Название работы





Скачать 177.17 Kb.
НазваниеНазвание работы
Дата публикации08.07.2013
Размер177.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы


Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»


Название работы:

«Роль «цветовых» прилагательных

в описании времен года в лирике брянского поэта

Валентина Динабургского»

Предметная область – литературоведение

ФИО автора работы – Говоров Николай Игоревич

Возрастная категория – 8 класс

ФИО научного руководителя – Ломакина Наталья Григорьевна

Образовательное учреждение – МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России С. В. Василева» г. Брянска


Брянск – 2013
Оглавление стр.


  1. Введение. Актуальность, цель работы……………………… 2- 3

II. Основная часть. «Роль «цветовых» прилагательных

в описании времен года в лирике брянского поэта

Валентина Динабургского».

1. «Цветовые» прилагательные – одна из характернейших особенностей пейзажной лирики поэта В. Динабургского……………………………. 3-4

2. «Цветовые» прилагательные в «зимних» стихотворениях В. Динабургского.……………………………..………………………. .......4- 6

3. «Цветовые» прилагательные в стихотворениях В.Динабург-

ского о весне………………………………………………………………6- 9

4. «Цветовые» прилагательные в стихотворениях В. Динабургского о лете………………………………………………………………………...9-11

5. Цветовые» прилагательные в стихотворениях В. Динабургского об осени……………………………………………………………………11-14

III. Выводы (заключение)……………………………………………....14

IV. Список литературы…………………………………………………15


  1. Введение. Актуальность, цель работы.

Серьезное, осмысленное знакомство с творчеством брянского поэта Валентина Давыдовича Динабургского я начал в 2012 году, юбилейном для поэта. В мои руки попала книга «Человек в тени деревьев. Раздумья о природе». В ней меня до глубины души поразило написанное, на мой взгляд, сердцем автора предисловие «Светла у дерева душа…», в котором он, уже постигший особую тайну души природы, призывает каждого из нас любоваться «буйством неиссякаемой щедрости» её, молиться, «глядя на неё», потому что она «питает человеческую душу то нежной свежестью весны, то зрелостью летнего дыхания, то потрясающим колоритом осени…». В дальнейшем состоялась моя встреча с поэтом, благодаря моему дедушке, который, как оказалось, знаком с Валентином Давыдовичем. Так определилась тема моей исследовательской работы – «Роль «цветовых» прилагательных в описании времен года в лирике брянского поэта Валентина Динабургского».

Как считает И.Н. Яковлева, в «последнее время у лингвистов возник активный интерес к творческому аспекту изучения языка, основанной на традиции изучения функций языковых средств в художественной речи»1. Поэтому актуальность изучения использования «цветовых» прилагательных в поэтическом тексте является бесспорной.

Предметом исследования являются прилагательные, обозначающие цвет, в стихотворениях В.Динабургского, посвященных зиме, осени, лету и весне.

Основным источником сбора языкового материала послужили два стихотворных цикла поэта – «Смотрю на мир зелёным оком» и «Мир обновляется в круговороте…».

Цель работы – определение основных функций «цветовых»

________________________________________________________________


  1. И.Н. Яковлева. Функционирование колоративной лексики в романе В. Набокова «Король, Дама, Валет».


прилагательных, в стихотворениях В. Динабургского, посвященных временам года.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:

1. изучить имеющийся научный материал по теме исследования;

2. выявить все цветообозначения прилагательных в указанных циклах стихотворений В.Динабургского;

3. выявить самые частотные «цветовые» прилагательные;

4. определить роль «цветовых» прилагательных в осуществлении замысла автора.

Методы исследования:

- аналитическое чтение стихотворений поэта из указанных циклов и их контекстуальный анализ;

- поисковый метод;

- дифференциация по признаку.

II. Основная часть. «Роль «цветовых» прилагательных в описании времен года в лирике брянского поэта Валентина Динабургского».
1. «Цветовые» прилагательные – одна из характернейших особенностей пейзажной лирики поэта В. Динабургского.

Прием цветописи является ярким изобразительным средством. Именно в поэзии он занимает главенствующее место, помогая передать эмоциональную насыщенность произведения и настроение.

В лингвистике существует шесть основных подходов к изучению цветообозначений: исторический, лексико-семантический, грамматический, когнитивный (познаваемый), функциональный, сопоставительный. Цвет в пейзажной лирике может выполнять две основные функции: различительную (непосредственно описание природы) и характеризующую (характеристика действительности и состояния человека).

Особое место в пейзажной лирике Валентина Динабургского занимают прилагательные цвета. Чтобы показать это, обратимся к стихотворениям поэта, рисующим времена года. Всматриваясь в происходящие в природе изменения в разное время года, В. Динабургский не просто запечатлевает их, но одновременно размышляет о человеке, о жизни в целом. «Цветовые» прилагательные, использованные поэтом, неслучайны, они дают богатый арсенал для выражения авторской точки зрения.

Путём сплошной выборки «цветовых» прилагательных из стихотворений двух циклов («Смотрю на мир зелёным оком» и «Мир обновляется в круговороте…») мы выявили, что «цветовые» прилагательные в поэтическом языке Динабургского весьма разнообразны: всего насчитывается 55 цветообозначений. В каждом времени года доминантными являются прилагательные, обозначающие один цвет или же несколько цветов.(См. таблицы №1- 4)

2. «Цветовые» прилагательные в «зимних» стихотворениях В. Динабургского.

Зиме Валентин Динабургский посвятил не так уж много своих стихотворений. В поэтических циклах «Смотрю на мир зеленым оком» и «Мир обновляется в круговороте» находим девять «зимних» стихотворений. Чувствуется, что без особого оптимизма встречает поэт это время года. Особенно мрачны краски предзимья: «лес и печален, и сер», «поле, цветом как ворон-горюн» (здесь черный цвет передан через сравнение). Но как только наступает настоящая зима, тональность стихотворений меняется, а вместе с ней меняется и цветовая гамма, передающая то игру света, то яркую нарядность красногрудых снегирей на белом фоне зимы.

В изображении В. Динабургского зима не период абсолютного покоя. Наоборот, часто мы слышим симфонию, исполняемую ею, видим праздничность ее наряда, игру солнечного лучика то в перламутровых ажурных кружевах, то в хрустальных веточках деревьев-люстр, Какие же «цветовые» прилагательные преобладают в них? Прежде всего, конечно, белый. Следует обратить внимание на такую особенность поэтической манеры Динабургского, как использование в пределах небольшого стихотворения одного и того же колоратива и разных его оттенков. Это особенно заметно в стихотворении «Белая симфония», где шесть раз автор обращается к белому цвету, не повторяясь, а создавая каждый раз особый оттенок этого цвета: «белой вязью», «облака – жемчужины», «облака белесы», «все из перламутра», «гармония … белая», «белая симфония». Доминирующий белый цвет здесь дополняют прилагательные, обозначающие синий цвет: «синие облака», «синие промоины». Глядя на изображенную картину, восхищаешься гармонией, царящей в мире зимней природы. Но белый цвет зимы у Динабургского служит не только для передачи праздничного настроения, чистоты, но и печали, тоски:

В белокрылом завихреньи

роща белая плывет.

Ветер, стихнув на мгновенье,

вновь заходит в разворот!

………………………………..

Рой снежинок бело-звонких

у березовых колонн.

Все белесо изначально:

снег, березы, небеса.

В белом мареве печально

стелют белый шум леса.

В этом стихотворении никаких других «цветовых» прилагательных, кроме обозначающих белый цвет, автор не использует. Но здесь он словно бьет в глаза, как та поземка, что заставляет смотреть вниз, под ноги, и слушать печальный шум «белого леса, а не любоваться картиной зимнего пейзажа.

Характерно для палитры «зимних» стихотворений Динабургского и присутствие ярких, праздничных красок, выраженных именами прилагательными, казалось бы, не характерных для зимней картины: «розовый…танец» снегирей, «золоченые …колоннады» сосен, «огнегрудые снегири». Читаешь стихотворения, передающие состояние зимней природы, и понимаешь, что поэт не только созерцает окружающий его мир, но и выражает раздумья о своей жизни, погружается в глубь своей души. которая жаждет тепла, света, солнца, и потому с нетерпением ждет весну, как те синицы, которые

…чеканят деньги

из солнышка, из инея,

из снега сине-синего!

………………………..

чтобы потом

на ту казну

из плена выкупить

весну.

3. «Цветовые» прилагательные в стихотворениях В.Динабургского о весне.

Весна оживляет все грани природы…

На склоне весеннего дня,

еще не рожденные строки

несмело стучатся в меня.

Я их различаю по цвету

В. Динабургский

Весне в двух циклах В. Динабургский посвятил 16 стихотворений, в десяти из которых её началу, когда человек становится свидетелем «рокового поединка между теплом и холодом».

Приход весны – радость для поэта, а потому колористическая гамма прилагательных в стихотворениях об этом времени года более оптимистичная. Поэт признаётся, что ему навевают строки «листва и осока весеннего дня», которые он «различает по цвету».

Таблица №2. Частотность употребления «цветовых» прилагательных в стихотворениях В. Динабургского о весне.

Время года

Основной цвет

Количество употреблений

Оттенки основного цвета

Количество употреблений





Весна

зеленый

9







синий

6

голубой

7

белый

3








желтый


7

ржавый

2

веснушек

5

черный

5

грачиный

7


В своих стихотворениях весну Валентин Динабургский представляет

как юную красавицу-чародейку и наделяет ее милыми чертами внешности, характерными для девочек нежного возраста. Обращаясь к ней, он просит:

Не расплескай свои веснушки –

они тебе к лицу весьма!..

Колористический рисунок «весенних» стихотворений поэта разнообразен. В изображении ранней весны , когда

Зима цепляется

за каждую лощину,

За каждый дом,

за каждый бугорок,

до предела обостряет восприятие цветовых эпитетов-прилагательных антитеза, при помощи которой В. Динабургский достигает наивысшей образности, особой силы воздействия слова на читателя:

Верба –

мохнатые комочки.

По склонам –

желтые ручьи.

А на дорогах вдоль обочин,

чернее черного грачи.
Ранняя весна ещё не изобилует многоцветьем и яркостью. В стихотворении «Песня без слов» мы видим «мутный талый поток», «фатою накрытый черемухи куст» (белый цвет как символ первородности, чистоты природы передан через метафору) и «словно шмелями покрытую вербу» (нежный жёлтый цвет в этом сравнении – цвет весны, надежды на возрождение). Но вот на фоне порыхлевшего «ноздреватого и темного снега», «голых и колючих» ветвей, «голых рощ и ржавых круч» контрастно выделяется «неба голубой лоскут» и «воздух – синий, синий, синий, и очень дышится легко». Синий цвет и его оттенки здесь, несмотря на некоторую холодность, все-таки передает небесную чистоту, дает увидеть красоту обновляющейся природы, создает ощущение внутреннего покоя, умиротворенности.

Но вот приходит апрель, и поэт восклицает:

Апрелю ласковому – слава!

Он пробуждает к жизни травы,

Деревья тоже и кусты.

На глазах меняется цветовая палитры этого этапа весны: частотным становится прилагательное «желтый» ( «желтое око одуванчика», «желтые ручьи», желтый цвет видится в «полете «пчелы мохнатой», в «мохнатых комочках вербы»). И это не удивительно, ведь желтый цвет – это цвет солнца, тепла, жизни.

Символом зарождающейся жизни, в «весенних» стихотворениях В.Динабургского выступает прилагательное «зеленый», самое частотное из всех «весенних» колористических обозначений:
В зеленом платье на опушке

стоит, задумалась, весна!

Однако век весны недолог, и вот уже

май уходит

зеленой кометой,

заметая цветами следы.

А за ним по земле обогретой,

благодатной,

и древней, и юной,

наплывает российское лето…

4. «Цветовые» прилагательные в стихотворениях В. Динабургского о лете.

Перелистывая немногочисленные «летние» стихотворения

В.Динабургского (их в двух циклах всего девять), понимаешь, что эта пора года не самая любимая им, хотя в одном из стихотворений он восклицает, что лето – «одна благодать!» Какие же основные цвета лета? Оно у Динабургского «хмельное и зеленое». Именно прилагательное «зелёный» наиболее частотное. В стихотворении «Смотрю на мир зеленым оком…» оно употреблено поэтом восемь раз.

Таблица №3. Частотность употребления «цветовых» прилагательных в стихотворениях В. Динабургского о лете.

Время года

Основной цвет

Количество употреблений

Оттенки основного цвета

Количество употреблений


Лето

Зеленый

19








золотой


5

солнечный

3

бронзовый

4

желтый

3



синий



1

лазурно-васильковый

1

небесный

2

голубой

5

сине-бледный

3

бирюзовый

1




полинялый небесный

1

белый




ромашковый

2


Но лето, несмотря на жару, заставляющую природу , «утратившую душу», «бездействовать», – это многоцветье, поэтому поэт не мог обойтись только одним колористическим прилагательным. Цвет летнего неба у него голубой («голубые небеса»). «полинялый» («в небе полинялом») , но во время грозы оно с «отливами ультрамарина», а когда дождь заканчивается, становится «лазурно-васильковым».

Белый цвет в этих стихотворениях особый. Он передается прилагательным «ромашковый» (« в ромашковой дали») , солнечный цвет – золотой («в золотых лучах», «солнцепад летит на землю золотой соломой»), цвет летнего утра – розовый («развернуло утро розоватый флаг»).

В стихотворениях об уходящем лете цветовой рисунок меняется: доминантными становятся прилагательные, обозначающие золотой и красный цвета:

Лето, следуя моде,

стало краситься хной –

и нарядное бродит

с золотистой косой.

Огнерыжие пряди –

на буграх и откосах.

………………………………….

Зарумянилась рябина

на багряном ветерке

Одновременно меняется и настроение стихотворений: они наполняются радостью, восторгом, несмотря на присутствие и легкой грусти:

Бродит август меж бронзовых сосен

в бликах рыжего, рыжего света…

Август, август!

………………………………………………………

Лето, слышишь,

до свиданья!

Лето жгучее, прощай!
5. «Цветовые» прилагательные в стихотворениях В. Динабургского об осени.
Как плавно в душу

входит осень…

Манит меня осень

под багряные своды…

Сестра моя – Осень…
В. Динабургский.

Наибольшее количество стихотворений В.Д. Динабургский посвятил любимому времени года – осени (32! стихотворения), потому что эта пора ему, сегодняшнему, более понятна, ведь в его душу уже «вошла осень» :

Она – Октябрина,

и я - Октябрин …

А потому для него это пора не только ярких красок (цветовая палитра «осенних» произведений разнообразная, многоцветная), но и глубоких чувств и волнений души. С любовью он изображает живые картины осенней природы, щедро используя прилагательные, что делает изображаемые картины ощутимыми, видимыми.

Таблица №4. Частотность употребления «цветовых» прилагательных в стихотворениях В. Динабургского об осени.

Время года

Основной цвет

Количество употреблений

Оттенки основного цвета

Количество употреблений

Осень


золотой


29

рыжий

5

медный

3

янтарный

2

хны

1

огнерыжий

1

желтый

13

светло-золотой

1



красный



6

багряный

15

огненный

9

рябиновый

7

румяный

2

пунцовый

1



синий



9

сине-бледный

2

лазурно-васильковый

1

лазурный

1

лиловый

1


серый


5

седой

7

свинцовый

3

белый

4







черный

7







шоколадный

3








Особым многоцветьем поражает золотая осень, в описании которой преобладает мажорная тональность, передаваемая разнообразными «цветовыми» прилагательными. Прежде всего, это прилагательное «золотой» («золотые пряди осени», «осень светло-золотая», «золотые кроны кленов», «золотые кудри», «золотой огромною медалью улыбнулось солнце из пруда», «золотой бушует храм»…), жёлтый (только в одном стихотворении «Желтый праздник» оно повторяется восемь раз), багряный («багряный лист», «на багряном своем языке», «на багряном ветерке»…).

Наблюдая за осенней природой, поэт размышляет о жизни, её быстротечности и замечает:

Сентябрины – пора закатная,

паутинок и листьев литьё,

наплывают зыбкими пятнами,

словно время моё и твоё.

И вот уже глаз поэта видит «седой окоём» поздней осени, «деревья черные», «сизый туман», «воду – свинцово-холодную», «лес печальный и серый», но и в этой, казалось бы, печальной цветовой палитре нет места отчаянию, осень жизни, умудрённый этой самой жизнью (90 лет за плечами!!!), он принимает благодарно:

Осень!

Звонкая осень!

Мы в себе её бережно носим,

как любовь,

как страданье и радость.

И другого богатства не надо.

  1. Выводы (заключение).

Обобщая изложенное в работе, можно сделать следующие выводы:

  1. В ходе выполнения работы изучена теоретическая литература по теме исследования и произведен анализ употребления «цветовых» имен прилагательных в стихотворениях о временах года стихотворений брянского поэта Валентина Давыдовича Динабургского «Смотрю на мир зелёным оком» и «Мир обновляется в круговороте…».

  2. Изучены особенности употребления «цветовых» имен прилагательных в индивидуально-авторской картине мира поэта В. Динабургского.

  3. Была составлена авторская картотека «цветовых» имен прилагательных.

  4. Исследовав названные циклы стихотворений, мы определили, что «цветовые» прилагательные помогают создать яркий образ каждого из времен года и передать не только состояние природы, но и человека. Кроме того, они позволяют читателю активно ощущать цветовую палитру всех четырех времен года, тем самым способствуя образному восприятию стихотворного произведения. Цветовые характеристики дополняют общий смысл произведения, расширяют и углубляют его, а также помогают точно раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворений.


Использованная литература

1.Валентин Динабургский. Человек в тени деревьев. Раздумья о природе. Беловережье, Брянск-2010

2.«Краткий справочник по современному русскому языку» под редакцией Леканта П.А. , М. «Высшая школа» 1995.

3.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 2004.

4.Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. – М., 1959

5.Веселовский А. Н. Из истории эпитета // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М., 1989.

6.Жирмунский В. М. К вопросу об эпитете // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

7.«Словарь эпитетов русского языка». Горбачевич К.С. (СПб. «Норинт» 2001)

8.Кульпина В. Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в польском и русском языках. – М.: Московский Лицей, 2001

9.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990

10.Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.

11.Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство: аспекты психолингвистического анализа. – М.: Наука. 1984.

12. И.Н. Яковлева. Функционирование колоративной лексики в романе

В. Набокова «Король, Дама, Валет». – Интернетресурс.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название работы iconКонтрольная работа и реферат одна из видов самостоятельной работы...
Работа начинается с титульного листа, на котором указываются название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия,...
Название работы iconНазвание исследовательской работы
Объём работы 11 страниц с учётом титульного листа и списком использованной литературы
Название работы iconКонтрольная работа выполняется рукописным
Титульный лист содержит название университета, факультета и кафедры. А также название предмета и две темы контрольной работы из разных...
Название работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспекты уроков и сведения об авторах просим направлять прикрепленными файлами в редакцию на адрес электронной почты: konf- в теме...
Название работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспекты уроков и сведения об авторах просим направлять прикрепленными файлами в редакцию на адрес электронной почты: konf- в теме...
Название работы iconНазвание работы

Название работы iconНазвание работы

Название работы iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины
Название работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Требования...
Титульный лист – название темы, фамилия и курс автора, предмет, фамилия преподавателя
Название работы iconКонспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая...
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»
Название работы iconНазвание работы
Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы...
Название работы iconНазвание работы
«История развития предпринимательства в Павловском р-не в начале 18-нач. 20 в-в.»
Название работы iconОбщепринята следующая структура
При оформлении текста работы следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название ведомства,...
Название работы iconКурсоваяработ а по дисциплине «Название дисциплины»
«название темы точно в соответствии с утвержденным заданием»
Название работы iconНазвание разработки
Название учебного учреждения: когоау многопрофильный лицей г. Вятские Поляны Кировской области
Название работы iconНазвание Год издательства
В соответствии с планом работы муниципального бюджетного учреждения образования Сочинского центра развития образования, с целью оказания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск