Реферат Формы профильного обучения в современной школе





Скачать 105.43 Kb.
НазваниеРеферат Формы профильного обучения в современной школе
Дата публикации06.04.2015
Размер105.43 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Физика > Реферат
РЕФЕРАТ

Формы профильного обучения

в современной школе

Старкова Е.С.

Учитель физики МОУ ЦО №49

Введение

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Формирование опыта профильного обучения

Первая попытка такого обучения относится к 1864 году. Соответствующий указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель- подготовка в университет) и реальная (цель- подготовка к практической деятельности). В 1916 году в процессе подготовки реформы образования была предложена новая структура системы образования, согласно которой 4-7-ые классы гимназии делятся на 3 ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную. В 1918 году было разработано положение о единой трудовой школе. В старших классах выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. В 1957 году Академия педагогических наук инициировала проведение эксперимента, в рамках которого предполагалось провести дифференциацию по таким направлениям, как биолого-агрономическое, физико-математическое и техническое, социально-экономическое и гуманитарное. В 1966 году появились факультативные занятия в 8-10 классах и классы с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились до нашего времени.

В конце 80-х – начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям. Этому процессу способствовал Закон РФ «Об образовании», закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Начиная с 2001 года в России реализуется стратегия модернизации образования. Ее основная идея: «доступность- качество-эффективность». Одним из механизмов модернизации является введение профильного обучения в старшей ступени средней школы с целью обеспечения развития уже сформировавшихся познавательных интересов учащихся.

Цели и идеи профильного обучения

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширять возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (после школьных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы “знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться”. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.
Профилизация и высшая школа

К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профильной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных Центром социологических исследований Минобразования России, “профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в VШ классе и достигает своего пика в IХ, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в IХ классе”. При этом примерно 70-75% учащихся в конце IХ класса уже определились в выборе сферы профессиональной деятельности.

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.

Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.

Модели профильного обучения

Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные – на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации.

Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных предметов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.).

Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.

1. Модель внутришкольной профилизации

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

2. Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Требования к профильному образованию

Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения.

Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями.

Анализируя этапы развития школы, попытаемся ответить на три основных вопроса. Чего от нас хотят? Кто мы и что можем сделать? Как мы это будем делать? Итак, государство хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование (концепция модернизации Российского образования).

Макросоциум – хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе.

Микросоциум – хочет, видеть школу, основанную на порядке и дисциплине, разумной требовательности к детям, где обеспечивается комфорт не только физический, но и душевный (100% опрошенных).

Родители – хотят, чтобы:

- школа обеспечивала подготовку в ВУЗ (65% опрошенных);

- ребенок получил образование в профильном классе (60% опрошенных);

- ребенок просто находился в школьном пространстве до 16лет, потому что куда ему еще деваться (26% опрошенных);

- ребенок занимался в кружках, секциях именно в школе (52% опрошенных) в связи с отдаленностью школы от центра досуговой деятельности, а то, что есть в микрорайоне не полностью их удовлетворяет.

Ученики – хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, иметь учебный успех, получить качественное образование.

Приоритетные направления работы школы

Усиление личностной направленности образования (новые технологии).

Обновление содержания образования (введение пропедевтических курсов, предметов углубленного изучения, элективных курсов).

Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни (медико-психологическая служба, программа “Здоровье”).

Современные направления профильного обучения

В последние годы сложились различные направления профильного обучения в старших классах, основанные на разных принципах комплектования групп профильного обучения:

  1. Профильное обучение на основе предметного принципа.

  2. Профильное обучение по уровням сложности.

  3. Профильное обучение как подготовка к поступлению в вуз.

  4. Профильное обучение по сферам социально-трудовой деятельности.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций профилей, что и будет обеспечивать гибкую систему такой формы обучения.

Профилизация современной школы предполагает появление реального многообразия в системе образования и реализацию права выбора старшеклассниками образовательных программ с учетом индивидуальных целей образования. Самым важным результатом введения профильного обучения является то, что оно позволяет «приблизить» образовательный процесс к потребностям ученика, выстраивать его в русле личностно-ориентированной парадигмы учения.

Возможности профильного обучения

В самом общем виде профильное обучение создает реальную возможность:

---- для построения учащимися «индивидуализированной модели содержания образования» путем проектирования индивидуального учебного плана;

---- для выбора обучаемым стратегии более эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности;

---- для сущностной гуманизации системы оценивания образовательных результатов учащихся, ориентированной на учет их достижений, а не на фиксацию их ошибок;

---- для более качественной подготовки к сдаче единого государственного экзамена и, соответственно, к продолжению образования.

Профильное обучение и элективные курсы

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Они реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции: одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне; другие – служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Цели и задачи образования в физико-математических классах
Основные цели и задачи образования в физико-математических классах соответствуют целям и задачам, определяющим деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих повышенный уровень образования по математике, физике и информатике.
Физико-математические классы:
- предоставляют наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные условия для получения среднего (полного) общего образования;
- дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам (физика, математика и информатика);
- осуществляют раннюю профилизацию на инженерно-технические специальности, а также специальности в области информационно- коммуникационных технологий (ИКТ),  помогают ученику реализовывать свои склонности и творческие способности в определенной сфере профессиональной деятельности;
- формируют навыки научно-исследовательской работы;
- способствуют  непрерывности  и преемственности среднего (полного) общего и высшего образования.
Структура профильного обучения в физико-математических классах включает три компонента в содержании образования:
- базовый (инвариантный) компонент: курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне, по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым образовательным стандартам;
- профильный компонент: ряд профильных курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения), по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечает профильным образовательным стандартам;
- элективный компонент: ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы могут выходить за рамки профильных и базовых стандартов, направлены на углубленное изучение предметов.
Учебный план физико-математического класса обеспечивается  соответствующими  программно-методическими комплексами, утвержденными Министерством образования.
Количество учащихся в физико-математических классах устанавливается в количестве  25 обучающихся.
Физико-математические классы  делятся на подгруппы при проведении занятий по профилирующим  и другим дисциплинам. Деление на подгруппы  проводится в пределах  текущего  финансирования учреждения.
Учебно-воспитательный процесс в физико-математических классах предусматривает различные формы образования, в том числе вузовские, с использованием аудиторий и лабораторий  научных центров и т.п.
В физико-математических классах применяются инновационные методы и технологии обучения:
- личностно-ориентированные технологии;
- научно-исследовательские и частично-поисковые технологии;
- информационные и дистанционные технологии;
- проектные технологии.
Учебно-воспитательный процесс в физико-математических классах направлен на формирование индивидуальных траекторий развития ученика на основе данных диагностики и целостного подхода к развитию личности.
В физико-математических классах проводится промежуточная аттестация учащихся по профильным дисциплинам не реже одного-двух раз в учебном году.
Итоговая аттестация выпускников физико-математических классов проводится в соответствии с Положением об итоговой аттестации.


Организация воспитательного процесса в физико – математических классах
Воспитательная работа в физико-математических классах направлена на обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности интеллектуального, нравственного, гражданского, патриотического  воспитания. Развивает творческие способности учащихся для их последующей реализации в выбранной лицеистом сфере инженерно- технических и информационно- технологических  специальностей.
Разнообразная по форме и содержанию системообразующая внеучебная деятельность осуществляется через систему  кружков по интересам, секций, научных обществ, через систему ученического самоуправления.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconНестандартные формы обучения в современной школе
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconУрок как основная форма обучения. Дополнительные формы организации обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют...
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconРеферат Особенности информатизации обучения в современной школе Слушательница...
Проблемы информатизации системы образования и основные направления развития
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconПрограмма предпрофильного обучения в школе составлена в соответствии...
Деятельность школы направлена на создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных...
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconСетевая модель предпрофильной подготовки и профильного обучения в...
Предлагаемая муниципальная модель предполагает рассмотреть различные типовые ситуации школ в Октябрьском районе и предлагает различные...
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconРекомендации по экспертизе программ курсов по выбору (по материалам...
По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить...
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Немова Н. В. Управление системой профильного обучения в школе: Метод пособие / Н. В. Немова. –М.: «Сентябрь». – 2006. – 160 с
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы обучения чтению ( краткий историко-критический обзор методов обучения чтению). Основные методы обучения литературному чтению...
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconПрограмма эксперимента Управление качеством образования на этапе...
Программы развития школы «Общеобразовательная школа – социокультурный центр», на реализацию Проекта образовательного эксперимента...
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconПособие для организатора профильного обучения Томск 2011
Пособие для организатора профильного обучения. Методическое пособие./ Сост. Лыба А. А., Казакова И. И., Колбас С. В. Томск: тоипкро,...
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconЭлективный курс для профильного обучения» Номинация: «Разработка...
...
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconСпециальность «Преподавание в начальных классах»
Методы обучения в современной школе. Сборник статей. М., 1983. Педагогика./Под ред. П. И. Пидкасистого. М.,1995
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconРабочая программа учебной дисциплины «управление банковскими рисками»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы...
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconРефератов для студентов очной и заочной формы обучения реферат по дисциплине «Финансы и кредит»
Методические указания по выполнению рефератов для студентов очной и заочной формы обучения
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Урок технологии в современной школе» и в целях реализации Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» в октябре-декабре...
Реферат Формы профильного обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами обучения в Школе современной хореографии «стрекоза»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск