Скачать 207.88 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Пикалёво имени А.П.Румянцева
Рабочая программа по музыке 1 класс Разработала: Е. В. Семенова, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4» г. Пикалево им. А. П. Румянцева 2013 – 2014 уч. год Музыка Авторы: Т.В.Челышева, В.В. Кузнецова для УМК системы «Перспективная начальная школа» Раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы начального общего образования 2011 г., авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Т.В.Челышевой, В.В. Кузнецовой «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС НОО Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни. Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально- личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную , преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей. Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН , композитором Д.Б.Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется:
То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского - оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно, наблюдается и совпадение принципов данных концепций. Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. Изучение музыки направлено на достижение следующих целей: - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира; - развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; - освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; - овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации. Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Личностные задачи: - формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания; - развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; - развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм. Познавательные и социальные задачи: - приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству; - формировать целостную художественную картину мира; - воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе; - развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию. Коммуникативные задачи: - формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Содержание программы строится на принципах концепции Д.Б. Кабалевского и направлено на реализацию сверхзадачи музыкального образования - связи музыки с жизнью. В данной программе это связь музыки с жизнью ребенка. Это звуки, окружающие его. Это музыка природы и дома. Это музыкальные встречи с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста. Это звучащий образ Родины и напевы глубокой старины. Программа 1-го класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в общении с ней в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, при встречах со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т. д. - словом, в тех ситуациях, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Программу пронизывает идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка; мысль о том, что музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир. Реализуя главную идею концепции «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования, т. е. связь музыки с жизнью, программа 1-го класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности. Ее главный художественно-педагогический замысел - мир музыки в мире детства, что и является темой данного года музыкального образования. Эта тема пронизывает все занятия и конкретизируется в темах четвертей, которые делятся на подтемы. В соответствии с азбучным характером, программа включает музыкальные произведения, напоминающие о житейских истинах и отражающие детский взгляд на мир. В ней представлено много песен и попевок как народных, так и авторских. Среди них авторские песни прошлых лет, на наш взгляд, незаслуженно забытые, немало и новых песен современных авторов. В программу включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, А.А. Алябьева, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Кор- сакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, С.М. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др. Широко используются в программе музыкально-ритмические движения, игра на простейших музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя. Поскольку данная программа представляет собой азбуку музыкальной грамотности, в ней создана система накопления общих музыкально-художественных представлений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности (языком музыки, ее жанрами и формами) и имеющих взаимосвязь с программой 2-го класса. Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых : - слушание музыки и размышление о ней; - пение; - инструментальное музицирование; - музыкально-пластическое движение; - драматизация музыкальных произведений. В качестве главных методов программы избраны следующие методы: - метод наблюдения за музыкой; - метод убеждения и увлечения музыкой; - метод импровизации; - метод размышления о музыке; - метод междисциплинарных взаимодействий; - метод восхождения от частного к общему. Раздел 3. Описание места учебного предмета Рабочая программа рассчитана на 33ч. в год: 1 час в неделю. Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения музыки являются: — наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; — реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; — позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. Предметными результатами изучения музыки являются: — устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; — общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; — элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Метапредметными результатами изучения музыки являются: — развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; — ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; — продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; — наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Раздел 5. Содержание тем учебного курса «Музыка 1 класс» Учебно-тематический план.
Содержание программы «Мир музыки в мире детства» 1 раздел — «Звуки вокруг нас» Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа? Идея первого раздела- начало большого путешествия в мир музыки от родного порога. Первое знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков. Первая песня, услышанная в родном доме, - мамина колыбельная. Мягкие размеренные покачивания колыбельной как ее интонационная основа. Выразительность колыбельной песни и другой, похожей на нее музыки. От музыкальных звуков дома - к «поющей» природе. Мелодии жизни за порогом дома. Музыка о природе. Введение в разговорный оборот специальных музыкальных понятий: «музыкальный звук», «музыкальная тема», «ритмический рисунок», «пауза», «мелодия», «интонация», «темп», «динамика», «композитор», «шуточная песня», «скрипка». Встреча с музыкой композиторов А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, К. Сен-Санса. Песни: о Родине, о природе, колыбельные, шуточные 2 раздел — «Музыкальные встречи Маши и Миши» Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима. Идея раздела - от музыки в жизни ребенка к звучащему образу Родины. Музыкальное окружение ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей. Отражение в музыке разных жизненных ситуаций. Сказка в музыке. Музыка о разных исторических временах. Образ Родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная сторона в музыкальных картинках. Введение в разговорный оборот общих и специальных музыкальных понятий: «звонница», «звонарь», «солист», «музыкальная характеристика», «сопровождение», «нота», «музыкальная фраза», «характер», «частушка». Встреча с русской народной музыкой и музыкой композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского. Песни: русские народные песни былинного характера, песни о Родине, о природе, игровые и новогодние 3-я четверть — «Так и льются сами звуки из души!» Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке. Идея раздела- музыка вокруг ребенка, музыка в душе ребенка, музыка в его художественном творчестве. Выразительные возможности музыки. Приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен. Общение на музыкальном языке. Музыкальные размышления. Музыка о временах года. Задорные песни зимы. Весенние напевы. Музыкальные миниатюры о животных, птицах, зверях и игрушках. Музыка для любимых пап и мам, бабушек и дедушек. Введение в разговорный оборот общих и специальных музыкальных понятий: «созвучие», «зримая музыка», «музыкальный язык», «герой / песни», «симфоническая музыка», «симфонический оркестр», «настроение в музыке», «чувства в музыке», «выразительность и изобразительность музыки», «долгий звук», «нотная запись», «развитие», «фортепиано». Встреча с русской народной музыкой, с музыкой композиторов К. Дебюсси, С.С. Прокофьева, К. Сен-Санса, Д.Б. Кабалевского, П.И. Чайковского, Э. Грига, М. Равеля. Песни: русские народные игровые, шуточные, праздничные 4-я четверть — «Волшебная сила музыки» Темы: Композитор — исполнитель - слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет. Идея раздела - музыка преображает человека. Ребенок как слушатель и исполнитель. Любимые музыкальные герои. Новые встречи с музыкой. Музыка - вечный спутник человека. Введение в разговорный оборот общих и специальных музыкальных понятий: «Родина», «малая Родина», «слушатель», «исполнитель», «дирижер», «поэт», «запев», «припев», «отрывисто», «певуче». Встреча с музыкой композиторов П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, С.М. Слонимского, М. Равеля. Песни: шуточные, о природе, из мультфильмов. Раздел 6. Календарно-тематическое планирование
Раздел 7. Материально-техническое обеспечение Литература:
Раздел 8. Планируемые результаты По итогам освоения программы 1 класса обучающиеся должны знать/понимать:
уметь:
|
Рабочая программа по музыке(7 класс) Тухфатуллиной Фардии Р Данная рабочая программа по музыке в 7 классе составлена на основании следующих документов | Рабочая программа по музыке 1 класс ... | ||
Рабочая программа по музыке 7 класс Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы... | Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента... Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного... | ||
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента... Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного... | Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального... | ||
Рабочая программа по музыке ступень обучения (класс): основное общее ( 5 – 7 кл.) Программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 1 – 7 класс» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина издательство... | Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного... Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по музыке Класс: 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012года №273-фз | Рабочая программа по музыке Класс: 1-2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012года №273-фз | ||
Рабочая программа по музыке Класс: 1-2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012года №273-фз | Рабочая программа по музыке Класс: 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012года №273-фз | ||
Рабочая программа по искусству ( музыка) 7- класс Учитель второй квалификационной категории Рабочая программа по Музыке для 7 класса составлена на основании следующих документов | Рабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного... Рабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного процесса по Музыке на I ступени образования (1-4 классы)... | ||
Рабочая программа по музыке Класс: 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012 года №273-фз | Рабочая программа по музыке Класс: 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012 года №273-фз |