5 марта 2012 год
Фомичева Ольга Владимировна, предмет Логопедия, 3 класс. Обобщающее логопедическое занятие «Звонкие и глухие парные согласные звуки и буквы».
Тема занятия:
Коррекционная: «Дифференциация звонких и глухих согласных звуков и букв в изолированной позиции, слогах, словах, предложениях и связном тексте».
Грамматическая: «Парные по глухости-звонкости согласные звуки и буквы».
Лексическая: сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».
Цель занятия: Обобщение, систематизация знаний и тренировка умений дифференцировать звонкие и глухие звуки и буквы в устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
повторить артикуляционный уклад и характеристику звонких и глухих согласных звуков;
развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
закрепить умение дифференцировать звуки по звонкости-глухости;
учить правильному построению словосочетаний и предложений;
формировать связную речь при составлении рассказа;
Коррекционно-развивающие
развивать общую моторику, согласовывать движение и речь;
развивать мелкую моторику;
развивать фонематическое восприятие;
развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
обогащать и актуализировать словарь;
развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные
создать ситуации успеха
воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи
повышать речевую активность.
Дидактический материал (самостоятельные разработки учителя): карточки с буквами (Б, П, К, Г, Д, Т, В, Ф, С, З, Ж, Ш), карточки со словами (попугай, флейта, носорог, бублик, абажур), электронный ресурс к уроку, созданный в среде Smart Notebook.
Оборудование: персональный компьютер с программой Smart Notebook, мультимедийный проектор и интерактивная доска Smart Board.
План-конспект занятия
№ п.п
| Этап урока
| Вопросы и задания учителя
| Предпола- гаемые ответы
| Методические комментарии
| 1
| Организация начала занятия.
Оценка настроения.
Психогимнастика.
| Оцените свое настроение. Какой ты сегодня? Поставьте значки на нашей «Радуге настроения».
| Весёлый, грустный, раздражительный, спокойный и т.п.
| Работа с плакатом и значками.
| 2
| Первичная актуализация темы и цели занятия.
| Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в сказку. А вот в какую сказку, вы должны отгадать.
"Зеркальце, скажи, будь мило, Кто на свете всех белее?" - Как-то мачеха спросила, Та, что всех хитрей и злее. И ответило, сверкая, Зеркальце, чуть-чуть помешкав: "Всех прекрасней молодая Падчерица ..."
| Белоснежка.
| Рассказ учителя, фронтальная беседа.
| Как называется эта сказка?
Кто написал эту сказку?
| «Белоснежка и семь гномов»
Братья Гримм.
|
|
3
| Обобщение теоретических знаний.
Работа с интерактивной доской и бумажным дидактическим материалом.
| Я приглашаю вас в сказку. Вспомните наши предыдущие занятия. Чему мы учились?
Уточнение артикуляции звуков.
Что, по вашему, мы будем делать сегодня?
Правильно, мы обобщим наши знания о звонких и глухих согласных и будем упражняться в умении различать парные звонкие и глухие звуки.
Но сначала нам нужно вспомнить все, что мы знаем о звонких и глухих звуках. В качестве домашнего задания вам было предложено нарисовать карточки таблицы, давайте убедимся в том, что вы с этим успешно справились.
| Различать звонкие и глухие согласные звуки и буквы.
Учиться не путать звонкие и глухие звуки и буквы.
| Работа с карточками таблицами на закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных звуков и букв.
| 3.1
| Включаем интерактивную доску
Индивидуальная работа ученика у доски
| Расставь гномов по колонкам
|
| Слайд 1
На слайде перемешаны картинки гномов с парными согласными по звонкости-глухости. Учащимся надо правильно распределить гномов по колонкам.
|
3.2
| Индивидуальная работа у доски
| Собери пары слогов
|
| Слайд2
На слайде двенадцать прямоугольников со слогами на обратной стороне. Ученик, вызванный к доске, открывая по две карточки, должен собрать шесть пар слогов со звонкими и глухими согласными.
| 3.3
| Фронтальный опрос учащихся
| Назовите пары слогов с другими гласными звуками, которых нет на слайде
| ДУ-ТУ, ЖИ-ШИ, ЗО-СО
|
|
3.4
| Индивидуальная работа у доски
| Собери слова из букв, и ты узнаешь, что подарили гномы Белоснежке.
|
| Слайд3
На слайде буквы, из которых нужно составить слово. Ученик должен, меняя буквы местами, получить это слово. В качестве подсказки можно использовать подсказку и иллюстрацию к ней.
| 3.5
| Работа с бумажным дидактическим материалом.
| На ваших столах карточки со словами. Разделите эти слова на слоги. Определите, в каком слоге по счёту есть звонкий/глухой согласный звук.
| ПО-ПУ-ГАЙ А-БА-ЖУР ФЛЕЙ-ТА НО-СО-РОГ
| Работа с карточками.
|
3.6
| Индивидуальная работа у доски
| Оставь только те слова, которые характеризуют Белоснежку. Убери (лопни) лишние шарики.
Определи часть речи.
| Добрая, ласковая, нежная, красивая, отзывчивая.
Это прилагательные.
| Слайд4
На слайде шарики с возможными характеристиками Белоснежки. Ученик, вызванный к доске, должен убрать («лопнуть») лишние, оставив только подходящие.
| 3.7
| Выключение интерактивной доски. Работа в тетрадях.
| Запишите в тетради получившиеся словосочетания. Найдите и подчеркните парные звонкие и глухие согласные буквы.
|
| Работа в тетрадях.
|
3.8
| Включение интерактивной доски. Индивидуальная работа у доски
| Расставь картинки по колонкам, учитывая позицию звука в слове.
|
| Слайд5
На слайде три колонки, которые надо заполнить картинками. В каждый столбик необходимо подобрать слова с определённой позицией звука.
|
3.9
| Индивидуальная работа у доски
| Узнай персонажи по их описанию.
|
| Слайд6
На слайде определения, по которым ученики угадывают героев сказки и находят их, подставляя имена в соответствующее окошко.
| 3.10
| Выключение доски.
Работа над лексическими значениями слов, расширение словарного запаса учащихся.
| Как вы думаете, кто такой ПСАРЬ?
Продолжите фразу «Мачеха – это… »
Кто такие гномы?
| Тот, кто обслуживает ловчих собак и участвует в охоте.
Неродная мать.
Вымышленные существа, человекоподобные карлики, живущие под землей.
| Рассказ учителя об этимологических значениях слов.
|
3.11
| Индивидуальная работа у доски
| Восстанови хронологию событий
|
| Слайд7
На слайде автоматически перемешиваются рисунки, и ученикам предлагается восстановить хронологию событий сказки.
|
4
| Выключение доски.
Подведение итогов занятия.
Работа с бумажным дидактическим материалом.
Рассказ о путешествии в сказку.
| Вот и закончилась наше путешествие в сказку. Оно было веселым, ярким и познавательным.
Давайте вспомним все, что мы видели, а помогут нам в этом вопросы и картинки.
На вопросы нужно отвечать полным ответом.
Какую сказку мы сегодня вспоминали?
Как звали главную героиню сказки?
Почему Белоснежка оказалась в лесу?
Что нашла Белоснежка в лесу?
Кто жил в этом доме?
Кто оживил Белоснежку?
Понравилось ли вам наше путешествие?
Как вы думаете, что мы с вами сейчас придумали и составили? Объясните свою точку зрения
Предложите варианты названия рассказа.
Чьё название рассказа вам больше понравилось?
Наградим автора лучшего названия
| Мы вспоминали сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».
Главную героиню сказки звали Белоснежка.
Белоснежка оказалась в лесу потому, что мачеха хотела её убить, но псарь пожалел Белоснежку и дал ей убежать в чащу.
Белоснежка нашла маленький домик.
В этом доме жили гномы.
Белоснежку оживил принц.
Варианты ответов.
Рассказ.
В рассказе несколько предложений, связанных по смыслу.
Потому что, ему можно дать название.
| Фронтальная беседа.
Составление рассказа по вопросам и рисункам к ним.
|
5
| Домашнее задание.
| Придумайте и запишите свой рассказ о нашем путешествии в сказку. Озаглавьте его.
|
| Запись домашнего задания в тетрадь
| 6
| Рефлексия.
| Сегодня на занятии вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что сегодня вы сделали еще один шаг к успеху.
Оцените свои ощущения на «Радуге настроения»
Всем спасибо! Занятие окончено.
|
| Работа с плакатом и значками.
| |