Скачать 0.97 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.17 (5) Анатомия Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 Физическая культура со специализацией спортивно-оздоровительный туризм Очная, заочная форма обучения УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры БЖД и ОМЗ факультета ФК и БЖД (протокол №11 от 21.03.08 г.) Зав. кафедрой БЖД и ОМЗ _______________________ (Мещерова И.А.) Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
(МГПУ)
Черношеина Л.А., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа 1.3 Пояснительная записка: Цель и задачи дисциплины. Программа курса «Анатомия» предназначена для студентов факультета ФК и БЖД МГПУ и составлена с учетом Государственного образовательного стандарта подготовки по специальности «Физическая культура». В основу программы положен принцип единства теории и практики. Она включает лекционный курс, практические занятия и самостоятельную работу. На лекциях излагаются общие теоретические основы предмета с учетом современных достижений медико-биологической науки. На практических занятиях студенты изучают анатомию отдельных органов и систем организма человека. На практических занятиях применяются анатомические препараты. В качестве вспомогательного материала используются таблицы, атласы, модели, муляжи. Самостоятельная работа студентов проводится в специализированных аудиториях, где студенты обеспечиваются наглядными пособиями и консультативной помощью. Проверка знаний студентов осуществляется на практических занятиях в виде текущего контроля. Итоговый контроль-экзамен. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Основными задачами курса является изучение организма человека как единого целого с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также выявление морфо-функциональных связей, подчеркивающих неразрывность формы и функции и их глубокую взаимную обусловленность. Педагоги по физической культуре, наделенные знаниями анатомии и физиологии, должны строить тренировочный процесс так, чтобы не только подвести спортсмена к достижению высокого результата, но и улучшить состояние его здоровья и физического развития. В результате изучения курса анатомии студенты должны: - знать анатомическую топографию, морфо-функциональную организацию и развитие органов и систем; - знать факторы и принципы анатомической изменчивости и вариации морфологических структур в процессе антропогенеза; - уметь дать топографическую и морфо-функциональную характеристику органов и систем органов; - уметь находить, показывать и называть морфологические структуры на препаратах, муляжах, таблицах и рисунках; - уметь делать анализ простых и сложных движений, всего двигательного аппарата в целом. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО. Анатомия человека как наука, её предмет, цели и задачи. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре. Уровни организации организма человека как целостной биологической системы. Основные типы тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткань. Органы, системы, аппараты органов. Этапы индивидуального развития человека. Наследственность и среда, их влияние на развивающийся организм. Телосложение человека. Анатомическая номенклатура. Структурно-функциональная организация опорно-двигательного аппарата, нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, иммунной, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной и половой систем. Анатомическая характеристика положений и движений тела человека. 1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения
Заочная форма обучения
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени: Очная форма обучения
Заочная форма обучения
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Анатомия как наука и предмет преподавания. Определение анатомии как науки о происхождении и развитии, формах и строении тела человека. Место анатомии в системе биологических наук и ее роль в формировании ественно-научного мировоззрения учителя. Краткий исторический обзор развития анатомии. Значение идей Дарвина для возникновения эволюционного направления в анатомии. Развитие анатомической науки в России. Крупнейшие отечественные анатомы: Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, В.А. Бец, М.Ф. Иваницкий, В.Н. Тонков, Д.И. Зернов, В.П. Воробьев. Описательное, сравнительно-анатомическое и возрастное направления нормальной анатомии. Методы анатомического исследования. Положение человека в системе животного мира. Черты строения человека общие с представителями позвоночных, млекопитающих, приматов. Черты сходства человека с антропоморфными обезьянами. Особенности строения человека, возникающие в связи с трудовой деятельностью. Основные этапы индивидуального развития человека. Пренатальное и постнатальное развитие организма и его возрастные периоды. Морфологические основы возрастной периодизации. Морфологические проявления старения. Организм и среда. Общий обзор внешних форм тела человека (телосложение). Поверхности, области тела. Плоскости и симметрии, оси вращения. Анатомическая номенклатура. Уровни структурной организации человека. Клетки. Ткани. Общая характеристика тканей. Понятие об органах, системах и аппаратах органов. 2. Учение о костях и их соединениях – остеоартрология. Учение о костях – остеология. Общие данные о скелете и его функциях. Количество костей и их классификация. Строение кости. Кость как орган: химический состав; физические свойства; компактное и губчатое вещество; костномозговая полость, красный и желтый мозг. Развитие костей. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие костей. Виды окостенения. Рост костей. Возрастные и профессиональные особенности строения костей. Учение о соединениях костей – артрология. Классификация соединений костей: непрерывные и прерывные соединения, полусуставы-симфизы. Непрерывные соединения костей: фиброзные соединения-синдесмозы (связи, мембраны, швы); хрящевые соединения – синхондрозы (гиалиновые, волокнистые, временные, постоянные); костные соединения (синостозы). Прерывные соединения костей – суставы. Строение суставов. Биомеханика суставов. Классификация суставов и их общая характеристика. Функциональная зависимость между формой суставных поверхностей и размахом движений. Возрастные и функциональные изменения соединений костей. Позвоночный столб. Отделы позвоночного столба. Общее строение позвонка. Особенности строения шейных, грудных и поясничных позвонков. Строение крестца и копчика. Понятие о костном сегменте. Соединения тел, дуг и отростков позвонков. Межпозвонковые диски и их строение. Межпозвоночные суставы. Связочный аппарат позвоночного столба. Соединение позвоночного столба с черепом. Соединение крестца с копчиком. Позвоночный столб в целом, его опорные и рессорные свойства. Физиологические изгибы позвоночника и их функциональное значение. Возрастные особенности позвоночного столба. Грудная клетка. Строение грудины и ребер. Соединение ребер с грудиной и позвонками. Форма грудной клетки. Грудная клетка в целом. Биомеханика движений реберно-позвоночных и реберно-грудных соединений. Возрастные и половые особенности грудной клетки. Развитие костей туловища в филогенезе и онтогенезе. Вариации структуры скелета туловища в онтогенезе и антропогенезе. Скелет головы – череп. Кости мозгового и лицевого черепа. Череп в целом. Свод (крыша) черепа, основание черепа. Глазница, ее стенки и отверстия. Полость носа: стенки, носовые ходы, височная, подвисочная и крылонёбная ямки. Соединение костей черепа: фиброзные соединения (зубчатые, чешуйчатые и плоские швы), синхондрозы основания черепа: височно-нижнечелюстной сустав. Развитие черепа в филогенезе и онтогенезе. Особенности развития и формирования костей мозгового и лицевого черепа. Скелет конечностей. Скелет верхних конечностей. Пояс верхней конечности. Ключица и лопатка, их строение. Грудино-ключичный и ключично-акромиальный суставы. Строение и движение в них. Свободная верхняя конечность. Плечевая, лучевая и локтевая кости. Кости запястья, пясти и фаланги пальцев. Их строение. Плечевой, локтевой и лучезапястный суставы, их строение. Оси вращения в них. Соединение костей предплечья. Особенности строения суставов и связочного аппарата кости. Возрастные особенности суставов верхней конечности. Скелет нижней конечности. Пояс нижней конечности. Строение тазовой кости. Крестцово-подвздошный сустав, его строение и движения в нем. Лобковый симфиз. Таз в целом. Особенности строения большого и малого таза. Возрастные и половые особенности таза. Свободная нижняя конечность. Бедренная, большеберцовая и малоберцовая кости, кости предплюспы, плюспы и пальцев стопы. Их строение. Тазобедренный, коленный и голеностопный суставы, их строение, оси вращения и движения. Особенности строения суставов и связочного аппарата стопы. Движения в суставах стопы. Продольный и поперечный своды стопы. Факторы, способствующие укреплению сводов стопы. Возрастные особенности суставов нижней конечности. Филогенетические преобразования в скелете конечностей. Развитие скелета конечностей в онтогенезе. Особенности строения скелета конечностей в связи с прямохождением и приспособлением к труду. Сравнительная характеристика верхней и нижней конечности.
Общая миология. Строение скелетной мышцы как органа. Классификация мышц. Вспомогательные аппараты мышц. Кровоснабжение. Афферентная и эфферентная иннервация скелетных мышц. Функциональная характеристика мышц. Сила мышцы. Синергизм и антагонизм мышц. Преодолевающая, уступающая и удерживающая работа мышц. Элементы биомеханики мышц. Возрастные, половые и индивидуальные особенности развития скелетных мышц. Зоны роста мышц. Рост мышц в длину и толщину. Гетерохрония в развитии скелетной мускулатуры. Частная миология. Мышцы и фасции частей тела. Мышцы и фасции туловища. Краткий обзор мышц туловища по областям: груди, живота, шеи и спины. Мышцы груди: собственные и вспомогательные. Фасции груди. Мышцы и фасции живота. Мышцы передней, задней и боковых стенок живота. Слабые участки брюшной стенки. Паховый канал. Поверхностные и глубинные мышцы шеи. Поверхностные и глубинные мышцы спины. Функциональная характеристика мышц туловища. Обзор движений в суставах туловища. Движения ребер. Основные и вспомогательные мышцы вдоха и выдоха. Движения позвоночного столба: сгибание и разгибание, движение в сторону, скручивание, круговые движения. Мышцы и фасции головы. Морфофункциональная характеристика мышц головы. Мимические мышцы: свода черепа; окружающие глазную щель; окружающие носовые отверстия; окружающие ротовую щель; ушной раковины. Жевательные мышцы и их фасции. Участие мимической мускулатуры в речевом акте человека. Движения шеи и головы: сгибание и разгибание, наклон в стороны, повороты вокруг вертикальной оси, круговые движения. Движения в височно-нижнечелюстных суставах. Мышцы и фасции верхней конечности. Обзор мышц верхней конечности. Мышцы пояса верхней конечности, плеча, предплечья и кисти. Обзор движений в суставах верхней конечности. Мышцы, участвующие в движениях пояса верхней конечности. Функциональные группы мышц, участвующие в движениях плеча, в плечевом суставе, предплечья – в локтевом суставе, кисти – в лучезапястном суставе. Мышцы, участвующие в движениях пальцев кисти. Мышцы и фасции нижней конечности. Краткий обзор мышц нижней конечности. Мышцы пояса нижней конечности, бедра, голени и стопы. Группы мышц, участвующие в движениях бедра в тазобедренном суставе, в движениях голени – в коленном суставе, в движениях стопы – в голеностопном суставе, суставах стопы и пальцев стопы. Мышцы, поддерживающие своды стопы. Особенности развития опорно-двигательного аппарата человека: нижней конечности в связи с приспособлением к вертикальному положению тела человека и руки в связи с трудовой деятельностью. Влияние профессии на строение руки. Анализ положений и движений человека. Общий центр тяжести тела и его положение в организме человека. Возрастные, половые и индивидуальные особенности расположения общего центра тяжести тела. Площадь опоры. Соотношение общего центра тяжести тела и площади опоры. Виды равновесия. Осанка тела человека. Анатомо-функциональные предпосылки для формирования осанки в школьном возрасте. Анатомическая характеристика положений и движений тела человека.
Общая характеристика внутренних органов. Деление их на системы. Морфологические и онтогенетические критерии единства внутренностей. Пищеварительная система. Общие принципы строения пищеварительной системы и ее функциональное значение. Строение стенки трубчатых органов: слизистая оболочка, подслизистая основа, мышечная оболочка, адвентициальная оболочка. Строение паренхиматозных органов. Кровоснабжение и иннервация трубчатых и паренхиматозных органов. Эмбриогенез. Полость рта, ее стенки. Зубы и их строение. Развитие и смена зубов. Язык, его строение и функции. Железы полости рта. Глотка, ее топография и строение. Отделы глотки. Лимфоидное кольцо глотки, его функциональное значение, акт глотания. Пищевод, его части, их топография и строение. Желудок, его отделы, форма и топография. Строение стенки желудка, железы желудка. Тонкая кишка, ее отделы, их топография. Строение стенки тонкой кишки. Складки, ворсинки и крипты слизистой оболочки. Толстая кишка, ее отделы, их топография. Строение стенки толстой кишки. Морфологические отличия толстой кишки от тонкой. Особенности строения прямой кишки. Функциональное значение различных отделов желудочно-кишечного трака. Печень, ее топография и функции. Поверхности, края, доли, связки и ворота печени. Внутреннее строение печени. Печеночная долька. Кровеносная система печени. Пути выведения желчи. Желчный пузырь, его топография и строение стенки. Поджелудочная железа, ее топография, строение и функция. Внутрисекреторная часть железы. Брюшина. Париетальный и висцеральный листки брюшины. Отношение внутренних органов к брюшине. Образования брюшины: брыжейки, связки, сальники. Полость брюшины. Функциональное значение брюшины. Дыхательная система. Общий обзор органов дыхания. Воздухоносные пути. Полость носа. Носовые ходы, их строение и функциональное значение. Глотка как воздухоносный путь. Гортань. Ее положение и функции. Скелет гортани, хрящи и их соединения. Связки гортани. Голосовая щель. Полость гортани, особенности строения слизистой оболочки. Мышцы гортани, особенности строения слизистой оболочки. Мышцы гортани. Гортань как орган голосообразования. Трахея. Ее положение и строение стенки. Бронхи, их строение и принципы ветвления. Бронхиальное дерево. Легкие. Их положение, поверхности, края, доли и функции. Корень и ворота легких. Долька легкого. Строение альвеолы. Ацинус-структурная и функциональная единица легкого. Плевра. Париетальный и висцеральный листки плевры. Полость плевры. Плевральные синусы. Возрастные особенности строения дыхательной системы. Средостение. Его отделы и органы. Мочеполовой аппарат. Мочевые органы. Общий обзор мочевых органов, их развитие. Почки. Их положение, форма и функциональное значение. Фиксация почки. Ворота почки. Почечная пазуха, почечная лоханка, большие и малые почечные чашечки. Внутренне строение почки: корковое и мозговое вещество. Строение пефроно-морфофункциональной единицы почки. Мочеточники. Их положение, строение стенки и функция. Мочевой пузырь. Форма, положение, строение стенки и функция. Мочеиспускательный канал, строение и функции. Половые различия. Мужские половые органы. Эмбриогенез. Общий обзор мужских половых органов. Яичко. Придаток яичка. Семявыводящий проток, семенной канатик. Семенные пузырьки, предстательная железа, семявыводящий проток. Бульбоуретральные железы, их положение, строение и функциональное значение. Наружные мужские половые органы. Возрастные особенности мужской половой системы. Женские половые органы. Эмбриогенез. Общий обзор женских половых органов. Яичник, его положение, строение, функции, овариально-менструальный цикл. Матка, положение, строение стенки. Полость матки. Связки матки. Маточные трубы, их положение, строение стенки и функции. Влагалище. Наружные женские половые органы. Возрастные и циклические особенности женской половой системы. Промежность. Диафрагма таза и мочеполовая диафрагма, их положение, строение и функциональное значение. Эндокринные железы. Общий обзор эндокринных желез и их классификация. Гормоны и их роль в регуляции функций организма. Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, вилочковая железа, надпочечник, эндокринные части половых желез и поджелудочной железы, их структурная и функциональная характеристика.
Кровеносная система. Общий обзор системы кровообращения. Большой и малый круги кровообращения и их функциональное значение. Понятие о системе крови (кровь, лимфа, органы кроветворения и иммунопоэза). Артерии, капилляры, вены, строение их стенок, микроциркуляторное русло: артериолы, прекапиллярные артериолы, капилляры, посткапиллярные венулы, венулы. Кровоснабжение и иннервация стенок сосудов, общие закономерности хода и ветвления артерий. Особенности формирования венозного русла. Внутриорганное кровоснабжение. Венозные синусы. Понятие об анастомозах и коллатериальном кровоснабжении. Сердце. Топография, формы и размеры сердца. Проекция сердца на переднюю поверхность грудной клетки. Околосердечная сумка. Строение сердца, его стенки, полости, клапаны. Особенности строения сердечной мышцы. Проводящая система сердца и ее функциональное значение. Кровоснабжение иннервация сердца. Возрастные особенности сердца, онтогенез и филогенез сердечно-сосудистой системы. Сосуды малого круга кровообращения. Артерии и вены малого круга кровообращения. Особенности циркуляции крови в малом круге кровообращения. Сосуды большого круга кровообращения. Аорта и ее отделы. Ветви восходящего ствола аорты. Ветви дуги аорты. Артерии шеи головы. Плечеголовной ствол. Общая сонная и подключичная артерии. Артериальный круг основания головного мозга. Артерии верхней конечности: подключичная и подмышечная артерии, их ветви. Артерии плеча, предплечья и кисти. Артериальные сети вокруг плечевого, локтевого и лучезапястного суставов. Поверхностная и глубокая ладонные дуги. Ветви нисходящего отдела аорты. Грудной отдел аорты, его париетальные и висцеральные ветви. Кровоснабжение стенок и органов грудной полости. Брюшной отдел аорты, его париетальные ветви. Кровоснабжение стенок брюшной полости. Висцеральные ветви брюшной аорты: парные и непарные. Кровоснабжение органов брюшной полости. Артерии таза. Внутренняя и наружная подвздошные артерии, их ветви. Средняя крестцовая артерия. Артерии свободной нижней конечности: бедра, голени и стопы. Артериальные сети тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Проекция крупных артерий туловища, головы, шеи и конечностей на поверхность тела. Места пульсации крупных артерий. Вены большого круга кровообращения. Система верхней полой вены. Пути оттока крови от головы, шеи верхней конечности и верхней половины туловища. Система нижней полой вены. Пути оттока крови от нижней конечности и нижней половины туловища. Воротная вена. Пути оттока крови от органов пищеварительной системы. Анастомозы между системами вен и их функциональное значение. Проекция крупных вен на поверхность тела человека. Кровообращение плода. Возрастные особенности строения сердечно-сосудистой системы. Лимфатическая система. Общий обзор лимфатической системы и ее функциональное значение. Состав и образование лимфы. Лимфатические капилляры, сосуды, протоки, узлы. Пути оттока лимфы от верхних и нижних конечностей, головы, шеи и туловища. Органы кроветворения и иммунной системы. Костный мозг. Тимус. Лимфоидные структуры стенок органов пищеварительной, дыхательной систем и мочеполового аппарата. Селезенка.
Общая анатомия нервной системы, общий обзор строения нервной системы и ее роль в жизнедеятельности организма. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении функций мозга. Нервная ткань – основной компонент органов нервной системы. Нейрон – структурная и функциональная единица нервной ткани. Классификация нейронов по их строению и функции. Нервные окончания их классификация. Межнейронные синапсы. Нервные волокна (миэлиновые и безмиэлиновые). Нейролгия и ее функциональное значение. Развитие нейронов и глин. Рефлекс как основной акт деятельности нервной системы. Понятие о рефлекторных дугах. Центральный и периферический отделы нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Развитие нервной системы. Центральная нервная система. Спинной мозг. Положение, форма и строение спинного мозга. Серое вещество спинного мозга и его нейронная организация. Белое вещество спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга. Спинномозговые узлы, корешки и спинномозговые нервы. Сегмент спинного мозга (невротом). Оболочки спинного мозга. Кровоснабжение. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Головной мозг. Общий обзор головного мозга. Эмбриогенез и возрастные изменения. Отделы головного мозга. Ствол, подкорковый и корковые отделы головного мозга и их функциональное значение. Продолговатый мозг. Его общая морфология. Внутренне строение продолговатого мозга. Белое и серое вещество. Структуры основания и подкрышки. Задний мозг. Общая морфология моста, мозжечка и его ножек. Расположение серого и белого вещества. Структуры основания и подкрышки. Ядра мозжечка. Четвертый желудочек. Ромбовидная ямка. Топография серого вещества четвертого желудочка. Средний мозг. Общая морфология ножек мозга и пластинки четверохолмия. Серое и белое вещество среднего мозга. Структуры основания и подкрышки. Водопровод мозга. Нейронная организация и функциональное значение ядер ствола. Ретикулярная формация ствола, ее структурная организация. Промежуточный мозг. Общая морфология таламуса, метаталамуса и гипоталамуса. Нейронная организация и функциональное значение ядер таламуса и гипоталамуса. Гипоталамус – подкорковый центр нервной и эндокринной регуляции. Конечный мозг. Общая морфология больших полушарий, их доли, основные борозды и извилины, филогенез больших полушарий. Базальные ядра и их значение. Белое вещество полушарий. Ассоциативные, комиссуриальные и проекционные проводящие пути больших полушарий. Боковые желудочки мозга и их сообщения. Сосудистые сплетения желудочков. Понятие о цитоархитектонике и миелоархитектонике коры. Морфологические основы динамической локализации функций в коре. Кора как система мозговых концов анализаторов. Лимбическая система мозга. Ее структурная организация и функциональное значение. Проводящие пути головного и спинного мозга. Развитие головного мозга в филогенезе и онтогенезе. Этапы изменения головного мозга в антропогенезе. Оболочки головного мозга. Сосуды большого мозга. Развитие коры в онтогенезе. Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы. Спинномозговые нервы, их образование, положение, состав нервных волокон и ветви. Спинномозговые узлы, задние ветви спинномозговых нервов, их ход, области иннервации. Передние ветви спинномозговых нервов. Межреберные нервы. Принцип образования нервных сплетений: шейное, плечевое, поясничное и крестцовое сплетения; их основные ветви, области иннервации. Черепные нервы. Общая характеристика черепных нервов, их происхождение, состав волокон, основные области иннервации. Вегетативная (автономная) нервная система. Общий план строения и функции вегетативной нервной системы. Морфологические особенности вегетативной нервной системы в сравнении с соматической. Рефлекторная дуга и локализация центров вегетативной нервной системы. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Центральная и периферическая части симпатической нервной системы. Симпатический ствол, симпатические узлы и нервы. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы. Центры парасимпатической части нервной системы: краниальный отдел, мезенцефалическая и бульбарная части, сакральный отдел. Периферическая часть парасимпатической системы. Парасимпатические волокна глазодвигательного, лицевого, языкоглоточного и тазовых нервов, области их иннервации. Вегетативная иннервация органов. Адаптационно-трофическая роль симпатической нервной системы. Органы чувств и их проводящие пути. Общие закономерности структурной организации анализаторов. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Схема строения анализатора. Функциональное единство периферической, проводниковой и корковой частей анализатора. Орган зрения. Его развитие и строение. Периферический и центральный отделы зрительного анализатора. Орган слуха и равновесия. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Периферический, проводниковый и центральные отделы слухового и вестибулярного анализаторов. Орган обоняния. Периферический, проводниковый и центральный отделы обонятельного анализатора. Орган вкуса. Его строение и развитие. Периферический, проводниковый и центральный отделы вкусового анализатора. Общий покров тела. Кожа, ее строение и функции. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения. Очная форма обучения
Заочная форма обучения
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. |
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов ... | ||
Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека... Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов |