Рабочая программа по географии 7 класс
Пояснительная записка
Цели и задачи курса.
Курс географии материков и океанов — это второй по счету школьный курс географии, который изучают школьники. Основная цель курса — создать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Другая важная цель курса — раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
Нормативно-правовая база
Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерными программами основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы).
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VII - 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она
представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочноэнциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целыр в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа 2100», география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у
учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.
Механизмы формирования компетентности обучения.
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.
В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.
Форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Учебная литература
Коринская, В.А., Душина, И.В. «География материков и океанов» -М.: Дрофа,
2008.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
| Количество часов
| Введение
| 4
| Раздел I. Главные особенности природы Земли.
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли.
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан - главная часть гидросферы. Тема 4. Географическая оболочка.
| 9
2
3
1
1
| Раздел II. Океаны и материки
Тема 5. Океаны
Тема 6. Южные материки. Африка. Тема 7. Австралия и Океания Тема 8. Южная Америка Тема 9. Антарктида.
Тема 10. Северная Америка.
Тема 11. Евразия
| 51
4
11
4
6
2
8
15
| Раздел Ш. Географическая оболочка - наш дом
| 4
|
Практические работы
Практических работ - 52, из них оценочных -13. Оценочные практические работы: Введение (4 часа).
Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 часов).
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 часа).
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (3 часа).
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан -главная часть гидросферы (I час).
Тема 4. Географическая оболочка (3 часа).
Раздел П. Океаны и материки (51 час).
Тема 5. Океаны (4 часа).
Тема 6. Южные материки. Африка (11 часов).
Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
Обучение определению географического положения материка.
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема 7. Австралия и Океания (4часа).
Сражение географического положения Австралии и Африки.
Тема 8. Южная Америка (6 часов%
Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
. 7. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
Составление Описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).
Тема 9. Антарктида (2 часа).
Тема 10. Северная Америка (8 часов)
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление описания путешествия по одной из стран континент с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).
Тема 11. Евразия (15 часов).
Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
Раздел Ш. Географическая оболочка - наш дом (4 часа).
МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ. VII КЛАСС (68 ч,2 ч в неделю)
Введение (4 часа)
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие
источников географической информации. Страноведческие описания. Географическая культура человека.
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире,
Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие
географических представлений об устройстве поверхности Земли. Заполнение «белых пятен» на карте.
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы на каргах, способы их изображения. Решение задач по карте.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
предмет изучения географии. Части света Карты материков.
основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых;
свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.
Уметь:
читать и анализировать географические карты;
показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий;
называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану .
РАЗДЕЛ I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ
(9 часов)
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 часа)
Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения. Внутренние и внешние оболочки Земли. Литосфера и рельеф Земли, гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы (А. Вегенер, глобальная тектоника литосферных плит и другие современные теории). Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Различие форм рельефа по величине и происхождению. Внутренние и внешние рельефообразующие процессы. Закономерности размещения крупных форм рельефа Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Практическая работа. 3. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения темы ученик должен Знать:
строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорик литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.
Уметь:
показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области сейсмические пояса, области вулканизма Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф».
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (3 часа)
Пояса освещенности и тепловые пояса Распределение температуры воздуха, атмосферной давления и осадков на Земле. Климатическая карта Воздушные массы. Открытие обще! циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса i области. Опасные природные явления в атмосфере.
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения темы ученик должен Знать:
климатообразующие факторы, типы климатических поясов.
Уметь:
объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положени климатических поясов и д авать их характеристику
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан—главная часть гидросферы
(1 час)
Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана Водные массы. Система поверхностны течений в Океане. Льды.
Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей. Перераспределение тепла и влаги межд сушей и океанами.
Т ребования к уровню подготовки учащихся В результате изучения темы ученик должен Знать:
Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океан воды и суши.
Уметь:
описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.
|