Методическое пособие воронеж 2013





Скачать 409.52 Kb.
НазваниеМетодическое пособие воронеж 2013
страница1/3
Дата публикации22.06.2014
Размер409.52 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > География > Методическое пособие
  1   2   3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ ПОВЫЩЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИЗА И ДИССЕМИНАЦИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОИПК и ПРО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАНТЕМИРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ КАНТЕМИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

КАНТЕМИРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ:

РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ВОРОНЕЖ 2013

ББК

К

Кантемировский лицей: развитие, воспитание, социализация обучающихся. Методическое пособие / Авторы-составители: В.В. Васильев, Г.И. Веденеева, Е.Б. Шипилова, С.Н. Анциферова, Т.Е. Колесник, В.Д. Котова, А.А. Ушакова – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013. – 32 с.

Представлены сценарии уроков учителей высшей квалификационной категории МКОУ «Кантемировский лицей» Кантемировского района Воронежской области. Материал пособия знакомит с работой лицея по решению проблем обеспечения современного качества образования и устойчивого развития лицейской образовательной системы.

Для педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений всех типов и видов.

ISBN © Составление: В.В. Васильев, Г.И. Веденеева, Е.Б. Шипилова, С.Н. Анциферова,

Т.Е. Колесник, В.Д. Котова, А.А. Ушакова 2013.

ВВЕДЕНИЕ

РАБОТАТЬ НА УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

В общеобразовательном учреждении Кантемировский лицей Кантемировского района Воронежской области, возглавляемом директором Еленой Борисовной Шипиловой, темой педагогического опыта определено: «Создание инновационной образовательной модели «Школа опережающего развития». В этих целях педагогический коллектив стремится к обеспечению современного качества образования и устойчивого развития лицейской образовательной системы. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов всех ступеней общего образования в Кантемировском лицее прослеживается направленность образовательной деятельности на развитие, воспитание и социализацию обучающихся. На уроках используются преимущественно интерактивные способы учебного процесса, широко применяются информационно-коммуникационные технологии, методы и средства, обеспечивающие проведение уроков в субъектно-субъектном взаимоотношении педагогов и учащихся. Учителя реализуют групповые методы работы. Образовательный процесс в лицее направлен преимущественно на личностное развитие каждого учащегося с перспективной подготовкой будущих выпускников к более эффективному предстоящему им освоению программ профессионального образования.

В данном методическом пособии представлены сценарии уроков, проведённых в начальном, основном и старшем классах лицея. Каждый учитель по-своему, исходя из своей профессиональной подготовки, педагогического опыта, личностных особенностей, учёта требований современных законодательных и нормативных документов, проводит уроки в интересах человека (обучающегося), семьи, общества и государства, как это определено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Так, учительница начальных классов Татьяна Егоровна Колесник общими целями своей профессиональной деятельности считает последовательное формирование у обучающихся умений и навыков выполнять учебные задания, построенные на применении универсальных учебных действий (УУД), достижение учащимися метапредметных результатов, развитие мышления, коммуникативных способностей. На уроках Татьяны Егоровны учащиеся учатся выбирать и применять тот или иной способ деятельности, ориентируясь на цели и условия этой деятельности, этап её реализации, встраивать данный способ в последующую аналитическую деятельность. Таким образом, развитие проектного мышления учащихся начинается в лицее уже на ступени начального обучения.

Повышению качества знаний обучающихся через использование эффективных методов и приёмов инновационных технологий, активизации познавательной, исследовательской деятельности учащихся придаёт особое значение учительница истории и обществознания Анна Алексеевна Ушакова. На её уроках наряду с объяснительно-иллюстративными, репродуктивными методами обучения используются методы проблемного обучения, диалогического общения, игровые и др.

Особенностью уроков истории и обществознания является их направленность на выявление и реализацию нравственного ресурса изучаемых тем, на введение учащихся в мир культуры других народов через сравнение и обобщение своеобразия родной культуры. В программном материале Анна Алексеевна акцентирует внимание обучающихся на тех вопросах, актуальность которых определяется требованиями федеральных государственных стандартов. Так, в процессе ознакомления с историей и культурой той или иной страны рассматриваются особенности религиозных учений, что дополняет представления учащихся, сформированных в процессе изучения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЕ). Усиление нравственной составляющей уроков истории и обществознания актуализирует опыт работы А.А. Ушаковой и в целом способствует обогащению воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Учительница математики Вера Дмитриевна Котова сосредоточила внимание на формирование у лицеистов умений и навыков, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации по математике. Тема её исследовательской деятельности: «Разработка и внедрение в практику педагогической деятельности системы результативной подготовки выпускников к итоговой аттестации». Важными условиями создания эффективной системы Вера Дмитриевна считает, во-первых, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, во-вторых, подготовку выпускников к более эффективному освоению программ профессионального образования.

Светлана Николаевна Анциферова, учительница русского языка и литературы, темой своей методической работы выбрала: «Духовное освоение русской классики на уроках литературы». Одной из задач воспитательной работы педагога является: «Развитие внимания учащихся к общечеловеческим проблемам, поставленным в художественных произведениях».

Обращение к русской классике является важным фактором духовно-нравственного воспитания учащихся, становления мировоззрения, обогащения их внутреннего мира. Обучение учащихся смысловому анализу, интерпретации прочитанного, умениям выявлять и обосновывать авторскую позицию способствует развитию критического мышления учащихся, позволяет определить своё отношение к событиям и взаимоотношению литературных героев, высказывать собственные ценностные суждения.

Уроки литературы С.Н. Анциферовой вносят весомый вклад в решение задач лицея по формированию личности учащегося, обеспечению её духовного роста.

В целом можно отметить, что цели, задачи и содержание уроков в Кантемировском лицее соответствуют современным достижениям психолого-педагогических наук, тенденциям общественного развития, требованиям ФГОС. В центре забот педагогов-кантемировцев – социализация учащихся, т.е. усвоение ими норм и правил жизни в социуме, приобретение качеств, способствующих успешной жизнедеятельности в обществе.

В пособии предлагается ряд уроков, позволяющих проследить педагогическую мысль учителя, творческий подход к формированию у учащихся компетенции в области достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
Урок I. Тема: «Природная зона тундры»

(из опыта работы учителя начальных классов Т.Е. Колесник)
Цель урока: развитие у учащихся в процессе изучения природы тундры нового типа познавательных интересов - интереса не только к фактам, но и к зависимостям и закономерностям в жизни растений и животных в условиях севера.

Задачи:

- формировать у обучающихся умение анализировать, обобщать, делать выводы;

- укреплять мотивацию бережного отношения к природе;

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- учить находить и формулировать на основе полученных знаний зависимости и закономерности развития природы;

- учить сопровождать выступление презентацией;

- развивать навыки учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях младших школьников с учителем и сверстниками.

Доминирующие методы обучения: интерактивные.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Класс: 3

Учебно-методическое обеспечение: карта природных зон, гербарий с растениями тундры, мультимедиа панорама с фильмом «Животные тундры», раздаточный материал (карточки). Учебник «Мы и окружающий мир», 3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков)
Ход и содержание урока
I. Актуализация знаний

Учитель:

- Каких путешественников вы знаете?

Ученики (называют зарубежных и отечественных путешественников): Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Геродот, Питей, Васко да Гама, Николай Михайлович Пржевальский, Ермак, Афанасий Никитин, Семён Иванович Дежнев и др. (слайд №1).

Учитель: Какую географическую загадку разгадал Семен Дежнев?

Ученики: Им была разгадана важная географическая загадка, долгое время волновавшая людей: соединяется ли где-нибудь Азия с Америкой?

Учитель: Почему же пролив, который открыл Дежнев, носит имя «Берингов пролив»?

Ученики: В 1667г. на «Чертеже Сибирской земли» появилось изображение этого пролива и всего северо-востока России. Но, видимо, этот чертеж не стал известен в мире, поэтому пролив был открыт заново в XVIII веке Витусом Берингом.

II. Изучение нового материала

Учитель: Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать путешественник?

Ученики:

- Я считаю, что у него должен быть сильный характер, он должен быть решительным.

- Трудолюбивым и выносливым.

- А ещё он должен быть научно подготовленным и много знать о том, что собирается изучать и куда отправляется в путешествие.

- У него должно быть крепкое здоровье, и он должен уметь делать почти всё.

- Он обязательно должен уметь готовить пищу, так как путь у него предстоит долгий.

- А я считаю, что путешественник должен быть очень увлеченным человеком.

Учитель: Ребята, а вы хотите почувствовать себя путешественниками? Тогда я предлагаю выбрать для нас необычный вид транспорта – оленей (слайд № 2). Возражений нет?

Дети: Нет!

Учитель: Итак, в путь (слайд № 3). Мы отправляемся в тундру (слайд №4).

Тундра – в переводе с финского – «бесплодная» или «враждебная» земля.

1). Географическое положение

Учитель: А где расположена тундра, вам предстоит узнать самостоятельно, прочитав текст учебника на странице 114 (I и II абзацы).

Самостоятельная работа: по карте определить географическое положение тундры.

Ученики выходят к доске, показывают географическое положение и рассказывают: «Тундра протянулась по всему побережью Северного Ледовитого океана. На территории нашей страны она начинается узкой прибрежной полосой на Кольском полуострове, а в Сибири заходит далеко в глубь материка».

Учитель:

- Каким цветом на карте обозначена зона тундры?

- Голубым цветом.

2). Климат

Учитель: Зона тундры находится вблизи Северного полюса. Как, по вашему мнению, это могло сказаться на климате?

Ученики: - Наверное, там очень холодно.

Учитель: Экологические условия в тундре, действительно, достаточно суровы. В любой летний день температура может быть ниже 00 С, бывают заморозки, выпадает снег (слайд № 5).

Средняя температура июля не превышает + 100С. Не больше 2-3 недель длится время, которое с полным правом можно назвать летом. В это время температура воздуха может достигать +200С … +250С. Зима долгая, холодная (8-9 месяцев). Средняя температура января -360С. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры (до 10 м/с), пурга. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается в других.

Осадков выпадает немного. Однако в условиях холодного климата и этого сравнительно небольшого количества более чем достаточно.

Воды из атмосферы поступает значительно больше, чем может испариться с земной поверхности. Сильных ливней не бывает, дожди обычно лишь моросят, их особенно много в осеннее время.

Почти на всей территории тундровой зоны распространена вечная мерзлота, иногда ее мощный слой доходит до 500 м. Почва оттаивает летом на небольшую глубину – от 30 см до 1 м. Плотный мерзлый грунт не пропускает воду вглубь, и она застаивается на поверхности. Тундра буквально усеяна небольшими озерами и болотами (слайд № 6).

В тундре можно увидеть прекрасное явление – полярные сияния.

Учитель:

- Какой вывод можно сделать о климате этой природной зоны?

Вывод: условия суровые, растительному и животному миру необходимо приспосабливаться к жизни в тундре.

Учитель: А узнать, как они приспособились – наша задача.

3). Растительный мир (слайд № 7)

Групповая работа.

Учитель: Сейчас вы поработаете в группах. Цель работы: познакомиться с типичными растениями, выявить особенности их приспособленности к жизни в тундре. Сообщение необходимо подготовить по следующему плану:

1. Название растения.

2. К какому классу относятся: мхи, лишайники, хвойные, цветковые?

3. Что это – дерево, кустарник, трава?

4. Форма, величина, окраска; у цветковых – особенности стебля, листьев, цветка, плода.

5. Как приспособились растения к жизни в тундре?

6. Какую роль играют они в экосистеме тундры?

7. Для чего могут быть использованы человеком?

Проверка (представители от каждой группы выходят к доске и рассказывают о своем растении по предложенному плану).

Учитель: Что еще вам известно из дополнительной литературы о растениях тундры?

Ученики: - В тундре много мхов и лишайников. Здесь растет ягель, который еще называют оленьим мхом, хотя на самом деле это лишайник.

- Все растения – карлики.

- У некоторых растений выработалась способность к живорождению: в соцветиях вместо цветков развиваются луковички и клубеньки. Из них потом вырастают новые растения. Одно из таких растений – горец живородящий.

- А некоторые растения (полынь холодная, вероника седая) имеют густое опушение и кожистую поверхность листьев. Это их «защитная одежда» на случай летних заморозков.

- Цветки куропаточьей травы напоминают по форме розетку. Это позволяет «собирать» солнечные лучи к центру, где расположены пестик и тычинки. Насекомые прилетают сюда погреться и заодно опыляют растение.

- А некоторые растения переносят заморозки в цветущем состоянии.

- Растения тундры не только вырабатывают кислород, но они ещё очищают потоки загрязненного воздуха, которые приходят сюда из Европы и Америки.

Учитель:

- Как же приспособились растения к жизни в тундре?

Ученики (делают выводы):

- растения низкорослые прижаты к земле;

- крепкие корни;

- способность к живорождению;

- листья часто мелкие – испарение небольшое;

- часто покрыты густым опушением;

- часто листья плотные, покрыты восковым налетом;

- цветки имеют форму розетки;

- недозревшие плоды многих растений зимуют под снегом и вызревают на следующее лето.

Экспресс- тест (слайд № 8):

1. За лето поверхность тундры оттаивает в глубину:

а) на 50 см;

б) на 50 м;

в) на 500 м

2. Слой многолетней мерзлоты лежит до глубины:

а) 5 м;

б) почти 500 м

3. В тундре много болот и озёр, так как:

а) многолетняя мерзлота не пропускает дождевую талую воду на глубину;

б) с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха.

4. Деревья в тундре низкие, потому что:

а) карликовым легко спрятаться под снегом: у поверхности теплее, ветер слабее;

б) корни крупных растений не могут удержаться из-за слоя вечной мерзлоты;

в) не завезли в тундру обычные породы деревьев.

Самопроверка, самооценка (слайд № 9).
Физкультминутка по методике В.Ф. Базарного.

4) Животные тундры

Учитель: Животный мир тундры интересен, хотя и немногочислен. Какие животные здесь обитают, мы узнаем, посмотрев фильм. По ходу просмотра фильма запишите названия животных – обитателей тундры.

(Мультимедиа панорама «Тундра» – фильмы о животных: кайра, розовая чайка, песец, тупик, лемминги, белые гуси).

Учитель:

- О каких животных вы узнали из фильма?

(Ученики называют животных тундры).

Учитель: Посмотрите внимательно по стенам класса и выберите названия животных, которые обитают в тундре.

(По всему классу развешаны карточки с названиями животных: горностай, чистики, пуночки, гнус, белый медведь, суслик, крот, белая куропатка, жираф, гагары).

Учитель:

- А как животные приспособились к жизни в этой природной зоне, вы узнаете из материала учебника на страницах 114 – 115.

Самостоятельное изучение материала.

Учитель:

- Как приспособились животные к суровым условиям тундры?

Ученики:

- многие животные мигрируют и кочуют;

- шерсть и перья животных на зиму становятся густыми, меняется и их окраска;

- чтобы не проваливаться в глубоком снегу, лапы зверей обрастают шерстью, а ноги птиц – густыми перьями;

- лемминги проводят зиму под снегом в уютном гнезде из травы и мха.

Работа в парах

Учитель:

- На основе анализа изученного материала составьте цепи питания животных тундры.

Проверка выполненного задания (слайд № 10).

Учитель: В холодных волнах моря идет своя жизнь. Как только льдины откочуют на север, над гладью воды поднимают головы тюлени, котики, кое-где виднеются спины китов. Вслед за льдинами на север откочевывают и стада моржей. Богаты воды Северного Ледовитого океана и рыбой. Почему же в холодных северных морях много животных?

Ученики: Проникает теплое течение – Гольфстрим.

Учитель: Из-за разницы температуры происходит постоянное перемешивание воды и насыщение ее кислородом. В таких условиях вырастают водоросли, и особенно бурно развивается планктон – основной корм рыб. Планктон – это мельчайшие водоросли и мельчайшие живые организмы (слайд № 11).

Графический диктант («+», «-»):

1. В тундре водится небольшой по размеру грызун – лемминг.

2. Белая куропатка – хищная птица.

3. Белая сова – растительноядная птица.

4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.

5. Песцы питаются леммингами.

6. Дикий северный олень питается ягелем.

7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.

8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.

9. Плотное оперение белой совы защищает её от ледяных ветров.

10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.

(Проверка выполненного задания).

Резервное время. Решение экологических задач:

А). При уничтожении полярного волка увеличивается заболеваемость северных оленей. Почему это происходит?

Б). В тундре живут лемминги, пищей им служат практически все растения тундры. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить всю растительность?
III. Итог урока

Учитель:

- Бесконечно многообразие приспособлений, удивительны сила, жизнестойкость и цепкость природы тундры. Только благодаря этому местным обитателям удается сохранить жизнь в условиях Заполярья. Северные растения и животные существуют здесь на пределе своих возможностей. Равновесие, которое веками и тысячелетиями устанавливалось между природной средой и живыми организмами очень ненадежно. Его легко нарушить.

Животные этой природной зоны уникальны, но есть угроза их исчезновения. Поэтому многие из них занесены в Красную книгу, находятся под защитой государства (слайд №12).

Ваша задача в качестве домашнего задания – узнать, какие это животные, и на следующем уроке о них рассказать (учебник, с.114–118).

Также необходимо:

- составить кроссворд, ребус или рассказ-загадку по данной теме;

- подготовить материал для рубрики «Это интересно» по материалу урока.
Резюме (сост.). Благодаря интерактивным методам обучения учитель уходит от монолога, вовлекая в процесс познания нового материала самих учащихся. Основные компоненты урока, один из которых посвящен растительному миру тундры, а другой – миру животных, по своему построению аналогичны. Чёткий алгоритм изучения материала обеспечивает развитие важнейших качеств мыслительной деятельности, в частности, ясности мышления.

Тип урока, обозначенный как урок изучения нового, содержит в себе и элементы повторения и закрепления материала, что способствует реализации дидактических принципов доступности и прочности усвоения новых знаний.
Урок II. Тема: «Природа и люди Древней Индии»

(из опыта работы учителя истории и обществознания

А.А. Ушаковой)
Цель урока: формирование ценностного отношения учащихся к культурному наследию древних обществ в мировой истории через формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии.

Задачи:

- способствовать осмыслению учащимися основных хронологических терминов (тысячелетие, век, до н.э., н.э.); учить использовать историческую карту как источник информации о Древней Индии, выработывать навыки самостоятельной работы с книгой (познавательные универсальные учебные действия);

- формировать умения систематизировать информацию, планировать и оценивать полученные результаты, применять знания в новой учебной ситуации; (регулятивные универсальные учебные действия);

- формировать умения работать в группе с целью приобретению опыта совместной работы, обеспечивать условия для практического освоения этических и психологических принципов общения (коммуникативные универсальные учебные действия);

- развивать потребность и желания лицеистов самостоятельно изучать историю и культуру Индии; учить ценить культуру других народов; способствовать осмыслению нравственной составляющей религиозных учений народов Древней Индии (личностные универсальные учебные действия).

Доминирующие методы обучения: игровые, частично-поисковые.

Форма учебного занятия: урок-путешествие.

Класс: 5

Учебно-методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, «чудесный сундучок».

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира». М., 2010. - 287 с.
Ход и содержание урока
I. Актуализация знаний

Учитель:

- Ребята, многие из вас, так же, как и я, любят путешествовать. Однако, какое же путешествие может быть в середине учебного года? Но вот я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь.

- Взяв в руки старый календарь, на оборотной стороне одного из листков я увидела карту большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие воронеж 2013 iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Методическое пособие воронеж 2013 iconВоронежский институт
Немецкий язык: Учебно-методическое пособие для слушателей отделения заочного обучения. Воронеж: Воронежский институт Федеральной...
Методическое пособие воронеж 2013 iconУчебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С....
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки магистров 030900. 68 Юриспруденция,...
Методическое пособие воронеж 2013 iconВоронежский институт
Немецкий язык: Учебно-методическое пособие для слушателей отделения заочного обучения. Воронеж: Воронежский институт Федеральной...
Методическое пособие воронеж 2013 iconУчебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б.,...
Учебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б., Подколзина А. И.,– Дмитров: дпк, 2013. – 30с
Методическое пособие воронеж 2013 iconУчебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б.,...
Учебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б., Подколзина А. И.,– Дмитров: дпк, 2013. – 29с
Методическое пособие воронеж 2013 iconУчебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся...
Б39 Таможенное право: учеб метод пособие / С. В. Безуглов. – Краснодар, 2013. – 56 с
Методическое пособие воронеж 2013 iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Методическое пособие воронеж 2013 iconИнформационные технологии в музее (методическое пособие)
Методическое пособие для бакалавров музеологов, обучающихся по направлению 030300 и студентов гуманитарных отделений
Методическое пособие воронеж 2013 iconПрактикум Для студентов педагогических вузов воронеж 2007
Практикум по психологии Человека: Учебное пособие для вузов / Под ред д-ра пед наук, профессора Н. М. Трофимовой. – Воронеж: вгпу,...
Методическое пособие воронеж 2013 iconМетодическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах...
Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах мчс россии. Методическое пособие»
Методическое пособие воронеж 2013 iconМетодическое пособие «Раннее выявление малолетних детей, находящихся...
Морозова А. Н., начальник информационно-методического отдела бу «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Методическое пособие воронеж 2013 iconМетодическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100
Данное методическое пособие является следующим звеном – продолжением работы по проблеме включения регионального компонента в учебный...
Методическое пособие воронеж 2013 iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Методическое пособие воронеж 2013 iconМетодическое пособие Канск 2006 Печатается по решению научно-методического...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
Методическое пособие воронеж 2013 iconМетодическое пособие для студентов геолого-географического факультета...
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск