Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся»





Скачать 143.78 Kb.
НазваниеПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся»
Дата публикации22.01.2015
Размер143.78 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Бригантина»

Исследовательская деятельность

как образовательная технология

формирования коммуникативной компетенции,

творческого потенциала обучающихся

Заковряжина Тамара Терентьевна,

учитель физики

Заринск 2012

Содержание

Введение. Актуальность опыта.

Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность как образовательная технология.

Направления исследовательской деятельности.

Формы организации исследовательской работы.

Основные этапы организации исследовательской деятельности.

Результаты исследовательской деятельности учащихся.

Проблема оценки качества результатов исследовательской деятельности.

Заключение. «Плюсы» и «минусы» организации исследовательской деятельности.

Список литературы

Приложения:

  1. Программа НОУ «Эврика» (физико-математическая секция)

«Основы учебной исследовательской деятельности учащихся»

  1. Исследовательская работа ученика 9 класса Ларина Константина

«Влияние электроактивированной воды на всхожесть семян и рост растений»



Учение вообще есть

«совместное исследование,

проводимое учителем и учеником»

С. Л. Рубинштейн

Введение. Актуальность опыта.

Цель работы: Формирование коммуникативной компетенции, творческого потенциала обучающихся посредством организации исследовательской деятельности

Задачи:

  • создание условий для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту;

  • развитие креативных способностей;

  • активизация учебно-познавательной деятельности учащихся при помощи информационных технологий;

  • создание благоприятных условий для самореализации личности.

Актуальность

Мы работаем над темой формирования коммуникативной компетенции, творческого потенциала выпускников через организацию исследовательской деятельности в рамках единой методической темы лицея «Компетентностный подход в образовании – путь к повышению его качества».

Перечень ключевых компетенций, над формированием которых работает наш педагогический коллектив, был определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:

  1. Ценностно-смысловая компетенция.

  2. Общекультурная компетенция.

  3. Учебно-познавательная компетенция.

  4. Информационная компетенция.

  5. Коммуникативная компетенция.

  6. Социально-трудовая компетенция.

  7. Компетенция личностного самоусовершенствования

Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения и каждого педагога должна стать не только система знаний, умений, навыков выпускника по определенному предмету, но и ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

На данном этапе состояния образования в России все острее обозначается проблема применения знаний. Учащиеся, заканчивающие наши школы, насыщены различными знаниями, но при этом совершенно не умеют их применять на практике. Отсюда все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно- исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, как ничто другое, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению явлений и процессов.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений», - писал Л.Толстой.

Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя-предметника, научного сотрудника и т.п.

В соответствии с этим главными составляющими содержания образования при реализации исследовательской деятельности являются:

1   – построение ориентационных сетей, позволяющих учащимся вписывать любое явление или информацию в общую систему;

2   – приобретение исследовательского опыта, выражающееся в самостоятельном проведении исследовательского цикла от начала и до конца и освоении его структурных элементов;

3   – выстраивание личностного отношения к объекту исследования, а также результатам, включая развитие рефлексивного мышления, а также эмоционально-нравственную оценку собственных действий;

4   – способность строить эффективные коммуникации для достижения результата, включая фиксацию недостающего ресурса, формирование запроса по его поиску, формулирование собственных ресурсов для их предъявления как условия вступления в коммуникацию.

В учебной работе мы разделяем исследовательскую деятельность на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую.

Учебно-исследовательская деятельность на уроках физики подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а также направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны - достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя - ученика.

Под термином «научно-исследовательская работа» мы понимаем творческую работу, выполненную под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги работы учащихся должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема завершается ее конкретным решением, а практическая - ее результатом. Совокупность всех этих материалов и готового решения и составляет научную работу учащихся. Этой работой наши ученики занимаются в лицейском научном обществе «Эврика» с 2003 года.

Таким образом, исследовательская работа учащихся организуется нами по 2 направлениям:

урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся:

-проблемные уроки; семинары (10-11-е кл.);

-практические и лабораторные занятия (7-11-е кл.);

-проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учебного исследования или его элементов (урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчет, урок-открытие и т.д.);

внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности:

- реферативная работа (9-11-е кл.);

- учебно-исследовательские работы (8-11-е кл.);

- интеллектуальные марафоны (7-11-е кл.);

- олимпиады (7-11-е кл.);

- занятия физико-математической секции НОУ «Эврика»;

-домашние экспериментальные задания и опыты.

Работая по данной образовательной технологии, мы с учащимися проходим основные этапы организации исследовательской работы:

I. Знакомство с основами исследовательской деятельности:

а) понятийным аппаратом;

б) методами исследования;

в) требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.

II. Выбор и определение темы исследования.

Учащимся 8-9 классов мы предлагаем исследовательские задания творческого характера. Учащиеся с интересом работают над темами: «Физика дома и в доме», «Тепловые двигатели», «Электричество и экология».

В 10-11 классах ребята стремятся к более углубленному изучению определенных тем физики. Мы предлагаем для выбора следующие темы: «Изучение баллистического движения», «Физика и музыка».

III. Работа с литературными источниками.

В ходе исследовательской и проектной работы учащиеся имеют дело с различными видами информационных ресурсов Интернета, прежде всего, электронными публикациями. Ребята сегодня свободно ориентируются в огромном количестве информационного материала.

IY. Исследование.

Здесь учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности:

1).Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе.

( Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.)

2).Определение темы, целей, постановка задач.

(На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта.)

3).Выполнение работы.

(Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная

самостоятельность.)

4). Защита (анализ деятельности).

(На этом этапе учитель и ученик (ученики) - равноправные партнеры.)

Формы представления исследовательской работы нашими учащимися разнообразны:

- статья (описание хода работы);

- план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления);

- стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций);

- реферат проблемного характера;

- компьютерная презентация.

Как правило, к моменту завершения учебно-исследовательской работы, учащиеся свободно владеют современными информационными технологиями, поэтому результаты работы представляют в виде презентаций PowerPoint. Это придает работам практический смысл, так как все подготовленные учащимися материалы используются в дальнейшей работе школьного научного общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов и для включения в исследовательскую деятельность младших школьников. Подготовка слайдов для сопровождения докладов и выступлений является обязательной для каждого учащегося.

Результаты исследовательской деятельности учащихся:

- участие в муниципальных, региональных конкурсах исследовательских работ;

- выбор экзамена по физике для итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ;

- поступление выпускников на инженерные специальности в профильные вузы.

Участие в конкурсе исследовательских работ «Будущее Алтая»

Год

Ф.И. учащегося

Название работы

Результат

2009,

апрель

Кононов Максим, ученик 10кл.

Акустические явления

Диплом за лучшее оформление работы в окружном этапе конкурса исследовательских работ

2011,

май

Тагильцев Игорь, ученик 10кл.

Физика и музыка

Грамота за успешное выступление в Алтайской краевой научно – практической конференции одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая».

2012, май

Ларин Константин,

ученик 8 кл.

Влияние электроактивиро-

ванной воды на всхожесть семян и рост растений

  1. Грамота за успешное выступление в Алтайской краевой научно – практической конференции одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая».

  2. Похвальный лист за успешное выступление в Алтайском краевом конкурсе для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая»

Участие в конкурсе учебно – исследовательских работ школьников «Дети Алтая исследуют окружающую среду»

Год

Ф.И. учащегося

Название работы

Результат

2012, октябрь

Ларин Константин,

ученик 9 класса

Влияние электроактивированной воды на всхожесть семян и рост растений

Сертификат участника

Результаты ЕГЭ по физике

Учебный год

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Количество сдававших

15

14

22

Средний балл

52,43

54,07

56,95

Поступление выпускников в профильные ВУЗы

Год

Ф.И. выпускника

ВУЗ

2010

Кононов Максим

Щербаков Дмитрий

Сподарев Алексей

АлтГТУ

АГАУ

ОВТИУ

2011

Белосудцева Елена

Алт ГТУ

2012

Тагильцев Игорь

Нохрин Иван

Милованов Роман

Хохрин Дмитрий

АлтГТУ

АлтГТУ

АГАУ

АГАУ

Значимым результатом систематической работы по организации исследовательской деятельности обучающихся явилось Свидетельство научного руководителя, учрежденное Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, полученное на ХYI краевой итоговой научно – практической конференции «Будущее Алтая».

Оценка качества результатов исследовательской деятельности представляет собой отдельную проблему. Учителю необходимо ответить на вопрос: как оценить качество полученного образования при проведении исследования конкретным ребёнком – развития его субъектной позиции, становления разнообразных личностных качеств? Эти характеристики не имеют однозначного толкования и методик оценки их развития.

Оценивая качество образовательного результата, мы возвращаемся к функциям исследовательской деятельности как образовательной технологии. Её эффективность определяется двумя параметрами: во-первых, формальным результатом, воплощающимся в исследовательской работе учащегося; во-вторых, степенью развитости субъектных качеств ребёнка, которые получили развитие в процессе учебного исследования.

1.   Качество формального результата – исследовательской работы учащегося – определяется соотношением представляемого и реально усвоенного предметного материала; умением выстроить и представить структуру исследования в соответствии со сложившимися в научной среде нормами; формальной способности к рефлексии – предъявить основания значимости выполненной работы для себя лично и вписать её в предметный и содержательный контекст проводимой работы; обозначить основания, смысл и технологию организации коммуникации с разными позициями при проведении работы: руководителем, сверстниками, родителями и др.

2.   Степень развитости субъектных качеств учащихся. Здесь встаёт проблема выделения этих характеристик и разработки адекватной методики их выявления и оценки. В соответствии со структурой содержания исследовательской деятельности такими характеристиками могут быть: способность целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию, умение самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования; склонность к рефлексии; адекватная оценка своего вклада в науку; стремление к продуктивным коммуникациям. Все перечисленное можно определить как общие способности, необходимые для становления субъектной позиции личности.

Заключение

Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.

К положительным моментам можно отнести:- повышение качества знаний учащихся;

- рост интереса обучающихся к занятиям исследовательской деятельностью;

- формирование универсальных учебных умений и навыков, формирующихся в процессе исследовательской деятельности. Это: рефлексивные умения; поисковые (исследовательские) умения; навыки оценочной самостоятельности; умения и навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения; презентационные умения и навыки.

Проблемы: неравномерность нагрузки учащихся и учителя на разных этапах работы; сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя; риск неудачного окончания работы; повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя; невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу, низкая мотивация обучающихся к занятиям исследовательской деятельностью.

Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения. Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.

Список литературы и Интернет – ресурсов

Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.

Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6.

Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.

Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.

Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.

Газета " Математика 13,2008г.,№15 2008г. Издательский дом " Первое сентября".

Информационные технологии в начальном образовании. //Школьные технологии. 2000. №6.

http://www.kozlenkoa.narod.ru


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconАналитический отчет о работе ноу «эврика» за 2008-2009 год
В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 им. А. П. Гайдара» в 2008-2009 учебном году...
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconСпецкурс «Основы исследовательской деятельности»
Поэтому курс «Основы исследовательской деятельности» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам,...
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconНоу «Юный исследователь»
Цель ноу – выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской...
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» icon«Основы научно-исследовательской деятельности учащихся»
«Основы научно-исследовательской работы» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, но...
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconХаритонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности...
Фрагменты из брошюры Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии — М.:...
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconПрограмма «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Секция: Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся. Организация проектной деятельности (секция для педагогов)
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconАннотация учебной программы дисциплины
Целью дисциплины «Основы информационной культуры» является получение студентом знаний, умений и навыков информационного самообеспечения...
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconИ её выбор
Защита реферата – одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся, а также подведения итогов научно-исследовательской...
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconКонкурс исследовательских работ для учащихся 5-11 кл
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconТопонимика села Северного как объект исследовательской деятельности учащихся
Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся, М., 2002.] Психологи отмечают, что умственная деятельность...
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconГалина алексеевна
Организация учебной и научно – исследовательской деятельности учащихся с применением современных образовательных технологий
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной исследовательской деятельности учащихся» iconИтоги участия в V районной научно практической конференции ноу «Эврика»...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск