Скачать 68.06 Kb.
|
Статья опубликована в материалах Международного научного конгресса по ГРВ-биоэлектрографии (г. Санкт-Петербург, 2009. – С. 34 – 37) ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ГАЗОРАЗРЯДНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ Булатова Т.Е., ГОУ ДПО «ИПКиПРО Курганской области», bulat_t@list.ru На фоне социальных процессов происходящих в обществе от всех воспитательных структур системы образования ждут и требуют более высоких педагогических результатов, определяемых возрастающим уровнем обученности, воспитанности, развития и здоровья подрастающего поколения. Все эти результаты, возможно, достичь в будущем, если сейчас сможем поддержать систему образования современными достижениями науки и техники. Одним из адаптируемых направлений в системе образования является использование комплексного метода газоразрядной визуализации (ГРВ-графии), отражающего соотношение процессов вегетативной регуляции человека и позволяющего оценить психофизическое состояние на уровне регистрации энергии в конкретных органах или системах, а соответственно выявить влияние на человека всех факторов окружающей среды. Регистрируемое изображение газоразрядного свечения, возникающее вокруг пальцев человека, называется ГРВ-граммы. ГРВ-граммы отражают текущее психофизиологическое состояние человека, его нервно-психический статус в данный момент времени. Проведённая исследовательская работа совместно с ООО «КТИ» г. Санкт-Петербурга на базе МОУ «Гимназия № 57» г. Кургана, Новомировской и Гороховской средних школ Юргамышского района Курганской области и ряда других образовательных учреждений позволил выделить четыре основных направления в эффективном использовании метода ГРВ-графии в образовательном процессе. Первое направление – мониторинг психофизиологического состояния обучающихся и учителей содержит в себе следующие разделы:
Второе направление - использование метода газоразрядной визуализации в работе с семьёй было востребовано родителями и определилось при исследованиях:
Третье направление - оценка здоровьесберегающей деятельности школы традиционными методами и методом ГРВ-графии:
Четвёртое направление - использование врачами-педиатрами полученных при мониторинге результатов ГРВ-графии для анализа состояния здоровья обучающихся и выявления наличия предрасположенности к заболеваниям или обострению на данный момент, вследствие малой заинтересованности медицинских работников, у нас развивается медленно. Мы представим некоторые результаты наших исследований. При подведении итогов первого исследования психофизического состояния школьников были получены следующие результаты (рис 1.). Рис.1. Результаты оценки психофизического состояния обучающихся методом ГРВ-графии: 1 – энергодефицитное состояние; 2 – состояние в зоне риска (на границе нормы); 3 – относительная норма Только 36 % школьников имели показатели газоразрядной визуализации в пределах относительной нормы, у 47 % выявили энергодефицитное состояние, у 17 % - состояние в зоне риска (на границе нормы). Результаты психологического тестирования, в частности показатели оценки самочувствия теста Дембо-Рубинштейна имели положительную корреляцию с показателями ГРВ-графии. Школьники, характеризующие своё состояние как хронической усталости, сниженного настроения, слабости имели низкие показатели ГРВ-графии. По тесту Айзенка на момент исследования у них преобладали холерический и меланхолический типы темперамента. С каждым исследуемым была проведена беседа по результатам тестирования и даны рекомендации по соблюдению режима дня, питания, выполнению физической зарядки, положительному самонастрою. Проведены беседы с родителями по результатам исследования, даны индивидуальные консультации и рекомендации. До администрации школы, классных руководителей доведены общие результаты исследования и совместно скорректированы программы по обучению и формированию устойчивых стереотипов здорового образа жизни, чтобы знания не только закреплялись, но и реализовались в поведении. а) б) Рис. 2. Динамика энергетического потенциала З-ва Д. ученика 1 класса: а) первое исследование (энергетический потенциал снижен); б) второе исследование (соблюдение правил здорового образа жизни в течение 1 месяца) (энергетический потенциал в норме). Роста результатов удалось достичь благодаря совместной работе учителя, родителей и детей (рис.2). Родители помогали ребёнку в выполнении режима дня и питания, физической нагрузке, положительном настрое. Учитель выстраивал оптимально учебный процесс и индивидуально помогал детям скорректировать своё состояние. Дети стремились через ведение здорового образа жизни получить красивые картины свечения своего энергетического поля. Совместная заинтересованность в получении результата позволила добиться улучшения психофизиологического состояния детей. При обследовании через 5 месяцев целенаправленной работы по здоровьесбережению 83 % детей имели показатели в пределах нормы. При работе с методом ГРВ-графии мы убедились, что ведение мониторинга психофизиологического состояния обучающихся позволяет выявить практически все проблемные зоны ребёнка в физической, психической и социальной сферах и, подобрав адекватные техники и методики скорректировать его состояние. Самое оптимальное, когда ребёнка обследуют каждую четверть. Если выявлено энергодефицитное состояние, то рекомендуют «привести себя в порядок» (выспаться, отдохнуть, позавтракать, сделать зарядку) и с хорошим настроением вновь пройти обследование. При повторном выявлении энергодефицитного состояния родителям рекомендуется обратиться с ребёнком к педиатру. В институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области разработана программа повышения квалификации «Организация здоровьесберегающей работы в образовательном учреждении и мониторинг её эффективности» для педагогов-психологов, специалистов занимающихся вопросами здоровья. Первый блок посвящён теоретическим основам организации здоровьесберегающих технологий в школе. Во втором блоке раскрываются основы методов мониторинга эффективности организации здоровьесбережения в школе. Среди методов подробно изложен метод газоразрядной визуализации (ГРВ/Биоэлектрографии). Таким образом, мониторинг психофизического состояния с помощью метода ГРВ-графии является научно-обоснованной базой построения индивидуальных технологий сохранения психофизического здоровья школьников в процессе обучения. Стабилизации результатов ГРВ-графии школьников в пределах нормы способствует соблюдение режима дня, рациональное питание, физическая нагрузка, положительный психологический настрой. Внедрение программы психофизической коррекции в начальной школе приведет как к снижению заболеваемости, так и повышению успеваемости учащихся, повышению мотивации к здоровому образу жизни. Использование метода газоразрядной визуализации в модульной образовательной программе по охране и укреплению здоровья школьников, интегрированной в различные образовательные курсы и внеурочную работу совместно с родителями, подводит к деятельностному подходу детей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Администрация школы получает возможность объективно анализировать работу учителей и родителей по проведению воспитательной и здоровьесберегающей работы. Список литературы:
|
Подпрограмма «Медицинские кадры» Целевая программа Курганской области «Приоритетный национальный проект «Здоровье» в Курганской области» | Курганской области педагогическое зауралье Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор,... | ||
Баканова М. В., Дроздова Н. Г. Возможности использования компьютерных... Баканова М. В., Дроздова Н. Г. Возможности использования компьютерных технологий в процессе обучения литературе. // Проблемы информатики... | Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века | ||
Программа курса внеурочной деятельности «разговор о здоровье» спортивно-оздоровительное... И. Ю. Абросимова, ст преподаватель кафедры здоровьесбережения в образовании гоу дпо ниро | Директору гкоу «умц по го и чс курганской области» Прошу зачислить меня в состав слушателей гкоу «умц по го и чс курганской области» для обучения по заочной форме с использованием... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гоу дпо «Сарипкипро» на 2009 – 2010 учебный год. Организацию и проведение конкурса обеспечивает кафедра естественнонаучного образования... | Рабочая программа по историческому краеведению 5 класс Курганской области», а также краеведческого блока регионального компонента рбуп для образовательных учреждений Курганской области,... | ||
Организационно-правовая форма Муниципальное казенное общеобразовательная учреждение Мкоу «Нижнеполевская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области» расположена в с. Нижнеполевское Шадринского... | Т. М. Скляр Высшая школа менеджмента В чем заключается обоснование использования этого метода с точки зрения экономической теории? Каковы возможности и ограничения данного... | ||
М. П. Щетинин д т. н., Писарева Е. В. к т. н., Фролова А. Е. Гоу... Возможности использования вторичного молочного сырья в производстве кондитерских изделий | Проблемы обеспечения радиационной безопасности населения курганской... Проблемы обеспечения радиационной безопасности населения курганской области в учебном процессе курганской государственной сельскохозяйственной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель конкурса: популяризация использования информационно-коммуникационных технологий и средств визуализации, в том числе интерактивной... | Решение Областного экспертного совета №390 от 23 октября 2008 г.... Е. С. Воробьева – заместитель директора гоу дпо со цпк «Центр «Учебная книга», Екатеринбург | ||
Урок по алгебре и математическому анализу в 10 классе по теме «Решение... Обучающая цель: Изучить возможности применения метода интервалов для решения тригонометрических неравенств | Образовательная программа среднего общего образования мбоу «Многопрофильный... Мбоу «Многопрофильный лицей им. А. М. Булатова п г т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан |