Скачать 122.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИНСТИТУТ ТЕПЛОВОЙ И АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИТАЭ) ___________________________________________________________________________________________________________ Направление подготовки: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника Профили подготовки: Тепловые электрические станции; Технология воды и топлива на ТЭС и АЭС; Автоматизация технологических процессов в теплоэнергетике Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОЛОГИЯ"
Москва - 2010 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины является изучение основных глобальных экологических проблем современной цивилизации, изучение взаимосвязей между различными компонентами экосистем, уяснение задач, стоящих перед человечеством по сохранению биосферы для будущих поколений людей, ознакомление с современными методами охраны окружающей среды от негативного антропогенного воздействия. По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:
Задачами дисциплины являются
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла Б.2 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилям “Тепловые электрические станции”, “Технология воды и топлива на тепловых и атомных электрических станциях”, “Автоматизация технологических процессов в теплоэнергетике” направления 140100 Теплоэнергетика и теплотехника. Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы и изучении дисциплины "Природоохранные технологии на ТЭС и АЭС". 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения 4.2.1. Лекции Тема 1. Содержание современной экологии и ее место в решении проблем сохранения биосферы Земли. Предмет и задачи экологии. Соотношение экосистемного и популяционного, холистического и редукционистского подходов в экологии. Экосистема. Структура биогеоценоза и нообиогеоценоза. Концепция экосистемы (биосферы Земли) как кибернетической природной системы. Механизмы поддержания устойчивости в биосфере Земли. Теория Вернадского о превращении биосферы Земли в Ноосферу. Абиотические компоненты экосистем. Биотические компоненты экосистем Земли. Группы организмов и взаимосвязи организмов в биоценозах. Эффективность использования и превращения энергии в пределах трофических уровней пищевой цепи. Разновидности сред на Земле. Факторы среды. Лимитирующий фактор. Предел толерантности. Адаптация. Антропогенный стресс и токсичные отходы - лимитирующий фактор индустриальной цивилизации. Экологические катастрофы, кризисы и революции на Земле. Деградация природы, коэволюция. Прогнозируемые экологические кризисы и революции на Земле. Тема 2. Системный подход при проведении прогнозных экологических исследований. Методология системного подхода при прогнозных исследованиях надежности экологических систем Земли. Основные положения системного подхода. Методика построения математических моделей экосистем. Примеры математических моделей. Результаты экологических исследований на основе глобальных моделей физических и социально-экономических систем Мира: Тема 3. Экология энергетики. Система нооценоз энергетики - природная среда. Экологические требования к традиционным видам энергетики. Воздействие объектов энергетики на природную среду и нооценозы. Экология тепловых электрических станций. Решение проблем предотвращения вредных выбросов при работе ТЭС. Защита атмосферы от газообразных вредных выбросов и выбросов твердых частиц. Защита водного бассейна от теплового загрязнения и сбросов сточных вод. Защита окружающей среды от шумового воздействия. Тема 4. Экономика, окружающая среда и устойчивое развитие. Концепция "Устойчивого развития". Основные принципы достижения устойчивого развития. Система организаций ООН по экологизации человеческой деятельности. Конференции ООН по вопросам окружающей среды и устойчивого развития. Тема 5. Экологический менеджмент. Введение в проблему экологического менеджмента. Ключевые понятия и принципы экологического менеджмента. Основы экологического управления и экологического менеджмента. Система экологического менеджмента. Стандарты и международные рекомендации в области систем экологического менеджмента (стандарты ISO 14000, BS 7750). 4.2.2. Практические занятия Тема 1. Решение задач обще экологического содержания:
Тема 2. Оценочные расчеты массовых выбросов газообразных вредных веществ при работе ТЭС. Тема 3. Оценочные расчеты высоты дымовых труб ТЭС. Тема 4. Расчеты по шумовому воздействию промышленного объекта на экосистему. 4.3. Лабораторные работы Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены. 4.4. Типовой расчет Расчетное задание представляет собой усложненную задачу, соответствующую тематике расчетов, выполняемых на практических занятиях. Оценка за выполнение и защиту расчетного задания учитывается при выставлении итоговой оценки по курсу. Пример: Сравнение концентраций оксидов азота в дымовых газах и максимальной концентрации оксидов азота в приземном слое атмосферы для ТЭС, расположенной в заданном районе, имеющей заданную мощность, нагрузку, определенную высоту дымовой трубы. Оценка необходимости применения мероприятий по борьбе с выбросами оксидов азота для данной ТЭС. 4.5. Курсовые проекты и курсовые работы Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекционные занятия проводятся в форме лекций с демонстрацией видеофильмов. Практические занятия включают решение задач, просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением. Самостоятельная работа включает подготовку к контрольной работе, оформление типового расчета и подготовку к его защите, подготовку рефератов по экологической тематике, подготовку к зачету. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для текущего контроля успеваемости используется контрольная работа, устный опрос, защита типового расчета. Аттестация по дисциплине – зачет. Оценка за освоение дисциплины, определяется как 0,2(оценка за контрольную) + 0,3(оценка за типовой расчет) + 0,5(оценка на зачете). В приложение к диплому вносится оценка за 1 семестр. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература:
7.2. Электронные образовательные ресурсы: Учебные фильмы: «Изменение климата», «Таяние ледников», «Загрязнение окружающей среды», «Ураганы», «Альтернативная энергетика». 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины используются учебные компьютерные программы по экологии, имеющиеся в учебно-научной лаборатории «Экология энергетики» кафедры КУиЭЭ, а также переносной компьютер (ноутбук), оснащенный мультимедийными средствами для показа учебных фильмов. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника. ПРОГРАММУ СОСТАВИЛИ: к.т.н., доцент М.Г. Лысков ассистент Л.В. Линьков "СОГЛАСОВАНО": Директор ИТАЭ д.т.н. профессор А.Т. Комов "УТВЕРЖДАЮ": Зав. кафедрой Котельных установок и экологии энергетики д.т.н., профессор Н.А. Зройчиков |
Московский энергетический институт (технический университет) институт... | Московский энергетический институт (технический университет) институт... | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Целью дисциплины является изучение основ современной энергетики и ее связи с экологией | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... Профиль(и) подготовки: Автоматизация технологических процессов в теплоэнергетике | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла М. 2 основной образовательной программы подготовки магистров «Физико-технические... | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... Магистерская программа: Прикладная физика плазмы и управляемый термоядерный синтез | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Магистерская программа: Прикладная физика плазмы и управляемый термоядерный синтез | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... Магистерская программа: Прикладная физика плазмы и управляемый термоядерный синтез | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Принципы эффективного управления технологическими процессами в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях” | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... Магистерская программа: Прикладная физика плазмы и управляемый термоядерный синтез | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Магистерская программа: Прикладная физика плазмы и управляемый термоядерный синтез | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... Целью дисциплины является изучение современных информационных и сетевых технологий используемых в ядерной энергетике | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Ознакомить студентов с основными законами термодинамики как науки о превращении энергии в теплоту и работу | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... ... | Московский энергетический институт (технический университет) институт... Целью дисциплины является изучение методов интенсификации теплообмена для написания реферата по выбранной теме |