Скачать 102.6 Kb.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ Лопушнян Герда Анатольевна, кандидат педагогических наук, учитель физики, МОУ гимназия №7 г. Балтийска Калининградский областной , г. Балтийск, Россия В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием профессиональных компетенций учителя физики. USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE TEACHERS OF PHYSICS Lopushnjan G.A., the candidate of pedagogical sciences, the teacher of physics, Grammar school of №7 of Baltiysk Kaliningrad regional, Russia. In article the questions connected with formation professional competence компетенций of the teacher physicists are considered. Изменения, происходящие в современном обществе, привели к формированию новых задач, стоящих перед школой. Решение этих задач ложится на плечи учителя и диктует новые требования к его личности и профессиональной деятельности. Ориентация на формирование профессиональной компетентности и входящей в ее структуру системы компетенций означает переход к качественно новому содержанию и технологиям образования. Рассмотрим возможность формирования профессиональных компетенций учителя физики с точки зрения реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке и переподготовки учителей. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и классификации профессиональной компетентности и профессиональной компетенции. В данной работе остановимся на следующих рабочих определениях. Компетентность означает такой уровень и тип профессиональной готовности, который обеспечивает эффективное решение профессиональных задач в различных по сложности проблемных условиях, связанных с дефицитом информации, времени, ресурсов, знаний о причинно-следственных связях, необходимостью импровизации в нестандартных ситуациях [3]. Профессиональная компетенция учителя физики может быть представлена как качественная характеристика личности учителя, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе и специальных в области физики и математики, профессиональных умений и навыков, опыта, наличия устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным, интереса к профессиональной компетентности своего профиля, т.е. определяется как органическое единство частных компетенций в области каждой из наук [4]. Компетентность будем рассматривать как демонстрацию учителем этих знаний и соответствующих умений в конкретной работе, исключая простое воспроизведение определенных изолированных знаний из различных естественно - научных дисциплин. Первыми шагами в формировании компетентностей учителя являются обучение «жизненным навыкам» (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции; оформлять деловую документацию) и «надпредметным умениям» (быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения и др.). Формирование перечисленных компетентностей происходит как на теоретическом уровне, так и на практике. В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:
Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями:
Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:
Формирование предметной компетенции плавно переходит в формирование методической компетенции учителя. Методическая компетенция учителя включает методологические знания, профессионально-методические умения и навыки (умения сформулировать конечные и промежуточные цели, спланировать, провести и проанализировать урок, установить и реализовать междисциплинарные связи с предметами естественного цикла, психолого-педагогического и общекультурного циклов, обеспечить необходимый уровень профессионально-методической рефлексии на собственный опыт преподавания/обучения физики, выбрать оптимальные формы работы, средства обучения и контроля в зависимости от характера курса, условий среды, адаптировать учебные материалы и т.д.) [4]. Предметная компетентность является одной из основных составляющих профессиональной компетентности учителя физики и отражает наличие необходимых профессиональных знаний. К профессиональным знаниям относятся, прежде всего, знания по тому предмету (в данном случае по физике), которому учитель обучает учащихся. Составляющие профессионально-педагогической компетентности учителей различных учебных дисциплин имеют определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания. Таблица 1 Педагогические компетенции учителя физики
Хотелось бы особо отметить, что предметных ключевых компетенций не существует, существуют предметные знания, умения и навыки, которые могут быть эффективно использованы на практике, если человек обладает набором различных компетенций. Например, физическая предметная компетенция – способность объяснить наблюдаемое явление на основе определенного закона (законов) природы; математическая предметная компетенция – готовность провести вычисления прикладного характера. Так как, основная задача физики заключается в умении сформировать представление учащихся о физической картине мира, то на уроках физики учителем должны быть созданы условия для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности; приобретению способностей адаптироваться к современным условиям жизни (в частности, пониманию основ современных технологий, базирующихся на тех или иных законах физики). Цель любого занятия, в том числе и занятия по физике, заключается в формировании у учащихся следующих компетенций: знаниевой, практической, исследовательской, учебно-информационной. Формируются эти компетенции у учащихся только в опыте собственной деятельности и привычные методы и формы обучения (фронтально-индивидуальный опрос; информируемая бесед; самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по заданиям, указанным учителем; демонстрация видеофильма; экскурсия; традиционная контрольная работа) не способствуют их развитию. Подчеркнем, что абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует! В данном случае речь идет о дополнительных акцентах, которые необходимо использовать (пример, см. табл.2). Таблица 2 Проведение урока с точки зрения компетентностного подхода
Для осуществления учебной деятельности на основе компетентностного подхода учитель физики должен обладать ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми, личностного совершенствования. Приведем примеры кластеров компетенций учителя физики. Таблица 3. Кластеры компетенций учителя физики
Представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности. Проблемы повышения качества профессиональной деятельности педагогов связана с созданием условий для стимулирования профессиональной активности учителя, возможность его участия в различных научных, методических исследованиях и разработке стратегий инновационной деятельности. Список использованной литературы 1.Долгова О.А. Ключевые компетенции учителя [Электронный ресурс]: ключевые компетенции учителя. URL: http://nsportal.ru/obshcheobrazovatelna ya-tematika/kompetentsii-uchitelya (дата обращения 18.11.2012).:2.Коротеева Л. И. Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя [Электронный ресурс]: фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Первое сентября.2011.№14. URL: http://festival.1september.ru/articles/601657/ (дата обращения 18.11.2012).:3.Коломин В.И. Фундаментальная подготовка по физике как основа формирования профессиональной компетентности будущих учителей физики: [Электронный ресурс] URL: Автореф. дис. … докт. пед. наук. 2010. – 65 с. (дата обращения 18.11.2012).:4.Лопушнян Г.А. Предметно – методологическая компетентность учителя физики [Электронный ресурс]: МОУ гимназия №7 г. Балтийска. URL: http://gym7.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=115&pop=1&page=0&Itemid=77 (дата обращения 18.11.2012).: |
Галина Эдуардовна Русский язык обзор сетевых ресурсов в помощь учителю-предметнику Один из важнейших инструментов учителя язык. Именно поэтому особое внимание обращаем сегодня на языковую компетенцию учителя. Кроме... | Учебное пособие Чита 2003 удк ббк к ответственный за выпуск к т.... В пособии рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением инвестиционной политики на всех уровнях, государственным управлением... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В статье рассматриваются возможности икт в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Особенности применения икт технологий... | В статье рассматриваются основные вопросы применения технологии педагогических... В статье рассматриваются основные вопросы применения технологии педагогических мастерских на уроке информатики в 7 классе, и предлагается... | ||
Задачами Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологии для организации урочной и внеурочной деятельности... | Ислам в странах Западной Европы В этой статье рассматриваются вопросы, касающиеся конфликтов в европейских государствах на почве взаимоотношений между мусульманами... | ||
В статье рассматриваются вопросы менеджмента качества услуг в сфере гостеприимства Ключевые слова: качество функционирования гостиничных предприятий, современные гостиничные технологии, подготовка кадров для сферы... | Программа дисциплины Системы управления документами для направления... В курсе рассматриваются вопросы повышения эффективности автоматизации делопроизводства в организации, включая специфические проблемы,... | ||
Преподаватель, пед стаж 35 лет, высшая категория В статье рассматривается вопросы изготовления и использования ножа с конца 18 в по советский период бурятами. Трудовое воспитание... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В монографии рассматриваются вопросы, связанные с государственным регулированием отношений в области культуры как системным явлением,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В предыдущих статьях затрагивались вопросы, связанные с отношениями между постоянными жителями поселения и "горожанами", об Образе... | Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине... Рассматриваются вопросы, связанные с условиями и порядком выполнения курсового проекта. Даны общие требования к курсовому проекту,... | ||
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине... Рассматриваются вопросы, связанные с условиями и порядком выполнения курсовой работы. Даны общие требования к курсовой работе, выбору... | Доклад посвящен функциональным возможностям аибс «марк-sql» «марк-sql». Дается обзор последних разработок, выполненных в системе. Приводятся различные подходы по администрированию системы для... | ||
Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета... В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа... | Н. В. Лукина огкоу «Никольская школа-интернат» В статье рассматриваются направления деятельности дефектолога в преодолении нарушений социализации |