Рабочая программа модуля «Географическое краеведение»





Скачать 116.99 Kb.
НазваниеРабочая программа модуля «Географическое краеведение»
Дата публикации04.08.2014
Размер116.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Пояснительная записка

Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» интегрирована с программой и УМК «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х классов. Авторская программа по Географическому краеведению. 6 класс / Под редакцией М.Г. Тестоедова. - Киров, 2009.

Количество часов: всего – 34, в неделю – 1 час; практических работ - 15.

Цель данного курса – формирование системы знаний и умений по комплексному исследованию родного края с ориентацией на развитие духовно-нравственной культуры человека – патриота малой Родины, гражданской позиции, готовности к качественным улучшениям среды жизни.

Задачи курса:

1. Создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы своей местности во всем ее географическом разнообразии и целостности.

2. Научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

3. Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к окружающей среде и ощущения социальной значимости в жизни родного края через реализацию географических исследований и творческих работ.
В результате изучения курса учащиеся 6 класса должны знать:

- основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов.

Уметь:

- описывать особенности природы своего района, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию.
Учебно-тематический план и содержание курса



Тема

урока

К-во часов

Тип урока


Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Допол-нитель-ный мате-риал

Практические работы

формы контроля

До-маш-нее зада-ние

Дата проведе-ния

план/факт

ВВЕДЕНИЕ В КРАЕВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Введение в краеведение

1

Экскурсия-практикум

Наука краеведение. Источники географической информации. Методы изучения окружающей среды.

Знать: предмет изучения географического краеведения.

Уметь: проводить наблюдения за объектами, уметь работать с разными источниками информации.




Осенняя экскурсия «Географические объекты вокруг меня»

Практическая работа №1 Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов.

Творческие работы: 1. Дизайн дневника погоды. 2. Иллюстрированный словарь географических терминов. 3. Фотоальбом «Географические объекты родного края».

Фронталь-ный опрос







Изображения земной поверхности и их использование (6 часов)

2

Изображения земной поверхности Санчурского района

1

Урок изуче- ния нового материала

Виды изображений поверхности Земли: глобус, карты , планы, чертежи, аэроснимки. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия.

Уметь: работать с разными источниками и видами изображений земной поверхности.




Творческая работа: Сборник изображений поверхности Земли родного края.

Таблица, тест







3

Географическая карта родного края

2

Практикум

Градусная сеть и географические координаты. Измерение расстояний на местности, плане и карте.

Уметь: объяснять назначение градусной сети и уметь ею пользоваться.




Практическая работа №2 Определение географических объектов на территории своего района, их описание. Практическая работа №3 Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Кировской области и России.










4

Ориентирование по топографической карте

1

Игровой практикум

Ориентирование на местности. Азимут на плане и местности. Измерение расстояний на местности.







Практическая работа №4 Определение направлений, расстояний, азимутов по плану и на местности по компасу, Солнцу и местным признакам.










5

План местности

1

Практикум

План местности. Способы съемки местности. Построение простейших планов. Картографический метод использования.







Практическая работа №5 Составление плана местности с помощью полярной съемки.













6

Географическое положение территории проживания

1

Практикум

Географическое положение объектов. Чтение географических карт. Физико-географическое положение микрорайона школы.







Практическая работа №6 Обозначение географических объектов на контурной карте родного края.










Развитие географических знаний о Земле (1 час)

7

Вклад земляков в развитие знаний оЗемле

1

Урок изуче- ния нового материала

Экскурсия

Развитие географических знаний человека о Земле. Роль древних документов в расширение знаний о родном крае. Вклад земляков в освоение Земли.







Экскурсия в краеведческий музей. Создание презентации или эссе «Знатные люди в моей судьбе, судьбе края и страны».










Земля – планета солнечной системы (3 часа)

8

Наш дом – планета Земля

1

Урок комплексного применения знаний.

Земля как планета солнечной системы. Космический адрес. Географические следствия формы и размеров Земли. История развития и заселения территории Санчурского района.







Творческие работы: 1. Создание макета солнечной системы. 2. Разработка стенгазеты «Земля – наш общий дом».

Тестирование







9

Движения Земли.

1

Комплексный урок

Виды вращений Земли: осевое, орбитальное, галактическое и их проявления на территории родного края. Смена сезонов года. Пояса освещенности.







Практическая работа №7 Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.










10

Влияние космоса на Землю и жизнь людей родного края

1

Комплексный урок

Влияние космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы. Космос и человек «Звездные часы».



















Литосфера – каменная оболочка Земли (4 часа)

11

Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня.

1

Практикум

Минералы, горные породы и полезные ископаемые, слагающие земную кору своей местности, особенности их залегания. Зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Геология. Профессия геолог.







Практическая работа №8 Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых своей местности.

Творческая работа: Составление коллекции горных пород своей местности.










12

Особенности рельефа своей местности и его изменение

2

Практикум

Рельеф своей местности и причины его обусловившие. Абсолютная и относительная высота. Изображения рельефа на планах и картах. Проявления действия сил, изменяющих рельеф на территории родного края.







Практическая работа №9 Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте (на основе материалов осенней экскурсии).










13

Влияние человека на рельеф моего района

1

Игровой

Рациональное и нерациональное воздействие человека на рельеф области, района, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа. Меры по предупреждению вредных воздействий человека на рельеф.



















Гидросфера – водная оболочка Земли (5 часов)

14

Внутренние воды родного края

1

Урок изуче- ния нового материала


Единство гидросферы с учетом местных водных объектов. Особенности размещения внутренних вод своей местности. Хозяйственное значение местных вод, экологическая оценка состояния, меры по бережному использованию и охране от загрязнения. Проблемы рационального потребления воды внутренних вод Кировской области.







Творческая работа: Проект «Какую воду мы пьем?» или «Куда уходит вода?»

Тестирование







15

Внутренние воды и рельеф

1

Урок игра

Взаимосвязь внутренних вод с рельефом и горными породами. Определение по карте направлений течений рек Кировской области. Происхождение озер Кировской области.







Творческая работа: Проект «Кто главный: рельеф или вода?»










16

Внутренние воды и климат. Жизнь во внутренних водах моего района

2

Урок применения знаний в новой учебной ситуации

Влияние климата на внутренние воды. Питание и режим ближайшей к школе реки, пруда или какого-либо другого водоема. Растительный и животный мир местных водоемов. Жизнь водных объектов







Творческая работы: 1. Проект «Кто главный: вода или климат?». 2. Создание коллекции «Растительный мир местного водоема». 3. Создание фотоколлекции «Животный мир местного водоема». 4. Правила поведения на реке (у водных источников).










17

Описание местного объекта гидросферы

1

Практикум

Паспортизация объектов гидросферы.







Практическая работа №10 Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.

Творческая работы: 1. Эссе «Река моего детства» (исследование). 2. Комплексное описание водного объекта своего микрорайона. 3. Охрана вод своей местности. 4. Эссе «Почему мы покупаем чистую питьевую воду?». 5. Экологические проблемы водных объектов родного края. Пути их решения.










Атмосфера – воздушная оболочка Земли (5 часов)

18

Погода моей местности

2

Практикум

Описание погоды по сезонам года. Предсказания погоды. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Синоптические карты. Профессии синоптик и метеоролог.







Практическая работа №11 Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой (По дневнику наблюдений за погодой и данным многолетних наблюдений).

Творческая работа: Народные приметы погоды.










19

Климат родного края

1

Практикум

Причины, формирующие климат. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.







Практическая работа №12 Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.










20

Явления в атмосфере

1

Игровой урок

Редкие и грозные атмосферные явления. Фенологические наблюдения.







Творческая работа: Иллюстрированный справочник «Атмосферные явления Кировской области: их статистика и хронология».










21

Взаимосвязь человека и атмосферы

1

Урок комплексного применения знаний.

Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.







Творческая работа: Разработка буклета «Мы за чистый воздух»

Тестирование







Биосфера – живая оболочка земли (3 часа)

22

Растительный и животный мир своей местности

1

Практикум

Типичные представители растительного и животного мира родного края, особенности распространения и приспособления к среде обитания.







Практическая работа №13 (экскурсия) Описание растительного и животного мира на примере своей местности на основе разных источников географической информации.










23

Человек часть биосферы

1

Урок комплексного применения знаний.

Народы своего края. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой.







Творческая работа: «Знаменитые люди родного края».










24

Экологические проблемы своей местности. Определение качества окружающей среды

1

Практикум

Современные экологические проблемы родного края. Охрана природы. Красная книга Кировской области.







Практическая работа №14 Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения родного края.

Творческие работы: 1. Разработка экологических плакатов «Охраняйте домик муравья», «Цветы – украшение планеты», «Не рубите лес – это наши легкие». 2. Отражение природы в устном народном творчестве народов края. 3. Проблемы использования населением даров леса. 4. Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер и др.).










Географическая оболочка (4 часа)

25

ПТК своей местности

2

Практикум

Территориальные комплексы микрорайона школы: природные, природно-антропогенные и антропогенные. Почвы родного края как особый природный комплекс. Меры по охране почв.







Практическая работа №15 Описание почв на примере своей местности. Влияние хозяйственной деятельности человека на плодородие почв.










26

Природная зона своей местности

2

Игровой урок

Смешанные и широколиственные леса. Изменение природных зон под влиянием хозяйственной деятельностью человека. Ресурсы окружающей среды и их охрана.



















Тема: «Я и мой край» (2 часа)

27

Конференция по представлению лучших проектов, эссе, рефератов, выставочных материалов



2

Контрольный урок






















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconРабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного...
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы Географическое краеведение для VI класса общеобразовательных...
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconПояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и...
«Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,...
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconРабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской...
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,...
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconРабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение»
«Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство»)
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconРабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение»
Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» составная частьооп впо по направлению 032700. 62 «Филология» (квалификация...
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconПрограмма школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области»
Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи,...
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconРабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных...
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconРабочая программа учебного предмета «Краеведение»
Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы...
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconПояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение»
Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001....
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconПояснительная записка к программе интегрированного курса по географии...
Программа курса предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 68 часов. В буп определён предмет география в количестве 1 часа...
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов
...
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» iconРабочая программа профессионального модуля пм. 02 Участие в лечебно-диагностическом и
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск