ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)
Количество часов в неделю 2. Количество часов в 1 четверти 18. Количество часов во 2 четверти 14. Количество часов в 3 четверти 18. Количество часов в 4 четверти 18.
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. В авторскую программу внесены изменения с целью расширения знаний учащихся краеведческого материала
(Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1);
Темы некоторых уроков (15 %) дополнены фрагментами, содержащими краеведческий материал, что способствует формированию у детей интереса к историческому прошлому и настоящему родного края, природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю. В курсе 4 класса выделяется несколько содержательных линий:
изучение систематизированных элементарных сведений о природе, истории, хозяйстве России, как части глобального мира, с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
ознакомление с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Изучение форм земной поверхности, полезных ископаемых, водоемов, почв, природных сообществ, сельского хозяйства. Охрана природы родного края;
формирование представления об основных периодах развития человечества, первоначальное знакомство с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями;
знакомство с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. Изучение вопросов о правах человека и правах ребенка;
формирование первоначальных географических представлений о родной стране. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.
Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.
В результате изучения курса «Окружающий мир» учащиеся 4 класса должны
ПОНИМАТЬ
| ЗНАТЬ
| УМЕТЬ
| Земля и человечество (10 ч)
| причины смены дня и ночи;
причины смены времен года;
счет лет в истории;
распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу;
значение природы для человека;
основные экологические проблемы природы и современного общества.
| что изучает астрономия, география, история, экология;
небесные тела: звезды, планеты и спутники планет;
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли с помощью глобуса и географической карты;
как ведется счет лет в истории;
исторические источники;
особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы планеты;
меры, принимаемые для охраны природы;
2-3 названия исчезнувших животных;
некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России.
| соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;
определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
приводить примеры экологических связей;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;
в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
| Природа России (10 ч)
| экологические проблемы каждой из природных зон;
взаимосвязи в природе;
значение природы для человека;
основные экологические проблемы природы и современного общества.
необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.
| природные зоны России;
особенности природы каждой из зон;
важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны;
признаки приспособленности организмов к условиям обитания в разных природных зонах;
особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями;
виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России;
причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей;
некоторые современные экологические проблемы;
правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
| показывать на физической карте изучаемые географические объекты;
показывать изучаемые объекты на карте природных зон России;
выявлять признаки приспособленности растений различных природных зон к условиям жизни;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;
определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
приводить примеры экологических связей;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;
в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
| Родной край — часть большой страны (14 ч)
| экологические связи в сообществах;
экологические проблемы каждой из природных зон;
взаимосвязи в природе;
необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.
| карту родного края;
изучаемые водоемы края;
разнообразие растений и животных различных сообществ;
основные свойства изучаемых полезных ископаемых, практическое значение, места и способы добычи;
растениеводство и животноводство в нашем крае, их отрасли; - сорта культурных растений, породы домашних животных;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
| показывать на физической карте изучаемые географические объекты;
распознавать природные объекты;
различать важнейшие полезные ископаемые своего края, определять их свойства;
распознавать растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема;
различать основные сельскохозяйственные растения, сельскохозяйственных животных своего края;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
приводить примеры экологических связей;
соблюдать правила поведения в природе;
использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
| Страницы всемирной истории (5 ч)
| значение понятия «лента времени»;
какую ответственность несёт человечество за сохранение мира на планете.
| основные периоды развития человечества: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
важнейшие события и великих людей разных исторических периодов;
великие географические открытия;
достижения науки и техники в разные исторические времена.
| самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
| Страницы истории Отечества (20 ч)
| причастность к истории каждого человека, каждой семьи;
связь времен и поколений;
| кто такие славяне, их быт, нравы, верования;
культуру, быт и нравы Древней Руси;
культуру, быт и нравы страны в XIII —XX вв;
прошлое родного края;
историю страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи;
наиболее важные исторические события;
великих людей отечественной истории;
достижения науки и техники
| приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
находить и показывать изучаемые объекты на исторических картах;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
| Современная Россия (9 ч)
| государственное устройство России;
многонациональный состав населения России.
| государственную символику России;
государственные праздники современной России;
что такое Конституция;
основные права ребенка;
права и обязанности гражданина России;
природу, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитых людей, памятники культуры в регионах;
культуру, быт и нравы Древней Руси;
культуру, быт и нравы страны в XIII —XX вв;
прошлое родного края;
историю страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи;
наиболее важные исторические события;
великих людей
достижения науки и техники
| приводить примеры народов России;
находить и показывать изучаемые объекты на исторических картах;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
|
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Официальная символика Ставропольского края
| Обучающиеся должны знать и уметь:
Символику Ставропольского края;
формы земной поверхности нашего края;
города и населённые пункты Ставропольского края;
основные народные традиции;
условия сохранения и укрепления здоровья в южном крае;
основных представителей растений Ставрополья;
основных представителей фауны Ставрополья;
некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу Ставропольского края;
представителей Тебердинского заповедника;
основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в Ставропольском крае;
экологическую обстановку нашего края и города, причины экологической опасности;
представителей культурных растений Ставрополья;
отрасли промышленности в городе Невинномысске, Ставропольском крае.
должны уметь составлять простой рассказ о географическом положении Ставропольского края, климатических условиях (по плану или опорным словам);
уметь участвовать в мероприятиях по охране природы на территории Ставропольского края;
составлять простой рассказ о флоре и фауне, об отраслях экономики, о странах соседях Ставропольского края (по плану или опорным словам).
| Красная книга Ставропольского края
| Формы земной поверхности нашего края
| Природа Ставропольского края
| Водоёмы города
| Полезные ископаемые нашего края
| Почвы Ставропольского края
| Животный и растительный мир Ставропольского края
| Город Невинномысск во время Великой отечественной войны
| Наш край. Прошлое и настоящее
| Путешествие по родному краю
|
Для реализации программного содержания используются:
1 . Плешаков А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2005. Учебник интересен тем, что одновременно на доступном для обучающихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать. Обучающиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней;
2. Плешаков А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2007.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебник: Окружающий мир. 4-й класс. -М.: Просвещение, 2008. (автор: А.А.Плешаков)
№ п/п
| Дата
| Тема урока
|
|
| Государственная символика России. РК Официальная символика Ставропольского края.
| ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (10 ч)
|
|
| Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.
|
|
| Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.
|
|
| Звездное небо – великая книга природы. Тест № 1 по теме «Мир глазами астронома»
|
|
| Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.
|
|
| Пояса Земли. Тест № 2 по теме «Мир глазами географа»
|
|
| Мир глазами историка.
|
|
| Когда и где. История – путешествие вглубь времен. Карта – помощница. Тест № 3 по теме «Мир глазами историка»
|
|
| Прошлое и настоящее глазами эколога.
|
|
| Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга.
РК Красная книга Ставропольского края.
|
|
| Обобщающий урок-игра по теме «Земля и человечество»
Проверочная работа «Земля и человечество»
| ПРИРОДА РОССИИ (10 ч)
|
|
| Равнины и горы России.
|
|
| Моря, озера и реки России.
|
|
| Зона Арктических пустынь. Тест № 4 по теме «Зона арктических пустынь»
|
|
| Тундра. РК Формы земной поверхности нашего края. Тест № 5 по теме «Тундра»
|
|
| Леса России.
|
|
| Лес и человек. Проверочная работа за I четверть.
|
|
| Зона степей. Тест № 6 по теме «Зона степей».
| ПРИРОДА РОССИИ (10 ч)
| 19.
|
| Пустыни.
| 20.
|
| У Чёрного моря. Тест № 7 по теме «У Черного моря»
| 21.
|
| Экологическое равновесие. Проверочная работа «Природа России».
| РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (14 ч)
| 22.
|
| Наш край. РК Природа Ставропольского края.
| 23.
|
| РК Поверхность нашего края.
| 24.
|
| Водоемы нашего края. РК Водоёмы Ставропольского края.
| 25.
|
| Наши подземные богатства. Гранит, известняк, песок и глина.
| 26.
|
| Наши подземные богатства. Торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ.
| 27.
|
| Охрана подземных богатств. РК. Полезные ископаемые нашего края.
| 28.
|
| Земля-кормилица. РК Почвы Ставропольского края.
Тест № 8 по теме «Наши подземные богатства».
| 29.
|
| Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
| 30.
|
| Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Тест № 9 по теме «Жизнь луга»
| 31.
|
| Жизнь пресного водоёма. Проверочная работа за II четверть.
| 32.
|
| РК Растениеводство в нашем крае.
| 33.
|
| Викторина «Наш край» Тест № 10 по теме « Растениеводство в нашем крае»
| РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ
| 34.
|
| Незаметные защитники урожая.
| 35.
|
| РК Животноводство в нашем крае.
| 36.
|
| РК Животный и растительный мир Ставропольского края
Проверочная работа по теме «Природа Ставропольского края».
| 37.
|
| Защита проектов о полезных ископаемых Ставропольского края «Край сокровищ»
| СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
| 38.
|
| Начало истории человечества.
| 39.
|
| Мир древности: далёкий и близкий. Тест № 11 по теме « Мир далекий и близкий»
| 40.
|
| Средние века: время рыцарей и замков. Тест № 12 по теме « Средние века»
| 41.
|
| Новое время: встреча Европы и Америки. Тест № 13 по теме «Новое время»
| 42.
|
| Новейшее время: история продолжается сегодня.
Тест «Страницы всемирной истории».
| СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
| 43.
|
| Жизнь древних славян. Тест № 14 по теме « Жизнь древних славян»
| 44.
|
| Во времена Древней Руси.
| 45.
|
| Страна городов.
| 46.
|
| Из книжной сокровищницы Древней Руси.
| 47.
|
| Трудные времена на Русской земле. Тест № 15 по теме «Трудные времена на Русской земле»
| 48.
|
| Русь расправляет крылья. Тест № 16 по теме «Древняя Русь»
| 49.
|
| Куликовская битва.
| 50.
|
| Иван Третий.
| 51.
|
| Мастера печатных дел. Проверочная работа за III четверть.
| 52.
|
| Патриоты России.
| СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
| 53.
|
| Пётр Великий.
| 54.
|
| Михаил Васильевич Ломоносов.
| 55.
|
| Екатерина Великая.
| 56.
|
| Отечественная война 1812 года. Тест № 17по теме «Россия в XVII-XVIII веках».
| 57.
|
| Страницы истории XIX века.
| 58.
|
| Россия вступает в XX век.
| 59.
|
| Страницы истории 20-30 годов.
| 60.
|
| Великая война и Великая Победа. РК Невинномысск во время Великой отечественной войны.
| 61.
|
| Страна, открывшая путь в космос.
Проверочная работа по теме «По страницам истории Отечества».
| 62.
|
| РК Наш край. Прошлое и настоящее.
| СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
| 63.
|
| Основной закон России и права человека.
| 64.
|
| «Дети имеют право на особую заботу и помощь». Тест № 18 по теме « Основной закон России. Права человека.»
| 65.
|
| Мы — граждане России. Тест № 19 по теме « Мы – граждане России»
| 66.
|
| Славные символы России. Тест № 20 по теме « Славные символы России»
| 67.
|
| Такие разные праздники. РК Праздники и традиции народов Ставропольского края.
| 68.
|
| Путешествие по России.
| |