Скачать 167.82 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Равномерное движение тела по окружности (Тема урока)
Обучающие: продолжить формирование представлений о движении тела; сформировать у учащихся представления о характеристиках равномерного движения по окружности: линейной скорости, угловой скорости, ускорении, периоде и частоте движения тела по окружности. Развивающие: продолжить работу по формированию ключевых компетенций учащихся: умения сравнивать, анализировать, делать выводы из наблюдений, обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о движении тела; совершенствовать навыки самостоятельной работы с использованием сети «Интернет»; развивать способность обобщать и представлять разнообразную информацию в рамках общей поставленной задачи; формировать умения использовать основные понятия, формулы и физические законы движения тела при движении по окружности; развивать физическое мышление учащихся через практическую деятельность; развивать умения сравнивать и анализировать; развивать навыки работы с мультимедийными программами. Воспитывающие: воспитывать самостоятельность; научить детей сотрудничеству; воспитывать уважение к мнению других (работа в группе); пробудить у школьников любознательность и наблюдательность 10. Тип урока: урок объяснения нового материала, с использованием Интернет-технологий. 11. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая 12. Необходимое техническое оборудование: 10 компьютеров, мультмимедийное проекционное оборудование; 13. Структура и ход урока Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Ход урока:
Здравствуйте ребята. Рада всех Вас видеть, садитесь, пожалуйста.
В начале занятия давайте проведем физическую разминку. Повторим основные понятия кинематики. Вопросы разминки:
3. Объяснение нового материала. (7-10 мин) Действительно, при криволинейном движении путь и перемещение не совпадают. Давайте рассмотрим данное движение более подробно. Посмотрите внимательно на рисунок (слайд 1). ![]() Мы видим, что движение по окружности - частный случай криволинейного движения. И ![]() Цель урока: изучить движение тела по окружности и познакомиться с основными характеристиками данного движения. В жизни нам часто приходится встречаться с движением по окружности (слайд 3). ![]() В микромире - это движения электронов вокруг ядра. В макромире точки всех вращающихся тел движутся по окружностям (маховики, колеса, мельницы…) В мегамире - это вращения планет, звезд… Какими же величинами можно охарактеризовать данное движение? ( ![]() Положение тела на окружности задается радиусом - вектором, проведенным из ее центра. Модуль радиуса-вектора равен радиусу этой окружности. Пусть в момент начала отсчета времени (t=0) тело находилось в точке А, а за промежуток времени t, двигаясь по дуге окружности, переместилось в точку В. При этом радиус-вектор повернулся на угол (углы обычно выражают в радианах). Радиан (сокращенно рад) - это угол между двумя радиусами круга, вырезающими на окружности дугу. (2π рад=360˚ , следовательно, 1 рад=360˚ / 6,28=57˚). Промежуток времени, в течение которого материальная точка, двигаясь по окружности, совершает один полный оборот, называют периодом обращения. Период обращения обозначают буквой Т и выражают в секундах. Величину, обратную периоду обращения и равную числу оборотов, совершаемых телом за единичное время, называют частотой обращения. ![]() Скорость тела, направленную по касательной к окружности, называют линейной. (Данный слайд сопровождается показом видеороликов) Если за любые равные промежутки времени радиус-вектор тела поворачивается на одинаковые углы, а линейная скорость тела по модулю не изменяется (т. е. если |v0|=|v|), движение тела по окружности называют равномерным (не следует забывать, что равномерное движение по окружности происходит с ускорением, так как скорость тела непрерывно меняется по направлению). Угловой скоростью называют величину, равную отношению угла поворота радиуса-вектора точки, движущейся по окружности к промежутку времени t, в течение которого произошел этот поворот. М ![]() Исходя из данной информации: Какой вопрос у Вас возникает? /Как направлено ускорение? Как оно называется? Центростремительное ускорение всегда направлено к центру окружности. Ребята мы познакомились с основным характеристиками равномерного движения по окружности. У вас на партах находятся публикации со всеми характеристиками равномерного движения по окружности.. Посмотрите, пожалуйста, на формулы, и если что-то не понятно – задавайте вопросы. (Далее учитель отвечает на вопросы учащихся) 4. физ. пауза. 5. Закрепление нового материала. (22-25 минут). А теперь устно решим несколько задач (краткие условия задач записаны на доске): 1. Тело движется равномерно по окружности в направлении часовой стрелке. Как направлен вектор ускорения при таком движении? 2. Автомобиль движется на повороте по круговой траектории радиусом 50 м с постоянной по модулю скоростью 10 м/с. Каково ускорение автомобиля? 3. Тело движется по окружности радиусом 10 м. Период его вращения равен 20с. Чему равна скорость тела? 4.Тело движется по окружности радиусом 5м со скоростью 20 м/с. Чему равна частота вращения? 5. Автомобиль движется с постоянной по модулю скоростью по траектории, представленной на рисунке. В какой из указанных точек траектории центростремительное ускорение минимально? ![]() А сейчас мы с вами закрепим полученные знания, решая индивидуальные задания. Вы можете воспользоваться формулами в публикации для выполнения заданий по данной теме. 6. Компьютерный эксперимент. Ребята, сегодня на уроке Вам предстоит решить задачи и провести необходимые компьютерные эксперименты с помощью интерактивной модели «Равномерное движение по окружности» для этого откройте список избранных сайтов и откройте сайт с одноименным названием. Примечание: Сайт расположен по адресу: http://www.fcior.edu.ru/card/13559/issledovanie-parametrov-ravnomernogo-dvizheniya-po-okruzhnosti.html ИЛИ http://www.college.ru/enportal/modelsPhys/ucmotion.html Интерактивная модель: «Равномерное движение по окружности» ![]() Данная модель предназначена для изучения кинематики равномерного движения тела по окружности. В любой момент времени скорость тела можно разложить на составляющие по осям X и Y. Координаты тела x, y и составляющие его скорости υx и υy изменяются во времени по гармоническому закону с периодом ![]() Вы можете менять значения параметров и наблюдать за полученным результатом. Задания для учащихся:
Полученные данные проверьте экспериментально на интерактивной модели «Равномерное движение по окружности». ![]() (Пример выполнения заданий учащимися на интерактивной модели) ![]()
Полученные данные проверьте экспериментально на интерактивной модели «Равномерное движение по окружности». ![]() (Пример выполнения заданий учащимися на интерактивной модели) ![]()
Полученные данные проверьте экспериментально на интерактивной модели «Равномерное движение по окружности». ![]() (Пример выполнения заданий учащимися на интерактивной модели) ![]() 7. Подведение итогов урока. Выводы. (5мин) Учитель и учащиеся обсуждают полученные результаты. Сегодня мы с вами на уроке благодаря Интернет–технологиям смогли проверить полученные знания. Наглядно увидели, как зависит центростремительное ускорение, угловая скорость, частота и период вращения тела от величины скорости тела и радиуса окружности. Вы смогли убедиться, что Интернет - прекрасный источник получения знаний и надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам лучше ориентироваться в глобальной сети. Ведь компьютерные технологии расширяют ваши возможности и даже в домашних условиях позволят проводить такие сложные, но занимательные эксперименты. Свои исследования вы можете продолжить и дома. Удачи Вам в изучении физики! Выборочно выставляются оценки с учетом самооценки, оценки учащихся и оценки учителя. 8. Домашнее задание: § 9,10. Задание 9 (1-3), по желанию задание ОМС 68424 (Задания даны по учебнику «Физика. 9 класс»./ Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М.) Приложение к плану-конспекту урока Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|
![]() | Конспект урока длина окружности и площадь круга (Тема урока) фио... Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /[Н. Я. Виленкин и др.] – 23-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008.... | ![]() | Конспект урока (Тема урока) фио (полностью) Кудрова Светлана Васильевна Цель урока: ознакомление обучающихся с двоичной системой счисления и её значимостью для кодирования информации |
![]() | Конспект урока взаимодействие тел. Масса. Инертность. Фио (полностью)... Цель урока: Развитие познавательного интереса учащихся на основе передачи им знаний по теме «масса тела» | ![]() | Конспект урока тема урока: Большая буква в названиях стран фио (полностью)... Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч, изд-во «Просвещение» Москва, 2008 г |
![]() | Конспект урока алфавит (Тема урока) фио (полностью) Шакина Ольга... Цель урока: закрепить первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита | ![]() | Конспект урока взаимодействие тел. Масса тела. (Тема урока) фио (полностью)... Фгкоу «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» |
![]() | Конспект урока движение под действием сил Всемирного тяготения. Вес... Земли и космических кораблей, дать количественную характеристику выявленных зависимостей | ![]() | Конспект урока отечественная война 1812 г. (Тема урока) фио (полностью)... ... |
![]() | Конспект урока по математике с применением эор «число и цифра классификация.»... Умк «Гармония», математика: учебник для 1 класса Н. Б. Истомина. Смоленск:-Ассоциация 21 век, 2011г | ![]() | Конспект урока «Реактивное движение» 1 фио (полностью) Чепухина Светлана Петровна 2 Место работы Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе... |
![]() | Конспект урока решение задач с помощью системы уравнений (Тема урока)... Мордкович А. Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. — 13-е изд., испр.... | ![]() | Конспект урока вселенная, или космос (Тема урока) фио (полностью) Лобанова Елена Викторовна Солнца для жизни на Земле, подводить анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна) под понятия разного уровня обобщения (космические... |
![]() | Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио... Урок 95. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | ![]() | Конспект урока конструирование текстов (Тема урока) фио (полностью) Цель урока: Формирование представления о хронологических датах как части исторических знаний |
![]() | Конспект урока альдегиды (Тема урока) фио (полностью) Чивкунова Елена Викторовна Тип урока: изучение нового материала с использование эор и самостоятельной деятельности обучающиеся | ![]() | Конспект урока «Архимедова сила. Закон Архимеда» (Тема урока) фио... Архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объема тела, и на основе... |