Урок окружающего мира в 1 классе по УМК «Школа России» по теме: «Кто такие рыбы?»
Учитель начальных классов Дивовской СОШ Савченко Елена Ивановна
Тема урока: Кто такие рыбы?
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формировать представление о разнообразии рыб, о выработке элементарных экологических норм.
Прогнозируемые результаты:
Понятия: морские рыбы, речные рыбы, правила поведения ;
Предметные результаты:
Познакомятся с отличительными признаками рыб;
Научатся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану;
Получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Универсальные учебные действия:
-регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
-познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстраций; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии рыб;
-коммуникативные:формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.
-личностные: самооценка Оборудование:
1.А. А.Плешаков. Учебник «Окружающий мир» для 1 класса.1часть.Москва «Просвещение» 2011г
2. А.А.Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса.Москва «Просвещение» 2011г
3 Мультимедийный проектор
4.Смайлики (жёлтый, красный, зелёный)
5.Магнитафон
7. Рисунки рыб
8. А.А.Плешаков. Атлас- определитель «От земли до неба». Москва «Просвещение» 2012г
Ход урока.
Этапы урока
| Содержание урока
| Универсальные учебные действия
| 1.Организационный момент
| Заходите, дети ,в класс
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем : «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок, рты закрыли на замок.
|
| 2. Актуализация знаний
| - Ребята, я предлагаю вам отгадать несколько загадок и закончить стихотворения –загадки. Постарайтесь запомнить названия всех животных , которые прозвучат.( После ответов детей появляются слайды)
Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!
И покраснела…..
(Божья коровка) (слайд1)
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый…….
(Светлячок) (слайд2)
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза.
Кто же это?
(Стрекоза) (слайд3)
Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок.
Приглашает «Мошки!
Отдохните, крошки!»
(Паук) (Слайд4)
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся , встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка) (Слайд5)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар) (Слайд6)
Прыгает пружинка-
Зеленая спинка-
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик) (Слайд7)
-Ребята, каких животных вы назвали? (Божья коровка, светлячок, стрекоза, паук , бабочка, комар, кузнечик)
- Можно ли объеденить их в одну группу? (Нет)
- Все ли относятся к насекомым? (Нет)
-Почему паук – не насекомое? ( У него 8 ног)
| Коммуникативные
Познавательные
| 3Мотивация учебной деятельности
| А сейчас,ребята, послушайте аудиозапись разговора Муравья и Черепахи.
Муравей. Привет, Черепаха! Куда ты так торопишься?
Черепаха. Я спешу к реке. У меня там встреча.
Муравей. А с кем ты встречаешься?
Черепаха. Отгадаешь загадку – узнаешь.
-В воде они живут,
Нет клёва, а клюют.
Муравей. Я не знаю – кто это.
Черепаха. Тогда попроси помощи у ребят.
Муравей. Ребята, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку.
-Ребята, кто из вас сможет помочь? О ком же шла речь в загадке? (О рыбах)
- А кто такие рыбы? (Не знаем)
-Вот на этот вопрос мы и постараемся сегодня ответить.
| Регулятивные
Коммуникативные
| 4. Работа по теме урока.
| - Ребята, а что вы знаете о рыбах? (Ответы детей)
-Хорошо. Давайте подведём итог вашим высказываниям. Рыбы – дети воды: где вода, там и они. Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст; (слайд 8), толстые и круглые , как мячик; (слайд9), крохотные и огромные. (слайд10). Но есть что-то общее: из-за чего всех их называют рыбами. Как вы думаете, что же это? (Ответы детей)
| Познавательные
Коммуникативные
| Работа с учебником
| - Ребята, давайте воспользуемся рисунком на странице 34 и рассмотрим строение рыбы.
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не дает ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают , как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород и большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащенная кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели. Есть у рыб плавательный пузырь , который помогает рыбам нырять, всплывать. И есть еще удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы. И состоит из маленьких отверстий. С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.
Все это, конечно , вы сразу не запомните.
-А что по вашему надо запомнить? (Отличительные признаки рыб)
-Для этого отгадайте загадку.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток?
-Что же это за одежда?(Чешуя)
Да, ребята, тело почти всех рыб покрыто чешуёй. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет- и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, по широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.
| Физминутка
|
|
| 5.Моделирование
| - На партах у вас рисунки рыб. Задание: Из вырезанных кружочков смоделируйте «одежду»для рыб, определяя закономерность расположения чешуек.
| Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
| Работа с учебником
Работа с атласом-определителем
| _ А где могут Жить рыбы? ( В водоемах)
-Каких?
_Посмотрите в учебник. Каких рыб могла встретить Черепаха в реке? Найдите их, прочитайте названия речных рыб.
-На соседней иллюстрации изображены морские рыбы . Прочитайте их названия.
- Я сейчас буду загадывать вам загадки , а вы должны будите определить : речная она или морская.
На дне, где тихо и темно ,
Лежит усатое бревно. (Сом) (Слайд 11)
Хвостом виляет,
Зубаста , а не лает. (Щука) (Слайд 12)
Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл. (Ёрш) (Слайд 13)
-Итак, все названные рыбы – речные. У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа. Об остальных рыбах прочитайте в атласе- определителе. (Дети читают текст)
| Работа с учебником
| -А теперь опустимся на дно моря. Каких рыб мы встретим там?
(Ученики определяют морских рыб). Проверьте правильность своих ответов на странице 90.
-А сейчас я расскажу вам об одной интересной морской рыбе. (Слайд 14) Это камбала.. Ляжет камбала на песчаное дно- и не видно ее . Однажды проделали опыт.: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.
Про нее много можно интересного рассказать. У камбалы – крошки Два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.
|
| Физминутка
|
|
| 6.Самостоятельная работа
| Задание 1
-А сейчас вы, ребята, выберете для себя любую рыбу о которой мы ещё не говорили и составите о ней рассказ по плану который дан у вас на листочках.
План.
1 Название рыбы
2 Речная или морская рыба
3.Размеры рыбы (большая, маленькая, средних размеров)
4Форма тела
5Окраска туловища, плавников
6 Особенности частей тела(например, рта, глаз, плавников) (Выслушать 2-3 рассказа)
| Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
|
| Задание 2
Ученики выполняют самостоятельно работу в печатной тетради на странице 24, задание 1
|
| 7.Проблемная ситуация
| - Ребята , представьте себе, что рядом с городом протекала река: по её берегам растёт камыш, на поверхности воды красуются белые лилии и жёлтые кувшинки, в воде плещутся рыбки.
И вот однажды рядом с рекой построили большой завод, и случилась беда. Рыбки стали умирать , а прекрасные растения все завяли .
_Как вы думаете, почему так произошло? Что случилось? (Дети дают предположительные ответы)
- А случилось вот что .Людям , для работы на заводе , нужна была вода. Они брали её из реки, а переработанную, грязную воду сбрасывали назад в реку.
- Так почему же погибли рыбы и растения? (вода в реке стала грязной)
_ А как вы думаете, что надо было сделать чтобы этого не случилось?(Построить на заводе очистные сооружения).
-Ребята, а мусор и разный хлам можно бросать в воду.(Нет)
_Как же мы должны относиться к водоемам ,в которых живут разные животные, в том числе и рыбы?( Бережно)
| Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
| 8.Рефлексия учебной деятельности
| -Что вы можете рассказать о рыбах Муравьишке?
-Чем они отличаются от других животных?
-На какие две большие группы можно разделить рыб?
-Приведите примеры речных и морских рыб
-Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли.
-Прочитайте вывод на странице 35. Совпадает он с нашими наблюдениями?
-Почему Вы должны бережно относиться к водоемам?
| Регулятивные
Коммуникативные
| 9 Самооценка
| - У вас на столах лежат смайлики. Выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.
-Кто сегодня на уроке сделал для себя открытие, активно работал на уроке(жёлтый)
-Кому на уроке было интересно?(зеленый)
-Кому урок не подарил хорошего настроения?(красный)
-Вы молодцы! Спасибо за урок!
| Личностные
| |