Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося





Скачать 75.36 Kb.
НазваниеПоложение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося
Дата публикации08.01.2015
Размер75.36 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Физика > Реферат
МБОУ «Мирненская средняя общеобразовательная школа»

Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника

Реферат учащегося - краткое изложение в письменном виде содержания и результатов его индивидуальной учебно-исследовательской деятельности.

Содержание и способы работы на занятиях по таким курсам невозможно жестко регламентировать, программы должны иметь "допуск" на изменение, отражающее интерес конкретных учеников, темп и направления их исследова­тельской работы.

Руководителем рефератов, ориентированных на исследовательскую работу старшеклассников, должен быть преподаватель, специализирующийся в области знания, соответствующего выбранной теме. Как правило, это учитель школы, прошедший специальную подготовку, реже - преподаватель колледжа, вуза.

Работа руководителя включает:

• предложение и (или) корректировку темы реферата;

• обсуждение содержания и плана реферата;

• рекомендации по подбору литературы;

• планирование и контроль работы над рефератом;

• написание рецензии, содержащей анализ реферата и оценку иссле­довательских качеств учащегося, проявленных в ходе выполнения работы.

В процессе выполнения реферата учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам и срокам их прохождения.

Работа над рефератом может начинаться с 1 сентября текущего учебного года. Основными этапами выполнения реферата являются:

• выбор темы и руководителя - сентябрь - февраль;

• исследовательская работа по теме реферата - октябрь - март;

• оформление реферата и выступление с докладом на ученической на­учно-практической конференции - апрель - май.

Тема реферата может быть предложена как преподавателем, так и учащимся. Во втором случае требуется ее согласование с руководителем. Перечень тем, предлагаемых для исследования, рассматривается на пред­метных школьных методических объединениях. Темы рефератов, избран­ных для защиты на экзамене, согласовываются с завучем и утверждаются директором. В процессе работы над рефератом допускается корректировка выбранной темы по согласованию с руководителем. Тема реферата должна иметь четкие рамки исследуемой проблемы (недопус­тима как излишняя широта, так и ограниченность), сочетать в себе емкость и лаконичность формулировок, учитывать уровень ученической учебно-ис­следовательской работы (недопустимы как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность, а также использование спорной, с научной точки зрения, терминологии).

Руководителем и учащимся в течение первых двух недель планируется ра­бота над рефератом с учетом времени, необходимого для поисков и проработки литературы, составления чернового варианта и сдачи его на проверку руководи­телю. Контроль выполнения плана работы также осуществляет руководитель.

В отличие от других письменных творческих работ, выполняемых стар­шеклассниками, реферат имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.

Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параг­рафам). Его следует составлять из 4 частей: введения, основной части, за­ключения и списка литературы (библиографии). В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 10-15 страниц машинописного текста, введение - 10-20% от объема названных частей, за­ключение - 10%.

Вводная часть включает: обоснование актуальности темы реферата с по­зиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность); предмет и объект исследования, проблему, гипотезу исследования; постановку целей и формулирование задач; краткий обзор и анализ источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).

Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, коли­чество и названия которых определяются учеником-автором и руководителем. В этой части исследования рассматриваются и раскрываются основные положения выбранной темы; демонстрируются навыки подбора, структури­рования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявляется собственное мнение учащегося, сформированное в процессе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Цити­рование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребление терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерность (сжатость или растянутость) отдельных глав, разде­лов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.

Заключительная часть состоит из подведения итогов выполненной рабо­ты, краткого и четкого изложения выводов на основе гипотезы исследования, анализа степени выполнения поставленных во введении задач.

К апрелю учащийся оформляет окончательный вариант реферата в соот­ветствии с предъявляемыми к нему требованиями, составляет доклад по нему на конференцию (итоговую аттестацию).

Реферат может быть написан от руки или напечатан на любом множитель­ном аппарате и представлен в сброшюрованном виде.

Оформление реферата производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разбитая на главы и параграфы, список литературы, приложе­ния. Каждая часть начинается с новой страницы.

Каждая страница нумеруется в середине верхней строки. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются. Страница должна иметь поля слева - не менее 3 см (для подшивки и заметок), справа - не менее 1 см. Записи ведутся четко и аккуратно чернилами одного цвета.

Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а также возможные приложения нумеруются по отдельности. Они должны иметь название и ссылку на источник данных, а при необходимости и указание на масштабные единицы.

В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исклю­чением общепринятых аббревиатур).

Титульный лист реферата оформляется следующим образом:


В список литературы к реферату вносится весь перечень изученных уча­щимся при написании реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий. Структурирования этого раздела не требуется, но допускается (например, в случаях, когда автор считает необходимым акцентировать внимание на широте спектра использованной литературы).

Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований нумеруется. Например:

1. Ильин В.В., Мешалкин Е.А. История пожарной охраны России: Учебник. М.: Академия ГПС МЧС России, СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2003.

2. ...

3. ...

4. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1991.

6. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-пресс, 2002.

7. ... .

8. ...

Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:

• постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками);

• с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в списке литературы и цитируемая страница).

Реферат сдается в учебную часть не позднее, чем за две недели до кон­ференции

(итоговой аттестации), в течение которых члены школьного предметного объединения (экзаменационной комиссии) знакомятся с представлен­ными материалами. В это же время оформляется рецензия.

Рецензия оформляется следующим образом:

Титульный лист


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мирненская средняя общеобразовательная школа

Рецензия на

реферат по истории


на тему_______________
ученицы 11-го класса

Ивановой Ирины Ивановны
Руководитель Петрова Полина Петровна


п. Мирный, 2009


Рецензент оценивает реферат в соответствии со следующими критериями:

• актуальность и оригинальность темы;

• степень самостоятельности и глубины аналитических выкладок во вводной и заключительной частях;

• логическая последовательность в изложении материала основной части;

• умение изложить материал в рамках заявленной темы;

• объем исследованной литературы и других источников информации;

• стиль и грамотность;

• соблюдение требований к оформлению ученического реферата.

Рецензент может сформулировать вопросы к автору реферата и предложить ответить на них при защите исследовательской работы. Необходимо соблюдать требование: вопросы должны касаться спорных моментов в содержании иссле­дования, либо указывать на пробелы в изложении материала.

В конце рецензии руководитель ставит дату и подпись.

Процедура защиты на конференции(итоговой аттестации) учебно-исследовательской работы в форме реферата состоит из этапов:

• выступление учащегося с докладом по теме реферата;

• ознакомление конференции(экзаменационной комиссии) с рецензией руководителя;

• ответы учащегося на вопросы, поставленные в рецензии, а также на вопросы участников конференции(членов экзаменационной комиссии) (в пределах темы реферата).

Содержание выступления по реферату должно включать:

• обоснование актуальности темы;

• изложение поставленных в нем целей и задач;

• краткий обзор изученных источников и использованной литературы;

• описание структуры основной части;

• сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах;

• продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется).

Выступление ограничивается во времени - 10-15 минут.

Выступление оценивается на основе критериев:

• соблюдение структуры выступления;

• глубина осмысления темы исследования;

• соблюдение регламента;

• умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протя­жении всего выступления;

• уверенность и убедительность манеры изложения.

Ответы на вопросы после выступления оцениваются по следующим критериям:

• соответствие ответов поставленным вопросам;

• содержательность ответов;

• корректность;

• аргументированность;

• выразительность и грамотность речи.

Реферат, сданный в архив школы, является имуществом школы и хранится в течение трех лет с момента сдачи, после чего может быть возвра­щен автору по его личному требованию либо уничтожается. В период хранения реферат может быть выдан автору для чтения в архиве или в читальном зале библиотеки. О порядке хранения и использования реферата автор предупрежда­ется к моменту получения темы. Лучшие исследовательские работы принимаются с автографом на вечное хранение в фонд школьной библиотеки и выдаются учащимся для работы в читальном зале.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconПоложение об ученическом реферате как форме индивидуальной учебно-исследовательской...
...
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconПоложение об ученическом реферате как форме индивидуальной учебно-исследовательской...
...
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconПоложение о реферате обучающегося
Реферат краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной или групповой исследовательской работы учащегося...
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconПоложение о реферате обучающегося моу сош №9 им. В. Т степанченко
Реферат краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной или групповой исследовательской работы учащегося...
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconI. Общие положения
Рефератом учащегося следует считать краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской...
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconПоложение о реферате учащегося школы I
В отличие от других, в том числе письменных творческих работ, выполняемых учащимися, реферат имеет регламентированную структуру,...
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconПоложение о реферате учащегося муниципального образовательного учреждения
В отличие от других, в том числе письменных творческих работ, выполняемых учащимися, реферат имеет регламентированную структуру,...
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconПоложение о реферате учащегося школы I. Общие положения
В отличие от других, в том числе письменных творческих работ, выполняемых учащимися, реферат имеет регламентированную структуру,...
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconЗакон РФ «Об образовании»
Положение о реферате как форме аттестации учащихся основного общего образования мкоу «Средняя общеобразовательная школа №2 им. И....
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconПоложение о школьном рефератЕ
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов...
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconРеферат на тему: «Умозаключения по аналогии в математике и физике»
В реферате привлекается материал из различных теоретических дисциплин философии, социологии, психологии, истории, а так же точных...
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconО реферате, как форме итоговой аттестации учащихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №5»
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconРеферат печатается с использованием компьютера и принтера на одной...
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности,...
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconРеферат это краткий обзор собранных первоисточников или результатов...
Реферат показывает эрудицию исследова- теля, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать...
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconТеоретические положения. Одним из самых мощных средств построения...
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений
Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской деятельности старшеклассника реферат учащегося iconПриказ №79/1 от 30. 08. 2013 г. Положение о прохождении промежуточной...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск