Скачать 4.09 Mb.
|
введение Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития. Изучая строение отдельных органов и систем в тесной связи с их функцией, анатомия рассматривает организм человека как единое целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних факторов на протяжении всей эволюции. Целью изучения предмета является формирование у студентов знаний о строении организма человека, как единой целостной системы, выявление возрастной, половой и индивидуальной изменчивости анатомических структур, изучение адаптации формы и строения органов к меняющимся условиям функции и существования. Такое функционально-анатомическое, эволюционное и каузальное рассмотрение фактических данных о морфологических особенностях организма человека в курсе анатомии имеет огромное значение для клиники, так как способствует пониманию природы здорового и больного человека. Настоящий учебно-методический практикум направлен на оказание помощи студентам и преподавателям в организации и обеспечении наиболее рационального унифицированного подхода к изучению и преподаванию предмета. Практикум составлен на основе типовой учебной и рабочей кафедральной программ по анатомии человека для специальности 7.110106 – стоматология. Поэтому подбор тем лекций, практических занятий и внеаудиторных самостоятельных занятий отвечает профилю подготовки специалистов на факультете, учитывает будущую профессию и имеет свою специфику – тщательное изучение строения, фило- и онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей черепа, суставов, мышц, сосудов и нервов головы и шеи. Особое внимание обращено на строение органов и тканей, входящих в состав жевательного аппарата и смежных участков головы и шеи. 1. цель изучения дисциплины Студенты стоматологического факультета заканчивают ВУЗ узкими специалистами и поэтому у части студентов бытует мнение, что они должны глубоко знать только разделы анатомии, связанные с изучением строения головы и шеи. Это глубокое заблуждение. Анатомия человека является основой любой области медицины и целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного представления о строении и функционировании рабочих, жизнеобеспечивающих и интегрирующих систем организма. Конечные цели изучения дисциплины: – уметь анализировать информацию о строении тела человека, его органов и систем; – изучить строение и функцию жевательного и речеартикуляционного аппаратов, как составляющей части целого организма; – трактовать закономерности эволюционного, пре- и постнатального развития органов человека и их влияние на развитие и становление жевательльного аппарата; – определять топографо-анатомические взаимоотношения органов и систем человека, овладев навыками препаровки и демонстрации анатомических образований на натуральных препаратах; – интерпретировать половые, возрастные и индивидуальные особенности строения организма человека; – предусмотреть взаимозависимость и единство структур и функций органов человека, их изменчивость под влиянием экологических и социоантропогенных факторов; – освоить навыки интерпретации результатов клинических методов исследования (рентгенанатомический метод, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ, ЯМР), ультразвуковое исследование (УЗИ), эндоскопия и др.); – овладеть морально-этическими принципами отношения к живому человеку и его телу как объекту анатомического и клинического исследования (основами медицинской деонтологии); – владеть русской, украинской и латинской (греческой) терминологией согласно международной анатомической номенклатуре. 2. методика работы с лекционным материалом 1. обязательным условием является посещение всех лекций и конспектирование излагаемого материала. 2. Усвоение и закрепление материалов лекции необходимо проводить в первые дни после ее прослушивания, так как это потребует наименьших затрат времени на изучение данной темы. 3. Вначале необходимо изучить конспект лекции, схемы и рисунки, приведенные в нем. При необходимости следует обратиться к рекомендованной литературе и заполнить пробелы в лекции полученными данными. 4. В заключение мысленно проработать ответы на вопросы плана лекции. 5. В случае отсутствия на лекции, желательно воспользоваться планом лекции (см. расширенный тематический план лекций), а изучение материала лекции проводить по рекомендованной литературе. При этом значительно увеличивается время самоподготовки. 6. повторно возвратиться к материалам лекции необходимо при подготовке к итоговому занятию по разделу и подготовке к экзамену. 3. закрепление знаний материала практических занятий 1. Самостоятельная работа для закрепления знаний материала практического занятия наиболее эффективна при условии обязательного их посещения. Во время практического занятия знакомятся с темой и учебными элементами занятия, находят на учебных препаратах и таблицах органы и элементы их строения, которые необходимо выучить. Пользуясь учебником и атласом, получая консультацию преподавателя, описывают их строение, топографию и др.; знакомятся с анатомической терминологией. 2. Закрепление знаний материала практических занятий проводится самостоятельно в промежутках между практическими занятиями. Наиболее эффективными и приемлемыми являются такие формы подготовки к занятиям: · проработка методических рекомендаций для студентов по соответствующим разделам, изданных типографским способом, которые имеются на кафедре или на выдаче в библиотеке; · составление конспекта изучаемой темы в домашних тетрадях самоподготовки. При этом важно, чтобы студент кратко ответил на все вопросы плана изучения данного органа или системы, которые предлагаются преподавателем на практическом занятии, сделал зарисовки, схемы, логические графоструктуры, записал в словарь латинское термины; · работа в секционном зале после занятий, пользуясь учебной литературой и полученными от лаборанта необходимыми натуральными учебными препаратами (эта форма рекомендуется всем студентам и необходима тем, кто на практическом занятии недостаточно усвоил учебный материал); · в библиотеке или в домашних условиях с обязательным использованием атласа, электронных пособий и Интернета (эта форма достаточно эффективна, если ей предшествовала интенсивная работа на практическом занятии). Время, необходимое для подготовки к двухчасовому занятию, в среднем составляет один астрономический час. Даже незначительное ослабление внимания студентов на практическом занятии будет увеличивать длительность подготовки во время самостоятельной работы. 3. Важным этапом самостоятельной подготовки студентов является четкое представление морфофункциональной взаимосвязи учебных элементов данной темы занятия с изученным раньше материалом. Учебные элементы любой темы являются частью одной из систем, система – частью организма, а организм является связывающим звеном между человеком и окружающей средой. Так как главной целью анатомии есть изучение целостного организма, то уже с первых занятий необходимо научиться различать уровни целого, структуры и функции, единичного, общего, обобщенного и др. 4. Заключительным этапом подготовки и усвоения практического занятия является умение конструировать ответы на контрольные вопросы и тесты, которые приводятся в методической разработке, демонстрировать органы и структуры, описывать их строение и топографию, взаимосвязь учебных элементов между собой и с ранее изученным материалом. 5. Важным помощником в закреплении знаний изученного материала практического занятия и следующего самоконтроля его усвоения является умение студента самостоятельно выполнять рисунки-схемы. Выполненные после подготовки к занятию и сравненные с рисунками учебника или атласа, они являются надежным критерием самоконтроля. В то же время по многим темам анатомии человека (опорно-двигательный аппарат, внутренние органы, нервная система и др.) анатомические схемы, выполненные на практическом занятии или самостоятельно с использованием учебной литературы, помогают в подготовке и уяснении темы занятия. Рекомендации по исполнению рисунков и схем приводятся согласно с разделами курса анатомии человека в методических разработках и на стендах кафедры. 6. Заключительным этапом подготовки и усвоения практического занятия является умение конструировать и давать полные ответы на контрольные вопросы и тестовые задания, которые приводятся в тематических практикумах и пособиях, изданных кафедрой, и расположены на внутреннем WEB-сайте университета; а также демонстрировать органы и структуры, описывать их строение и топографию, взаимосвязь учебных элементов между собой и с ранее изученным материалом. Если студент испытывает затруднения в самостоятельном освоении материала или хочет получить углубленные знания, он имеет право заниматься с преподавателем по индивидуальному плану на контрактной основе. 4. изучение анатомической терминологии 1. Дополнительные препятствия в изучении анатомии человека создает необходимость изучения международной анатомической номенклатуры на латинском (иногда греческом) языке и ее эквивалентов на русском (украинском) языке. 2. Изучение международной анатомической номенклатуры на латыни и ее эквивалента в русском (украинском) варианте проводится с использованием элементов методики изучения иностранных языков. Во время самостоятельной подготовки студентов термины желательно выписать в отдельную тетрадь и заучивать путем многократного повторения в промежутках между разными видами работ. Таким образом, постепенно студент создает собственный словарь латинской терминологии. Термины международной анатомической номенклатуры запоминаются легче, если изучена структура и русские (украинские) термины. НЕОБХОДИМЫЙ БАЗОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ АНАТОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
|
Урок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 6 «Пластическая анатомия» Специфика дисциплины «Пластическая анатомия», определяются характером костно-мышечного строения тела человека и животных, движением... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов | Аннотация рабочей программы дисциплины Анатомия человека для студентов... Задачами освоения дисциплины являются: изучить в процессе практических занятий и лекций строение и топографию органов, систем и аппаратов... | ||
Учебно-методический комплекс биология человека 020200. 62 «Биология» Цель дисциплины: ознакомление студентов со строением тела человека, его органов и тканей, представление о положении человека в системе... | Анатомия Анатомия и физиология человека. Выпуск 1 (106 мин.) -общее знакомство с организмом человека | ||
Вариантная анатомия магистральных кровеносных сосудов медиальных... Название учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №108» | Тема. Организм человека Цель: уточнить и расширить представления обучающихся об организме человека: его внешних частях тела, органах чувств | ||
Тема: «Скелет человека, его строение и значение» Цель: Пополнить знания о строении и функциях частей скелета. Сравнивать его со скелетом млекопитающих животных. Выявлять особенности... | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи Найдите в пункте «Строение и функции кожи» п. 39, стр. 200, что такое волосы и ногти, в каком слое кожи они находятся? | ||
Тематическое планирование по курсу Биология «Человек и его здоровье» 8 класс № Человек- существо биосоциальное. Здоровье человека. Анатомия, физиология и гигиена человека | Пояснительная записка Программа научно-технической направленности... Программа научно-технической направленности «Анатомия и физиология человека» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и... | ||
Тема урока Кол- во Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство... | Тема урока Кол- во Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Анатомия человека» Рабочая программа по дисциплине «Анатомия человека» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 «Туризм» профиль: технология... | Тема урока: «Скелет человека, его значение и строение» Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательного аппарата; строении и значении скелета человека |