Скачать 67.44 Kb.
|
Рассмотрено на Педсовете Утверждаю: Протокол № ___ «___» __________ 2007 г. от «___» __________ 2007 г. Директор __________ Сарычева М.Н. Положение об ученическом реферате как форме индивидуальной учебно-исследовательской деятельности старшеклассника. 1. Реферат учащегося – краткое изложение в письменном виде содержания и результатов его индивидуальной учебно-исследовательской деятельности. 2. Руководитель реферата Руководителем реферата должен быть преподаватель, специализирующийся в области знания, соответствующего выбранной теме. Работа руководителя включает: - предложение и (или) корректировку темы реферата; - обсуждение содержания и плана реферата; - рекомендации по подбору литературы; - планирование и контроль работы над рефератом; - написание рецензии, содержащей анализ реферата и оценку исследовательских качеств учащегося, проявленных в ходе выполнения работы. 3. Этапы работы над рефератом. В процессе выполнения реферата учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам и срокам их прохождения. Работа над рефератом может начинаться с 1 сентября текущего учебного года. Основными этапами выполнения реферата являются: - выбор темы и руководителя – сентябрь – февраль; - исследовательская работа по теме реферата – октябрь – март; - оформление реферата и выступление с докладом на ученической научно-практической конференции – апрель. 4. Определение темы реферата. Тема реферата может быть предложена как преподавателем, так и учащимися. Во втором случае требуется ее согласование с руководителем. Перечень тем, предлагаемых для исследования, рассматривается на предметных школьных методических объединениях. Темы рефератов, избранных для защиты на экзамене, согласовываются с завучем и утверждаются директором. В процессе работы над рефератом допускается корректировка выбранной темы по согласованию с научным руководителем. Тема реферата должна иметь четкие рамки исследуемой проблемы (недопустима как излишняя широта, так и ограниченность), сочетает в себе емкость и лаконичность формулировок, учитывать уровень ученической учебно-исследовательской работы (недопустимы как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность, а также использование спорной, с научной точки зрения, терминологии). Руководителем и учащимися в течение первых двух недель планируется работа над рефератом с учетом времени, необходимого для поисков и проработки литературы, составления чернового варианта и сдачи его на проверку руководителю. Контроль выполнения плана работы так же осуществляет руководитель. 5. Структура реферата. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам). Его следует составлять из 4 частей: - введения; - основной части; - заключения; - списка литературы (библиографии). В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д. Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять минимум 10 - 15 страниц машинописного текста, введение – 10 - 20% от объема названных частей, заключение – 10%. Вводная часть включает: обоснование актуальности темы реферата с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность); предмет и объект исследования, проблему, гипотезу исследования, постановку целей и формулирование задач; краткий обзор и анализ источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо). Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются учеником-автором и руководителем. В этой части исследования рассматриваются и раскрываются основные положения выбранной темы; демонстрируются навыки подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявляется собственное мнение учащегося, сформированное в процессе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции авторов реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребление терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерность (сжатость или растянутость) отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата. Заключительная часть состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов на основе гипотезы исследования, анализа степени выполнения поставленных во введении задач. 6. Оформление реферата. К апрелю учащийся оформляет окончательный вариант реферата в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями, составляет доклад по нему на школьную научно-практическую конференцию. Реферат должен быть напечатан на любом множительном аппарате и представлен в сброшюрованном виде. Оформление реферата производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разбитая на главы и параграфы, список литературы, приложения. Каждая часть начинается с новой страницы. Каждая страница нумеруется в середине верхней строки. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются. Страница должна иметь поля слева – 3 см. (для подшивки и заметок), справа – не менее 1 см. Записи ведутся четко и аккуратно чернилами одного цвета. Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а так же возможные приложения нумеруются по отдельности. Они должны иметь ссылку на источник данных, а при необходимости и указание на масштабные единицы. В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур). В список литературы к реферату вносится весь перечень изученных учащимися при написании реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий. Структурирование этого раздела не требуется, но допускается (например, в случаях, когда автор считает необходимым акцентировать внимание на широте спектра использованной литературы). Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований нумеруется. Например:
7. Оформление сносок Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами: - постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками). - с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в списке литературы и цитируемая страница). Реферат сдается в оргкомитет не позднее, чем за две недели до конференции, в течение которых члены школьного предметного объединения или специально созданного оргкомитета конференции знакомятся с представленными материалами. В это же время оформляется рецензия. Рецензент оценивает реферат в соответствии со следующими критериями: - актуальность и оригинальность темы; - степень самостоятельности и глубины аналитических выкладок во вводной и заключительной частях; - логическая последовательность в изложении материала основной части; - умение изложить материал в рамках заявленной темы; - объем исследованной литературы и других источников информации; - стиль и грамотность; - соблюдение требований к оформлению ученического реферата. Рецензент может сформулировать вопросы к автору реферата и предложить ответить на них при защите исследовательской работы. Необходимо соблюдать требование: вопросы должны касаться спорных моментов в содержании исследования, либо указывать на пробелы в изложении материала. В конце рецензии руководитель ставит дату и подпись. 8. Защита реферата на конференции Процедура защиты на конференции учебно-исследовательской работы в форме реферата состоит из этапов: - выступление учащегося с докладом по теме реферата; - ознакомление конференции с рецензией руководителя; - ответы учащегося на вопросы, поставленные в рецензии, а также на вопросы участников конференции (в пределах темы реферата) Содержание вступления по реферату должно включать: - обоснование актуальности темы; - изложение поставленных в нем целее и задач; - краткий обзор изученных источников и использованной литературы; - описание структуры основной части; - сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах; - продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется). Выступление ограничивается во времени – 10 – 15 минут. Выступление оценивается на основе критериев: - соблюдение структуры выступления; - глубина осмысления темы исследования; - соблюдение регламента; - умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления; - уверенность и убедительность манеры изложения. Ответы на вопросы после выступления оцениваются по следующим критериям: - соответствие ответов поставленным вопросам; - содержательность ответов; - корректность; - аргументированность; - выразительность и грамотность речи. 9. Защита реферата – может служить формой итоговой аттестации по предмету. 10. Хранение рефератов Реферат, сданный в оргкомитет конференции, является имуществом школы и хранится в течение трех лет с момента сдачи, после чего может быть возвращен автору по личному требованию либо уничтожается. В период хранения реферат может быть выдан автору для чтения в архиве или в читальном зале библиотеки. О порядке хранения и использования реферата автор предупреждается к моменту получения темы. Лучшие исследовательские работы принимаются с автографом на вечное хранение в фонд школьной библиотеки или учебного кабинета и выдаются учащимся для работы в читальном зале. |
Положение об ученическом реферате как форме индивидуальной учебно-исследовательской... ... | Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследовательской... ... | ||
Положение о реферате обучающегося Реферат краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной или групповой исследовательской работы учащегося... | Положение о реферате обучающегося моу сош №9 им. В. Т степанченко Реферат краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной или групповой исследовательской работы учащегося... | ||
Положение об Организации итоговой аттестации в форме защиты выпускной... Филиал ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" в г. Дзержинске | Положение об исследовательской работе обучающегося 9-ого класса мкоу... Исследовательской работой считается изложение в письменном виде содержания и результатов обучающимся собственной учебно-исследовательской... | ||
Закон РФ «Об образовании» Положение о реферате как форме аттестации учащихся основного общего образования мкоу «Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.... | «14» мая 2007г. Приложение №3 к приказу №57-о Рефератом обучающегося школы следует считать изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской... | ||
Положение о рефератах как форме исследовательской работы в Гимназии №63 Настоящее Положение создано с целью выработки в Гимназии единого подхода в процессе работы преподавателей и учащихся Гимназии при... | Приказом Минобрнауки России от 9 января 2007 г. N 2 Положение Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
I. Общие положения Рефератом учащегося следует считать краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской... | Положение о научном объединении учащихся Научное общество учащихся создается с целью развития учебно-исследовательской деятельности, как одного из наиболее важных направлений... | ||
Положение об учебно-исследовательской и научно исследовательской работе учащегося Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности | ||
О реферате, как форме итоговой аттестации учащихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №5» | Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... |