Скачать 213.05 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого). Данная программа подкреплена учебником Пакуловой В.М., Н.В. Ивановой «Природоведение», 5 класс. – М.: «Дрофа», 2009. – 224 с. Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи: - преемственности начального и основного общего образования; - интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.); - гуманизации образования; - соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников; - личностной ориентации содержания образования; - деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; - формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении, познавательной деятельности). Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса. Цель курса: целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям». Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности. Образовательные: - формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; - системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения; - способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии; - создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей. Развивающие: - создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; - развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика; - развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Воспитательные: - воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия. В 5 классе на реализацию курса экологии «Введение в экологию» согласно базисному учебному плану школы выделено 34 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.). Из них на теорию выделено 25 часов, на лабораторные работы – 6 часов, на практические работы – 1 час, на экскурсии – 2 часа. В ряде международных и национальных документов образование в области окружающей среды (экологическое образование) признается приоритетным на правлением совершенствования общеобразовательных систем в целом. Вводный курс экологии «Введение в биологию и экологию» даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предполагается ввести учащихся 5 класса в мир биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята информация о живой и неживой природе, которые ученики получили в курсе «Окружающий мир». Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете, с учётом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Экологический подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения экологии и биологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями. Курс экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса состоит из следующих разделов:
Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов и биологических объектов, лабораторные и практические работы и экскурсии. Ожидаемый результат изучения курса экологии «Введение в биологию и экологию» направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств. Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся, обучающихся по данной программе Учащиеся должны знать: Базовый уровень: - методы изучения природы: наблюдение, опыт, измерение, эксперимент; - о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; - основные признаки биологических явлений; - среды обитания живых организмов; - устройство простейших увеличительных приборов; - характерные признаки организмов разных царств органического мира; - примеры съедобных и ядовитых шляпочных грибов; - правила поведения в природных сообществах. Повышенный уровень: - иметь представление о разнообразии живых организмов своей местности, особенностях их питания и размножения; - иметь представления о факторах живой и неживой природы, влияющих на жизнь живых организмов; - иметь представления о неклеточных формах жизни; - иметь представления о способах размножения живых организмов. Учащиеся должны уметь: Базовый уровень: - наблюдать за биологическими явлениями; - сравнивать природные объекты не менее чем по 3–4 признакам; - узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности; - приводить примеры приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; - описывать личные наблюдения; - объяснять влияние природных явлений на живой организм; - описывать результаты наблюдений; - работать с простейшим лабораторным оборудованием и увеличительными приборами; - проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результат; - выполнять инструкции правил безопасности. Повышенный уровень: - составлять цепи питания, доказывать единство живой и неживой природы; - собирать коллекции природных объектов; - характеризовать взаимодействие человека и природы; - оказывать посильную помощь в деле охраны природы, вести наблюдения за жизнью природы; - работать с дополнительной литературой и другими источниками знаний. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса Оборудование и приборы: - лабораторное оборудование: штатив, химический стакан, пробирки, колба, спиртовка, держатель, лупы, микроскопы, микропрепарат «Простейшие», садовые инструменты; - учебные таблицы: «Цепи питания», «Приспособленности организмов к среде обитания», «Пищеварительная система: человека, рака, моллюска, дождевого червя», «Внутреннее строение листа», «Скелет человека», «Зубы», «Многообразие органического мира», «Дыхательная система: рыб, земноводных, птиц, человека», «Круговорот вещества в экосистеме», «Шляпочные грибы», «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы», «Грибы- паразиты», «Водные обитатели», «Ластоногие», «Рыбы», «Обитатели пустынь и степей», «Паразитические черви», «Типы и классы животных», «Природное сообщество», «Экосистема». - гербарий «Типы корней и корневых систем» - биологические объекты: тела трутовиков, экземпляры комнатных растений, посадочный материал (семена и рассада) декоративных растений - технические средства: компьютер, проектор Дидактические материалы: маршрутные листы с заданиями по теме экскурсий, тематические тесты, УМП учебных проектов. Список литературы Методические и учебные пособия 1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с. 2. Пакулова В.М., Н.В. Иванова «Природоведение», 5 класс. – М.: «Дрофа», 2009. – 224 с. «Природоведение», 5 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2009. – 224 с. 3. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с. Литература для учащихся 1. Красная книга Ростовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Ростов. обл. – Ростов – на - Дону: изд-во Торгово-промышленной палаты Ростов. обл., 2009. – 528 с.
Содержание учебного материала
Темы проектов 1. «Удивительный мир живых организмов» 3. «Планета снеговиков» 2. «Мусорный ветер» Система оценки планируемых результатов Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по экологии. Отметка «5»: • полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; • чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; • ответ самостоятельный. Отметка «4»: • раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятий и использованы научные термины; • ответы самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения; • небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях, наблюдениях, опытах. Отметка «3»: • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; • не всегда последовательно, определение понятий недостаточно чёткие; • не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении, понятии. Отметка «2»: • основное содержание учебного материала не раскрыто; • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; • допущены грубые ошибки в определении, понятии, при использовании терминологии. Оценка лабораторных практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты. Отметка «5»: • правильно определена цель опыта; • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта. • научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта. Отметка «4»: • правильно определена цель опыта, самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; • 1 – 2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы их опыта» • в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные. Отметка «3»: • правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; • допущены неточности, ошибка в закладке опыта, описании наблюдения, формировании выводов. Отметка «2»: • не определена самостоятельно цель опыта; • не подготовлено нужное оборудование; • допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении. Оценка умений проводить наблюдения. Учитель должен учитывать: • правильность проведения; • умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдения и в выводах. Отметка «5»: • правильно по заданию проведено наблюдение; • выделены существенные признаки, логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдения, выводы. Отметка «4»: • правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные; • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов. Отметка «3»: • допущены неточности, 1 – 2 ошибки в проведении наблюдения по заданию учителя; • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущенные ошибки (1 – 2) в оформлении наблюдений и выводов. Отметка «2»: • допущены ошибки (3 – 4) в проведении наблюдений по заданию учителя; • неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3 – 4) в оформлении наблюдений и выводов.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на... | Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального... Умк по программе для основной общеобразовательной школы Т. С. Суховой, В. И. Строганова, рекомендованной мо РФ. Курс: Природа. Введение... | ||
Рабочая программа по экологии для 6 класса пояснительная записка... Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост.... | Пояснительная записка Кому адресована программа : рабочая программа... При составлении программы использовалась «Программа базового курса «Информатика и икт» для основной школы» (авторы: И. Г. Семакин,... | ||
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного... Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9... | Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с федеральным... Рабочая программа предназначена для изучения природоведения в 5 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Плешаков,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа курса «История» для 7 класса... «Новая история» 7 класс под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной (История Программы общеобразовательных учреждений М.: Просвещение,... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального... Босова Л. Л. Программа курса информатики для основной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений:... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса английского... «Программы курса английского языка к умк «Счастливый английский ру/Happy English ru для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.... | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса английского... «Программы курса английского языка к умк «Счастливый английский ру/Happy English ru для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.... | ||
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для 7 8 класса... Она составлена на основе: федерального государственного стандарта для общеобразовательной школы, примерной программы основного общего... | Рабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературы... Зинина С. А., Чалмаева В. А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)» | Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи... Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по химии (8 класс) по программе О. С. Габриеляна.... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. М.: Дрофа, 2008. 255с.//, полностью... |