Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии»





Скачать 464.98 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Основы анатомии и физиологии»
страница1/4
Дата публикации15.03.2015
Размер464.98 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Физика > Программа дисциплины
  1   2   3   4




1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»). Дисциплина относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.В.1) основной образовательной программы подготовки студентов отделения социальной работы Юридического института Сибирского федерального университета (направление 040400.62 – социальная работа).

Получение представления об уровнях структурной организации (клетка – ткань – орган – система органов – организм в целом) и этапах формирования организма (эмбриогенез, филогенез, онтогенез), специфике строения, расположения и функции органов и систем жизнеобеспечения, об общей и возрастной физиологии, исследовательских умений и практических навыков значимо для оптимального оказания медикосоциальной помощи различным половозрастным группам населения.

Основной целью изучения данной дисциплины является овладение знаниями о строении и закономерностях формирования тела человека с позиций современной функциональной анатомии с учетом возрастно-половых особенностей организма как единого целого; о жизнедеятельности организма человека, анатомо-функциональных особенностях его физиологических систем, взаимодействия с окружающей средой, особенностях и принципах нейрогуморальной регуляции всех функций и процессов, нервной высшей деятельности на различных этапах индивидуального развития, формирование у обучающихся общекультурных (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-16) и профессиональных (ПК-19) компетенций.
1.2 Задачи изучения дисциплины
После окончания курса студент должен знать:

- анатомию тела человека с учетом возрастно-половых особенностей;

- уровни структурной организации;

- строение, топографию и функции органов и функциональных систем;

- основы проекционной анатомии;

- физиологию основных систем организма человека;

- анатомо-физиологические особенности организма детей, подростков и взрослых;

- физиологические основы оздоровительных занятий с различными группами населения.

Студентам должны быть привиты умения:

- четко и обоснованно формулировать сведения об анатомических особенностях тела в возрастно-половом аспекте;

- определять основные ориентиры и проекции внутренних органов, оси, линии, плоскости;

- применять анатомо-физиологические знания для планирования и проведения оздоровительных занятий с детьми, подростками и взрослыми людьми;

- использовать знание анатомии и физиологии организма при оказании первой помощи при травмах и заболеваниях и в процессе оказания медикосоциальной помощи.

Обязательным для студентов социально-правового факультета является овладение навыками:

- определения типа телосложения;

- оценки морфологических и физиологических показателей физического развития;

- прогнозирования и, по возможности, снижения негативных влияний различных факторов на анатомические структуры и физиологические функции организма.
1.3 Межпредметная связь
Для изучения дисциплины «Основы анатомии и физиологии» студентам необходимо знание курсов «Современная научная картина мира», «Антропология». Дисциплина «Основы анатомии и физиологии» является базовой для курсов «Первая медицинская помощь», «Основы социальной медицины», «Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде», «Возрастная психология», «Социальная психиатрия».
2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

4

Общая трудоемкость дисциплины

3(108)

3(108)

Аудиторные занятия:

1,5(54)

1,5(54)

лекции

0,5(18)

0,5(18)

практические занятия (ПЗ)

0

0

семинарские занятия (СЗ)

1(36)

1(36)

лабораторные работы (ЛР)

0

0

другие виды аудиторных занятий

0

0

промежуточный контроль

0

0

Самостоятельная работа:

1,5(54)

1,5(54)

изучение теоретического курса (ТО)

1,5(54)

1,5(54)

курсовой проект (работа):

0

0

расчетно-графические задания (РГЗ)

0

0

реферат

0

0

задачи

0

0

задания

0

0

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

Зачет


3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




Модули и разделы дисциплины

Лекции зачетн. единиц (часов)

СЗ

зачетн. единиц (часов)

Самост. работа зачетн. единиц (часов)

Реализуемые компетенции

1

Общие положения анатомии человека

0,056

(2)

0,056

(2)

0,111

(4)

ОК-1, 2, 10, 16; ПК-19

2

Опорно-двигательный аппарат

0,056

(2)

0,111

(4)

0,167

(6)

ОК-1, 2, 10, 16; ПК-19

3

Системы внутренних органов

0,111

(4)

0,222

(8)

0,333

(12)

ОК-1, 2, 10, 16; ПК-19

4

Нервная и эндокринная системы

0,056

(2)

0,111

(4)

0,167

(6)

ОК-1, 2, 10, 16; ПК-19

5

Общие положения физиологии человека

0,056

(2)

0,056

(2)

0,111

(4)

ОК-1, 2, 10, 16; ПК-19

6

Физиология систем внутренних органов

0,083

(3)

0,167

(6)

0,25

(9)

ОК-1, 2, 10, 16; ПК-19

7

Физиология эндокринной системы и системы крови

0,028

(1)

0,111

(4)

0,139

(5)

ОК-1, 2, 10, 16; ПК-19

8

Физиология периферической и центральной нервной системы, высшей нервной деятельности

0,056

(2)

0,167

(6)

0,222

(8)

ОК-1, 2, 10, 16; ПК-19


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Модуль 1. основы Анатомии (всего 1,556(56): аудиторных занятий 0,778(28), для самостоятельного изучения 0,778(28))
Раздел 1. Общие положения анатомии человека (всего 0,222(8): аудиторных занятий 0,111(4), для самостоятельного изучения 0,111(4))
Тема 1. Введение в курс (всего 0,056(2): аудиторных занятий 0,028(1), для самостоятельного изучения 0,028(1))

Cодержание дисциплины, цели, задачи; анатомия как предмет преподавания; значение понимания биологических законов развития организма человека для социального работника.

Направления и методы в изучении анатомии: систематическая, функциональная, спортивная, возрастная анатомия; методы изучения строения тела человека на трупе и на живом теле.
Тема 2. Развитие организма человека и уровни его структурной организации (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3))

Уровни структурной организации организма человека, современные представления о целостности организма; организм и среда; клетки - ткани - органы-системы органов и аппараты - организм. Части, области, поверхности тела. Условные оси, плоскости, линии, ориентиры, анатомические термины.

Развитие организма человека: понятие об онтогенезе и филогенезе; этапы развития организма (от оплодотворения до рождения; от рождения до созревания); возрастная морфология, ее значение для обоснования средств и методов оздоровления; морфологические характеристики физического развития; типы телосложения; половой диморфизм.

Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат (всего 0,333(12): аудиторных занятий 0,167(6), для самостоятельного изучения 0,167(6))
Тема 3. Скелет человека (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3))

Виды и разновидности опорных тканей, особенности их строения и функциональная роль. Кость как орган: строение, свойства, возрастные изменения. Классификация костей по форме, строению, величине, функции. Виды соединения костей. Признаки сустава, виды суставов по форме, количеству сочленяющихся поверхностей, осей движения, наличию вспомогательных образований. Виды и факторы подвижности суставов.

Скелет как система связанных между собой костей. Скелет головы: лицевой и мозговой череп, функциональная роль, строение костей, виды их соединения; полости, образуемые костями черепа.

Скелет туловища. Позвоночный столб: отделы, строение позвонков, виды их соединения; физиологические изгибы позвоночника; движения позвоночного столба; межпозвоночные диски, связки позвоночника. Грудная клетка: грудина, ребра (строение костей), грудной отдел позвоночника; соединение костей грудной клетки, форма грудной клетки, функциональная роль. Движения ребер.

Скелет верхних конечностей. Плечевой пояс: лопатка, ключица (строение костей, соединение). Свободная верхняя конечность: плечо, предплечье, кисть; кости (строение), их соединения. Виды движений в суставах верхней конечности.

Скелет нижних конечностей. Тазовые кости (строение), таз в целом (функциональная роль). Свободная нижняя конечность: бедро, голень, стопа: кости, виды их соединения. Виды движений в суставах нижних конечностей.

Закономерности роста и развития костей: периоды окостенения, костные критерии биологической зрелости. Возрастные особенности черепа, позвоночного столба, грудной клетки, таза, костей верхних и нижних конечностей.
Тема 4. Мышечная система (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3))

Мышечные ткани. Скелетные мышцы: специфика строения мышечных волокон; мышца как орган; вспомогательный аппарат мышц - фасции, синовиальные каналы, синовиальные сумки, сесамовидные кости. Классификация мышц по величине, форме, направлению мышечных волокон, расположению, функции. Прикрепление мышц к костям. Виды работы мышц (статическая, динамическая).

Мышцы отдельных частей тела: спины, груди, живота, плечевого пояса, свободной верхней конечности, таза, свободной нижней конечности, головы и шеи: точки начала и прикрепления, закономерности расположения, кровоснабжение и иннервация. Функциональные группы мышц - сгибатели и разгибатели, вращатели, отводящие и приводящие, дыхательные мышцы, брюшной пресс, мимические и жевательные мышцы. Антагонизм и синергизм в работе мышц. Морфологические критерии развития мышц. Возрастные и половые особенности мышечной системы.

Раздел 3. Системы внутренних органов (всего 0,667(24): аудиторных занятий 0,333(12), для самостоятельного изучения 0,333(12))
Тема 5. Общая характеристика внутренних органов как систем обеспечения и регуляции (всего 0,056(2): аудиторных занятий 0,028(1), для самостоятельного изучения 0,028(1))

Общие сведения о системах жизнеобеспечения; взаимное расположение органов в грудной клетке, брюшной полости, черепной коробке; схема строения полых и паренхиматозных органов. Кожа и подкожно-жировая клетчатка. Общий обзор строения, функций, возрастных изменений. Рецепторы кожи. Придатки кожи.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconПримерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»
Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии...
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconПримерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»
Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии...
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconПояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты...
Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconЭкзаменационные вопросы по возрастной анатомии, физиологии и гигиене...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconУчебник по анатомии и физиологии включает двадцать два учебных модуля,...
Учебное пособие предназначено студентам медицинских училищ и колледжей, обучающихся по специальностям 060102. 51 "Акушерское дело",...
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconСведения о научных руководителях аспирантов кафедры физиологии человека...
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Биологическая химия»
Биологическая химия служит фундаментом для наук, изучающих живую природу, в частности для физиологии растений, физиологии и анатомии...
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconПояснительная записка основной целью курса «Анатомии и физиологи»
Основной целью курса «Анатомии и физиологи» является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для...
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconРабочая программа по физиологии с основами анатомии. Медико биологического...
Распределение учебной нагрузки по нормальной физиологии на фармацевтическом факультете 1-го курса
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconПрограмма дисциплины по выбору «гипертензиология»
Углубить фундаментальные представления о физиологии, анатомии и патологии сердечно-сосудистой системы
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Для освоения данной дисциплины студенты должны иметь начальные знания об анатомии и физиологии человека, владеть английским языком...
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Шардина Л. А., доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconПояснительная записка Предмет «анатомии, физиологии и патологии осрз»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» icon2. Программа вступительного испытания
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» iconРабочая программа дисциплины «Физиология человека»
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск