Скачать 0.51 Mb.
|
ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА ГИГИЕНЫ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА С ЭПИДЕМИОЛОГИЕЙ И КУРСОМ ФПДО ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ПИЩЕВОГО СТАТУСА учебно-методическое пособие по гигиене питания для студентов 5 курса медико-профилактического факультета Владикавказ 2011 Учебно-методическое пособие утверждено на заседании ЦКМС ГБОУ ВПО СОГМА от 9 декабря 2011 г. (протокол № 2 ) Составители: заведующий кафедрой гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией и курсом ФПДО д.м.н. Бутаев Т.М., доцент кафедры Туаева И.Ш., ассистент кафедры гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией и курсом ФПДО Дзулаева И.Ю, старший лаборант кафедры Тиникашвили Н.Ю. Рецензенты: Зав. кафедрой общей гигиены, профессор А.Р. Кусова Зав. кафедрой общей и биоорганической химии, профессор Ф.В. Калагова Тема: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ПИЩЕВОГО СТАТУСА Цель занятия: 1) ознакомить студентов с методами изучения и оценки пищевого статуса; 2) научить студентов оценивать соответствие качества нутриентного состава и количества энергетической ценности потребляемой пищи физиологическим потребностям организма; 3) выявлять влияние установленного характера питания на состояние здоровья. Время проведения: 4 часа. Место проведения: учебная аудитория. Оснащение занятия: медицинские весы, ростомер, толстотный циркуль, сантиметровая лента. Студент должен знать:
Студент должен уметь: 1. Охарактеризовать методы изучения фактического питания населения, оценки адекватности питания пищевому статусу. 2.Использовать физиологические методы изучения пищевого статуса. 3. Составить дневник питания. 4. Выявить симптомы витаминной недостаточности. 5. Проанализировать и дать заключение оценки пищевого статуса. Контрольные вопросы: 1. Что такое состояние питания? Дайте понятие «пищевого статуса», его гигиеническая характеристика. 2. Какой комплекс показателей необходимо исследовать для оценки пищевого статуса? 3. Что такое ИМТ, как определяется. 4. Как определяется и оценивается кожно-жировая складка 5.Каковы основные критерии оценки витаминной адекватности питания? 6. Какие виды заключения пищевого статуса Вы знаете? Рекомендуемая литература: Основная: 1. Гигиена питания: учебн. для студ. высш. учебн. заведений /А.А.Королев. 2006.,528 с. 2. Петровский К.С., Ванханен В.Д. – Гигиена питания (учебник), М. 1982. 3. Румянцев Г.И., Гигиена (учебник), 2000., 608 с. 4. Ванханен В.Д., Лебедева Е.А./Руководство к практическим занятиям по гигиене питания, М., 1987, 256с., ил. 5. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А., Общая гигиена. – М., 1985. 6. Федеральные Законы России 7. Постановления Правительства России 8. ГОСТы, инструктивно-методическая, нормативно- технические документы (СП, МУ, СанПиН, СНиП) 9. Пивоваров Ю.П., Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. - М.,2001., 432 с. Дополнительная 1. Скурихин И.М., Волгарев М.Н. Химический состав пищевых продуктов. Т.1-2.-М.- 1994 2. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии), М., 2002. 3. Питание в профилактической медицине. Учебно-методическое пособие под ред. Е.А.Лебедевой, Ленинград. 1986 4. Справочник по диетологии. Под ред. В.А.Тутельяна и М.А. Самсонова, М., 2002. 5. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Суханов Б.П., Кудашева В.А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека. – М., 2002. ВВЕДЕНИЕ Оценка здоровья как показателя состояния питания базируется на данных пищевого статуса. Пищевой статус – это комплекс показателей, отражающих адекватность фактического питания реальным потребностям организма с учетом условий его существования. Различают оптимальный, избыточный и недостаточный пищевой статус. При оптимальном пищевом статусе человек питается по нормам, достаточным для реальных условий существования. Избыточный и недостаточный статусы питания (неоптимальные) связаны с соответствующими нарушениями в количественных и качественных показателях фактического питания. Нарушения в показателях пищевого статуса являются первыми признаками дисбаланса гомеостатических систем на этапе еще не сформировавшейся патологии и, как правило, могут быть алиментарно скорректированы при условии правильной их диагностики. В противном случае дальнейшая отрицательная динамика показателей пищевого статуса неизбежно приведет к развитию стойкого симптомокомплекса (болезни) со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, своевременное выявление и коррекция нежелательных отклонений пищевого статуса являются важным инструментом в профилактической работе врача. При изучении и анализе пищевого статуса необходимо оценить следующий комплекс показателей:
При оценке пищевого статуса чаще всего анализируют адекватность энергетической и витаминной стороны питания.
Основными исходными данными для оценки энергетической адекватности питания оценивается по данным физического развития: рост и масса тела, толщине кожно-жировой складки, которые должны быть установлены с соблюдением всех правил при помощи соответствующего оборудования. Измерение массы тела проводят с точностью до 100 г, а роста – с точностью до 0,5 см. Данные массы тела, определенные методом взвешивания, сопоставляют с идеальным, т.е. с рекомендуемой в качестве нормы (табл.1) или с предельно допустимой массой тела (табл.2) с учетом пола, возраста и роста. Таблица 1 Рекомендуемая масса тела для мужчин и женщин в возрасте 25-30 лет, кг
Примечание: в возрасте старше 30 лет допускается увеличение массы тела от 2,5 до 5 кг у женщин, от 2,5 до 6 кг у мужчин. Выделяют 4 степени ожирения: 1-ая степень – избыток массы тела на 10-29%, 2-ая степень – на 30-49%, 3-ая степень – на 50-99%, 4-ая степень – на 100% и более. Таблица 2 Определение предельно допустимой массы тела (кг) в зависимости от возраста
В настоящее время для контроля массы тела наиболее часто используется так называемый индекс массы тела (BMI), который рассчитывают по формуле: Оценку BMI проводят с учетом следующих рекомендаций: желательный диапазон 18,5 – 25; избыточная масса тела (ИМТ) 25,1 – 30; ожирение - >30,1. При оценке показателей физического развития недостаточно ориентироваться лишь на массу тела, так как она может быть увеличена за счет хорошего развития мышечной ткани, а не отложения жира. Необходимо определять также толщину кожно-жировой складки. Толщина кожно-жировой складки измеряется с помощью специального инструмента – калипера (имеет вид штангенциркуля). Измерения проводят в трех точках на туловище: по средней подмышечной линии слева на уровне грудного соска, на уровне пупка по левой среднеключичной линии и под углом левой лопатки (рассчитывают среднюю толщину кожно-жировой складки из измерений в трех точках); и в одной точке на руке: на задней поверхности плеча (на трицепсе) посередине расстояния между акромионом и локтевым отростком локтевой кости при свободно свисающей вдоль туловища руке. Оценка полученных результатов производится с помощью таблиц (таб.3). Таблица 3 |
Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания Охватывается опросом, составляло суточный цикл жизнедеятельности человека в данное время | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму | ||
Контрольные вопросы к зачету по общей гигиене для студентов заочного... Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | Экзаменационные вопросы по общей гигиене и экологии для студентов... Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | ||
Экзаменационные вопросы по гигиене питания для студентов IV курса... Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса... Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования... | ||
Тематический план лекций на весенний семестр по коммунальной гигиене для студентов V По коммунальной гигиене для студентов V курса медико-профилактического факультета 2013/2014 уч. Год | Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико... Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | ||
Приложение 7 Форма 1 Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | Аннотация рабочей программы дисциплины Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | ||
«Заработная плата учителя: вопросы и ответы» Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | Отчет об участии во Всероссийском конгрессе по школьной и университетской медицине Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | ||
Беседа «Гигиена, внешний вид, уход за одеждой и обувью» Цель Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | О соотнесении постановления президиума ран №196 от 25. 04. 2008 с... Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | ||
И. М. Губкина утверждаю первый проректор, профессор М. А. Силин 2010 г. Рабочая программа Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета | Тема : Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека.... Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета |