма 1
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconАннотация рабочей программы дисциплины
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета icon«Заработная плата учителя: вопросы и ответы»
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconОтчет об участии во Всероссийском конгрессе по школьной и университетской медицине
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconБеседа «Гигиена, внешний вид, уход за одеждой и обувью» Цель
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconО соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconИ. М. Губкина утверждаю первый проректор, профессор М. А. Силин 2010 г. Рабочая программа
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета iconТема : Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека....
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск