Скачать 464.98 Kb.
|
1 Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины Программа дисциплины «Основы анатомии и физиологии» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»). Дисциплина относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.В.1) основной образовательной программы подготовки студентов отделения социальной работы Юридического института Сибирского федерального университета (направление 040400.62 – социальная работа). Получение представления об уровнях структурной организации (клетка – ткань – орган – система органов – организм в целом) и этапах формирования организма (эмбриогенез, филогенез, онтогенез), специфике строения, расположения и функции органов и систем жизнеобеспечения, об общей и возрастной физиологии, исследовательских умений и практических навыков значимо для оптимального оказания медикосоциальной помощи различным половозрастным группам населения. Основной целью изучения данной дисциплины является овладение знаниями о строении и закономерностях формирования тела человека с позиций современной функциональной анатомии с учетом возрастно-половых особенностей организма как единого целого; о жизнедеятельности организма человека, анатомо-функциональных особенностях его физиологических систем, взаимодействия с окружающей средой, особенностях и принципах нейрогуморальной регуляции всех функций и процессов, нервной высшей деятельности на различных этапах индивидуального развития, формирование у обучающихся общекультурных (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-16) и профессиональных (ПК-19) компетенций. 1.2 Задачи изучения дисциплины После окончания курса студент должен знать: - анатомию тела человека с учетом возрастно-половых особенностей; - уровни структурной организации; - строение, топографию и функции органов и функциональных систем; - основы проекционной анатомии; - физиологию основных систем организма человека; - анатомо-физиологические особенности организма детей, подростков и взрослых; - физиологические основы оздоровительных занятий с различными группами населения. Студентам должны быть привиты умения: - четко и обоснованно формулировать сведения об анатомических особенностях тела в возрастно-половом аспекте; - определять основные ориентиры и проекции внутренних органов, оси, линии, плоскости; - применять анатомо-физиологические знания для планирования и проведения оздоровительных занятий с детьми, подростками и взрослыми людьми; - использовать знание анатомии и физиологии организма при оказании первой помощи при травмах и заболеваниях и в процессе оказания медикосоциальной помощи. Обязательным для студентов социально-правового факультета является овладение навыками: - определения типа телосложения; - оценки морфологических и физиологических показателей физического развития; - прогнозирования и, по возможности, снижения негативных влияний различных факторов на анатомические структуры и физиологические функции организма. 1.3 Межпредметная связь Для изучения дисциплины «Основы анатомии и физиологии» студентам необходимо знание курсов «Современная научная картина мира», «Антропология». Дисциплина «Основы анатомии и физиологии» является базовой для курсов «Первая медицинская помощь», «Основы социальной медицины», «Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде», «Возрастная психология», «Социальная психиатрия». 2 Объем дисциплины и виды учебной работы
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Модуль 1. основы Анатомии (всего 1,556(56): аудиторных занятий 0,778(28), для самостоятельного изучения 0,778(28)) Раздел 1. Общие положения анатомии человека (всего 0,222(8): аудиторных занятий 0,111(4), для самостоятельного изучения 0,111(4)) Тема 1. Введение в курс (всего 0,056(2): аудиторных занятий 0,028(1), для самостоятельного изучения 0,028(1)) Cодержание дисциплины, цели, задачи; анатомия как предмет преподавания; значение понимания биологических законов развития организма человека для социального работника. Направления и методы в изучении анатомии: систематическая, функциональная, спортивная, возрастная анатомия; методы изучения строения тела человека на трупе и на живом теле. Тема 2. Развитие организма человека и уровни его структурной организации (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Уровни структурной организации организма человека, современные представления о целостности организма; организм и среда; клетки - ткани - органы-системы органов и аппараты - организм. Части, области, поверхности тела. Условные оси, плоскости, линии, ориентиры, анатомические термины. Развитие организма человека: понятие об онтогенезе и филогенезе; этапы развития организма (от оплодотворения до рождения; от рождения до созревания); возрастная морфология, ее значение для обоснования средств и методов оздоровления; морфологические характеристики физического развития; типы телосложения; половой диморфизм. Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат (всего 0,333(12): аудиторных занятий 0,167(6), для самостоятельного изучения 0,167(6)) Тема 3. Скелет человека (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Виды и разновидности опорных тканей, особенности их строения и функциональная роль. Кость как орган: строение, свойства, возрастные изменения. Классификация костей по форме, строению, величине, функции. Виды соединения костей. Признаки сустава, виды суставов по форме, количеству сочленяющихся поверхностей, осей движения, наличию вспомогательных образований. Виды и факторы подвижности суставов. Скелет как система связанных между собой костей. Скелет головы: лицевой и мозговой череп, функциональная роль, строение костей, виды их соединения; полости, образуемые костями черепа. Скелет туловища. Позвоночный столб: отделы, строение позвонков, виды их соединения; физиологические изгибы позвоночника; движения позвоночного столба; межпозвоночные диски, связки позвоночника. Грудная клетка: грудина, ребра (строение костей), грудной отдел позвоночника; соединение костей грудной клетки, форма грудной клетки, функциональная роль. Движения ребер. Скелет верхних конечностей. Плечевой пояс: лопатка, ключица (строение костей, соединение). Свободная верхняя конечность: плечо, предплечье, кисть; кости (строение), их соединения. Виды движений в суставах верхней конечности. Скелет нижних конечностей. Тазовые кости (строение), таз в целом (функциональная роль). Свободная нижняя конечность: бедро, голень, стопа: кости, виды их соединения. Виды движений в суставах нижних конечностей. Закономерности роста и развития костей: периоды окостенения, костные критерии биологической зрелости. Возрастные особенности черепа, позвоночного столба, грудной клетки, таза, костей верхних и нижних конечностей. Тема 4. Мышечная система (всего 0,167(6): аудиторных занятий 0,083(3), для самостоятельного изучения 0,083(3)) Мышечные ткани. Скелетные мышцы: специфика строения мышечных волокон; мышца как орган; вспомогательный аппарат мышц - фасции, синовиальные каналы, синовиальные сумки, сесамовидные кости. Классификация мышц по величине, форме, направлению мышечных волокон, расположению, функции. Прикрепление мышц к костям. Виды работы мышц (статическая, динамическая). Мышцы отдельных частей тела: спины, груди, живота, плечевого пояса, свободной верхней конечности, таза, свободной нижней конечности, головы и шеи: точки начала и прикрепления, закономерности расположения, кровоснабжение и иннервация. Функциональные группы мышц - сгибатели и разгибатели, вращатели, отводящие и приводящие, дыхательные мышцы, брюшной пресс, мимические и жевательные мышцы. Антагонизм и синергизм в работе мышц. Морфологические критерии развития мышц. Возрастные и половые особенности мышечной системы. Раздел 3. Системы внутренних органов (всего 0,667(24): аудиторных занятий 0,333(12), для самостоятельного изучения 0,333(12)) Тема 5. Общая характеристика внутренних органов как систем обеспечения и регуляции (всего 0,056(2): аудиторных занятий 0,028(1), для самостоятельного изучения 0,028(1)) Общие сведения о системах жизнеобеспечения; взаимное расположение органов в грудной клетке, брюшной полости, черепной коробке; схема строения полых и паренхиматозных органов. Кожа и подкожно-жировая клетчатка. Общий обзор строения, функций, возрастных изменений. Рецепторы кожи. Придатки кожи. |
Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии... | Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины» Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии... | ||
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты... Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд | Экзаменационные вопросы по возрастной анатомии, физиологии и гигиене... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебник по анатомии и физиологии включает двадцать два учебных модуля,... Учебное пособие предназначено студентам медицинских училищ и колледжей, обучающихся по специальностям 060102. 51 "Акушерское дело",... | Сведения о научных руководителях аспирантов кафедры физиологии человека... Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Биологическая химия» Биологическая химия служит фундаментом для наук, изучающих живую природу, в частности для физиологии растений, физиологии и анатомии... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | ||
Пояснительная записка основной целью курса «Анатомии и физиологи» Основной целью курса «Анатомии и физиологи» является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для... | Рабочая программа по физиологии с основами анатомии. Медико биологического... Распределение учебной нагрузки по нормальной физиологии на фармацевтическом факультете 1-го курса | ||
Программа дисциплины по выбору «гипертензиология» Углубить фундаментальные представления о физиологии, анатомии и патологии сердечно-сосудистой системы | Учебно-методический комплекс дисциплины Для освоения данной дисциплины студенты должны иметь начальные знания об анатомии и физиологии человека, владеть английским языком... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Шардина Л. А., доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | Пояснительная записка Предмет «анатомии, физиологии и патологии осрз» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины | ||
2. Программа вступительного испытания Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... |