Скачать 409.52 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ ПОВЫЩЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБОРАТОРИЯ АНАЛИЗА И ДИССЕМИНАЦИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОИПК и ПРО МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАНТЕМИРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ КАНТЕМИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ КАНТЕМИРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ: РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ВОРОНЕЖ 2013 ББК К Кантемировский лицей: развитие, воспитание, социализация обучающихся. Методическое пособие / Авторы-составители: В.В. Васильев, Г.И. Веденеева, Е.Б. Шипилова, С.Н. Анциферова, Т.Е. Колесник, В.Д. Котова, А.А. Ушакова – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013. – 32 с. Представлены сценарии уроков учителей высшей квалификационной категории МКОУ «Кантемировский лицей» Кантемировского района Воронежской области. Материал пособия знакомит с работой лицея по решению проблем обеспечения современного качества образования и устойчивого развития лицейской образовательной системы. Для педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений всех типов и видов. ISBN © Составление: В.В. Васильев, Г.И. Веденеева, Е.Б. Шипилова, С.Н. Анциферова, Т.Е. Колесник, В.Д. Котова, А.А. Ушакова 2013. ВВЕДЕНИЕ РАБОТАТЬ НА УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В общеобразовательном учреждении Кантемировский лицей Кантемировского района Воронежской области, возглавляемом директором Еленой Борисовной Шипиловой, темой педагогического опыта определено: «Создание инновационной образовательной модели «Школа опережающего развития». В этих целях педагогический коллектив стремится к обеспечению современного качества образования и устойчивого развития лицейской образовательной системы. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов всех ступеней общего образования в Кантемировском лицее прослеживается направленность образовательной деятельности на развитие, воспитание и социализацию обучающихся. На уроках используются преимущественно интерактивные способы учебного процесса, широко применяются информационно-коммуникационные технологии, методы и средства, обеспечивающие проведение уроков в субъектно-субъектном взаимоотношении педагогов и учащихся. Учителя реализуют групповые методы работы. Образовательный процесс в лицее направлен преимущественно на личностное развитие каждого учащегося с перспективной подготовкой будущих выпускников к более эффективному предстоящему им освоению программ профессионального образования. В данном методическом пособии представлены сценарии уроков, проведённых в начальном, основном и старшем классах лицея. Каждый учитель по-своему, исходя из своей профессиональной подготовки, педагогического опыта, личностных особенностей, учёта требований современных законодательных и нормативных документов, проводит уроки в интересах человека (обучающегося), семьи, общества и государства, как это определено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Так, учительница начальных классов Татьяна Егоровна Колесник общими целями своей профессиональной деятельности считает последовательное формирование у обучающихся умений и навыков выполнять учебные задания, построенные на применении универсальных учебных действий (УУД), достижение учащимися метапредметных результатов, развитие мышления, коммуникативных способностей. На уроках Татьяны Егоровны учащиеся учатся выбирать и применять тот или иной способ деятельности, ориентируясь на цели и условия этой деятельности, этап её реализации, встраивать данный способ в последующую аналитическую деятельность. Таким образом, развитие проектного мышления учащихся начинается в лицее уже на ступени начального обучения. Повышению качества знаний обучающихся через использование эффективных методов и приёмов инновационных технологий, активизации познавательной, исследовательской деятельности учащихся придаёт особое значение учительница истории и обществознания Анна Алексеевна Ушакова. На её уроках наряду с объяснительно-иллюстративными, репродуктивными методами обучения используются методы проблемного обучения, диалогического общения, игровые и др. Особенностью уроков истории и обществознания является их направленность на выявление и реализацию нравственного ресурса изучаемых тем, на введение учащихся в мир культуры других народов через сравнение и обобщение своеобразия родной культуры. В программном материале Анна Алексеевна акцентирует внимание обучающихся на тех вопросах, актуальность которых определяется требованиями федеральных государственных стандартов. Так, в процессе ознакомления с историей и культурой той или иной страны рассматриваются особенности религиозных учений, что дополняет представления учащихся, сформированных в процессе изучения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЕ). Усиление нравственной составляющей уроков истории и обществознания актуализирует опыт работы А.А. Ушаковой и в целом способствует обогащению воспитательного процесса в образовательном учреждении. Учительница математики Вера Дмитриевна Котова сосредоточила внимание на формирование у лицеистов умений и навыков, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации по математике. Тема её исследовательской деятельности: «Разработка и внедрение в практику педагогической деятельности системы результативной подготовки выпускников к итоговой аттестации». Важными условиями создания эффективной системы Вера Дмитриевна считает, во-первых, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, во-вторых, подготовку выпускников к более эффективному освоению программ профессионального образования. Светлана Николаевна Анциферова, учительница русского языка и литературы, темой своей методической работы выбрала: «Духовное освоение русской классики на уроках литературы». Одной из задач воспитательной работы педагога является: «Развитие внимания учащихся к общечеловеческим проблемам, поставленным в художественных произведениях». Обращение к русской классике является важным фактором духовно-нравственного воспитания учащихся, становления мировоззрения, обогащения их внутреннего мира. Обучение учащихся смысловому анализу, интерпретации прочитанного, умениям выявлять и обосновывать авторскую позицию способствует развитию критического мышления учащихся, позволяет определить своё отношение к событиям и взаимоотношению литературных героев, высказывать собственные ценностные суждения. Уроки литературы С.Н. Анциферовой вносят весомый вклад в решение задач лицея по формированию личности учащегося, обеспечению её духовного роста. В целом можно отметить, что цели, задачи и содержание уроков в Кантемировском лицее соответствуют современным достижениям психолого-педагогических наук, тенденциям общественного развития, требованиям ФГОС. В центре забот педагогов-кантемировцев – социализация учащихся, т.е. усвоение ими норм и правил жизни в социуме, приобретение качеств, способствующих успешной жизнедеятельности в обществе. В пособии предлагается ряд уроков, позволяющих проследить педагогическую мысль учителя, творческий подход к формированию у учащихся компетенции в области достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. Урок I. Тема: «Природная зона тундры» (из опыта работы учителя начальных классов Т.Е. Колесник) Цель урока: развитие у учащихся в процессе изучения природы тундры нового типа познавательных интересов - интереса не только к фактам, но и к зависимостям и закономерностям в жизни растений и животных в условиях севера. Задачи: - формировать у обучающихся умение анализировать, обобщать, делать выводы; - укреплять мотивацию бережного отношения к природе; - развивать интерес к исследовательской деятельности; - учить находить и формулировать на основе полученных знаний зависимости и закономерности развития природы; - учить сопровождать выступление презентацией; - развивать навыки учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях младших школьников с учителем и сверстниками. Доминирующие методы обучения: интерактивные. Тип урока: урок изучения нового материала. Класс: 3 Учебно-методическое обеспечение: карта природных зон, гербарий с растениями тундры, мультимедиа панорама с фильмом «Животные тундры», раздаточный материал (карточки). Учебник «Мы и окружающий мир», 3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) Ход и содержание урока I. Актуализация знаний Учитель: - Каких путешественников вы знаете? Ученики (называют зарубежных и отечественных путешественников): Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Геродот, Питей, Васко да Гама, Николай Михайлович Пржевальский, Ермак, Афанасий Никитин, Семён Иванович Дежнев и др. (слайд №1). Учитель: Какую географическую загадку разгадал Семен Дежнев? Ученики: Им была разгадана важная географическая загадка, долгое время волновавшая людей: соединяется ли где-нибудь Азия с Америкой? Учитель: Почему же пролив, который открыл Дежнев, носит имя «Берингов пролив»? Ученики: В 1667г. на «Чертеже Сибирской земли» появилось изображение этого пролива и всего северо-востока России. Но, видимо, этот чертеж не стал известен в мире, поэтому пролив был открыт заново в XVIII веке Витусом Берингом. II. Изучение нового материала Учитель: Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать путешественник? Ученики: - Я считаю, что у него должен быть сильный характер, он должен быть решительным. - Трудолюбивым и выносливым. - А ещё он должен быть научно подготовленным и много знать о том, что собирается изучать и куда отправляется в путешествие. - У него должно быть крепкое здоровье, и он должен уметь делать почти всё. - Он обязательно должен уметь готовить пищу, так как путь у него предстоит долгий. - А я считаю, что путешественник должен быть очень увлеченным человеком. Учитель: Ребята, а вы хотите почувствовать себя путешественниками? Тогда я предлагаю выбрать для нас необычный вид транспорта – оленей (слайд № 2). Возражений нет? Дети: Нет! Учитель: Итак, в путь (слайд № 3). Мы отправляемся в тундру (слайд №4). Тундра – в переводе с финского – «бесплодная» или «враждебная» земля. 1). Географическое положение Учитель: А где расположена тундра, вам предстоит узнать самостоятельно, прочитав текст учебника на странице 114 (I и II абзацы). Самостоятельная работа: по карте определить географическое положение тундры. Ученики выходят к доске, показывают географическое положение и рассказывают: «Тундра протянулась по всему побережью Северного Ледовитого океана. На территории нашей страны она начинается узкой прибрежной полосой на Кольском полуострове, а в Сибири заходит далеко в глубь материка». Учитель: - Каким цветом на карте обозначена зона тундры? - Голубым цветом. 2). Климат Учитель: Зона тундры находится вблизи Северного полюса. Как, по вашему мнению, это могло сказаться на климате? Ученики: - Наверное, там очень холодно. Учитель: Экологические условия в тундре, действительно, достаточно суровы. В любой летний день температура может быть ниже 00 С, бывают заморозки, выпадает снег (слайд № 5). Средняя температура июля не превышает + 100С. Не больше 2-3 недель длится время, которое с полным правом можно назвать летом. В это время температура воздуха может достигать +200С … +250С. Зима долгая, холодная (8-9 месяцев). Средняя температура января -360С. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры (до 10 м/с), пурга. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается в других. Осадков выпадает немного. Однако в условиях холодного климата и этого сравнительно небольшого количества более чем достаточно. Воды из атмосферы поступает значительно больше, чем может испариться с земной поверхности. Сильных ливней не бывает, дожди обычно лишь моросят, их особенно много в осеннее время. Почти на всей территории тундровой зоны распространена вечная мерзлота, иногда ее мощный слой доходит до 500 м. Почва оттаивает летом на небольшую глубину – от 30 см до 1 м. Плотный мерзлый грунт не пропускает воду вглубь, и она застаивается на поверхности. Тундра буквально усеяна небольшими озерами и болотами (слайд № 6). В тундре можно увидеть прекрасное явление – полярные сияния. Учитель: - Какой вывод можно сделать о климате этой природной зоны? Вывод: условия суровые, растительному и животному миру необходимо приспосабливаться к жизни в тундре. Учитель: А узнать, как они приспособились – наша задача. 3). Растительный мир (слайд № 7) Групповая работа. Учитель: Сейчас вы поработаете в группах. Цель работы: познакомиться с типичными растениями, выявить особенности их приспособленности к жизни в тундре. Сообщение необходимо подготовить по следующему плану: 1. Название растения. 2. К какому классу относятся: мхи, лишайники, хвойные, цветковые? 3. Что это – дерево, кустарник, трава? 4. Форма, величина, окраска; у цветковых – особенности стебля, листьев, цветка, плода. 5. Как приспособились растения к жизни в тундре? 6. Какую роль играют они в экосистеме тундры? 7. Для чего могут быть использованы человеком? Проверка (представители от каждой группы выходят к доске и рассказывают о своем растении по предложенному плану). Учитель: Что еще вам известно из дополнительной литературы о растениях тундры? Ученики: - В тундре много мхов и лишайников. Здесь растет ягель, который еще называют оленьим мхом, хотя на самом деле это лишайник. - Все растения – карлики. - У некоторых растений выработалась способность к живорождению: в соцветиях вместо цветков развиваются луковички и клубеньки. Из них потом вырастают новые растения. Одно из таких растений – горец живородящий. - А некоторые растения (полынь холодная, вероника седая) имеют густое опушение и кожистую поверхность листьев. Это их «защитная одежда» на случай летних заморозков. - Цветки куропаточьей травы напоминают по форме розетку. Это позволяет «собирать» солнечные лучи к центру, где расположены пестик и тычинки. Насекомые прилетают сюда погреться и заодно опыляют растение. - А некоторые растения переносят заморозки в цветущем состоянии. - Растения тундры не только вырабатывают кислород, но они ещё очищают потоки загрязненного воздуха, которые приходят сюда из Европы и Америки. Учитель: - Как же приспособились растения к жизни в тундре? Ученики (делают выводы): - растения низкорослые прижаты к земле; - крепкие корни; - способность к живорождению; - листья часто мелкие – испарение небольшое; - часто покрыты густым опушением; - часто листья плотные, покрыты восковым налетом; - цветки имеют форму розетки; - недозревшие плоды многих растений зимуют под снегом и вызревают на следующее лето. Экспресс- тест (слайд № 8): 1. За лето поверхность тундры оттаивает в глубину: а) на 50 см; б) на 50 м; в) на 500 м 2. Слой многолетней мерзлоты лежит до глубины: а) 5 м; б) почти 500 м 3. В тундре много болот и озёр, так как: а) многолетняя мерзлота не пропускает дождевую талую воду на глубину; б) с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. 4. Деревья в тундре низкие, потому что: а) карликовым легко спрятаться под снегом: у поверхности теплее, ветер слабее; б) корни крупных растений не могут удержаться из-за слоя вечной мерзлоты; в) не завезли в тундру обычные породы деревьев. Самопроверка, самооценка (слайд № 9). Физкультминутка по методике В.Ф. Базарного. 4) Животные тундры Учитель: Животный мир тундры интересен, хотя и немногочислен. Какие животные здесь обитают, мы узнаем, посмотрев фильм. По ходу просмотра фильма запишите названия животных – обитателей тундры. (Мультимедиа панорама «Тундра» – фильмы о животных: кайра, розовая чайка, песец, тупик, лемминги, белые гуси). Учитель: - О каких животных вы узнали из фильма? (Ученики называют животных тундры). Учитель: Посмотрите внимательно по стенам класса и выберите названия животных, которые обитают в тундре. (По всему классу развешаны карточки с названиями животных: горностай, чистики, пуночки, гнус, белый медведь, суслик, крот, белая куропатка, жираф, гагары). Учитель: - А как животные приспособились к жизни в этой природной зоне, вы узнаете из материала учебника на страницах 114 – 115. Самостоятельное изучение материала. Учитель: - Как приспособились животные к суровым условиям тундры? Ученики: - многие животные мигрируют и кочуют; - шерсть и перья животных на зиму становятся густыми, меняется и их окраска; - чтобы не проваливаться в глубоком снегу, лапы зверей обрастают шерстью, а ноги птиц – густыми перьями; - лемминги проводят зиму под снегом в уютном гнезде из травы и мха. Работа в парах Учитель: - На основе анализа изученного материала составьте цепи питания животных тундры. Проверка выполненного задания (слайд № 10). Учитель: В холодных волнах моря идет своя жизнь. Как только льдины откочуют на север, над гладью воды поднимают головы тюлени, котики, кое-где виднеются спины китов. Вслед за льдинами на север откочевывают и стада моржей. Богаты воды Северного Ледовитого океана и рыбой. Почему же в холодных северных морях много животных? Ученики: Проникает теплое течение – Гольфстрим. Учитель: Из-за разницы температуры происходит постоянное перемешивание воды и насыщение ее кислородом. В таких условиях вырастают водоросли, и особенно бурно развивается планктон – основной корм рыб. Планктон – это мельчайшие водоросли и мельчайшие живые организмы (слайд № 11). Графический диктант («+», «-»): 1. В тундре водится небольшой по размеру грызун – лемминг. 2. Белая куропатка – хищная птица. 3. Белая сова – растительноядная птица. 4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре. 5. Песцы питаются леммингами. 6. Дикий северный олень питается ягелем. 7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма. 8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей. 9. Плотное оперение белой совы защищает её от ледяных ветров. 10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми. (Проверка выполненного задания). Резервное время. Решение экологических задач: А). При уничтожении полярного волка увеличивается заболеваемость северных оленей. Почему это происходит? Б). В тундре живут лемминги, пищей им служат практически все растения тундры. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить всю растительность? III. Итог урока Учитель: - Бесконечно многообразие приспособлений, удивительны сила, жизнестойкость и цепкость природы тундры. Только благодаря этому местным обитателям удается сохранить жизнь в условиях Заполярья. Северные растения и животные существуют здесь на пределе своих возможностей. Равновесие, которое веками и тысячелетиями устанавливалось между природной средой и живыми организмами очень ненадежно. Его легко нарушить. Животные этой природной зоны уникальны, но есть угроза их исчезновения. Поэтому многие из них занесены в Красную книгу, находятся под защитой государства (слайд №12). Ваша задача в качестве домашнего задания – узнать, какие это животные, и на следующем уроке о них рассказать (учебник, с.114–118). Также необходимо: - составить кроссворд, ребус или рассказ-загадку по данной теме; - подготовить материал для рубрики «Это интересно» по материалу урока. Резюме (сост.). Благодаря интерактивным методам обучения учитель уходит от монолога, вовлекая в процесс познания нового материала самих учащихся. Основные компоненты урока, один из которых посвящен растительному миру тундры, а другой – миру животных, по своему построению аналогичны. Чёткий алгоритм изучения материала обеспечивает развитие важнейших качеств мыслительной деятельности, в частности, ясности мышления. Тип урока, обозначенный как урок изучения нового, содержит в себе и элементы повторения и закрепления материала, что способствует реализации дидактических принципов доступности и прочности усвоения новых знаний. Урок II. Тема: «Природа и люди Древней Индии» (из опыта работы учителя истории и обществознания А.А. Ушаковой) Цель урока: формирование ценностного отношения учащихся к культурному наследию древних обществ в мировой истории через формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. Задачи: - способствовать осмыслению учащимися основных хронологических терминов (тысячелетие, век, до н.э., н.э.); учить использовать историческую карту как источник информации о Древней Индии, выработывать навыки самостоятельной работы с книгой (познавательные универсальные учебные действия); - формировать умения систематизировать информацию, планировать и оценивать полученные результаты, применять знания в новой учебной ситуации; (регулятивные универсальные учебные действия); - формировать умения работать в группе с целью приобретению опыта совместной работы, обеспечивать условия для практического освоения этических и психологических принципов общения (коммуникативные универсальные учебные действия); - развивать потребность и желания лицеистов самостоятельно изучать историю и культуру Индии; учить ценить культуру других народов; способствовать осмыслению нравственной составляющей религиозных учений народов Древней Индии (личностные универсальные учебные действия). Доминирующие методы обучения: игровые, частично-поисковые. Форма учебного занятия: урок-путешествие. Класс: 5 Учебно-методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, «чудесный сундучок». Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира». М., 2010. - 287 с. Ход и содержание урока I. Актуализация знаний Учитель: - Ребята, многие из вас, так же, как и я, любят путешествовать. Однако, какое же путешествие может быть в середине учебного года? Но вот я вспомнила слова А. Твардовского: Есть два разряда путешествий: Один – пускаться с места вдаль, Другой – сидеть себе на месте, Листать тихонько календарь. - Взяв в руки старый календарь, на оборотной стороне одного из листков я увидела карту большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. |
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности... Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт... | Воронежский институт Немецкий язык: Учебно-методическое пособие для слушателей отделения заочного обучения. Воронеж: Воронежский институт Федеральной... | ||
Учебно-методическое пособие краснодар 2013 Рецензенты: Глотов С.... Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки магистров 030900. 68 Юриспруденция,... | Воронежский институт Немецкий язык: Учебно-методическое пособие для слушателей отделения заочного обучения. Воронеж: Воронежский институт Федеральной... | ||
Учебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б.,... Учебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б., Подколзина А. И.,– Дмитров: дпк, 2013. – 30с | Учебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б.,... Учебно-методическое пособие по дипломной работе. /Кузнецова В. Б., Подколзина А. И.,– Дмитров: дпк, 2013. – 29с | ||
Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров, обучающихся... Б39 Таможенное право: учеб метод пособие / С. В. Безуглов. – Краснодар, 2013. – 56 с | Учебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010 Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета | ||
Информационные технологии в музее (методическое пособие) Методическое пособие для бакалавров музеологов, обучающихся по направлению 030300 и студентов гуманитарных отделений | Практикум Для студентов педагогических вузов воронеж 2007 Практикум по психологии Человека: Учебное пособие для вузов / Под ред д-ра пед наук, профессора Н. М. Трофимовой. – Воронеж: вгпу,... | ||
Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах... Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах мчс россии. Методическое пособие» | Методическое пособие «Раннее выявление малолетних детей, находящихся... Морозова А. Н., начальник информационно-методического отдела бу «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» | ||
Методическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100 Данное методическое пособие является следующим звеном – продолжением работы по проблеме включения регионального компонента в учебный... | Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | ||
Методическое пособие Канск 2006 Печатается по решению научно-методического... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений | Методическое пособие для студентов геолого-географического факультета... Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко |