Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»





Скачать 485.99 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
страница1/4
Дата публикации21.05.2015
Размер485.99 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Физика > Методические указания
  1   2   3   4
ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет

(г. Архангельск)

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ»,

ЧАСТЬ II – ЧАСТНАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ


2010
Печатается по решению

центрального координационно-методического совета

Северного государственного медицинского университета

Авторы-составители:

К.Н. Ковров – кандидат медицинских наук, доцент кафедры патологической анатомии;

О.В. Хорева – кандидат медицинских наук, доцент кафедры патологической анатомии.
Рецензенты:

М.Ю. Вальков – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии;

В.М. Агафонов – кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней с курсом детских инфекций.

Методические указания содержат материал, необходимый для подготовки студентов к практическим занятиям по частной патологической анатомии при изучении ими патологической анатомии болезней: основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы, список вопросов к занятию и для самоконтроля, перечень предназначенных для изучения в практической части занятия макро- и микропрепаратов, основная и дополнительная литература.

Методические указания предназначены для студентов III курса СГМУ – лечебного факультета, международного факультета врача общей практики, медико-биологического отделения факультета фармации и медицинской биологии (6-й семестр).

Занятие № 1.
1. Тема: Гемобластозы.
Цель: научиться определять этиологию и патогенез, знать классификацию, осложнения, причины смерти и патоморфоз заболеваний из группы опухолей кроветворной и лимфатической системы, а также уметь различать их по морфологической картине.
Задачи: уметь

  • давать определение лейкозов и лимфом;

  • объяснять патогенез гемобластозов;

  • диагностировать различные виды лейкозов и лимфом на основании их макроскопической и микроскопической характеристики;

  • называть осложнения и причины смерти больных с опухолями кроветворной и лимфатической ткани;

  • объяснять патоморфоз опухолей системы крови.


2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:

  • острые лейкозы;

  • хронические лейкозы миелоцитарного, лимфоцитарного и моноцитарного происхождения;

  • лимфома Ходжкина;

  • неходжкинские лимфомы.


3. Вопросы к занятию:

  • Классификация опухолей кроветворной и лимфатической ткани.

  • Макроскопическая и микроскопическая характеристика лейкозов и лимфом (ходжкинских и неходжкинских).

  • Патогенез и морфогенез опухолей кроветворной и лимфатической ткани.

  • Осложнения и причины смерти при гемобластозах.

  • Патоморфоз опухолей системы крови.


4. Вопросы для самоконтроля:

  • Принципы классификации опухолей кроветворной и лимфатической ткани.

  • Этиология, патогенез и морфологическая характеристика отдельных видов лейкозов.

  • Этиология, патогенез и морфологическая характеристика отдельных видов лимфом.

  • Осложнения и причины смерти при опухолях системы крови.

  • Патоморфоз лейкозов и регионарных опухолевых заболеваний кроветворной и лимфатической системы.


5. Оснащение практической части занятия:

Макропрепараты:

  • некротическая ангина при остром лейкозе;

  • печень, селезёнка, костный мозг при хроническом миелоидном лейкозе;

  • лимфатические узлы при хроническом лимфолейкозе;

  • пакет лимфоузлов при лимфогранелёматозе.

Микропрепараты:

  • лейкемическая инфильтрация печени при миелолейкозе (окраска гематоксилином и эозином);

  • костный мозг при плазмоцитоме (окраска гематоксилином и эозином);

  • кандидоз печени при лечённом лейкозе (окраска гематоксилином и эозином);

  • лимфатический узел при лимфогранулёматозе (окраска гематоксилином и эозином).

Электронограммы:

  • бластная клетка при лейкозе;

  • миеломная клетка.



Занятие № 2.
1. Тема: Атеросклероз и гипертоническая болезнь.
Цель: научиться определять этиологию, патогенез, морфогенез и морфологию атеросклероза и гипертонической болезни, различать клинико-морфологические формы атеросклероза и гипертонической болезни и наиболее частые их осложнения.
Задачи: уметь

  • давать определение атеросклероза и гипертонической болезни;

  • различать стадии атеросклероза и гипертонической болезни на основании данных макроскопического, светооптического и электронно-микроскопического исследования;

  • характеризовать патоморфологию доброкачественных и злокачественных гипертоний;

  • знать и объяснять факторы и теории, имеющие наибольшее значение в развитии атеросклероза и гипертонической болезни;

  • дифференцировать клинико-морфологические формы атеросклероза и гипертонической болезни;

  • оценивать осложнения и исходы при различных клинико-морфологических формах атеросклероза и гипертонической болезни.


2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:

  • атеросклероз как форма артериосклероза;

  • жировые пятна и полоски, атеросклеротические бляшки (с атероматозом, изъязвлением и кальцинозом);

  • атеросклеротическая аневризма аорты (цилиндрическая, мешковидная и грыжевидная; истинная и ложная; расслаивающая);

  • атеросклеротическое слабоумие, атеросклеротический нефросклероз, атеросклеротическая гангрена конечности;

  • эссенцальная и симптоматическая гипертония;

  • доброкачественная и злокачественная гипертензия;

  • первично-сморщенная почка, злокачественный нефросклероз Фара.


3. Вопросы к занятию:

  • Атеросклероз: его сущность и место среди заболеваний сердечно-сосудистой системы, этиология и патогенез.

  • Гипертоническая болезнь и симптоматические гипертензии: определение, этиология и патогенез.

  • Патологическая анатомия стадий атеросклероза и гипертонической болезни, осложнения и причины смерти при этих заболеваниях.

  • Морфологические критерии отличий доброкачественной и злокачественной гипертоний.

  • Клинико-морфологические формы атеросклероза и гипертонической болезни.


4. Вопросы для самоконтроля:

  • Определение атеросклероза и гипертонической болезни; факторы, имеющие наибольшее значение в развитии этих заболеваний.

  • Теории, объясняющие механизм развития атеросклероза и гипертонической болезни.

  • Отличия гипертонической болезни от симптоматических гипертоний.

  • Патологическая анатомия стадий атеросклероза и стадий гипертонической болезни (при доброкачественном её течении).

  • Морфологические различия доброкачественной и злокачественной гипертонии.

  • Клинико-морфологические формы атеросклероза и гипертонической болезни.

  • Осложнения атеросклероза и артериальной гипертензии, причины смерти.


5. Оснащение практической части занятия:

Макропрепараты:

  • атеросклероз аорты с аневризмой брюшного отдела;

  • атеросклеротический нефросклероз;

  • атеросклеротическая гангрена стопы;

  • гипетрофия левого желудочка сердца при гипертонической болезни;

  • артериолосклеротический нефросклероз (первично-сморщенная почка).

Микропрепараты:

  • атеросклероз аорты (окраска фукселином);

  • атеросклероз подвздошной артерии, осложнённый тромбозом (окраска гематоксилином и эозином);

  • гипертрофия миокарда (окраска гематоксилином и эозином);

  • артериолосклеротический нефросклероз (окраска гематоксилином и эозином).

Электронограммы:

  • долипидная стадия атеросклероза;

  • спазм артериолы;

  • плазматическое пропитывание стенки гиалинизированной артериолы при гипертоническом кризе.



Занятие № 3.
1. Тема: Ишемическая болезнь сердца. Цереброваскулярные заболевания.
Цель: научиться определять этиологию и патогенез, знать патоморфологию ишемической болезни сердца (ИБС) и цереброваскулярных болезней (ЦВБ), а также их осложнения и исходы.
Задачи: уметь

  • давать определения ИБС и ЦВБ;

  • выделять основные этиологические и патогенетические факторы ИБС и ЦВБ, а также фоновые заболевания при них;

  • называть различные формы ИБС и ЦВБ;

  • диагностировать формы ИБС и ЦВБ на основании их макроскопической, микроскопической и ультраструктурной характеристик;

  • объяснять осложнения и причины смерти при различных формах ИБС и ЦВБ;

  • объяснять различия в проявлениях ИБС и ЦВБ в зависимости от фоновых заболеваний.


2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:

  • коронарная болезнь сердца;

  • ишемическая дистрофия миокарда;

  • инфаркт миокарда (острый, повторный, рецидивирующий);

  • атеросклеротический и постинфарктный кардиосклероз, хроническая аневризма сердца;

  • инфаркт головного мозга (ишемический, геморрагический смешанный);

  • геморрагический инсульт;

  • постинфарктная киста, «ржавая киста» головного мозга.


3. Вопросы к занятию:

  • ИБС и ЦВБ: определение, этиология, патогенез, классификация.

  • Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика острой ИБС, осложнения и причины смерти.

  • Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика хронической ИБС, осложнения и причины смерти.

  • Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика преходящих нарушений мозгового кровообращения и инсультов.

  • Различия в проявлениях ИБС и ЦВБ в зависимости от фоновых заболеваний (атеросклероз и гипертоническая болезнь).


4. Вопросы для самоконтроля:

  • Определение, этиология, патогенез и классификация ИБС.

  • Инфаркт миокарда: морфологическая характеристика в разные стадии его развития.

  • Патоморфология хронической ИБС.

  • Осложнения, исходы и причины смерти при различных проявлениях острой и хронической ИБС.

  • Определение, этиология, патогенез и классификация ЦВБ.

  • Патологическая анатомия геморрагических и ишемических инсультов, осложнения и причины смерти при острых нарушениях мозгового кровообращения.


5. Оснащение практической части занятия:

Макропрепараты:

  • инфаркт миокарда;

  • трансмуральный инфаркт миокарда с разрывом сердца и тампонадой полости перикарда кровью;

  • хроническая аневризма сердца с тромбозом;

  • кровоизлияние в головной мозг;

  • ишемический инфаркт (серое размягчение) головного мозга;

  • киста головного мозга в исходе инфаркта.

Микропрепараты:

  • инфаркт миокарда в стадии организации (окраска гематоксилином и эозином);

  • крупноочаговый постинфарктный кардиосклероз (окраска гематоксилином и эозином);

  • ишемический инфаркт головного мозга с кистообразованием (окраска гематоксилином и эозином);

  • капсула внутримозговой гематомы (окраска гематоксилином и эозином и по Перлсу).

Электронограммы:

  • ишемическая стадия инфаркта миокарда.



Занятие № 4.
1. Тема: Ревматические болезни (системные заболевания соединительной ткани).
Цель: научиться определять этиологию и патогенез, знать классификацию, осложнения, причины смерти и патоморфоз заболеваний из группы ревматических, уметь различать их между собой и отличать их от других болезней на основании морфологической характеристики.
Задачи: уметь

  • давать определение ревматических болезней; перечислять заболевания, составляющие эту группу;

  • выделять основные этиологические факторы и звенья патогенеза ревматических болезней;

  • объяснять морфогенез ревматических болезней;

  • различать основные клинико-анатомические формы ревматизма; диагностировать формы ревматического эндокардита, миокардита и перикардита на основании их макро-, микроскопической и ультраструктурной характеристики; объяснять осложнения и исходы кардиоваскулярной формы ревматизма;

  • диагностировать ревматоидный артрит на основании макро- и микроскопических морфологических признаков, объяснять осложнения и причины смерти при этом заболевании;

  • диагностировать системную красную волчанку на основании морфологических признаков и объяснять осложнения и причины смерти при этом заболевании.


2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:

  • системная прогрессирующая дезорганизация соединительной ткани;

  • ревматическая гранулёма Ашоффа-Талалаева («цветущая», «увядающая», рубцующаяся);

  • ревматический порок сердца;

  • ревматоидный фактор, ревматоидные узлы, синовит, рисовые тельца, паннус,фиброзно-костный анкилоз;

  • волчаночные клетки, эндокардит Либмана-Сакса, люпус-нефрит;

  • «истинная склеродермическая почка», «склеродермическое сердце»;

  • дерматомиозит, полиомиозит.


3. Вопросы к занятию:

  • Понятие ревматических болезней, их этиология, патогенез и морфогенез.

  • Морфологическая характеристика ревматизма.

  • Макро- и микроскопические изменения в суставах и внутренних органах при ревматоидном артрите.

  • Патологическая анатомия системной красной волчанки.

  • Осложнения и причины смерти при системных заболеваниях соединительной ткани.

  • Патоморфоз ревматических болезней.


4. Вопросы для самоконтроля:

  • Определение ревматических болезней, их общие черты.

  • Этиология, патогенез и морфогенез системных заболеваний соединительной ткани.

  • Клинико-морфологические формы ревматизма, их морфологическая характеристика.

  • Морфологическая характеристика стадий ревматоидного артрита.

  • Группы клеточных и тканевых изменений при системной красной волчанке.

  • Осложнения и исходы ревматических болезней, причины смерти.


5. Оснащение практической части занятия:

Макропрепараты:

  • диффузный вальвулит;

  • возвратно-бородавчатый эндокардит;

  • ревматический порок сердца;

  • искусственные клапаны сердца (оперированное сердце по поводу ревматического клапанного порока);

  • волчаночный нефрит.

Микропрепараты:

  • ревматический эндокардит (окраска гематоксилином и эозином);

  • синовиит при ревматоидном артрите (окраска гематоксилином и эозином);

  • кожа при системной красной волчанке (окраска гематоксилином и эозином);

  • почка при узелковом периартериите (окраска гематоксилином и эозином).

Электронограммы:

  • фибриноидные изменения соединительной ткани.



Занятие № 5.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «патологическая физиология»
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки студентов по дисциплине «Патологическая физиология» за счет активизации...
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические указания для обучающихся №18 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» icon«Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия»
Цель преподавания патологической анатомии изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» icon«Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи»
Цель преподавания патологической анатомии изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconРабочая программа дисциплины патологическая анатомия, клиническая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconРабочая программа дисциплины патологическая анатомия, клиническая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» icon«Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи»
Цель преподавания патологической анатомии изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconПримерная программа наименование дисциплины Патологическая анатомия,...
Цель – изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний на клинических...
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconРабочая программа учебной дисциплины «патологическая анатомия. Клиническая...
Педиатрия, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010г. №1122
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconУчебной дисциплины «патологическая анатомия» 060101. 65 «лечебное...
Дисциплина «Патологическая анатомия» относится к математическому, естественнонаучному и медико-биологическому циклу дисциплин
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconНазвание дисциплины: Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconНазвание дисциплины: Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине
Методические указания по дисциплине «Контроль и ревизия» предназначены для студентов заочной формы обучения Новосибирского Университета...
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconПрограмма послевузовского профессионального обраЗо вания по специальности...
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального обраЗования по специальности «Патологическая...
Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические указания по дисциплине «Английский язык»
Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск