Скачать 195.74 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Факультет математический Кафедра анатомии, физиологии и валеологииРАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Для специальности «050202.65 – Информатика» По циклу ОПД – общепрофессиональные дисциплины, федеральный компонент Очная форма обучения Заочная форма обучения Курс – 1 Курс – 1 Семестр – 2 Семестр – 1 Объем в часах всего – 72 Объем в часах всего – 72 в т.ч.: лекции – 20 в т.ч.: лекции – 6 практики – 16 практики – 4 самостоятельная работа – 36 самостоятельная работа - 62 Зачет – 2 семестр Зачет – 2 семестр Екатеринбург 2010Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2010. – 13 с. Составители: Шардина Л.А., доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ Шардин С.А., доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и валеологии Протокол № 7 от 26.06.2010г. Зав. кафедрой Малафеева С.Н.
Программа курса нацелена на изучение принципов и способов оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. Полученные знания и навыки расширят возможности специалиста, позволят ему адекватно и уверенно действовать в экстренных случаях и оказать необходимую помощь пострадавшему. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 семестр
2.2 Учебно-тематический план заочной формы обучения 1 семестр
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫТема 1. Введение. Основные понятия и определения дисциплины ОМЗ и ЗОЖ. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Определение понятия «образ жизни». Системный подход к оценке образа жизни. Структура образа жизни. Показатели образа жизни: уклад, стиль, уровень, качество жизни. Основные пути формирования здоровья. Приоритеты здорового образа жизни. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни. Место образа жизни в структуре причин, обуславливающих современную патологию человека, влияние образа жизни на здоровье. Здоровый образ жизни как основа профилактики, решающее звено в сохранении и укреплении здоровья. Здоровье человека как предмет исследования. Определения понятия здоровье. Состояние здоровья отдельного человека (индивидуальное здоровье): сущность, особенности, показатели. Основные, виды подходов к категории здоровье. Мотивация и здоровье. Биосоциальная основа здоровья: поведение, наследственность, отношение, самооценка, образ жизни. Определение понятия общественное здоровье, показатели общественного здоровья. Предболезнь. Тема 2. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп, факторы здоровья, характеристика групп здоровья Здоровье и болезнь как основные формы жизни. Учение о болезни. Структура болезни, ее лечение и возможные исходы. Нозологическая сущность болезни. Значение профилактических осмотров в ранней диагностике заболеваний. Первичная и вторичная профилактика заболеваний. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний. Тема 3. Основные группы инфекционных заболеваний Инфекционные болезни. Общие принципы: Этиология. Патогенез. Классификация инфекционных болезней. Инфекционные болезни в современном обществе. Детские инфекции: скарлатина, корь, дифтерия, коклюш, краснуха, ветряная оспа, инфекционный паротит, гепатиты. Начальные симптомы, течение, пути распространения. Инкубационный период. Осложнения. Профилактика. Социальнозначимые инфекционные заболевания: СПИД, туберкулез. Формирование правильного отношения к больным и носителям возбудителей болезни. Особоопасные и карантинные инфекционные болезни. Эндемические территории. Международные правила по предупреждению инфекционных заболеваний. Заболевания, передаваемые половым путем. Венерические болезни как инфекционные заболевания: принципы диагностики, профилактики, обязательность лечения. Основы паразитологии. Глистные ивазии: принципы диагностики, профилактики. Тема 4. Понятие о неотложных состояниях Первая медицинская (доврачебная) помощь как возможность спасения человека при угрожающих его жизни состояниях. Краткая характеристика угрожающих жизни состояний: кровотечение, кома, шок, асфиксия, остановка сердца, отравления, ожоги, отморожения и др. Первая медицинская помощь в порядке само- и взаимопомощи. Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы. Представления об иммобилизации. Медицинская аптечка: укомплектованность и назначение. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства. Отравления. Отравления алкогольными суррогатами, лекарственными препаратами. Принципы оказания первой помощи. Отравления ядохимикатами, применяемыми в сельском хозяйстве, ботулизм. Принципы оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Укусы змей, первая помощь при укусах змей. Организация первой медицинской помощи при стихийных бедствиях, основой принцип этапности. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение. Тема 5. Понятие о смерти и ее этапах. Смерть и ее этапы. Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные признаки. Первая медицинская помощь: определение проходимости дыхательных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос. Положение больного при ИВЛ. Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возможные причины и основные признаки. Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца. Диабетическая кома. Гипер- и гопогликемическая кома. Основные симптомы. Первая медицинская помощь. Эпилептический припадок. Стадии эпилептического припадка и оказание медицинской помощи на каждый из них. Острые хирургические заболевания и повреждения органов брюшной полости (острый аппендицит, холецистит, перитонит). Объем доврачебной помощи. Основные клинические проявления желудочно-кишечных кровотечений и объем неотложной доврачебной помощи. Понятие об аллергенах, антителах и аллергической реакции. Схема развития аллергического шока. Первая помощь. Понятие о гипертонии. Понятие о гипертоническом кризе, первая помощь. Факторы риска возникновения гипертонической болезни. Тема 6. Характеристика детского травматизма. Раны и кровотечения. Причины кровотечений: заболевания, механические повреждения (переломы, ушибы, разрывы, вывихи, растяжения, сдавления). Виды кровотечений: наружное и внутреннее, артериальное, венозное, смешанное, капиллярное, паренхиматозное. Основные признаки кровотечения в зависимости от места локализации: в полость груди, брюшную полость, в просвет полых органов. Первая медицинская помощь при внутреннем кровотечении различной локализации. Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Основные виды остановки кровотечений: пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, форсированное сгибание конечности, наложение жгута. Первичная обработка раневой поверхности, различные виды повязок. Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов, вывихов, растяжений, ушибов и их отличительные особенности. Иммобилизация поврежденной поверхности: наложение шины, фиксирующей повязки. Понятие о травматическом шоке. Показания и противопоказания к использованию обезболивающих средств. Подготовка пострадавших к транспортировке и доставка в лечебное учреждение. Виды черепно-мозговых травм. Три типа повреждения мозга: сотрясение, ушиб, сдавление. Сотрясение головного мозга. Понятие о функциональных нарушениях мозговой деятельности. Признаки сотрясения головного мозга и возможные последствия для пострадавшего. Тактика доврачебной помощи пострадавшему в посттравматическом периоде. Ушиб головного мозга. Основные клинические проявления при различных степенях ушиба головного мозга. Первая медицинская помощь при открытой и закрытой черепно-мозговой травме. Возможные стойкие последствия: парезы, параличи, расстройства речи, эпилептические припадки. Сдавление головного мозга. Причины и последствия сдавления головного мозга. Первые клинические признаки. Первая медицинская помощь при подозрении на сдавление головного мозга. Травмы позвоночника с повреждением головы и позвоночника. Правила транспортировки на щите и носилках. Тема 7. Вредные привычки – фактор риска для здоровья. Табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Негативное воздействие на организм ребенка. Клинические проявления наркомании. Степени алкогольного опьянения. Профилактика вредных привычек и методы борьбы с ними. Тема 8. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний. Организация оздоровительно-просветительской работы с учащимися и их родителями с целью формирования, сохранения и укрепления здоровья. Тема 9. Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья Дошкольные учреждения (государственные и частные), школы и гимназии, лечебно-профилактические и санаторно-курортные учреждения, общественные фонды и организации. Их вклад в сохранение здоровья детей. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения. 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. 2. Структура образа жизни, показатели образа жизни: уклад, стиль, уровень качества жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. 3. Здоровье человека и окружающая среда. Оценка вредных факторов окружающей среды. 4. Санитарное законодательство. Роль государственных и негосударственных организаций и учреждений в сохранении здоровья детей. 5. Гигиеническое воспитание, санитарное просвещение. 6. Понятие «репродуктивное здоровье». Ранние половые связи и болезни, передаваемые половым путем, их распространение и меры профилактики. Сексуальная культура – фактор психического и физического благополучия молодежи. 7. Туберкулез и СПИД – социально значимые заболевания. 8. Венерические заболевания. 9. Особо опасные и карантинные инфекционные болезни. 10. Глистные инвазии. 11. Календарь прививок. 12. Понятие об асептике и антисептике. 13. Отравление алкогольными суррогатами, лекарственными препаратами, ядохимикатами. Оказание доврачебной помощи. 14. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья и профилактике заболеваний. 15. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся. 16. Факторы, благоприятно влияющие на здоровье учащихся: рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, отсутствие вредных привычек, личная и школьная гигиена, благоприятный психологический климат. Темы рефератов
5. УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Рекомендуемая литература Основная 1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы .- 2-е изд., перераб.- М.: Академический проект, 2004 .- 560 с. 2. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов высших пед. учебных заведений .- М.: Издательский центр «Академия», 2003 .- 146 с. 3. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.С. Кукушкина .- М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2005 .- 528 с. 4. Жилов Ю.Д. Основы медико-биологических знаний. Учебник для студентов пед. вузов / Под ред. Ю.Д. Жилова .- Минск: Высш. шк., 2001 .- 256 с. 5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней. Учебное пособие для студентов пед. Вузов .- М.: Академия, 2001 .- 320 с. 6. Мохнач Н.Н. Валеология. Конспект лекций .- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 .- 256 с. 7. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний. Учебное пособие – М.: Академия, 1999 .- 138 с. (Педагогическое образование) 8. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений .- М.: Академия, 2000 .- 208 с. 9. Чумаков Н.Н. Валеология. Избранные лекции. Учебник для вузов .- М.: Педагогическое общество России, 1999 .- 406 с. Дополнительная1. Баль Л.В., Барионов С.В., Горбатенко С.А. Педагогу о здоровом образе жизни детей. Книга для учит. – М.: Просвещение, 2005 .- 192 с. 2. Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций .- СПб.: «ОАО Медиус», 2005 .- 312 с., 3-е изд., дополненное и переработанное. 3. Елисеев Ю.Ю. Общая гигиена: Конспект лекций / Ю.Ю. Елисеев, И.Н. Луцкевич, А.В. Жуков и др.- М.: Эксмо, 2006 .- 192 с. 4. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. Учебное пособие для студентов вузов .- М.: ВЛАДОС, 2000 .- 192 с. 5. Колесников Д.В. Болезни поведения: воспитание здорового образа жизни .- М.: Дрофа, 2002 .- 192 с. 6. Майфат С.П., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте: Монография .- Екатеринбург, УГПУ, 2003 .- 132 с. 7. Маньков В.Д., Заграничный С.Ф. Опасность поражения человека электрическим током и порядок оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве: Практическое руководство. 5-е издание, испр. и дополн.- СПб: НОУ ДПО УНИТЦ «Электросервис», 2006 .- 80 с., ил. 8. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Алкоголь – шаг в пропасть. Учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл. Кн. 3 .- М.: Педагогическое общество России, 2004 .- 208 с. 9. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья.Наркотики: выход из наркотического круга. Учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл. Кн. 4 .- М.: Педагогическое общество России, 2004 .- 192 с. 10. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл. Кн. 2 .- М.: Педагогическое общество России, 2004 .- 160 с. 11. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней. Практикум по курсу. Автор-составитель – А.С. Яценко .- Екатеринбург, 2001 .- 34 с. 12. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков .- М.: ТЦ «Сфера», 2005 .- 64 с. 13. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях .- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 .- 464 с. 5.2. Информационное обеспечение дисциплины
http\\fepo informica.ru index php menu=structs_demo 2. http://www.vimpel-v.com/shkola_gizni/med/pov.shtml 6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:
7. Сведения об авторах программы Шардина Любовь Андреевна доктор медицинских наук профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ рабочий телефон 336-13-47 Шардин Станислав Андреевич доктор медицинских наук профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ рабочий телефон 336-13-47 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для специальности «050202.65 – Информатика» по циклу ОПД – общепрофессиональные дисциплины, федеральный компонент Подписано в печать Формат 60х84/16 Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. 0,5 Тираж экз. Заказ . Уральский государственный педагогический университет. 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов |
Рабочая учебная программа дисциплины (рупд). 5 Учебно-методическое... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению (№ государственной регистрации... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | ||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 06 Основы медицинских... Для специальности 050101. 65 Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология | Аттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Рабочая программа Учебная дисциплина Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи | ||
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для студентов направления подготовки 44. 03. 05... | ||
Дыхание по фролову Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Экзаменационные вопросы Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Программа вступительного экзамена по биологии Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Программа по биологии общие указания Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... |