Скачать 106.06 Kb.
|
РАЗРЕШИТЕ ВАС ПОЗДРАВИТЬ… (урок речевого этикета) Тема урока развития речи: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. ПОЗДРАВЛЕНИЕ. (5 класс) Имя урока: РАЗРЕШИТЕ ВАС ПОЗДРАВИТЬ… Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран/ интерактивная доска. Использованные при подготовке к уроку учебные ресурсы Учебные пособия:
Информационные ресурсы:
Цели урока: 1) продолжать обогащать учащихся знаниями о культуре общения, о речевом этикете, обсудить и запомнить правила выбора и оформления поздравительных открыток, в том числе и электронных, познакомить с правилами речевого этикета в поздравительных SMS; 2) развивать коммуникативные умения школьников, умение анализировать ситуацию речевого общения и в соответствии с ней выбирать необходимые языковые средства; 3) продолжать формировать коммуникативную компетенцию школьников, развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к окружающим. Формы и методы работы, применяемые на уроке: беседа, метод проблемного обучения, наблюдение за языковым материалом, тестирование, творческое задание. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная. Сценарий урока В самом начале учебного занятия на экране высвечивается название цикла уроков по развитию речи «Урок речевого этикета».
Сегодня, ребята, как вы уже поняли, мы с вами вновь будем говорить о речевом этикете. На предыдущих занятиях мы вели разговор о ПРИВЕТСТВИИ, ИЗВИНЕНИИ, ПРОСЬБЕ, БЛАГОДАРНОСТИ. Напомню вам, что речевой этикет требует от человека быть вежливым и доброжелательным по отношению к окружающим. Из всех тем речевого этикета есть, пожалуй, одна из самых приятных, так как связана она с праздниками. Думаю, вы уже догадались, что сегодня речь пойдёт о… поздравлении. Итак, наш урок называется «Разрешите Вас поздравить…». (На слайде появляется имя урока). Конечно, все вы много раз принимали поздравления и поздравляли других людей. И, в общем, кажется, что ничего трудного в этом нет. Но так ли это на самом деле? Например, так ли легко выбрать и подписать поздравительную открытку? Сегодняшний наш разговор поможет вам в этом разобраться.
– С чем обычно мы поздравляем друг друга? (С народными праздниками, с днём рождения, с днём свадьбы, с успехом в каком-либо деле …) – Кого поздравляем? (Близких, друзей, соседей) – Что чувствует человек, которого с чем-либо поздравляют? («Приятно», «хорошо на душе от того, что о тебе вспомнили», «значит, к тебе хорошо относятся», «ты кому-то нужен»…) – А тот, кто поздравляет? («Ему тоже приятно, что кто-то его поблагодарил, кому-то он сделал хорошо…») – Какие формы поздравления вы знаете? (Открытка, подарок, «на словах при встрече», по телефону, SMS-сообщение)
Учитель: Как вы думаете, существуют ли какие-то правила поздравления? Например, так ли просто подобрать поздравительную открытку? Предлагаю вам очередной урок Профессора словесной магии. Мы вновь обращаемся к электронному учебнику «Академия речевого этикета» и становимся участниками виртуального урока. Используется урок электронного пособия «Академия речевого этикета». Тема «Поздравление», урок №6 (фрагмент 1). На экране – профессор и четыре его ученика. Предлагается задание: даны четыре открытки, необходимо выбрать одну из них для учительницы и одну – для сестры. Виртуальные ученики предлагают свои варианты. При этом ученики в классе могут с ними и не согласиться. Электронный учебник позволяет учителю останавливать виртуальный урок в любом нужном месте. По ходу просмотра урока к обсуждению проблемы подключаются Профессор и учитель, который ведет урок. В результате обсуждения виртуального урока учащиеся формулируют одно из правил поздравления: «Открытка для поздравления должна быть не случайной, а выбранной специально к празднику. Выбирая открытку, подумай, обрадует ли она, не будет ли обидной, пошлой или скучной». Учитель: Большая часть поздравительных открыток сегодня уже содержит напечатанный текст. Часто это замечательные слова, очень трогательные, а порой и с юмором. От таких открыток отказываться, пожалуй, не стоит. И всё же получить её менее приятно, чем ту, на которой написано поздравление, например, от дорогого вам человека. Даже на открытках с текстом, как правило, всегда есть место, где можно что-то дописать от себя. И вот тут опять возникает трудность. Нужно ли учитывать какие-то правила, когда вы подписываете поздравительную открытку? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся на урок в «Академию речевого этикета». Продолжаем виртуальный урок. Используется урок «Академии речевого этикета». Тема «Поздравление», урок №6, фрагмент 2. Предлагаются для наблюдения две подписанные поздравительные открытки, в которых нужно найти и объяснить ошибки (орфографические и связанные с построением текста-поздравления). В ходе обсуждения учащиеся формулируют ещё одно правило поздравления: Подписывая открытку, сначала нужно обратиться к адресату, потом указать, с чем ты поздравляешь; затем нужно что-то пожелать (при этом постараться найти тёплые, дружеские, приятные именно для этого человека слова); в конце поздравления обязательно назвать себя; можно также указать дату. Учитель: Как вы думаете, насколько безобидны ошибки в поздравлениях? (Ученики пытаются ответить на этот вопрос, приводят примеры) А если это официальное поздравление, рассчитанное на большую группу людей? Я приведу вам пример такой ошибки, найденный мной в Интернете. В 2005 году неприятный сюрприз в канун праздника 9 Мая приготовил ветеранам город Калининград. В городе появились 15 больших плакатов, призванных воспеть ветеранов войны в стихах. Для поздравления было выбрано стихотворение А. Ельцова, в котором невнимательные оформители допустили орфографическую ошибку: Еще не зарубцевались раны, Еще звенят медали, ордена, Еще тревожно спиться ветеранам, Еще в те сны врывается война… Вы её увидели? (Школьники отвечают) Вот к чему может привести незнание правописания «тся» и «ться» в глаголах. Рекламное агентство понесло убытки, а главное - была нанесена моральная травма местным жителям. Чтобы вы никогда не стали причиной подобной обиды, грамотно подписывайте свои поздравительные открытки. Я думаю, вы без труда сформулируете еще одно правило поздравления. Вместе с учителем учащиеся называют третье правило поздравления: поздравление должно быть грамотным!
Учитель: Мы поговорили с вами о том, как выбрать и подписать поздравительную открытку, приобретённую в магазине. Но ведь сегодня, пользуясь электронной почтой, можно отправить своё поздравление через Интернет. Для этого глобальная сеть предоставляет нам свои возможности. Кто-то из вас уже пользовался ими? (Учащиеся отвечают) Хорошо. Готовясь к сегодняшнему уроку, я тоже посидела за компьютером и нашла несколько вариантов такого поздравления. 1) Один из них – электронная открытка. Она также содержит текст поздравления, но предполагает и включение собственного текста. Вот вам один из примеров (на экране появляется двусторонняя открытка): Показываются варианты ещё нескольких открыток. 2) Электронные открытки могут быть и музыкальные, анимированные. Например, такие. (Показываются несколько музыкальных открыток) Получить такую открытку очень приятно. Хотя у неё есть и незначительный минус: её сложно сохранить надолго. Я думаю, что многим из вас хотелось бы знать электронный адрес, на котором находятся такие поздравительные открытки. Запишите его. (На экране появляется адрес сайта: http://cards.mail.ru/top). Мы с вами в жизни много раз не только поздравляем кого-то, но и сами принимаем поздравления. При этом тоже необходимо соблюдать правила этикета. Какие, как вы думаете? После обсуждения этого вопроса ребята формулируют четвертое правило этикета поздравления: Получив от кого-либо поздравление, обязательно нужно поблагодарить. Если что-то не понравилось вам в пожелании, во внешнем виде открытки или подарка, нужно постараться не показать вида, не обидеть поздравителя. Если тебя поздравили SMS-сообщением, нужно постараться отправить в ответ свои слова благодарности.
«…Лена, в твоё день рождение я желаю тебе быть всегда красивой и умной и в этом году удачно жениться…»
«В этот знаменательный день разрешите поздравить Вас от лица всех с этим знаменательным днем. И в этот знаменательный день пожелать побольше таких же знаменательных дней! С Днем Рождения! Ура!»
Учитель: Знаете, ребята, а мы ведь с вами не случайно проводим наш Урок речевого этикета именно сегодня. Дело в том, что сегодня день рождения у вашей учительницы математики Натальи Михайловны. Уроков у неё нет, и поэтому в школе вы её вряд ли найдёте, а поздравить, я думаю, вам бы её хотелось. Вот этим мы сейчас и займёмся. Я предлагаю вам распределиться на группы и составить текст поздравительного SMS-сообщения. Затем мы обсудим ваши предложения, составим общее поздравление от класса и отправим его с моего телефона. Готовы? Тогда приступаем к работе. Помните о правилах поздравления, о которых мы говорили в начале урока. Тихо звучит песня «Мой учитель». Ученики составляют тексты SMS, работая в группах. Затем каждая группа зачитывает своё поздравление. Составляется общий текст. Например, такой: «Уважаемая Наталья Михайловна, поздравляем Вас с днём рождения. Пусть на душе у Вас всегда будет тепло и радостно! Пусть математика станет любимым предметом всех Ваших учеников! 5А».
Учитель: И в завершение урока, как обычно, продолжим наше путешествие по Стране Вежливости. Напомню вам, что мы расстались с нашим героем пятиклассником Вовой Ивановым, когда он отправился искать Красную Шапочку к Трем Поросятам. (Все, что дальше говорит учитель, можно иллюстрировать слайдами или инсценировать в классе, заранее договорившись с несколькими учениками). Итак, представьте себе следующую картину: Наконец Вова увидел дом трёх поросят, над каждым окном дома была своя надпись: «Наф-Наф», «Нуф-Нуф», «Ниф-Ниф». Он постучал в дверь, и из каждого окна высунулась голова поросёнка. «Вы кто?» - удивились Поросята. Вове нужно поздороваться и назвать себя. Какой вариант знакомства вы выберете и почему? Предлагаются следующие варианты (задание отражается на слайде):
После обсуждения данной ситуации учитель продолжает: После того как Вова представился Поросятам, они вежливо ответили ему: - Видели, видели. Она пошла к Козе. Сегодня день рождения у Семерых Козлят. - А вот мы не можем пойти. Никак не решим, кто станется охранять дом, - вздохнул Наф-Наф. Нуф-Нуф добавил: - А так хочется поздравить поросят. И тогда Ниф-Нифа осенило: - А можно открытку подписать, поздравительную. - Не успеет дойти, - убедительно промолвил Наф-Наф. Ударив себя копытом по голове, Нуф-Нуф воскликнул: - А если электронную! Ведь у нас есть Интернет! - Точно!!! – обрадовались Поросята. Они кинулись к компьютеру и стали наперебой предлагать свои варианты, но никак не могли на чем-то остановиться. Тогда Поросята обратились за помощью к Вове. Из трех предлагаемых Поросятами открыток (они представлены на слайде) ему нужно выбрать одну. Как вы думаете, какую открытку и почему выберет пятиклассник Вова? После обсуждения учитель продолжает: Вова объяснил Поросятам, почему эта открытка лучше. Они дружно согласились. - Спасибо, Вова, сказали Поросята. - Ты нам очень помог. Желаем тебе поскорее найти Красную Шапочку. И Вова отправился в дом Козы. А что случилось дальше, мы узнаем с вами на следующем уроке речевого этикета.
Учитель: Вот и завершён сегодня наш разговор о правилах выбора и оформления поздравительной открытки. Как всегда, получите Советы вежливого человека по сегодняшней теме. Школьники получают распечатанные правила общения из раздела «Советы вежливого человека» электронной книги «Речевой этикет в ситуациях и заданиях»: Советы подклеиваются каждым учеником в специальную тетрадь по речевому этикету, по ним предлагается домашнее задание: к одному из Советов придумать или найти ситуацию речевого общения, можно нарисовать иллюстрацию. Другой вариант: Советы используются для поэтапной подготовки к Конкурсу проектов, который будет проведен по завершении всех уроков речевого этикета. Учитель (завершает урок): Пока мы с вами, ребята, проходили очередной этап игры, мне на телефон пришел ответ от Натальи Михайловны. Сейчас я вам его зачитаю. («Спасибо. Очень приятно. Не ожидала. Наталья Михайловна»). (Звучит песня «Улыбка», следующие слова произносятся на её фоне) Завершая наш сегодняшний урок, хочу сказать вам, что многое из того, о чём мы сейчас говорили, не раз пригодится вам в жизни. Главное – помните, поздравляя кого-то с праздником, нужно уважать человека, заботиться о сохранении его чувства собственного достоинства, не обидеть равнодушием или колкостью. Будьте в своём поздравлении всегда доброжелательны, грамотны, корректны и даже, может быть, неординарны. Чаще поздравляйте своих близких, друзей, соседей, ведь тем самым вы согреваете их сердца своими тёплыми словами и становитесь чуточку счастливее сами… |
Программы художественно-эстетической направленности «Познаю мир»... Учебные пособия: (являются собственностью педагога, библиотека в учреждении отсутствует) | Учебные пособия для учащихся Учебные пособия для учителя Программа по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной 5-9 классы | ||
Учебно-медицинское издательство (ооо «уми») Вашему вниманию следующие учебные пособия, составленные в соответствии с новыми фгос спо третьего поколения. Все учебные пособия... | Учебные пособия № п/п Цели и задачи изучения темы | ||
Учебные пособия по мсфо (миллион скачанных копий) Зао «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» при финансовой поддержке Европейского Союза (2003-2009 гг.). Эти пособия были также размещены на... | Учебные пособия по мсфо (миллион скачанных копий) Зао «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» при финансовой поддержке Европейского Союза (2003-2009 гг.). Эти пособия были также размещены на... | ||
Учебные пособия по мсфо (миллион скачанных копий) Зао «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» при финансовой поддержке Европейского Союза (2003-2009 гг.). Эти пособия были также размещены на... | Учебные пособия по мсфо (миллион скачанных копий) Зао «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» при финансовой поддержке Европейского Союза (2003-2009 гг.). Эти пособия были также размещены на... | ||
Учебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет Барсенков,... Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса... | 2 Внутриэкономические вопросы Рекомендуемые учебные пособия экономическая и социальная системы | ||
Программа Количество часов по программе Учебники и учебные пособия... Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение. Капельки солнца» 1 класс Баласс 2011 г | Читательское назначение, Электронные учебные пособия, имеющиеся в библиотеке мбоу "сош №47" на 01. 2014г | ||
Учебники и учебные пособия Topic 4 Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | Учебники и учебные пособия Доступ к полнотекстовой базе учебно-методических материалов: biblioserver usurt ru | ||
Электронные учебные пособия (перечень) Электронное пособие для предшкольной подготовки начальной школы «Букварь» 1 шт | Литература Учебные пособия Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки) |