Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс





Скачать 213.05 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс
Дата публикации31.07.2014
Размер213.05 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого).

Данная программа подкреплена учебником Пакуловой В.М., Н.В. Ивановой «Природоведение», 5 класс. – М.: «Дрофа», 2009. – 224 с.

Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

- преемственности начального и основного общего образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в общении, познавательной деятельности).

Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Цель курса: целенаправленное формиро­вание общих биологических и экологических понятий через установле­ние общих признаков жизни: вырас­тить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные:

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;

- создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Развивающие:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

- развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели

через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика;

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.

В 5 классе на реализацию курса экологии «Введение в экологию» согласно базисному учебному плану школы выделено 34 учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.). Из них на теорию выделено 25 часов, на лабораторные работы – 6 часов, на практические работы – 1 час, на экскурсии – 2 часа.

В ряде международных и национальных документов образование в области окружающей среды (экологическое образование) признается приоритетным на правлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.

Вводный курс экологии «Введение в биологию и экологию» даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предполагается ввести учащихся 5 класса в мир биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята информация о живой и неживой природе, которые ученики получили в курсе «Окружающий мир». Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете, с учётом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Экологический подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения экологии и биологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Курс экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса состоит из следующих разделов:


Раздел

Кол. часов

Введение

1. Явления в живых организмах

2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

3. Как питаются живые организмы

4. Многообразие живого мира

5. Среда обитания. Факторы среды

6. Природное сообщество

7. Человек и природа

1

6

1
12

5

4

3

2


Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов и биологических объектов, лабораторные и практические работы и экскурсии.

Ожидаемый результат изучения курса экологии «Введение в биологию и экологию» направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, тестовой, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:

Базовый уровень:

- методы изучения природы: наблюдение, опыт, измерение, эксперимент;

- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

- основные признаки биологических явлений;

- среды обитания живых организмов;

- устройство простейших увеличительных приборов;

- характерные признаки организмов разных царств органического мира;

- примеры съедобных и ядовитых шляпочных грибов;

- правила поведения в природных сообществах.

Повышенный уровень:

- иметь представление о разнообразии живых организмов своей местности, особенностях их питания и размножения;

- иметь представления о факторах живой и неживой природы, влияющих на жизнь живых организмов;

- иметь представления о неклеточных формах жизни;

- иметь представления о способах размножения живых организмов.
Учащиеся должны уметь:

Базовый уровень:

- наблюдать за биологическими явлениями;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 34 признакам;

- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности;

- приводить примеры приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- описывать личные наблюдения;

- объяснять влияние природных явлений на живой организм;

- описывать результаты наблюдений;

- работать с простейшим лабораторным оборудованием и увеличительными приборами;

- проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результат;

- выполнять инструкции правил безопасности.

Повышенный уровень:

- составлять цепи питания, доказывать единство живой и неживой природы;

- собирать коллекции природных объектов;

- характеризовать взаимодействие человека и природы;

- оказывать посильную помощь в деле охраны природы, вести наблюдения за жизнью природы;

- работать с дополнительной литературой и другими источниками знаний.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Оборудование и приборы:

- лабораторное оборудование: штатив, химический стакан, пробирки, колба, спиртовка, держатель, лупы, микроскопы, микропрепарат «Простейшие», садовые инструменты;

- учебные таблицы: «Цепи питания», «Приспособленности организмов к среде обитания», «Пищеварительная система: человека, рака, моллюска, дождевого червя», «Внутреннее строение листа», «Скелет человека», «Зубы», «Многообразие органического мира», «Дыхательная система: рыб, земноводных, птиц, человека», «Круговорот вещества в экосистеме», «Шляпочные грибы», «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы», «Грибы- паразиты», «Водные обитатели», «Ластоногие», «Рыбы», «Обитатели пустынь и степей», «Паразитические черви», «Типы и классы животных», «Природное сообщество», «Экосистема».

- гербарий «Типы корней и корневых систем»

- биологические объекты: тела трутовиков, экземпляры комнатных растений, посадочный материал (семена и рассада) декоративных растений

- технические средства: компьютер, проектор

Дидактические материалы: маршрутные листы с заданиями по теме экскурсий, тематические тесты, УМП учебных проектов.


Список литературы
Методические и учебные пособия

1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

2. Пакулова В.М., Н.В. Иванова «Природоведение», 5 класс. – М.: «Дрофа», 2009. – 224 с. «Природоведение», 5 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2009. – 224 с.

3. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.


Литература для учащихся

1. Красная книга Ростовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Ростов. обл. – Ростов – на - Дону: изд-во Торгово-промышленной палаты Ростов. обл., 2009. – 528 с.

  1. Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.


Содержание учебного материала


Глава

Основные понятия


Введение


Живые организмы. Признаки жизни. Клетка – единица строения и размножения живых организмов.


Явления в живых организмах

Биология – наука о живых организмах. Размножение: половое и бесполое. Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид. Семена.

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды


Экология – наука о взаимосвязи живых организма с окружающей средой. Среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.


Как питаются живые организмы


Пища – источник энергии. Солнце – источник энергии. Растения – созидатели органического вещества. Животные и человек – потребители органического вещества. Цепи питания. Вода – растворитель. Нитраты.


Многообразие живого мира


Систематика. Систематические единицы: вид, царство. Царства органического мира: бактерии, растения, животные, грибы, вирусы. Человек разумный.


Среда обитания. Факторы среды


Среда обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, другой организм. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы: вода, воздух, температура, почва, живые организмы.


Природное сообщество


Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию.


Человек и природа

Человечество. Биосфера





Темы проектов
1. «Удивительный мир живых организмов»

3. «Планета снеговиков»

2. «Мусорный ветер»

Система оценки планируемых результатов
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по экологии.

Отметка «5»:

• полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;

• чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

• для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

• ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

• раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

• ответы самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения;

• небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях, наблюдениях, опытах.

Отметка «3»:

• усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;

• не всегда последовательно, определение понятий недостаточно чёткие;

• не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

• допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении, понятии.

Отметка «2»:

• основное содержание учебного материала не раскрыто;

• не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

• допущены грубые ошибки в определении, понятии, при использовании терминологии.

Оценка лабораторных практических умений учащихся.

Оценка умений ставить опыты.

Отметка «5»:

• правильно определена цель опыта;

• самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта.

• научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

• правильно определена цель опыта, самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;

• 1 – 2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы их опыта»

• в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

• правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

• допущены неточности, ошибка в закладке опыта, описании наблюдения, формировании выводов.

Отметка «2»:

• не определена самостоятельно цель опыта;

• не подготовлено нужное оборудование;

• допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать:

• правильность проведения;

• умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдения и в выводах.

Отметка «5»:

• правильно по заданию проведено наблюдение;

• выделены существенные признаки, логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдения, выводы.

Отметка «4»:

• правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

• допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

• допущены неточности, 1 – 2 ошибки в проведении наблюдения по заданию учителя;

• при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущенные ошибки (1 – 2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

• допущены ошибки (3 – 4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

• неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки

(3 – 4) в оформлении наблюдений и выводов.


п/п

Раздел учебной программы; тема урока;

темы лабораторных, практических, тестовых работ

Дата проведения урока

Количество часов, отведённых на освоение программного материала

Основные виды

учебной деятельности

1

Введение Многообразие явлений и процессов в природе.

06.09.

1

Слушание;

эксперимент;

опыт;

работа с книгой.

Тема 1. Явления в живых организмах 6 часов

2.

Живые организмы.

Экскурсия № 1.

Осенние явления в жизни живых организмов: распространение плодов и семян.


13.09.

1

Объяснение;

слушание;

работа с книгой.

3.

Прибор, открывающий тайны.

л/р № 1. Устройство микроскопа

20.09.

1

Определение;

характеристика;

объяснение;

прогнозирование;

работа с книгой.

4.

Как идет жизнь на Земле.


27.09.

1

Перечисление;

определение;

нахождение;

написание сообщений;

работа с книгой. Анализ текста и рисунков учебника

выступление с творческим проектом.

5.

Как размножаются живые организмы.

проект «Удивительный мир живых организмов»

04.10.

1

Описание;

наблюдение;

слушание;

написание отчётов.

6.

Могут ли переселяться растения, если они не могут передвигаться

11.10.

1

Перечисление;

определение;

нахождение;

написание сообщений;

работа с книгой.

7.

Почему всем хватает места на Земле

18.10.

1

Объяснение;

слушание;

работа с книгой.

Тема 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды 1час.

8.

Как организмы переносят неблагоприятные для жизни условия

25.10.

1

Определение;

характеристика;

объяснение;

прогнозирование;

работа с книгой.

Тема 3. Как питаются живые организмы 10 часов.

9.

Как питаются разные животные.


08.11.

1

Слушание;

эксперимент;

опыт;

работа с книгой.


10.

Как питается растение.


15.11.

1

Описание;

наблюдение;

слушание;

составление;

вычерчивание;

доказательство;

объяснение наблюдаемых объектов;

написание отчётов.

11.

Только ли лист кормит растение.

решение экологических задач

л/р № 1. Рассматривание корней растений.

22.11.

1

Определение;

характеристика;

объяснение;

прогнозирование;

работа с книгой.


13 12.

Как питаются паразиты.



29.11.

1

Слушание;

анализ выступления учащихся;

обобщение;

алгоритм выполнения учебного задания.

13.

Нужны ли минеральные соли животным и человеку.

решение экологических задач.

06.12.

1

Определение;

характеристика;

объяснение;

прогнозирование;

работа с книгой.


14.

Можно ли жить без воды.

п/р. Уход за комнатными растениями.

13.12.

1

Объяснение;

слушание;

работа с книгой.


15.



Можно ли жить не питаясь. Как можно добыть энергию для жизни.

л/р № 2. Рассматривание под микроскопом клеток зелёного листа

20.12.

1

Описание;

наблюдение;

слушание;

составление;

вычерчивание;

доказательство;

объяснение наблюдаемых объектов;

написание отчётов.

16.

Запасают ли живые организмы питательные вещества.

27.12.

1

Объяснение;

слушание;

работа с книгой.

17.

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду.

17.01.

1

Слушание;

анализ выступления учащихся;

обобщение;

алгоритм выполнения учебного задания.

18.

Контрольно-обобщающий урок по темам «Явления и процессы в живых организмах», «Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды»


24.01.

1

Контрольная работа в виде тестирования.

Тема 4. Дыхание и обмен веществ 1 час.

19.

Можно ли жить и не дышать


31.01.

1

Слушание;

эксперимент;

опыт;

работа с книгой.

Тема 5. Многообразие живого мира 6 часов.

20.

Деление живых организмов на группы


07.02.

1

Определение;

характеристика;

объяснение;

прогнозирование;

работа с книгой.

21.

Царства живой природы. Растения

л/р № 3. Изучение строения семени фасоли


14.02.

1

Слушание;

анализ выступления учащихся;

обобщение;

алгоритм выполнения учебного задания.

22.

Царства живой природы. Грибы.

л/р № 4. Рассматривание под микроскопом пузырьков и плесени.


21.02.

1

Описание;

наблюдение;

слушание;

составление;

вычерчивание;

доказательство;

объяснение наблюдаемых объектов;

написание отчётов.

23.

Царства живой природы. Животные.

тв/р. «Почему у животных разные зубы»

28.02.

1

Слушание;

эксперимент;

опыт;

работа с книгой.

24

Царства живой природы. Бактерии. Вирусы


07.03.

1

Определение;

характеристика;

объяснение;

прогнозирование;

работа с книгой.

25.

Урок обобщающего повторения по теме «Многообразие живого мира»


14.03.

1

Перечисление;

определений,

нахождение;

написание сообщений;

работа с книгой.

Тема 6. Среда обитания. Факторы среды 5 часов.

26.

Среда обитания. Факторы среды .


21.03.

1

Слушание;

анализ выступления учащихся;

обобщение;

алгоритм выполнения учебного задания.

27.

Кто живет в воде.

п/р. Наблюдения за расходом воды и электроэнергии в школе.



04.04.

1

Перечисление;

определение;

нахождение;

написание сообщений;

работа с книгой.

28.

Обитатели суши


11.04.

1

Слушание;

эксперимент;

опыт;

работа с книгой.

29.

Кто живёт в почве


18.04.

1

Описание;

наблюдение;

слушание;

составление;

вычерчивание;

доказательство;

объяснение наблюдаемых объектов;

написание отчётов.

30.

Организм как среда обитания


25.04.

1

Объяснение;

слушание;

работа с книгой.

Тема 7. Природное сообщество 2 часа.

31.

Природное сообщество. Экосистема.

Экскурсия № 2. Многообразие живых организмов. Живые организмы весной.

02.05.

1

Объяснение;

слушание;

работа с книгой.

32.

Как живут организмы в природном сообществе


16.05.

1

Просмотр презентации.

Объяснение;

слушание;

работа с книгой.

Тема 8. Человек и природа 2 часа.

33

Человек – часть живой природы.

проект «Мусорный ветер»


23.05.

1

Слушание;

анализ выступления учащихся;

обобщение;

алгоритм выполнения учебного задания.

34.

Влияние человека на биосферу

30.05.

1

Слушание;

работа с книгой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на...
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального...
Умк по программе для основной общеобразовательной школы Т. С. Суховой, В. И. Строганова, рекомендованной мо РФ. Курс: Природа. Введение...
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconРабочая программа по экологии для 6 класса пояснительная записка...
Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост....
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconПояснительная записка Кому адресована программа : рабочая программа...
При составлении программы использовалась «Программа базового курса «Информатика и икт» для основной школы» (авторы: И. Г. Семакин,...
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconРабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного...
Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9...
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с федеральным...
Рабочая программа предназначена для изучения природоведения в 5 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Плешаков,...
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconПояснительная записка рабочая программа курса «История» для 7 класса...
«Новая история» 7 класс под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной (История Программы общеобразовательных учреждений М.: Просвещение,...
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
Босова Л. Л. Программа курса информатики для основной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений:...
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса английского...
«Программы курса английского языка к умк «Счастливый английский ру/Happy English ru для 5-9 классов общеобразовательных учреждений....
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса английского...
«Программы курса английского языка к умк «Счастливый английский ру/Happy English ru для 5-9 классов общеобразовательных учреждений....
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconРабочая программа по курсу «История» предназначена для 7 8 класса...
Она составлена на основе: федерального государственного стандарта для общеобразовательной школы, примерной программы основного общего...
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconРабочая программа по химии для 10 класса к учебнику О. С. Габриелян пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии,...
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса литературы...
Зинина С. А., Чалмаева В. А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)»
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconПояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconРабочая программа по химии (8 класс) по программе О. С. Габриеляна....
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. М.: Дрофа, 2008. 255с.//, полностью...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск