Учебно-методический комплекс





НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/7
Дата публикации05.04.2015
Размер0.97 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Физика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мур­манский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.17 (5) Анатомия


Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности


050720 Физическая культура со специализацией

спортивно-оздоровительный туризм

Очная, заочная форма обучения

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры БЖД и ОМЗ

факультета ФК и БЖД

(протокол №11 от 21.03.08 г.)
Зав. кафедрой БЖД и ОМЗ

_______________________ (Мещерова И.А.)

Раздел 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: Пухов А.К., канд. мед. наук, доцент кафедры БЖДиОМЗ

(МГПУ)


    1. Рецензенты: Е.П. Сивков, канд. пед. наук, доцент кафедры БЖДиОМЗ (МГПУ);

Черношеина Л.А., преподаватель высшей категории Мурманского

медицинского колледжа
1.3 Пояснительная записка:
Цель и задачи дисциплины.
Программа курса «Анатомия» предназначена для студентов факультета ФК и БЖД МГПУ и составлена с учетом Государственного образовательного стандарта подготовки по специальности «Физическая культура».

В основу программы положен принцип единства теории и практики. Она включает лекционный курс, практические занятия и самостоятельную работу.

На лекциях излагаются общие теоретические основы предмета с учетом современных достижений медико-биологической науки. На практических занятиях студенты изучают анатомию отдельных органов и систем организма человека. На практических занятиях применяются анатомические препараты. В качестве вспомогательного материала используются таблицы, атласы, модели, муляжи.

Самостоятельная работа студентов проводится в специализированных аудиториях, где студенты обеспечиваются наглядными пособиями и консультативной помощью.

Проверка знаний студентов осуществляется на практических занятиях в виде текущего контроля. Итоговый контроль-экзамен.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Основными задачами курса является изучение организма человека как единого целого с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также выявление морфо-функциональных связей, подчеркивающих неразрывность формы и функции и их глубокую взаимную обусловленность.

Педагоги по физической культуре, наделенные знаниями анатомии и физиологии, должны строить тренировочный процесс так, чтобы не только подвести спортсмена к достижению высокого результата, но и улучшить состояние его здоровья и физического развития.

В результате изучения курса анатомии студенты должны:

- знать анатомическую топографию, морфо-функциональную организацию и развитие органов и систем;

- знать факторы и принципы анатомической изменчивости и вариации морфологических структур в процессе антропогенеза;

- уметь дать топографическую и морфо-функциональную характеристику органов и систем органов;

- уметь находить, показывать и называть морфологические структуры на препаратах, муляжах, таблицах и рисунках;

- уметь делать анализ простых и сложных движений, всего двигательного аппарата в целом.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО.
Анатомия человека как наука, её предмет, цели и задачи. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре. Уровни организации организма человека как целостной биологической системы. Основные типы тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткань. Органы, системы, аппараты органов. Этапы индивидуального развития человека. Наследственность и среда, их влияние на развивающийся организм. Телосложение человека. Анатомическая номенклатура. Структурно-функциональная организация опорно-двигательного аппарата, нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, иммунной, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной и половой систем. Анатомическая характеристика положений и движений тела человека.
1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего

ауд.

ЛК

ПР

СМ

1

050720

Физическая куль-тура со специализацией спортивно-оздоровительный туризм

I

1,2

138

70

54

16

68

экзамен


Заочная форма обучения


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего

ауд.

ЛК

ПР

СМ

1

050720

Физическая куль-тура со специализацией спортивно-оздоровительный туризм

I

1,2

138

12

6

6

126

экзамен


1.6 Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

Очная форма обучения

№ п.п.

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам. раб.



Краткий исторический обзор. Введение в анатомию. Уровни структурной организации организма.

4

2

-

2



Учение о костях и их соединениях - остеоартрология.

16

12

4

14



Учение о мышцах – миология.

14

10

4

14



Учение о внутренностях – спланхнология.

14

10

4

14



Учение о сосудах – ангиология.

10

8

2

10



Учение о нервной системе – неврология.

14

12

2

14




Всего:

70

54

16

68


Заочная форма обучения


№ п.п.

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам. раб.



Краткий исторический обзор. Введение в анатомию. Уровни структурной организации организма.

1

1

-

16



Учение о костях и их соединениях - остеоартрология.

3

1

2

20



Учение о мышцах – миология.

1

1

-

20



Учение о внутренностях – спланхнология.

3

1

2

22



Учение о сосудах – ангиология.

1

1

-

22



Учение о нервной системе – неврология.

3

1

2

26




Всего:

12

6

6

126



1.6.2 Содержание разделов дисциплины.


  1. Введение.


Анатомия как наука и предмет преподавания.

Определение анатомии как науки о происхождении и развитии, формах и строении тела человека. Место анатомии в системе биологических наук и ее роль в формировании ественно-научного мировоззрения учителя.

Краткий исторический обзор развития анатомии.

Значение идей Дарвина для возникновения эволюционного направления в анатомии. Развитие анатомической науки в России. Крупнейшие отечественные анатомы: Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, В.А. Бец, М.Ф. Иваницкий, В.Н. Тонков, Д.И. Зернов, В.П. Воробьев. Описательное, сравнительно-анатомическое и возрастное направления нормальной анатомии. Методы анатомического исследования.

Положение человека в системе животного мира.

Черты строения человека общие с представителями позвоночных, млекопитающих, приматов. Черты сходства человека с антропоморфными обезьянами. Особенности строения человека, возникающие в связи с трудовой деятельностью.

Основные этапы индивидуального развития человека.

Пренатальное и постнатальное развитие организма и его возрастные периоды. Морфологические основы возрастной периодизации. Морфологические проявления старения. Организм и среда. Общий обзор внешних форм тела человека (телосложение). Поверхности, области тела. Плоскости и симметрии, оси вращения. Анатомическая номенклатура.

Уровни структурной организации человека.

Клетки. Ткани. Общая характеристика тканей. Понятие об органах, системах и аппаратах органов.
2. Учение о костях и их соединениях – остеоартрология.
Учение о костях – остеология.

Общие данные о скелете и его функциях. Количество костей и их классификация. Строение кости. Кость как орган: химический состав; физические свойства; компактное и губчатое вещество; костномозговая полость, красный и желтый мозг. Развитие костей. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие костей. Виды окостенения. Рост костей. Возрастные и профессиональные особенности строения костей.

Учение о соединениях костей – артрология.

Классификация соединений костей: непрерывные и прерывные соединения, полусуставы-симфизы. Непрерывные соединения костей: фиброзные соединения-синдесмозы (связи, мембраны, швы); хрящевые соединения – синхондрозы (гиалиновые, волокнистые, временные, постоянные); костные соединения (синостозы).

Прерывные соединения костей – суставы. Строение суставов. Биомеханика суставов. Классификация суставов и их общая характеристика. Функциональная зависимость между формой суставных поверхностей и размахом движений. Возрастные и функциональные изменения соединений костей.

Позвоночный столб.

Отделы позвоночного столба. Общее строение позвонка. Особенности строения шейных, грудных и поясничных позвонков. Строение крестца и копчика. Понятие о костном сегменте. Соединения тел, дуг и отростков позвонков. Межпозвонковые диски и их строение. Межпозвоночные суставы. Связочный аппарат позвоночного столба. Соединение позвоночного столба с черепом. Соединение крестца с копчиком. Позвоночный столб в целом, его опорные и рессорные свойства. Физиологические изгибы позвоночника и их функциональное значение. Возрастные особенности позвоночного столба.

Грудная клетка.

Строение грудины и ребер. Соединение ребер с грудиной и позвонками. Форма грудной клетки. Грудная клетка в целом. Биомеханика движений реберно-позвоночных и реберно-грудных соединений. Возрастные и половые особенности грудной клетки. Развитие костей туловища в филогенезе и онтогенезе. Вариации структуры скелета туловища в онтогенезе и антропогенезе.

Скелет головы – череп.

Кости мозгового и лицевого черепа. Череп в целом. Свод (крыша) черепа, основание черепа. Глазница, ее стенки и отверстия. Полость носа: стенки, носовые ходы, височная, подвисочная и крылонёбная ямки. Соединение костей черепа: фиброзные соединения (зубчатые, чешуйчатые и плоские швы), синхондрозы основания черепа: височно-нижнечелюстной сустав.

Развитие черепа в филогенезе и онтогенезе. Особенности развития и формирования костей мозгового и лицевого черепа.

Скелет конечностей.

Скелет верхних конечностей. Пояс верхней конечности. Ключица и лопатка, их строение. Грудино-ключичный и ключично-акромиальный суставы. Строение и движение в них.

Свободная верхняя конечность. Плечевая, лучевая и локтевая кости. Кости запястья, пясти и фаланги пальцев. Их строение. Плечевой, локтевой и лучезапястный суставы, их строение. Оси вращения в них. Соединение костей предплечья. Особенности строения суставов и связочного аппарата кости. Возрастные особенности суставов верхней конечности.

Скелет нижней конечности. Пояс нижней конечности. Строение тазовой кости. Крестцово-подвздошный сустав, его строение и движения в нем. Лобковый симфиз. Таз в целом. Особенности строения большого и малого таза. Возрастные и половые особенности таза.

Свободная нижняя конечность. Бедренная, большеберцовая и малоберцовая кости, кости предплюспы, плюспы и пальцев стопы. Их строение. Тазобедренный, коленный и голеностопный суставы, их строение, оси вращения и движения. Особенности строения суставов и связочного аппарата стопы. Движения в суставах стопы. Продольный и поперечный своды стопы. Факторы, способствующие укреплению сводов стопы. Возрастные особенности суставов нижней конечности. Филогенетические преобразования в скелете конечностей. Развитие скелета конечностей в онтогенезе. Особенности строения скелета конечностей в связи с прямохождением и приспособлением к труду. Сравнительная характеристика верхней и нижней конечности.


  1. Учение о мышцах – миология.


Общая миология.

Строение скелетной мышцы как органа. Классификация мышц. Вспомогательные аппараты мышц. Кровоснабжение. Афферентная и эфферентная иннервация скелетных мышц. Функциональная характеристика мышц. Сила мышцы. Синергизм и антагонизм мышц. Преодолевающая, уступающая и удерживающая работа мышц. Элементы биомеханики мышц. Возрастные, половые и индивидуальные особенности развития скелетных мышц. Зоны роста мышц. Рост мышц в длину и толщину. Гетерохрония в развитии скелетной мускулатуры.

Частная миология.

Мышцы и фасции частей тела.

Мышцы и фасции туловища. Краткий обзор мышц туловища по областям: груди, живота, шеи и спины. Мышцы груди: собственные и вспомогательные. Фасции груди. Мышцы и фасции живота. Мышцы передней, задней и боковых стенок живота. Слабые участки брюшной стенки. Паховый канал. Поверхностные и глубинные мышцы шеи. Поверхностные и глубинные мышцы спины. Функциональная характеристика мышц туловища. Обзор движений в суставах туловища. Движения ребер. Основные и вспомогательные мышцы вдоха и выдоха. Движения позвоночного столба: сгибание и разгибание, движение в сторону, скручивание, круговые движения.

Мышцы и фасции головы. Морфофункциональная характеристика мышц головы. Мимические мышцы: свода черепа; окружающие глазную щель; окружающие носовые отверстия; окружающие ротовую щель; ушной раковины. Жевательные мышцы и их фасции. Участие мимической мускулатуры в речевом акте человека. Движения шеи и головы: сгибание и разгибание, наклон в стороны, повороты вокруг вертикальной оси, круговые движения. Движения в височно-нижнечелюстных суставах.

Мышцы и фасции верхней конечности. Обзор мышц верхней конечности. Мышцы пояса верхней конечности, плеча, предплечья и кисти. Обзор движений в суставах верхней конечности. Мышцы, участвующие в движениях пояса верхней конечности. Функциональные группы мышц, участвующие в движениях плеча, в плечевом суставе, предплечья – в локтевом суставе, кисти – в лучезапястном суставе. Мышцы, участвующие в движениях пальцев кисти.

Мышцы и фасции нижней конечности. Краткий обзор мышц нижней конечности. Мышцы пояса нижней конечности, бедра, голени и стопы. Группы мышц, участвующие в движениях бедра в тазобедренном суставе, в движениях голени – в коленном суставе, в движениях стопы – в голеностопном суставе, суставах стопы и пальцев стопы. Мышцы, поддерживающие своды стопы.

Особенности развития опорно-двигательного аппарата человека: нижней конечности в связи с приспособлением к вертикальному положению тела человека и руки в связи с трудовой деятельностью. Влияние профессии на строение руки.

Анализ положений и движений человека. Общий центр тяжести тела и его положение в организме человека. Возрастные, половые и индивидуальные особенности расположения общего центра тяжести тела. Площадь опоры. Соотношение общего центра тяжести тела и площади опоры. Виды равновесия. Осанка тела человека. Анатомо-функциональные предпосылки для формирования осанки в школьном возрасте. Анатомическая характеристика положений и движений тела человека.


  1. Учение о внутренностях – спланхнология.


Общая характеристика внутренних органов. Деление их на системы. Морфологические и онтогенетические критерии единства внутренностей.

Пищеварительная система. Общие принципы строения пищеварительной системы и ее функциональное значение. Строение стенки трубчатых органов: слизистая оболочка, подслизистая основа, мышечная оболочка, адвентициальная оболочка. Строение паренхиматозных органов. Кровоснабжение и иннервация трубчатых и паренхиматозных органов. Эмбриогенез.

Полость рта, ее стенки. Зубы и их строение. Развитие и смена зубов. Язык, его строение и функции. Железы полости рта.

Глотка, ее топография и строение. Отделы глотки. Лимфоидное кольцо глотки, его функциональное значение, акт глотания.

Пищевод, его части, их топография и строение.

Желудок, его отделы, форма и топография. Строение стенки желудка, железы желудка.

Тонкая кишка, ее отделы, их топография. Строение стенки тонкой кишки. Складки, ворсинки и крипты слизистой оболочки.

Толстая кишка, ее отделы, их топография. Строение стенки толстой кишки. Морфологические отличия толстой кишки от тонкой. Особенности строения прямой кишки. Функциональное значение различных отделов желудочно-кишечного трака.

Печень, ее топография и функции. Поверхности, края, доли, связки и ворота печени. Внутреннее строение печени. Печеночная долька. Кровеносная система печени. Пути выведения желчи. Желчный пузырь, его топография и строение стенки.

Поджелудочная железа, ее топография, строение и функция. Внутрисекреторная часть железы.

Брюшина. Париетальный и висцеральный листки брюшины. Отношение внутренних органов к брюшине. Образования брюшины: брыжейки, связки, сальники. Полость брюшины. Функциональное значение брюшины.

Дыхательная система.

Общий обзор органов дыхания.

Воздухоносные пути. Полость носа. Носовые ходы, их строение и функциональное значение. Глотка как воздухоносный путь.

Гортань. Ее положение и функции. Скелет гортани, хрящи и их соединения. Связки гортани. Голосовая щель. Полость гортани, особенности строения слизистой оболочки. Мышцы гортани, особенности строения слизистой оболочки. Мышцы гортани. Гортань как орган голосообразования.

Трахея. Ее положение и строение стенки. Бронхи, их строение и принципы ветвления. Бронхиальное дерево.

Легкие. Их положение, поверхности, края, доли и функции. Корень и ворота легких. Долька легкого. Строение альвеолы. Ацинус-структурная и функциональная единица легкого.

Плевра. Париетальный и висцеральный листки плевры. Полость плевры. Плевральные синусы. Возрастные особенности строения дыхательной системы.

Средостение. Его отделы и органы.

Мочеполовой аппарат.

Мочевые органы. Общий обзор мочевых органов, их развитие.

Почки. Их положение, форма и функциональное значение. Фиксация почки. Ворота почки. Почечная пазуха, почечная лоханка, большие и малые почечные чашечки. Внутренне строение почки: корковое и мозговое вещество. Строение пефроно-морфофункциональной единицы почки.

Мочеточники. Их положение, строение стенки и функция.

Мочевой пузырь. Форма, положение, строение стенки и функция.

Мочеиспускательный канал, строение и функции. Половые различия.

Мужские половые органы. Эмбриогенез. Общий обзор мужских половых органов. Яичко. Придаток яичка. Семявыводящий проток, семенной канатик. Семенные пузырьки, предстательная железа, семявыводящий проток. Бульбоуретральные железы, их положение, строение и функциональное значение. Наружные мужские половые органы. Возрастные особенности мужской половой системы.

Женские половые органы. Эмбриогенез. Общий обзор женских половых органов. Яичник, его положение, строение, функции, овариально-менструальный цикл. Матка, положение, строение стенки. Полость матки. Связки матки. Маточные трубы, их положение, строение стенки и функции. Влагалище. Наружные женские половые органы. Возрастные и циклические особенности женской половой системы.

Промежность. Диафрагма таза и мочеполовая диафрагма, их положение, строение и функциональное значение.

Эндокринные железы. Общий обзор эндокринных желез и их классификация. Гормоны и их роль в регуляции функций организма. Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, вилочковая железа, надпочечник, эндокринные части половых желез и поджелудочной железы, их структурная и функциональная характеристика.


  1. Учение о сосудах – ангиология.


Кровеносная система.

Общий обзор системы кровообращения. Большой и малый круги кровообращения и их функциональное значение.

Понятие о системе крови (кровь, лимфа, органы кроветворения и иммунопоэза). Артерии, капилляры, вены, строение их стенок, микроциркуляторное русло: артериолы, прекапиллярные артериолы, капилляры, посткапиллярные венулы, венулы. Кровоснабжение и иннервация стенок сосудов, общие закономерности хода и ветвления артерий. Особенности формирования венозного русла. Внутриорганное кровоснабжение. Венозные синусы. Понятие об анастомозах и коллатериальном кровоснабжении.

Сердце.

Топография, формы и размеры сердца. Проекция сердца на переднюю поверхность грудной клетки. Околосердечная сумка. Строение сердца, его стенки, полости, клапаны. Особенности строения сердечной мышцы. Проводящая система сердца и ее функциональное значение. Кровоснабжение иннервация сердца. Возрастные особенности сердца, онтогенез и филогенез сердечно-сосудистой системы.

Сосуды малого круга кровообращения.

Артерии и вены малого круга кровообращения. Особенности циркуляции крови в малом круге кровообращения.

Сосуды большого круга кровообращения.

Аорта и ее отделы. Ветви восходящего ствола аорты. Ветви дуги аорты. Артерии шеи головы. Плечеголовной ствол. Общая сонная и подключичная артерии. Артериальный круг основания головного мозга. Артерии верхней конечности: подключичная и подмышечная артерии, их ветви. Артерии плеча, предплечья и кисти. Артериальные сети вокруг плечевого, локтевого и лучезапястного суставов. Поверхностная и глубокая ладонные дуги.

Ветви нисходящего отдела аорты. Грудной отдел аорты, его париетальные и висцеральные ветви. Кровоснабжение стенок и органов грудной полости. Брюшной отдел аорты, его париетальные ветви. Кровоснабжение стенок брюшной полости. Висцеральные ветви брюшной аорты: парные и непарные. Кровоснабжение органов брюшной полости. Артерии таза. Внутренняя и наружная подвздошные артерии, их ветви. Средняя крестцовая артерия. Артерии свободной нижней конечности: бедра, голени и стопы. Артериальные сети тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Проекция крупных артерий туловища, головы, шеи и конечностей на поверхность тела. Места пульсации крупных артерий.

Вены большого круга кровообращения. Система верхней полой вены. Пути оттока крови от головы, шеи верхней конечности и верхней половины туловища. Система нижней полой вены. Пути оттока крови от нижней конечности и нижней половины туловища. Воротная вена. Пути оттока крови от органов пищеварительной системы. Анастомозы между системами вен и их функциональное значение. Проекция крупных вен на поверхность тела человека.

Кровообращение плода. Возрастные особенности строения сердечно-сосудистой системы.

Лимфатическая система.

Общий обзор лимфатической системы и ее функциональное значение. Состав и образование лимфы. Лимфатические капилляры, сосуды, протоки, узлы. Пути оттока лимфы от верхних и нижних конечностей, головы, шеи и туловища.

Органы кроветворения и иммунной системы.

Костный мозг. Тимус. Лимфоидные структуры стенок органов пищеварительной, дыхательной систем и мочеполового аппарата. Селезенка.


  1. Учение о нервной системе – неврология.


Общая анатомия нервной системы, общий обзор строения нервной системы и ее роль в жизнедеятельности организма. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении функций мозга. Нервная ткань – основной компонент органов нервной системы. Нейрон – структурная и функциональная единица нервной ткани. Классификация нейронов по их строению и функции. Нервные окончания их классификация. Межнейронные синапсы. Нервные волокна (миэлиновые и безмиэлиновые). Нейролгия и ее функциональное значение. Развитие нейронов и глин.

Рефлекс как основной акт деятельности нервной системы. Понятие о рефлекторных дугах. Центральный и периферический отделы нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Развитие нервной системы.

Центральная нервная система.

Спинной мозг. Положение, форма и строение спинного мозга. Серое вещество спинного мозга и его нейронная организация. Белое вещество спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга. Спинномозговые узлы, корешки и спинномозговые нервы. Сегмент спинного мозга (невротом). Оболочки спинного мозга. Кровоснабжение. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга.

Головной мозг. Общий обзор головного мозга. Эмбриогенез и возрастные изменения. Отделы головного мозга. Ствол, подкорковый и корковые отделы головного мозга и их функциональное значение.

Продолговатый мозг. Его общая морфология. Внутренне строение продолговатого мозга. Белое и серое вещество. Структуры основания и подкрышки.

Задний мозг. Общая морфология моста, мозжечка и его ножек. Расположение серого и белого вещества. Структуры основания и подкрышки. Ядра мозжечка. Четвертый желудочек. Ромбовидная ямка. Топография серого вещества четвертого желудочка.

Средний мозг. Общая морфология ножек мозга и пластинки четверохолмия. Серое и белое вещество среднего мозга. Структуры основания и подкрышки. Водопровод мозга. Нейронная организация и функциональное значение ядер ствола. Ретикулярная формация ствола, ее структурная организация.

Промежуточный мозг. Общая морфология таламуса, метаталамуса и гипоталамуса. Нейронная организация и функциональное значение ядер таламуса и гипоталамуса. Гипоталамус – подкорковый центр нервной и эндокринной регуляции.

Конечный мозг. Общая морфология больших полушарий, их доли, основные борозды и извилины, филогенез больших полушарий. Базальные ядра и их значение. Белое вещество полушарий. Ассоциативные, комиссуриальные и проекционные проводящие пути больших полушарий. Боковые желудочки мозга и их сообщения. Сосудистые сплетения желудочков. Понятие о цитоархитектонике и миелоархитектонике коры. Морфологические основы динамической локализации функций в коре. Кора как система мозговых концов анализаторов.

Лимбическая система мозга. Ее структурная организация и функциональное значение. Проводящие пути головного и спинного мозга.

Развитие головного мозга в филогенезе и онтогенезе. Этапы изменения головного мозга в антропогенезе. Оболочки головного мозга. Сосуды большого мозга. Развитие коры в онтогенезе.

Периферическая нервная система.

Спинномозговые нервы. Спинномозговые нервы, их образование, положение, состав нервных волокон и ветви. Спинномозговые узлы, задние ветви спинномозговых нервов, их ход, области иннервации. Передние ветви спинномозговых нервов. Межреберные нервы. Принцип образования нервных сплетений: шейное, плечевое, поясничное и крестцовое сплетения; их основные ветви, области иннервации.

Черепные нервы. Общая характеристика черепных нервов, их происхождение, состав волокон, основные области иннервации.

Вегетативная (автономная) нервная система. Общий план строения и функции вегетативной нервной системы. Морфологические особенности вегетативной нервной системы в сравнении с соматической. Рефлекторная дуга и локализация центров вегетативной нервной системы.

Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Центральная и периферическая части симпатической нервной системы. Симпатический ствол, симпатические узлы и нервы.

Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы. Центры парасимпатической части нервной системы: краниальный отдел, мезенцефалическая и бульбарная части, сакральный отдел. Периферическая часть парасимпатической системы. Парасимпатические волокна глазодвигательного, лицевого, языкоглоточного и тазовых нервов, области их иннервации. Вегетативная иннервация органов. Адаптационно-трофическая роль симпатической нервной системы.

Органы чувств и их проводящие пути. Общие закономерности структурной организации анализаторов. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Схема строения анализатора. Функциональное единство периферической, проводниковой и корковой частей анализатора.

Орган зрения. Его развитие и строение. Периферический и центральный отделы зрительного анализатора.

Орган слуха и равновесия. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Периферический, проводниковый и центральные отделы слухового и вестибулярного анализаторов.

Орган обоняния. Периферический, проводниковый и центральный отделы обонятельного анализатора.

Орган вкуса. Его строение и развитие. Периферический, проводниковый и центральный отделы вкусового анализатора.

Общий покров тела. Кожа, ее строение и функции.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

Очная форма обучения


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля

самост. работы



Этапы индивидуального развития человека.

Изучение дополнительной литературы

2

Фронтальный опрос



Уровни структурной организации организма.

Изучение литературы

2

Выполнение тестов



Кости и их соединения.

Изучение литературы

2

Выполнение тестов



Кости туловища и их соединения.

Изучение дополнительной литературы

2

Фронтальный.

Текущий опрос



Кости верхней конечности и их соединения.

Изучение литературы

2

Собеседование



Кости нижней конечности и их соединения.

Изучение литературы

2

Фронтальный.

Текущий опрос



Скелет головы.

Реферат

2

Защита реферата



Мышцы и фасции туловища.

Изучение литературы

4

Фронтальный опрос



Мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности.

Изучение литературы

4

Фронтальный опрос



Мышцы тазового пояса и свободной нижней конечности.

Изучение литературы

4

Фронтальный опрос



Мышцы головы и шеи.

Контрольная работа

4

Проверка контрольных работ



Пищеварительная система.

Изучение литературы

7

Фронтальный опрос



Дыхательная система.

Изучение литературы

5

Собеседование



Мочеполовой аппарат.

Изучение литературы

2

Фронтальный опрос



Кровеносная система.

Изучение литературы

10

Собеседование



Центральная нервная система.

Изучение литературы

6

Фронтальный опрос



Головной мозг.

Изучение литературы

2

Собеседование



Кора больших полушарий.

Изучение литературы

2

Собеседование



Органы слуха.

Изучение литературы

4

Собеседование


Заочная форма обучения


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля

самост. работы



Этапы индивидуального развития человека.

Изучение дополнительной литературы

5

Фронтальный опрос



Уровни структурной организации организма.

Изучение литературы

6

Выполнение тестов



Кости и их соединения.

Изучение литературы

7

Выполнение тестов



Кости туловища и их соединения.

Изучение дополнительной литературы

6

Фронтальный.

Текущий опрос



Кости верхней конечности и их соединения.

Изучение литературы

5

Собеседование



Кости нижней конечности и их соединения.

Изучение литературы

6

Фронтальный.

Текущий опрос



Скелет головы.

Реферат

7

Защита реферата



Мышцы и фасции туловища.

Изучение литературы

8

Фронтальный опрос



Мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности.

Изучение литературы

7

Фронтальный опрос



Мышцы тазового пояса и свободной нижней конечности.

Изучение литературы

8

Фронтальный опрос



Мышцы головы и шеи.

Контрольная работа

7

Проверка контрольных работ



Пищеварительная система.

Изучение литературы

8

Фронтальный опрос



Дыхательная система.

Изучение литературы

7

Собеседование



Мочеполовой аппарат.

Изучение литературы

6

Фронтальный опрос



Кровеносная система.

Изучение литературы

7

Собеседование



Центральная нервная система.

Изучение литературы

6

Фронтальный опрос



Головной мозг.

Изучение литературы

7

Собеседование



Кора больших полушарий.

Изучение литературы

6

Собеседование



Органы слуха.

Изучение литературы

7

Собеседование



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск