Аналитическая справка
О ходе введения ФГОС
в МОБУ СОШ №31 г.Якутска
от 5 июня 2012 года
Содержание:
Оценка образовательной среды ОУ с точки зрения обеспечения:
материально-технических ресурсов и гигиенических требований;
информационно-методических ресурсов;
кадровый потенциал.
Организация образовательной деятельности первоклассников в условиях введения ФГОС с 1 сентября 2012 года.
Оценка влияния образовательной среды на физическое развитие и состояние здоровья первоклассников
Заключение
Новый стандарт – это совокупность трех систем требований: к структуре, результатам и условиям реализации основных образовательных программ. Решающим фактором эффективной реализации стандартов второго поколения в настоящее время становятся организационно-экономические механизмы и ресурсное обеспечение новых образовательных программ.
Данная аналитическая справка содержит материалы, отражающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе № 31 города Якутска в условиях массовой школы.
В ходе введения ФГОС НОО гарантировать достижение планируемых результатов может только создание соответствующих условий и наличие необходимых ресурсов. В этой связи определена система регламентов, направленных на реализацию стандартов нового поколения по видам ресурсов (материально-техническим, информационно-методическим, человеческим ресурсам).
Всесторонний анализ и оценка условий и ресурсного обеспечения начальных классов МОБУ СОШ № 31 в соответствии с предложенным регламентом позволили сделать следующие выводы:
Обеспечение материально-техническими ресурсами
Материально-технические ресурсы призваны сформировать адекватную задачам достижения планируемых результатов в освоении программ начального образования образовательную среду образовательного учреждения. Образовательная среда представляет собой совокупность факторов, которая создается всем укладом жизнедеятельности школы: размещение школы, ее архитектурно-планировочное решение, оснащение и оборудование, организация учебного процесса, питания детей, медицинское обеспечение, психологический климат.
Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ определены гигиенические требования по следующим позициям:
размещение общеобразовательного учреждения;
участок и здание;
воздушно-тепловой режим;
естественное и искусственное освещение;
водоснабжение и канализация;
школьное питание;
медицинское обеспечение;
санитарное состояние и содержание образовательного учреждения;
учебная мебель и её расстановка;
организация учебного процесса;
книжные и электронные учебные издания;
нормативы веса ежедневного комплекта учебников;
технические средства обучения
Объективные условия
По нижеследующим требованиям материально – технические ресурсы и гигиенические условия в образовательном учреждении можно охарактеризовать следующим образом:
Начальная школа находится в благоустроенном трехэтажном здании, построенном по типовому проекту с проектной вместимостью учащихся в количестве 1187 человек.
Территория участка огорожена со всех сторон забором. Участок зонирован: есть зона отдыха, физкультурно – спортивная зона.
Озеленение пришкольного участка составляет более 50% территории. Имеются цветочные клумбы, различные породы деревьев и кустарников.
В спортивно-игровой зоне оборудованы следующие площадки: гимнастическая, комбинированная для спортивных игр, метания мяча, прыжков.
Фактическая наполняемость школы – 1887 человек.
В начальной школе сформированы 28 классов – комплектов: 8 1-х классов – 267 человек, 7 2-х классов - 209 человек, 7 3-х классов – 216 человек, 6 4-х классов – 172 человека. Итого 857 учащихся на начало учебного года.
Каждый класс обучается в отдельном кабинете.
Школа имеет актовый и спортивный залы, уютную столовую, медицинский кабинет и кабинет психолога, школьную библиотеку с кладовыми для хранения учебной литературы, методический кабинет и учебные помещения для внеурочной деятельности.
Водоснабжение школы – централизованное. Качество воды соответствует нормам. За счет родительских средств для учащихся организованы поставки питьевой бутилированной воды, имеющей сертификат соответствия.
Нормы воздушно-теплового режима и естественного и искусственного освещения соблюдаются.
Пищеблок работает на сырье. Проводится продажа буфетной продукции, ассортимент которой выдержан в соответствии с санитарными нормами.
Организовано горячее питание:
- для учащихся 1 класса –2х – разовое ( включающее завтрак, обед);
- для учащихся 2 – 11 классов – 1 – разовое (завтрак);
Существует дополнительное питание (в рамках муниципальной программы) для малообеспеченных семей.
Все ученики начальных классов в рамках социальной поддержки получают дотацию на питание за счет бюджетных средств города – 8,64 руб., а льготные категории – 54 руб. (дети из многодетных семей – 3 и более, дети. Родители которых инвалиды, дети-инвалиды, дети, родители которых погибли при исполнении служебного долга, дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных и социально-неблагополучных семей).
Медицинское обслуживание осуществляет врач и фельдшер. В специально оборудованном медицинском кабинете есть необходимые для оказания первой доврачебной помощи оборудование и средства.
Психологическое сопровождение учащихся во время учебно – воспитательного процесса осуществляется штатными педагогами – психологами, учителем-логопедом.
Работает врач-офтальмолог, стоматологический кабинет.
Учебные комнаты укомплектованы необходимым набором учебной мебели и школьным оборудованием:
- парты и стулья в целом подобраны с учетом роста учащихся, на них нанесена соответствующая маркировка;
- в классах имеются книжные шкафы для хранения необходимой учебно – методической литературы и наглядных средств обучения;
- все кабинеты начальных классов оборудованы ИКТ.
- 11 кабинетов паспортизованы и имеют сертификат 1 степени.
Обучение младших школьников проводится в две смены: 1 классы в 1 смену, остальные в 1 и 2 смену. В 1 классах проводится динамический час согласно СанПиН.
Продолжительность уроков в 1 классе – 35 минут в 1 полугодии, во 2 – 4 классах – 45 минут. Продолжительность перемен составляет 15-20 минут.
В 1-й класс школы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по заявлению родителей при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-м классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
в сентябре, октябре — 3 урока по 35 мин каждый, 4 уроки – в нетрадиционной форме;
со второй четверти — 4 урока по 35 мин каждый;
со второго полугодия - уроки по 45 мин.
Для обучающихся в 1-х классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
В начальной школе плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам не превышает 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.
В оздоровительных целях в общеобразовательном учреждении созданы условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Эта потребность реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч., которая слагается из участия школьников в комплексе мероприятий дня школы: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, динамического часа, 3 уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья.
Школьное расписание уроков построено с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.
Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3—4-м — до 2 ч.
Несоответствие гигиеническим требованиям и материально-техническому обеспечению
Спортивный зал, для начальной школы не соответствует установленным параметрам по занимаемой площади.
Оценка
Гигиенические условия и материально – технические ресурсы в основном соответствуют требованиям стандарта. Образовательный процесс обеспечен необходимыми условиями для функционирования и решения основных задач обучения и воспитания.
Обеспечение информационно-методическими ресурсами
Требования по обеспечению реализации стандартов нового поколения в начальной школе информационно-методическими ресурсами представлены по ряду направлений:
- обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующих полному перечню учебных предметов начальной школы, предполагающими наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам занятий (перерывов между занятиями), а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов по всем базовым видам деятельности;
- обеспечение субъектов образовательного пространства учебниками (в том числе и электронными), нормативно-программным сопровождением, учебно-методическими пособиями и иной необходимой информацией (включая программные продукты), с учетом периодических изданий (по конкретному перечню научно-методических журналов).
Требования к комплексному информационно-методическому обеспечению реализации основных образовательных программ начального общего образования ориентированы, прежде всего, на создание необходимых условий для эффективного решения основной задачи – достижения основных планируемых результатов образования в начальной школе. Данные требования ориентированы на приоритетные положения образовательных программ – внедрение деятельностно-компетентностного подхода в обучении, формирование широкого комплекса предметных и универсальных умений, личностного развития ребенка.
Исходя из данных требований, можно отметить следующее:
Школа в целом обеспечена необходимыми информационно – методическими материалами, регламентирующими введение ФГОС в следующем комплекте:
- Основная образовательная программа начального общего образования;
- БУП 1-11 классов;
- Примерные учебные программы начального общего образования;
-Планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по отдельным предметам;
- Программа «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Разработки способов достижения планируемых результатов ООП НОО.
В начальной школе оборудован методический кабинет, в котором собраны необходимая методическая литература, литература по вопросам обучения и воспитания младших школьников, педагогические издания, материалы, отражающие педагогический опыт учителей, нормативно – правовые акты, регламентирующие учебно - воспитательный процесс.
Школьная библиотека содержит необходимую учебную и художественную литературу для учащихся начальной школы.
Ежегодно формируется заказ на обеспечение школьников комплектами учебников, рекомендованных и допущенных министерством образования и науки РФ.
Обучение младших школьников осуществляется по учебно-методическому комплектам: «Школа России», «Перспектива». Все учащиеся обеспечены учебниками в полном объеме.
Несоответствие информационно-методическому обеспечению:
Следует отметить недостаток обеспечения необходимыми информационно-методическими ресурсами в ходе введения ФГОС по следующим направлениям:
-современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением содержательной части новых стандартов (списком нормативных документов и методических пособий); особенно остро чувствуется недостаток информационно - методического обеспечения внеучебной деятельности;
-оптимальным диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения;
- для учащихся начальной школы недостаточно художественной, научно - познавательной, справочной литературы (словарей, атласов, энциклопедий по различным отраслям знаний и т. д.);
Оценка
Информационно – методические ресурсы в основном соответствуют требованиям стандарта. Образовательный процесс обеспечен необходимыми условиями для функционирования и решения основных задач обучения и воспитания.
Обеспечение кадрами.
Одним из ключевых условий успешной организации учебно – воспитательного процесса в начальной школе является обеспеченность образовательного учреждения квалифицированными педагогическими кадрами. Начальное звено обладает неплохим кадровым потенциалом.
-
№ п/п
| ФИО учителя
| Педстаж
| Квалификация
| 1
| Андреева З.Е.
| 15 лет
| Ι категория
| 2
| Ефимова Л.И.
| 1 год
| -
| 3
| Корякина В.Н.
| 25 лет
| высшая категория
| 4
| Шматкова Т.Я.
| 25 лет
| высшая категория
| 5
| Козлова А.А.
| 18
| 1 категория
| 6
| Ларионова О.А.
| 5
| 2 категория
| 7
| Сивцева С.Д.
| 25
| высшая категория
| 8
| Бубякина А.Е.
| 7
| 1 категория
| Каждый из педагогов начальной школы своевременно проходит курсовую подготовку, повышает свой образовательный уровень в процессе самообразования, участия в работе методического объединения, научно-практических семинаров, городских творческих групп. Все 8 педагогов к 1 сентября прошли курсовую подготовку по теме «Технология организации учебного процесса в начальной школе по новым образовательным стандартам». Практически все учителя начальных классов владеют ИКТ – технологиями. Психолого – педагогическое сопровождение младших школьников осуществляет квалифицированный педагог – психолог- Третьякова Е.А.,учитель-логопед Попова Н.В. К реализации внеурочной деятельности привлечены квалифицированные специалисты из числа учителей – предметников, педагогов дополнительного образования.
Оценка
Кадровый потенциал в основном соответствует требованиям стандарта. Образовательный процесс обеспечен необходимыми условиями для функционирования и решения основных задач обучения и воспитания.
| |