Скачать 445.27 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра оториноларингологии с курсом ДПО « Утверждаю» проректор по учебной работе проф. А. Б. Ходжаян «____ » _______ 20___ г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ для специальности - 060103. 65 – педиатрия Всего ЗЕТ - 3 Всего часов - 108 из них:
- лекций - 18 часов - практических занятий - 54 часа
г. Ставрополь 2015 г. Рабочая учебная программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060103 «Педиатрия», утвержденным приказом Минобрнауки России № 1122 от 08. 11. 2010; - рабочим учебным планом по специальности 060103.65 «Педиатрия», утвержденным Ученым советом академии от 26. 06. 2014г. Протокол № 12, - типовой учебной программой по оториноларингологии Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры оториноларингологии с курсом ДПО «___ » __________ 20___ г. Протокол № ____ Зав. каф., профессор ___________________ (В.И Кошель) Одобрена Цикловой методической комиссией Председатель ЦМК, профессор ________________________ (И.В. Суздальцев) « ________» _________________ 20____ г. Протокол №___ Согласована: Декан факультета, доцент ______________________________(Л. Я. Климов) Начальник УМУ _________________________________ (Н.П. Вышковский) Руководитель ЦУКО, доцент _______________________ (В.Н. Новиков) Рецензенты: 1. 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательный процесс на кафедре оториноларингологии с курсом ДПО организован с учетом требований к модели педиатра общей практики. Поэтому все разделы специальности излагаются в объеме, необходимом педиатру общей практики для успешной постановки предварительного диагноза больному ребенку, умению грамотно оказать ему экстренную и неотложную помощь, и при необходимости, направить его к оториноларингологу. Студенты педиатрического факультета изучают оториноларингологию единым циклом в 9 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, из них чтение лекций - 18 часов, практические занятия - 54 часа и самостоятельная работа - 36 часов. Лекции читают профессор и доцент кафедры по наиболее важным теоретическим разделам специальности, имеющим общемедицинское значение. Изложение материала проводится с использованием современных информационных технологий и технических средств обучения. Практические занятия проходят на кафедре в специализи-рованных учебных помещениях использованием наглядных пособий, компьютерных программ, специального инструментария и аппаратуры. В процессе обучения преподаватели проверяют у студентов исходный и конечный уровень знаний с помощью опроса, тестовых заданий, ситуационных задач, а также проверки освоения практических навыков на муляжах и у постели больного. Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности и в соответствии с положением, принятым в университете. Часть материала выделена для изучения в процессе самостоятельной работы, которая слагается из самоподготовки к следующему занятию, самостоятельной работы на занятии и самостоятельному изучению части материала. Самостоятельная работа на занятиях осуществляется под контролем преподавателя по плану, который имеется в методических разработках практических занятий для студентов. Основными формами самостоятельной работы на занятии могут быть: - освоение инструментальных и лабораторных методов исследования в оториноларингологии, - написание историй болезни и заполнение амбулаторных карт, - курация больного, участие в перевязках, обходах и клинических конференциях, - участие в несложных манипуляциях в операционной и перевязочной под руководством преподавателя. Вместе с заданием на следующее занятие студенты получают вопросы для самоподготовки и самоконтроля, список литературы, методические разработки. Консультирование студентов преподавателями по неясным и сложным вопросам осуществляется на занятиях и по графику дежурств преподавателей. Часть вопросов дисциплины (история оториноларингологии, инфекционные гранулемы, некоторые вопросы онкологии и заболеваний внутреннего уха) отведены для самостоятельного изучения студентами в связи с недостатком аудиторного учебного времени. Одним из методов освоения дополнительного материала или его углубленного изучения является учебно-исследовательская работа студентов (УИРС). Темы УИРС студенты выбирают либо самостоятельно, либо по существующему на кафедре списку тем для учебно-исследовательской работы студентов педиатрического факультета. На кафедры приняты и утверждены следующие формы УИРС: - написание рефератов, - создание мультимедийных презентаций и учебных пособий по избранным темам, - подготовка санитарно-просветительских лекций, - дежурства в клинике, - работа под руководством преподавателя в операционной, перевязочной и у постели больного, - изучение архивного материала и т.п. В процессе научно-исследовательской работы (НИРС) студенты осваивают современные методы исследования и лечения больных, пишут рефераты по избранным темам, проводят научные исследования. Большинство работ осуществляется в рамках научной тематики кафедры: «Заболевания верхних дыхательных путей и уха. Эпидемиология, течение, комплексное лечение». Результаты своих исследований кружковцы ежегодно докладывают на итоговой конференции студентов и молодых ученых. Результаты обучения студентов на кафедре оториноларинго-логии оцениваются курсовым зачетом. Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя: федеральный государственный образовательный стандарт, типовую учебную программу, методические разработки для студентов и преподавателей к каждому практическому занятию, перечень практических навыков, материалы для контроля и оценки знаний студентов, тексты лекций, перечень информационного и методического обеспечения образовательного процесса. Дисциплина «оториноларингология» согласована как с базовыми дисциплинами, так и с клиническими дисциплинами ниже- и вышестоящего уровня и оформлена протоколом согласования. Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебного процесса. Они направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережному отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, коллегами и пациентами. 1. Цели и задачи освоения оториноларингологии Целью освоения оториноларингологии является получение студентами знаний, умений и компетенций для первичного обследования больного ребенка с патологией ЛОР-органов, постановки предварительного ЛОР-диагноза, оказания экстренной медицинской помощи и проведения реабилитационных мероприятий больному ребенку с патологией ЛОР-органов. Для достижения поставленной цели студенты должны решить следующие задачи: 1) изучить:
2) научиться:
3) составить представление:
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) Оториноларингология относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (С.3.Б.8). Поскольку эта клиническая дисциплина изучает строение, функцию и патологию носа, глотки, гортани, уха и смежных с ними областей у детей всех возрастных групп, то для успешного освоения нашей специальности студентам необходимы знания в области: 1) естественнонаучных дисциплин: - физика, математика - гистология, цитология, эмбриология, - биология, - топографическая анатомия и оперативная хирургия, - нормальная физиология, - патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия, - патологическая физиология, клиническая патофизиология - микробиология, вирусология - фармакология; 2) дисциплин базовой части профессионального цикла: - пропедевтика детских болезней, - неврология, медицинская генетика - инфекционные болезни у детей, - общая хирургия, лучевая диагностика, - дерматовенерология. В свою очередь знания оториноларингологии необходимы студентам для освоения клинических дисциплин, изучаемых на старших курсах: - офтальмология, - госпитальная педиатрия, - детская хирургия - анестезиология, реанимация, интенсивная терапия, - онкология, лучевая терапия - травматология, ортопедия, - инфекционные болезни у детей. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Перечень компетенций в соответствии ФГОС: В результате освоения оториноларингологии студенты педиатрического факультета должны обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными (ПК): - общепрофессиональными:
- в профилактической деятельности:
больными детьми и подростками (ПК 12); - в диагностической деятельности:
- в лечебной деятельности:
Перечень знаний, умений и навыков студентов В результате освоения оториноларингологии студенты педиатрического факультета должны: знать: 1) строение и функцию уха и верхних дыхательных путей у детей, их анатомическую и функциональную взаимосвязь с другими органами и системами человека; 2) современные методы диагностики заболеваний ЛОР-органов у детей (включая УЗИ-диагностику, эндоскопические, рентгенологические); 3) этиологию, патогенез, классификацию и клиническую картину наиболее распространенных заболеваний ЛОР - органов у детей; особенности протекания заболеваний в разных возрастных группах; 4) основы оказания амбулаторной и стационарной медицинской помощи, принципы диспансерного наблюдения, методы медицинской и психологической реабилитации детей; 5) этические, юридические и деонтологические особенности работы с оториноларингологическими больными в детской практике; уметь: 1) применять на практике простейшие методы исследования ЛОР-органов у детей, включая исследование слухового и вестибулярного аппаратов; 2) сформулировать предварительный клинический диагноз в соответствии с современными классификациями ЛОР-болезней; 3) определить показания к избранному методу лечения; 2.4. выполнять простые лечебные и диагностические манипуляции, 5) оказывать неотложную помощь ребенку в экстренных ситуациях; 6) применять методы профилактики ЛОР заболеваний; владеть / быть в состоянии продемонстрировать: 1) основные и доступные педиатру методы исследования ЛОР-органов: - отоскопия, - передняя риноскопия, - мезофарингоскопия, - пальпация регионарных лимфоузлов, - исследование слуха речью и с помощью камертонов, - исследование состояния вестибулярной функции (определение наличия спонтанного нистагма, указательные и статические пробы, проба с походкой); - определение наличия или отсутствия менингеальных симптомов у больного ребенка; 2) основные и доступные педиатру методы лечения ЛОР больных: - введение жидких, порошкообразных и мазевых лекарственных средств в полости ЛОР-органов; - смазывание слизистой оболочки ротоглотки лекарственными препаратами; - удаление инородных тел из передних отделов полости носа и слухового прохода; - переднюю тампонаду полости носа и другие методы остановки кровотечений из ЛОР-органов; - оказание неотложной помощи при травмах и инородных телах ЛОР-органов; - наложение повязок на ЛОР-органы. Распределение компетенций по видам и темам занятий
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1 Содержание тем оториноларингологии Введение Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи оториноларингологии. Порядок изучения дисциплины, отчетность. Литература. Тема 1. Методы исследования ЛОР-органов Особенности опроса и сбора анамнеза у больного ребенка с патологией ЛОР-органов. Лобный рефлектор Симановского. Общий набор ЛОР инструментария. Порядок и методика осмотра ЛОР-органов у взрослых. Особенности осмотра ЛОР-органов у детей. Самостоятельная работа: отработка методов осмотра ЛОР-органов на муляжах и друг на друге. Современные эндоскопические и интерактивные методы исследования в оториноларингологии. Тема 2. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования носа и околоносовых пазух Наружный нос: костно-хрящевой скелет, клинически важные особенности кровоснабжения и иннервации, венозная связь с кавернозным синусом. Полость носа: топографические взаимоотношения с соседними органами, особенности строения слизистой оболочки, мукоциллиарный аппарат, носовой клапан, носовые ходы, остиомеатальной комплекс, взаимосвязь с придаточными пазухами носа. Особенности в детском возрасте. Клиническая анатомия придаточных пазух носа в возрастном аспекте. Связь с ростом и развитием зубочелюстной системы. Физиология носа и придаточных пазух носа Функциональные связи с другими органами и системами. Методы исследования носа и околоносовых пазух: пальпация, передняя и задняя риноскопия, исследование дыхательной и обонятельной функций, риноманометрия. Чтение типичных рентгенограмм. Тема 3. Заболевания носа и околоносовых пазух Фурункул наружного носа. Причины заболевания. Возможные осложнения, связанные с особенностями кровоснабжения (тромбоз кавернозного синуса) и заболеваниями внутренних органов (диабет). Острый и хронический насморк. Хронический аллергический насморк. Современные представления об этиологии и патогенезе, новые эндоскопические и функциональные методы диагностики и лечения. Особенности в детском возрасте Значение состояния окружающей среды в развитии заболевания. Достижения кафедры оториноларингологии СГМА в диагностике и лечении некоторых видов аллергических и полипозных насморков. Острые и хронические риносинуситы. Классификация. Современные методы диагностики и лечения этих заболеваний у детей. Гематома и абсцесс перегородки носа. Деформация наружного носа и искривление перегородки носа. Демонстрация больных и работа с пациентами в перевязочной под руководством преподавателя. Присутствие на амбулаторном приеме. Правила описания риноскопической картины. Тема 4. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования глотки и гортани Топографические особенности расположения глотки, этажи, мышцы, кровоснабжение и иннервация, лимфоидное глоточное кольцо. Современные представления о строении и функции небных миндалин и их влиянии на состояние здоровья человека. Топография гортани, хрящевой, связочный и мышечный аппараты, этажи, особенности строения слизистой оболочки, кровоснабжение и иннервация. Заглоточное и боковое окологлоточные клетчаточные пространства. Пути распространения инфекции. Связь с клетчаточными пространствами челюстно-лицевой области и шеи. Физиология глотки и гортани. Современные представления о роли лимфоидного глоточного аппарата в развитии патологических процессов в организме. Иммунологические аспекты проблемы. Понятие о фониатрии, стробоскопический и эндоскопические методы исследования. Тема 5. Заболевания глотки Острый и хронический аденоидит, аденоидные вегетации. Влияние на формирование и развитие организма ребенка. Тонзиллярная проблема: ангина и хронический тонзиллит. Современные представления о причинах заболеваний и механизме его развития. Иммунологические аспекты проблемы. Классификация. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика с дифтерией, сифилисом и другими заболеваниями. Современные методы лечения. Показания и противопоказания к тонзилэктомии. Понятие о сопряженных с хроническим тонзиллитом и сопутствующих заболеваниях Профилактика. Диспансеризация. Социальная значимость проблемы. Паратонзиллярный, заглоточный и боковой окологлоточный абсцессы. Неотложная помощь. Тема 6. Заболевания гортани Стенозы гортани. Причины, клинико-патоморфологические параллели развития острой дыхательной недостаточности. Тактика врача общей практики. Принципы оказания неотложной специализированной помощи, лечение, профилактика и прогноз. Острый ларингит. Флегмонозный ларингит, неотложная помощь. Острый стенозирующий ларинготрахеит. Причины, механизмы развития, классификация, методы диагностики, клиническая картина. Неотложная помощь и лечение. Функциональные и органические расстройства двигательной функции гортани, парезы и параличи. Их значение в диагностике заболеваний нервной системы и органов грудной клетки. Трахеотомия, трахеостомия, коникотомия. Современные показания и противопоказания, техника выполнения и осложнения. Тема 7. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования наружного и среднего уха Наружное ухо: ушная раковина и наружный слуховой проход. Топография. Среднее ухо: барабанная полость, сосцевидный отросток и слуховая труба. Топография, возрастные особенности строения, связь с анатомическими образованиями носоглотки и полости носа. Физиология слухового анализатора, понятие о звукопроводящей системе. Методы исследования: особенности сбора анамнеза у детей с заболеваниями уха. Отоскопия, пальпация сосцевидного отростка, исследование проходимости слуховой трубы, типичные рентгенограммы. |
Самостоятельная работа 132 часов Форма контроля: -зачет в 9,10 семестре... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Самостоятельная работа 120 часов формы контроля: экзамен в 12 семестре... Фгос впо по специальности «Педиатрия», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 года №1122 | ||
Самостоятельная работа 24 часов форма контроля зачет в 7 семестре... Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология»,... | Рабочая программа Название дисциплины биохимия шифр специальности... Рф от 8 ноября 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки... | Программа по дисциплине Общий уход за больными для специальности... Государственного образовательного стандарта по специальности: 060103 – педиатрия | ||
Программа дисциплины «менеджмент» для студентов специальности ( направления)... Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлениям... | Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060103.... Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности педиатрия, Федерального... | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060103 «педиатрия» Целью освоения дисциплины является участие в формировании у выпускников следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций... | Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо 060101, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки... | ||
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060103 педиатрия утвержденным приказом Министерства образования... | Рабочая учебная программа дисциплины Фгос впо 3-го поколения для специальности 060103. 65 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки России от 11. 2010 №1122 | ||
Рабочая программа вариативной части учебного плана разработана в... Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой биохимии гоу впо мгсму (зав кафедрой... | Рабочая программа биоэтика 060101 060103 Факультеты: лечебный, педиатрический... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», утвержденным приказами Министерства... | ||
Рабочая программа по дисциплине: пропедевтика внутренних болезней,... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103. 65 Педиатрия,... | Рабочая учебная программа дисциплины «Основы лингвистики и межкультурной коммуникации» Фгос впо по специальности 060103. 65 «Педиатрия», утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 года №1118 |