Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.





Скачать 213.49 Kb.
НазваниеРабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.
Дата публикации13.07.2014
Размер213.49 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относя­щейся к богатствам природы и общества.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окру­жающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)

Количество часов в неделю 2.
Количество часов в 1 четверти 18.
Количество часов во 2 четверти 14.
Количество часов в 3 четверти 18.
Количество часов в 4 четверти 18.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В авторскую программу внесены изменения с целью расширения знаний учащихся краеведческого материала

(Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1);

Темы некоторых уроков (15 %) дополнены фрагментами, содержащими краеведческий материал, что способствует формированию у детей интереса к историческому прошлому и настоящему родного края, природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю.
В курсе 4 класса выделяется несколько содержательных линий:

  • изучение сис­тематизированных элементарных сведений о природе, истории, хозяйстве России, как части глобального мира, с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • ознакомление с разнообразием природы нашей Ро­дины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Изучение фор­м земной поверхности, полезных ископаемых, водоемов, почв, природных сообществ, сельского хозяйства. Охрана природы родного края;

  • формирование представления об основных пе­риодах развития человечества, первоначальное знакомство с ис­торией родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями;

  • знакомство с государственным устройством, государственной сим­воликой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регио­нами. Изучение вопросов о правах человека и правах ребенка;

  • формирование первоначальных географических представлений о родной стране. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.


Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.

В результате изучения курса «Окружающий мир» учащиеся 4 клас­са должны

ПОНИМАТЬ

ЗНАТЬ

УМЕТЬ


Земля и человечество (10 ч)


  • причины смены дня и ночи;

  • причины смены времен года;

  • счет лет в истории;

  • распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу;

  • значение природы для человека;

  • ос­новные экологиче­ские проблемы при­роды и современного общества.




  • что изучает астрономия, география, история, экология;

  • небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет;

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

  • способы изображения Земли с помощью глобуса и географической карты;

  • как ведется счет лет в истории;

  • историчес­кие источники;

  • особенности исторической карты;

  • некоторые современные экологические проблемы планеты;

  • меры, принимаемые для охраны природы;

  • 2-3 названия исчезнувших животных;

  • некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу России.




  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес­кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да­вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости;

  • определять возможные причины отри­цательных изменений в природе;

  • предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

  • определять необходимые меры охраны природы, ва­рианты личного участия в сохранении природного окруже­ния;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;

  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

  • приводить примеры экологических связей;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;

  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Природа России (10 ч)


  • экологические проблемы каждой из природных зон;

  • взаимосвязи в природе;

  • значение природы для человека;

  • ос­новные экологиче­ские проблемы при­роды и современного общества.

  • необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления.




  • природные зоны России;

  • особенности при­роды каждой из зон;

  • важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны;

  • признаки приспособлен­ности организмов к условиям обитания в разных природных зонах;

  • особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями;

  • виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России;

  • причины уменьшения диких животных: вырубка лесов, загрязнение воды, неумеренная охота, неправильное поведение человека в природе, хозяйственная деятельность людей;

  • некоторые современные экологические проблемы;

  • правила безопасного поведения отдыхающих у моря.




  • показывать на физической кар­те изучаемые географические объекты;

  • показывать изу­чаемые объекты на карте природных зон России;

  • выявлять признаки приспособленности растений различных при­родных зон к условиям жизни;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да­вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости;

  • определять возможные причины отри­цательных изменений в природе;

  • предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

  • определять необходимые меры охраны природы, ва­рианты личного участия в сохранении природного окруже­ния;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес­кого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • приводить примеры экологических связей;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • соблюдать правила поведения в природе и обосновывать их необходимость;

  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Родной край — часть большой страны (14 ч)

  • экологические связи в сообществах;

  • экологические проблемы каждой из природных зон;

  • взаимосвязи в природе;

  • необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления.




  • карту родного края;

  • изучаемые во­доемы края;

  • разнообразие растений и животных различных со­обществ;

  • основные свой­ства изучаемых полезных ископаемых, практическое значение, места и способы добычи;

  • растениеводство и животноводство в нашем крае, их от­расли; - сорта культурных растений, породы домашних животных;

  • особенности природы своего края: формы земной поверх­ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;




  • показывать на физической кар­те изучаемые географические объекты;

  • распознавать природные объекты;

  • различать важнейшие полезные ископаемые свое­го края, определять их свойства;

  • распознавать растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема;

  • различать основные сельскохозяйственные растения, сельскохозяйственных животных своего края;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес­кого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

  • приводить примеры экологических связей;

  • соблюдать правила поведения в природе;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Страницы всемирной истории (5 ч)


  • значение понятия «лента времени»;

  • какую ответственность несёт человечество за сохранение мира на планете.




  • основные пе­риоды развития человечества: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • важнейшие события и великих людей разных исторических периодов;

  • великие геогра­фические открытия;

  • достижения науки и техники в разные исторические времена.




  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Страницы истории Отечества (20 ч)

  • причаст­ность к истории каждого человека, каждой семьи;

  • связь времен и поколений;




  • кто такие славяне, их быт, нравы, верования;

  • культуру, быт и нра­вы Древней Руси;

  • культуру, быт и нравы страны в XIII —XX вв;

  • прошлое родного края;

  • историю страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи;

  • наиболее важные исторические события;

  • великих людей отечественной ис­тории;

  • достижения науки и техники




  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • находить и показывать изучаемые объ­екты на исторических картах;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Современная Россия (9 ч)

  • государственное устройство России;

  • многонациональный состав населения России.




  • государственную символику России;

  • государственные праздни­ки современной России;

  • что такое Конституция;

  • основные права ребенка;

  • права и обязанности гражданина России;

  • природу, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитых людей, памятники культуры в ре­гионах;

  • культуру, быт и нра­вы Древней Руси;

  • культуру, быт и нравы страны в XIII —XX вв;

  • прошлое родного края;

  • историю страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи;

  • наиболее важные исторические события;

  • великих людей

  • достижения науки и техники




  • приводить примеры народов России;

  • находить и показывать изучаемые объ­екты на исторических картах;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.


РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Официальная символика Ставропольского края

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • Символику Ставропольского края;

  • формы земной поверхности нашего края;

  • города и населённые пункты Ставропольского края;

  • основные народные традиции;

  • условия сохранения и укрепления здоровья в южном крае;

  • основных представителей растений Ставрополья;

  • основных представителей фауны Ставрополья;

  • некоторых представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу Ставропольского края;

  • представителей Тебердинского заповедника;

  • основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в Ставропольском крае;

  • экологическую обстановку нашего края и города, причины экологической опасности;

  • представителей культурных растений Ставрополья;

  • отрасли промышленности в городе Невинномысске, Ставропольском крае.

  • должны уметь составлять простой рассказ о географическом положении Ставропольского края, климатических условиях (по плану или опорным словам);

  • уметь участвовать в мероприятиях по охране природы на территории Ставропольского края;

составлять простой рассказ о флоре и фауне, об отраслях экономики, о странах соседях Ставропольского края (по плану или опорным словам).

Красная книга Ставропольского края


Формы земной поверхности нашего края

Природа Ставропольского края

Водоёмы города


Полезные ископаемые нашего края


Почвы Ставропольского края


Животный и растительный мир Ставропольского края

Город Невинномысск во время Великой отечественной войны

Наш край. Прошлое и настоящее


Путешествие по родному краю




Для реализации программного содержания используются:

1 . Плешаков А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2005. Учебник интересен тем, что одновременно на доступном для обучающихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать. Обучающиеся приобретают также определенные уме­ния, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождаю­щего безответственное отношение к ней;

2. Плешаков А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2007.


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебник: Окружающий мир. 4-й класс. -М.: Просвещение, 2008. (автор: А.А.Плешаков)


п/п

Дата

Тема урока






Государственная символика России. РК Официальная символика Ставропольского края.

ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (10 ч)






Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.






Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.






Звездное небо – великая книга природы. Тест № 1 по теме «Мир глазами астронома»






Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.






Пояса Земли. Тест № 2 по теме «Мир глазами географа»






Мир глазами историка.






Когда и где. История – путешествие вглубь времен. Карта – помощница. Тест № 3 по теме «Мир глазами историка»






Прошлое и настоящее глазами эколога.






Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга.

РК Красная книга Ставропольского края.






Обобщающий урок-игра по теме «Земля и человечество»

Проверочная работа «Земля и человечество»

ПРИРОДА РОССИИ (10 ч)






Равнины и горы России.






Моря, озера и реки России.






Зона Арктических пустынь. Тест № 4 по теме «Зона арктических пустынь»






Тундра. РК Формы земной поверхности нашего края. Тест № 5 по теме «Тундра»






Леса России.






Лес и человек. Проверочная работа за I четверть.






Зона степей. Тест № 6 по теме «Зона степей».

ПРИРОДА РОССИИ (10 ч)

19.




Пустыни.

20.




У Чёрного моря. Тест № 7 по теме «У Черного моря»

21.




Экологическое равновесие. Проверочная работа «Природа России».

РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (14 ч)

22.




Наш край. РК Природа Ставропольского края.

23.




РК Поверхность нашего края.

24.




Во­доемы нашего края. РК Водоёмы Ставропольского края.

25.




Наши подземные богатства. Гранит, известняк, песок и глина.

26.




Наши подземные богатства. Торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ.

27.




Охрана подземных богатств. РК. Полезные ископаемые нашего края.

28.




Земля-кормилица. РК Почвы Ставропольского края.

Тест № 8 по теме «Наши подземные богатства».

29.




Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

30.




Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Тест № 9 по теме «Жизнь луга»

31.




Жизнь пресного водоёма. Проверочная работа за II четверть.

32.




РК Растениеводство в нашем крае.

33.




Викторина «Наш край» Тест № 10 по теме « Растениеводство в нашем крае»

РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ

34.




Незаметные защитники урожая.

35.




РК Животноводство в нашем крае.

36.




РК Животный и растительный мир Ставропольского края

Проверочная работа по теме «Природа Ставропольского края».

37.




Защита проектов о полезных ископаемых Ставропольского края «Край сокровищ»

СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

38.




Начало истории человечества.

39.




Мир древности: далёкий и близкий. Тест № 11 по теме « Мир далекий и близкий»

40.




Средние века: время рыцарей и замков. Тест № 12 по теме « Средние века»

41.




Новое время: встреча Европы и Америки. Тест № 13 по теме «Новое время»

42.




Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тест «Страницы всемирной истории».


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

43.




Жизнь древних славян. Тест № 14 по теме « Жизнь древних славян»

44.




Во времена Древней Руси.

45.




Страна городов.

46.




Из книжной сокровищницы Древней Ру­си.

47.




Трудные времена на Русской земле. Тест № 15 по теме «Трудные времена на Русской земле»

48.




Русь расправляет крылья. Тест № 16 по теме «Древняя Русь»

49.




Куликовская битва.

50.




Иван Третий.

51.




Мастера печатных дел. Проверочная работа за III четверть.

52.




Патриоты России.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

53.




Пётр Великий.

54.




Михаил Васильевич Ломоносов.

55.




Екатерина Великая.

56.




Отечественная война 1812 года. Тест № 17по теме «Россия в XVII-XVIII веках».

57.




Страницы истории XIX века.

58.




Россия вступает в XX век.

59.




Страницы истории 20-30 годов.

60.




Великая война и Великая Победа. РК Невинномысск во время Великой отечественной войны.

61.




Страна, открывшая путь в космос.

Проверочная работа по теме «По страницам истории Отечества».

62.




РК Наш край. Прошлое и настоящее.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

63.




Ос­новной закон России и права человека.

64.




«Дети имеют право на особую заботу и помощь». Тест № 18 по теме « Основной закон России. Права человека.»

65.




Мы — граждане России. Тест № 19 по теме « Мы – граждане России»

66.




Славные символы России. Тест № 20 по теме « Славные символы России»

67.




Такие разные праздники. РК Праздники и традиции народов Ставропольского края.

68.




Путешествие по России.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Окружающий мир», утверждённой...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по окружающему...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373, на основе Примерной основной образовательной программы...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconРабочая программа по окружающему миру на 2013 2014 учебный год
Разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования и авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconРабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе...
Примерной программы начального общего образования и авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утвержденной...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального...
России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. С. Кузин, «Изобразительное искусство», утвержденной мо...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconРабочая программа по обучению грамоте (литературное чтение) для 1...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшина (Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconРабочая программа по трудовому обучению для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconПояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру
«Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconПримерная программа по технологии для 4 класса создана на основе...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана...
Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Зеленый дом», утверждённой мо РФ (Москва...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск