Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки





Скачать 233.37 Kb.
НазваниеМетодическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки
Дата публикации29.12.2014
Размер233.37 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Физика > Методическая разработка
Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Новосибирской области

«Барабинский медицинский колледж»
Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,

социально-экономических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

комбинированного занятия

Дисциплина: Физика

Раздел 2 «Молекулярная физика»

Тема 2.11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов»


для специальности: «Сестринское дело»

по программе базовой подготовки
курс 1

Барабинск 2013 г
Рассмотрена на заседании

ЦМК ОГСЭД

Протокол № ___________

От ____________ 20___г.

Председатель ЦМК

______________________

(Ф. И. О.)
______________________

(подпись)
Разработчик: преподаватель 1 квалификационной категории Вашурина Т. В.

Содержание

Методический лист ………………………………………………………4

Формирование требований ФГОС при изучении темы ………………5

Выписка из тематического плана дисциплины «Физика» ……...…….6

Схема интегративных связей темы ……………………………………..7

Актуальность изучения темы ……………………………………………8

Примерная хронокарта занятия ………………………………………...9

Блок информации по теме ………………………………………………12

План самостоятельной работы студентов ……………………………..15

Приложение №1 ………………………………………………………….16

Приложение №2 ………………………………………………………….18

Приложение №3 ………………………………………………………….19

Приложение №4 ………………………………………………………….19

Домашнее задание ……………………………………………………….19

Перечень оборудования и оснащения …………………………………20

Перечень литературы …………………………………………………...20

Методический лист
Тема 2.11

Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов.
Вид занятия: комбинированный урок.

Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
Образовательные цели: дать понятие тепловых двигателей, принципов действия тепловых двигателей, вывести формулу для расчета коэффициента полезного действия теплового двигателя, научить решать задачи разного типа по теме урока. Подчеркнуть реальность необратимости тепловых процессов в природе.
Воспитательные цели: развивать коммуникативные способности через организацию работы в малых группах; создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитании настойчивости в достижении цели; формировать умение работать в коллективе, команде.
Развивающие цели: развивать активность студентов, умения анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать.


Формирование требований ФГОС при изучении темы

«Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов»


В результате изучения темы обучающийся должен знать:

  • смысл понятий: абсолютная температура, количество теплоты, коэффициент полезного действия;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.



В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

  • объяснять принцип действия тепловых двигателей;

  • приводить примеры применения знаний о необратимости тепловых процессовв медицине;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;

  • использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета).



Изучение темы 2.11 способствует формированию у обучающихся следующих общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде.

Выписка из тематического плана

дисциплины «Физика»

специальность сестринское дело, акушерское дело



Тема 2.11
Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов.

Содержание учебного материала

2

Понятие необратимости тепловых процессов. Второй закон термодинамики и его статистический смысл. Принцип действия тепловых двигателей, КПД тепловых двигателей.

Лабораторная работа

-

Практическое занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся.

- подготовка и написание рефератов, докладов, сообщений, мультимедийных презентаций по теме: «Из истории создания первых тепловых двигателей», «Двигатель внутреннего сгорания»

1



Схема интегративных связей темы



Тема 2.11
Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов.




Медицина

Обследование больного (измерение температуры тела, способы понижения температуры у пациента)

Экология

Загрязнение окружающей среды продуктами, образованными при работе тепловых двигателей


Актуальность изучения темы
Как известно, экологическая обстановка на Земле и в нашей стране продолжает ухудшаться: озоновая дыра в Антарктике не уменьшается, а загрязненность Мирового океана и воздушной оболочки планеты повышается.

Известно, что более 60 млн. тонн вредных веществ выбрасывают в атмосферу ежегодно наши промышленные предприятия, около 37 млн. тонн таких веществ попадает в нее вместе с выхлопными газами автотранспорта, примерно 30 млрд. м3 воды, загрязненной промышленными и бытовыми отходами, стекает в реки, озера, моря. В более чем 100 городах, где проживает приблизительно 50 млн. человек, предельно допустимые концентрации вредных веществ, превышены в 10 (и больше!) раз.

Автомобили на сегодняшний день в России - главная причина загрязнения воздуха в городах. Сейчас в мире их насчитывается более полумиллиарда. В России автомобиль имеет каждый десятый житель, а в больших городах - каждый пятый. Выбросы от автомобилей в городах особенно опасны тем, что загрязняют воздух в основном на уровне 60-90 см. от поверхности земли и, особенно на участках автотрасс, где стоят светофоры. Автомобили выбрасывают в атмосферу диоксид и оксид углерода, оксиды азота, формальдегид, бензол, бензопирен, сажу (всего около 300 различных токсичных веществ). При истирании автомобильных шин об асфальт атмосфера загрязняется резиновой пылью, вредной для здоровья человека. Автомобиль расходует огромное количество кислорода. За неделю в среднем легковой автомобиль выжигает столько кислорода, сколько его четыре пассажира расходуют на дыхание в течение года. С ростом числа автомобилей уменьшается площадь, занятая растительностью, которая дает кислород и очищает атмосферу от пыли и газа, все больше места занимают площадки для парковок, гаражи и автомобильные дороги. На свалках скапливаются изношенные шины, ржавые корпуса. Впрочем, старые кузова автомобилей можно увидеть и во дворах и на пустырях.

Автомобили загрязняют почву. Одна тонна бензина, сгорая, выделяет 500-800 кг. вредных веществ. Если двигатель машины работает на бензине, с добавлением свинца, то они загрязняют почву этим тяжелым металлом вдоль дороги в полосе шириной 50-100 м, а если дорога идет вверх, и двигатель работает с нагрузкой, и загрязненная полоса имеет ширину до 400 м! Свинец, загрязняющий почву, накапливается растениями, которыми питаются животные. С молоком и мясом металл попадает в организм человека и может стать причиной тяжелых болезней.
Примерная хронокарта занятия по теме «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов»

(время занятия 90 минут)





Этапы занятия

Деятельность

Цель этапа занятия

Оснащение этапа

Мин.

преподавателя

студентов

1

Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности аудитории.

Дежурный информирует об отсутствующих. Контроль внешнего вида студентов.

Мобилизация внимания, выявление готовности аудитории к занятию.

Журнал группы.

1-2

2

Актуализация опорных знаний.

Проводит фронтальный опрос, раздает варианты тестовых заданий, проводит инструктаж по выполнению работы, определяет временные рамки выполнения задания.

Отвечают устно, выполняют письменное задание в тетрадях для контрольных работ.

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степень усвоения материала по предыдущей теме. Развитие грамотной речи обучающихся, самоконтроль своих знаний.

Вопросы для фронтального опроса, тест для контроля (в двух вариантах)

(Приложение №1)

10-15

3

Сообщение темы занятия, постановка цели, обозначение актуальности данной темы, определение интегративных связей.

Сообщает тему занятия, определяет цель, обосновывает значимость изучаемой темы.

Слушают, записывают дату и тему занятия в рабочих тетрадях.

Обозначить цель занятия, заинтересовать обучающихся, сконцентрировать их внимание.

Методическая разработка, мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация.

2-3

4

Изучение нового материала по плану.

Излагает новый материал, демонстрирует презентацию.

Слушают, конспектируют.

Познакомиться с понятием тепловой двигатель, принципов действия тепловых двигателей, вывести формулу для расчета коэффициента полезного действия теплового двигателя, научить решать задачи разного типа по теме урока. Подчеркнуть реальность необратимости тепловых процессов в природе.

Методическая разработка (блок информации), мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, ЭОР, плакаты.

20

5

Первичное закрепление знаний

Задает вопросы, помогает студентам грамотно сформулировать ответы.

Отвечают на вопросы, задают вопросы.

Первичное закрепление и систематизация материала, ликвидация пробелов в понимании в полученных знаниях.

Методическая разработка (вопросы для первичного закрепления материала). Прил. №2

5

6

Решение расчетных задач

Разбор задачи, алгоритма ее решения. Контролирует решение задач студентами, указывает на ошибки.

Работают на местах и у доски.

Отработать навык решения задач на расчет КПД; организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов решения задач, оценка их выполнения.

Учебник, стр. 236, упражнение №15

20

7

Задание на самостоятельную работу.

Раздает контролирующий материал, проводит инструктаж по выполнению работы, определяет время самостоятельной работы студентов.

Слушают преподавателя, задают вопросы.

Развитие скорости восприятия и переработки информации, пунктуальности.

Слайд презентации с инструкциями, задания для самостоятельной работы студентов

2

8

С. р. Контроль текущих теоретических и практических знаний, контроль конечного уровня знаний, отчет.

Контролирует ход работы, помогает, указывает на ошибки.

Работают в малых группах, используют текст учебника, решают задачи по образцу.

Закрепление материала, формирование умения делать выводы, обобщать. Формирование умения работать в команде. Контроль усвоения знаний и умений учащихся.

Задания для итогового контроля. Приложение №3

15

9

Итоговый контроль.

Контролирует взаимопроверку, поясняет критерии оценки.

Предоставляют выполненное задание, сопоставляют ответы с эталонами, выставляют оценки.

Закрепление знаний по теме, выявление степени усвоения материала.

Слайд презентации с эталонами ответов и критериями отметки (приложение №4).

3

10

Подведение итогов занятия, выставление оценок.

Оценивает работу группы в целом, индивидуально, обоснование полученных студентами оценок.

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении.

Развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в малых группах, команде.

Журнал группы.

3

11

Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Слушают, записывают, задают вопросы.

Оптимизация самоподготовки, определение объема самостоятельной внеаудиторной работы.

Слайд презентации с дифференцированным домашним заданием.

2

Блок информации
План изложения учебного материала по теме «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов»
1. Понятие теплового двигателя

2. Устройство и принцип действия тепловых двигателей

3. Цикл Сади Карно

4. Использование тепловых двигателей

5. Работа ДВС

6. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
Изучение нового материала
1. Все физические явления и законы находят применение в повседневной жизни человека. Запасы внутренней энергии в океанах и земной коре можно считать практически неограниченными. Но располагать этими запасами недостаточно. Необходимо за счет энергии уметь приводить в действие устройства, способные совершать работу.
- Что является источником энергии? (различные виды топлива, энергия ветра, солнца, приливов и отливов)
- Существуют различные типы машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой.
Тепловой двигатель – устройство, превращающее внутреннею энергию топлива в механическую энергию.
2. Рассмотрим устройство и принцип работы теплового двигателя. Тепловая машина работает циклично.
Любая тепловая машина состоит из нагревателя, рабочего тела и холодильника.
КПД замкнутого цикла
Q1 – количество теплоты полученное от нагревания Q1>Q2
Q2 – количество теплоты отданное холодильнику Q 2A=| Q 1|– |Q 2| – работа совершаемая двигателем за цикл.
3. Цикл C. Карно


T1 – температура нагревателя

Т2 – температура холодильника

– не зависит от Q, р, V топлива.

КПД= (Т1 – Т2 )/ Т1
На всех основных видах современного транспорта преимущественно используются тепловые двигатели. На железнодорожном транспорте до середины XX в. основным двигателем была паровая машина. Теперь же главным образом используют тепловозы с дизельными установками и электровозы. На водном транспорте также использовались вначале паровые двигатели, сейчас используются как двигатели внутреннего сгорания, так и мощные турбины для крупных судов.
4. Наибольшее значение имеет использование тепловых двигателей (в основном мощных паровых турбин) на тепловых электростанциях, где они приводят в движение роторы генераторов электрического тока. Около 80 % всей электроэнергии в нашей стране вырабатывается на тепловых электростанциях.

Тепловые двигатели (паровые турбины) устанавливают также на атомных электростанциях. Газовые турбины широко используются в ракетах, в железнодорожном и автомобильном транспорте.

На автомобилях применяют поршневые двигатели внутреннего сгорания с внешним образованием горючей смеси (карбюраторные двигатели) и двигатели с образованием горючей смеси непосредственно внутри цилиндров (дизели).

В авиации на легких самолетах устанавливают поршневые двигатели, а на огромных лайнерах – турбовинтовые и реактивные двигатели, которые также относятся к тепловым двигателям. Реактивные двигатели применяются и на космических ракетах.

5. Рассмотрим более подробно работу двигателя внутреннего сгорания. Просмотр видеофрагмента.
Работа четырехтактного ДВС.

1 такт: впуск.

2 такт: сжатие.

3 такт: рабочий ход.

4 такт: выпуск.

• Устройство: цилиндр, поршень, коленчатый вал, 2 клапана(впуск и выпуск), свеча.

• Мертвые точки – крайнее положение поршня.

Сравним эксплуатационные характеристики тепловых двигателей.

КПД:

Паровой двигатель – 8%

Паровая турбина – 40%

Газовая турбина – 25-30%

Двигатель внутреннего сгорания – 18-24%

Дизельный двигатель – 40– 44%

Реактивный двигатель – 25%
6. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
Неуклонный рост энергетических мощностей – все большее распространение укрощенного огня – приводит к тому, что количество выделяемой теплоты становится сопоставимым с другими компонентами теплового баланса в атмосфере. Это не может не приводить к повышению средней температуры на Земле. Повышение температуры может создать угрозу таяния ледников и катастрофического повышения уровня Мирового океана. Но этим не исчерпываются негативные последствия применения тепловых двигателей. Растет выброс в атмосферу микроскопических частиц – сажи, пепла, измельченного топлива, что приводит к увеличению “парникового эффекта”, обусловленного повышением концентрации углекислого газа в течение длительного промежутка времени. Это приводит к повышению температуры атмосферы.

Выбрасываемые в атмосферу токсические продукты горения, продукты неполного сгорания органического топлива – оказывают вредное воздействие на флору и фауну. Особую опасность в этом отношении представляют автомобили, число которых угрожающе растет, а очистка отработанных газов затруднена. Все это ставит ряд серьезных проблем перед обществом.

Необходимо повышать эффективность сооружений, препятствующих выбросу в атмосферу вредных веществ; добиваться более полного сгорания топлива в автомобильных двигателях, а также увеличения эффективности использования энергии, экономии ее на производстве и в быту.
Альтернативные двигатели:

1. Электрические

2. Двигатели, работающие на энергии солнца и ветра
Пути решения экологических проблем:

Использование альтернативного топлива.

Использование альтернативных двигателей.

Оздоровление окружающей среды.

Воспитание экологической культуры.
План самостоятельной работы студентов

Тема 2.11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов»





Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

1

Актуализация опорных знаний.

Выполнение тестовых заданий исходного уровня знаний. Приложение №1.

Выявление степени усвоения материала по предыдущей теме.

10-15

2

Первичное закрепление знаний.

Самостоятельно отвечают на вопросы, затем вслух формулируют ответы к ним. Приложение№2.

Закрепление полученных знаний, формирование умений анализировать, сравнивать и обобщать.

5

3

Решение расчетных задач.

Самостоятельное решение задачи по образцу.

Отработка навыка решения задач по теме.

10

4

Контроль конечного уровня знаний, отчет.

Выполнение задания для итогового контроля. Приложение №3. Отчет о проделанной работе, взаимопроверка. Приложение №4.

Контроль усвоения знаний и умений учащихся. Выработка умения оценивать конечный результат выполнения заданий. Выявление степени достижения цели занятия.

15


Приложение №1

Тест по теме: «Изменение внутренней энергии. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс»

Вопросы для фронтального опроса:

1. От какого макроскопического параметра зависит внутренняя энергия идеального газа?

2. Как изменяется температура тела, если оно отдаёт энергии больше, чем получает извне?

3. Моль, какого газа (гелия или водорода) имеет большую внутреннюю энергию при одинаковой температуре газа?

4. Как можно определить внутреннюю энергию жидкости, газа?



п/п

Тестовые задания (вопросы), 1 вариант



Тело, состоящее из атомов или молекул, обладает:

  1. кинетической энергией беспорядочного движения частиц;

  2. потенциальной энергией взаимодействия частиц между собой внутри тела;

  3. кинетической энергией движения тела относительно других тел.

Какие из перечисленных видов энергии являются составными частями внутренней энергии тела?

А) только 1; Б) только 2; В) только 3;. Г) 1 и 2; Д) 1 и 3; Е) 1,2 и 3.



Что определяет выражение: ?

А) внутреннюю энергию идеального одноатомного газа.

Б) потенциальную энергию идеального одноатомного газа.

В) количество теплоты в идеальном газе.

Г) объем идеального газа. Д) давление идеального газа



Поставьте соответствие между физическими величинами и единицами их измерения (в СИ)

  1. масса газа а) Дж

  2. внутренняя энергия б) Па

  3. давление газа в) м3

  4. работа газа г) кг

  5. объем газа д) моль

6. абсолютная температура е) K



Дополните предложение, выражающее первый закон термодинамики.

Изменение внутренней энергии системы при переходе из одного состояния в другое равно … работы ….. сил и ……..теплоты, переданного системе.



Как называется процесс изменения состояния газа без теплообмена с окружающей средой и другими телами?

А) адиабатный. Б) изобарный. В) изохорный. Г) изотермический



Что служит рабочим телом в двигателе автомобиля?

А) воздух. Б) вода. В) бензин. Г) поршень. Д) цилиндр



п/п

Тестовые задания (вопросы), 2 вариант



Тело, состоящее из атомов или молекул, обладает:

  1. кинетической энергией беспорядочного движения частиц;

  2. потенциальной энергией взаимодействия частиц между собой внутри тела;

  3. кинетической энергией движения тела относительно других тел.

Какие из перечисленных видов энергии являются составными частями внутренней энергии тела?

А) 1,2 и 3. Б) 1 и 3 В) 1 и 2. Г) только 3 Д)только 2 Е) только 1




Для какого процесса изменение внутренней энергии газа равно количеству переданной теплоты?

А) изохорный; Б) изотермический; В) изобарный; Г) адиабатный.



Дополните предложение, выражающее закон сохранения энергии.

В замкнутой системе …..энергия…….



Дополните предложение, выражающее первый закон термодинамики.

Количество теплоты, переданное системе, идет на …. ее внутренней энергии и на совершение системой …. над внешними телами.



В результате получения количества теплоты 15Дж и совершения работы внутренняя энергия идеального газа увеличилась на 20 Дж. Какая работа была совершена?



Поставьте соответствие между физическими величинами и их обозначением:

  1. масса газа а) U

  2. внутренняя энергия б) p

  3. давление газа в) η

  4. работа газа г) m

  5. КПД теплового двигателя д) A

6. абсолютная температура е) К






Г


В



А

А



1 – г, 2 – а

3 – б, 4 – а

5 – в, 6 – е

Полная, сохраняется



Сумме, внешних, количества

Изменение, работы



А


5 Дж



А

1 – г, 2 – а

3 – б, 4 – а

5 – в, 6 - е


Эталоны ответов




Приложение №2

Вопросы для закрепления материала.

Какие машины называются тепловыми?

Назовите основные элементы теплового двигателя и их назначение.

Что называют кпд теплового двигателя?

Назовите какие виды тепловых машин вам известны?
Тест для первичного закрепления материала

Тест получает каждый студент

1. Какие устройства относятся к тепловым двигателям:

а) превращающие тепловую энергию в механическую;

б) электрическую энергию в тепловую;

в) внутреннюю энергию в тепловую
2. Какой элемент теплового двигателя совершает работу:

а) холодильник;

б) газ или пар;

в) нагреватель;
3. Какие условия необходимы для циклического получения механической работы в тепловом двигателе:

а) наличие нагревателя и холодильника;

б) наличие рабочего тела и холодильника;

в) наличие нагревателя и рабочего тела
4. КПД теплового двигателя всегда:

а) больше 1;

б) равен 1;

в) меньше 1.


Эталоны ответов: 1А, 2Б , 3В, 4В.


Приложение №3

Задания для итогового контроля

1 уровень. Чему равен КПД идеального теплового двигателя, если температура нагревателя 500 С, а температура холодильника 20 С?
2 уровень. Температура нагревателя 150 С, а холодильника 20 С. От нагревателя получено 105 кДж количества теплоты. Определить работу, произведенную машиной, если считать ее идеальной.
Приложение №4

Эталоны ответов к заданиям итогового контроля

1. КПД=62%

2. А=31 МДж
Критерии оценки: за решение задачи 1 уровня– «3» балла

за решение задачи 1и 2 уровня (имеются недочеты)– «4» балла

за решение задачи 1и 2 уровня – «5» баллов
Домашнее задание
Цель: Определить объем информации для самостоятельной работы, обратить внимание на значимые моменты.
На оценку «3»: Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. &80, 82 читать, конспект учить.
На оценку «4»: Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. &80, 82 читать, пересказ, конспект учить, упр. 15 (11)
На оценку «5»: Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. &80, 82 читать, пересказ, конспект учить, упр. 15 (11), доклады: «Сади Карно», «Необратимость тепловых процессов в природе».

Вопросы самоконтроля:

1. Устройство и принцип действия тепловых двигателей

2. Формула КПД

3. Цикл Сади Карно

4. Использование тепловых двигателей

5. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды


Перечень оборудования и оснащения

1. Доска

2. Демонстрационные плакаты: 27.4. Четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания, 27.5. Паровая машина Ползунова, 27.7. Работа газа, 27.8. Газотурбинный двигатель, 27.9. Паровая турбина, 27.10. Энергетика и энергетические ресурсы.

3. ЭОР «Физика. Тепловые явления»

4. Компьютерное и мультимедийное оборудование

5. Электронное учебное пособие (приложение к учебнику)

6. Мультимедийная презентация

7. Тестовые задания


Литература

Основные источники:

1. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г.

2. Рымкевич А. П. Сборник задач по физике - М.: Просвещение, 2003.

3. Г.И. Степанова. Сборник задач по физике 9-11 класс – М.: Просвещение, 2007г.

Дополнительные источники:

Электронное учебное пособие (приложение к учебнику Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 10 класс)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ы программы традиционны: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика...
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «Сестринское...
«Сестринский процесс при сахарном диабете» подготовлена с учетом требований государственного образовательного стандарта по дисциплине...
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconФизика понятия, определения, формулы, уравнения раздел молекулярная физика
Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconМолекулярная физика. Тепловые явления
Оформить выполненные (1-4) и составить отчет по запланированной (5) лабораторным работам в соответствие с планом в тетрадях для лабораторных...
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины: одп. 10. Физика
Фармация, 31. 02. 03Лабораторная диагностика, 34. 02. 01 Сестринское дело, 32. 02. 01Медико-профилактическое дело, 31. 02. 02 Акушерское...
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки icon4 Химикус (Обучение с приключением) 2
Открытая физика. Часть (механика, механические колебания и волны, термодинамика и молекулярная физика)
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconКлинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей
Методическая разработка предназначена для студентов средних медицинских учебных заведений, обучающихся по специальности 060501. 51...
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Составлена в соответствии с фгос к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060501 Сестринское дело
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Составлена в соответствии с фгос к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060501 Сестринское дело
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconУчебник по физике. Представлены разделы физики в теории, примерах...
Открытого колледжа" "Физика". Включает прекрасно иллюстрированный учебник "Открытая физика 5" (все разделы, от Механики до Физики...
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconСодержание программы. Введение. Актуальность компетентностного подхода...
Составление алгоритма решения задач по разделам: кинематика, динамика, молекулярная физика, газовые законы, электрический ток, магнетизм,...
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconРабочая программа по дисциплине сестринское дело в терапии с курсом...
Сестринское дело в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной руководителем Департамента...
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconПояснительная записка сд. 15
Фармакология", "Сестринское дело в терапии с курсом первичной помощи", "Сестринское дело в педиатрии", "Сестринское дело при инфекционных...
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconШаблон рабочей программы дисциплины Общий физический практикум Лекторы
Общий Физический Практикум является неотъемлемой частью курса "Общая Физика". Основные разделы: механика; молекулярная физика; электродинамика;...
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconПрограмма подготовки: «Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели»
Целью дисциплины является изучение теории и методики расчетов тепловых процессов в авиационных газотурбинных двигателях (агтд), принципов...
Методическая разработка комбинированного занятия Дисциплина: Физика Раздел 2 «Молекулярная физика» Тема 11 «Тепловые двигатели. Необратимость тепловых процессов» для специальности: «Сестринское дело» по программе базовой подготовки iconКурс 2 семестр 4 Методическая разработка практического занятия для...
И. В. Ремизов Основы патологии. Учебное пособие для студентов оу спо ростов на Дону. Феникс, 2009 – 217с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск