НОУ СОШ «Московская интернациональная школа «Планета»
«Согласовано»
Руководитель М
_____________
Протокол № 1
от 2.09.2013 г.
| «Утверждено»
Директор НОУ СОШ «Планета»
________Сорокина Т.Б.
Приказ № 3 от 4.09.2013 г.
| «Согласовано»
Зам. директора по учебной работе НОУ СОШ «Планета»
________Симонова А.В.
4.09.2013 г.
| Рабочая программа по географии
8 класс
Разработчик программы:
Королев Андрей Геннадьевич
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Программы:
1. Примерная программа основного общего образования по географии. География России (VII— IX класс) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.
2.Николина В.В. География: Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа;
Программа соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. Оценочные практические работы
Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
Определение поясного времени для разных пунктов России.
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климато-грамм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
УМК:
Дронов В.П., Баранова В.Я.. География: Россия: природа, население, хозяйство. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
География: Россия: природа, население, хозяйство: Электронное приложение к учебнику 8 класса / Под ред. В.П.Дронова. СО-КОМ.
З. Мишняева Е.Ю., Тарасова Н.В., Банникова СВ. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-тренажер для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
Мишняева Е.Ю. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-практикум для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
Барабанов В.В. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-экзаменатор для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
Дронов В.П. География: Россия: природа, население, хозяйство: 8-9 класс. Атлас. - М.: Просвещение, 2010.
Дронов В.П., Котляр О.Г. География: Россия: природа, население, хозяйство: 8-9 класс. Контурные карты. - М.: Просвещение, 2010.
География: Россия: природа, население, хозяйство: 8 класс: Методические рекомендации Под ред. В.П.Дронова. - М.: Просвещение, 2010.
География: Россия: природа, население, хозяйство: Интерактивное картографическое пособие: 8 класс / Под ред. В.П. Дронова. СО-КОМ.
Дополнительная литература:
1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2009.
2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.
3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2007. 4.Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.
5. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.
6. Интернет - ресурсы. Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;
сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;
продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;
При изучении отдельных тем курса большое внимание уделяется вопросам безопасности жизнедеятельности человека.
Например при изучении темы "Рельеф" рассказывается о мерах безопасности при стихийных явлениях (землетрясениях).
При изучении темы "Климат России" дается оценка климатических условий для обеспечения жизни людей (предупреждение ураганов, смерчей и т.д.).
При изучении темы "Внутренние воды России" приводятся примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности (наводнения, паводки и т.д.).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2008г. Линия учебно-методических комплектов «Сферы»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА: 1. Называть и (или) показывать:
—предмет изучения географии России;
—основные средства и методы получения географической информации; —субъекты Российской Федерации; —пограничные государства;
—особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
—границы часовых поясов;
—основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
—климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
—распределение рек страны по бассейнам океанов;
—основные области современного оледенения и крупные ледники;
—зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
—основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
—важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
—народы, наиболее распространенные языки, религии;
—примеры рационального и нерационального размещения производства;
—объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
—районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
—экологически неблагополучные районы России;
—маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
—географическое положение объектов; разницу в поясном времени территорий; —погоду по синоптической карте;
—параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
—географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
—образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
—особенности быта и религий отдельных народов.
4. Объяснять:
—роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
—влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
— влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; —как составляют прогноз погоды;
—распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
—почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных
зон;
—причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
—разнообразие природных комплексов на территории страны;
—различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
—изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
— особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
— роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; —уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
—причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
— особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
—объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
5. Оценивать и прогнозировать:
—природно-ресурсный потенциал страны, региона; —экологическую ситуацию в стране, регионе;
— изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
—изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
—развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»
Курсивом - содержание госстандарта
Подчеркнутым курсивом - опыт практической деятельности по госстандарту Печатный текст - содержание примерной программы основного общего образования Жирным курсивом - добавление из авторской программы В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «Программа по географии для 8 класса»
ВВЕДЕНИЕ —1ч
Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности Раздел 1. Особенности географического положения России-9ч
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России.Географическое положение страны и его виды. Характеристика географического положения России. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны. Географического положение России как фактор развития ее хозяйства. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения
Границы России.Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Соседи России
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. Сравнительная характеристика географического положения России и других стран. Определение поясного времени для разных городов России.
Раздел 2. Природа России -60 ч
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России. Классификации природных ресурсов
Геологическое строение, рельеф и полезные ископяемые. Геологическое летосчисление. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.
Практическая работа. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Охрана ресурсов недр.
Климат и климатические ресурсы. Воздушное пространство России как составная часть атмосферы Земли. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс, близость морей и океанов, особенности рельефа. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны .Климатические пояса и типы климатов России. Составление прогноза погоды. Комфортность климатических условий.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей: на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Анализ физической карты и карт компонентов природы. Агроклиматические ресурсы.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Охрана воздушного бассейна.
Определение особенностей климата своего региона.
Практические работы. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Воды России как составная часть мировой гидросферы. Природно-хозяйственные различия морей России. Хозяйственное использование и охрана ресурсов морей.
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Бассейны стока рек. Главные речные системы России. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.
Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, её распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Рациональное использование, пути сохранения качества и охрана водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России, их рациональное использование и охрана. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Практическая работа. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Российская часть биосферы.
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Природно-хозяйственные зоны. Физико-географическое районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Широтная зональность и высотная поясность на территории страны. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей. Рациональное использование ресурсов и охрана природы. Природо-хозяйственная зона своего района и своей местности.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.. Особо охраняемые природные территории России. Памятники всемирного природного наследия.
Практическая работа. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Раздел 3. Население России - 11ч
Численность населения России. Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности численности, воспроизводства и механического прироста российского населения на рубеже XX и XXI веков. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Естественное движение населения. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий. Демографические проблемы страны.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Половозрастная пирамида, причины её своеобразия в России. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России. Возрастная структура населения.
Народы и основные религии Росшн. Народы и основные религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Национальный и языковой состав населения. География основных религий.
Особенности расселения населения России. Геодемографическое положение России геогра-
фические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Низкая средняя плотность населения страны. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.
Человеческий капитал страны. Трудовые ресурсы и экономически активное население Рос-сии. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие. Качество населения.
Практические работы. Выявление территориальных аспектов межнаииональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории. Календарно-тематическое планирование учебного материала
по «Географии России» (Природа. Население. Хозяйство.) в 8 классе
(комплексный курс)
2013 – 2014 учебный год
70 уроков (2ч/н)
Программа
| Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г.
| Основная литература
| Базовый учебник
| Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.
| Методическое пособие для ученика
| Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.
География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
| |