Скачать 67.25 Kb.
|
Тема: Расселение: Жители городов и деревень Тип урока: Изучение нового материала Цель: Продолжить формирование у школьников представлений и знаний о населении мира Задачи урока: Образовательные:Выяснить причины, определившие современное размещение население мира. Сформировать представление о городских и сельских поселениях как основных формах расселения; рассмотреть урбанизацию как всемирный процесс; выявить общие черты урбанизации и рассмотреть примеры их проявления; познакомить с уровнем и темпами урбанизации в разных странах и регионах; рассмотреть проблемы урбанизации; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации. Развивающие: Развивать умения анализировать статистические данные; развивать интерес к предмету. Воспитательные: Повысить уровень информационной культуры; расширять кругозор учащихся. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,/приобретут,/закрепят/др. ученики в ходе урока Знать/понимать: Основные географические понятия и термины: урбанизация, субурбанизация, ложная урбанизация, агломерация, мегалополис, городской взрыв Уметь: Работать с картографическим материалом, со статистическими данными, анализировать диаграммы, графики, выполнять практическую работу Необходимое оборудование и материалы: Презентация Microsoft Power Point, контурные карты, атласы, инструкционные карты, учебник Ю.Н.Гладкого,В.В.Николиной «География Современный мир»; настенная карта «Политическая карта мира». Мотивация учащихся: данные ресурсы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, усиливает динамику урока, позволяют завоевать внимание учеников, дают возможность учащемуся реализовать себя, создают ситуацию успеха Ход урока: Учитель. Мы продолжаем изучение темы «Население Земли».На предыдущем уроке мы рассматривали тему «Этническая и языковая мозаика»Одним из критериев выделения народа считается общность территории. Что повлияло на современное размещения народов на данной территории, Где предпочитают жить люди - в городе или деревне? Как различаются города и сельские поселения? Что такое урбанизация? На эти вопросы и другие найдем ответ на сегодняшним уроке: «Расселение: Жители городов и деревень». Разъясняет учащимся форму работы на уроке – самостоятельное изучение темы в ходе работы с различными источниками (ресурсами). Учащиеся приступают к работе, получают инструкционную карту. Инструкционная карта. По теме: “Расселение: жители городов и деревень ” КАРТА №1 (группа №1) Цель: Выявить причины, определившие современное размещение населения мира Задание: 1.Прочитать текст в учебнике Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина стр.61 2.Выписать среднюю плотность населения Земли (45 чел./км.кв) 3. Рассмотреть карту атласа «Плотность населения». Определить плотность населения Зарубежной Европы, Зарубежной Азии, Северной Америки, Австралии, Африки. Сделать вывод о размещении населения в данных регионах. 4.Проанализировать таблицу №1. Какие причины повлияли на то, что одни страны имеют самую высокую плотность населения, а в других – самая низкая плотность населения. 5.Выписать факторы, объясняющие неравномерность размещения населения на Земле 1. природный 2. исторический - особенности заселения суши 3.демографическая ситуация, режим воспроизводства населения 4.социально-экономический 6.Почему роль природных условий в размещении населения постепенно ослабевает? ( С развитием производительных сил общества человек получил возможность осваивать новые территории. Это и леса, и болота, и засушливые участки, и зона вечной мерзлоты. Освоение территорий повлекло за собой расселение на них людей. Современный уровень развития науки и техники позволяет людям развивать промышленное и сельскохозяйственное производство в регионах, ранее необжитых, строить новые города и транспортные пути). 7. Для какого региона мира характерно размещение большой доли населения в высокогорном поясе?( Для Южной Америки. В высокогорном поясе Анд (выше 2000 м) проживает 11 % всего населения региона) Карта №2(объяснение учителя)Цель: Познакомиться с понятием урбанизация и ее общими чертами, с уровнями темпами и формами урбанизации Задание: 1.Просмотреть фрагмент киноурока. Ответить на вопросы:Когда возникли первые города? Что такое урбанизация? Какие общие черты имеет урбанизация? Как разделяют страны по уровню урбанизации? 2.Прочитайте текст учебника Гладкого Ю.Н.,Николиной В.В. стр. 61 и выпишите определения понятий агломерация, мегаполис. 3. Выпишите в тетрадь названия крупнейших мегаполисов, найдите их на карте № 14 атласа. 4.Проверьте друг друга. 5.Выявите взаимосвязь между темпами и уровнями урбанизации. Выводы запишите в тетрадь.
Темпы урбанизации зависят от ее уровня, чем выше уровень урбанизации, тем ниже ее темпы и наоборот, чем ниже уровень урбанизации, тем выше В экономически развитых странах доля городского населения растет медленно, в развивающихся странах городское население быстро увеличивается, а уровень урбанизации более низкий. Рост населения городов в этих регионах опережает их реальное развитие. Он происходит благодаря постоянному «выталкиванию» избыточного сельского населения в города, неимущее население обычно селится на окраине больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб, т.е. «трущобная урбанизация» (Бидонвилль в Африке, Фавел в Бразилии, Геджекон-ду в Турции). Релаксация:(видеомузыкальный фрагмент снимки городов мира из космоса) Карта №3(группа №2) Цель:Выявить признаки.лежащие в основе классификации городов Задания: 1.Проанализировать тексты с описанием города. 2.К каким городам по численности населения относится город? 3.Какие функции выполняет город? Какая основная функция? Функции современных городов: - промышленные; - культурные; - научные; - административные; - транспортные. Большинство городов – многофункциональны Карта №4(группа №3) Цель: Изучить формы сельского расселения. Задания: 1.Проанализируйте диаграмму «Городское и сельское население мира».Какой можно сделать вывод? 2. Используя текст учебника Гладкого Ю.Н.,Николиной В.В. стр. 62-63 заполните схему: 2.Проверь свои ответы по схеме. Ключ к проверке Закрепление пройденного материала Цель: Проверить качество и прочность полученных знаний. 1.Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку): а) форма размещения населения; б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни. 2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские? а) численность населения (людность); б) функции поселений, в) возраст жителей. 3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов: а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%; б) в настоящее время в городах проживает 49% населения планеты; в) в городских поселениях мира сосредоточено более 9%, населения мира. 4. Максимальная доля городского населения характерна для группы стран а) Кувейт, Израиль, Уругвай б) Эфиопия, Камбоджа, Непал. 5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку) а) переезд части обеспеченного населения в пригороды; б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран; в) урбанизация в нефтедобывающих странах. 6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку): а) Нью-Йорк б) Токио, в) Сан-Паулу. 7. Темпы роста городского населения самые высокие в: а) Зарубежной Азии; б) Зарубежной Европе. . Критерии оценки “5” - 7 баллов. “4” - 6-5 баллов. “3” - 4 балла. “2” - 3 и менее баллов. Инструктаж домашнего задания Цель: Закрепить полученные знания, обобщить изученный материал. Задание: Обязательное для всех.
Рефлексия Цель: Оценить свою работу на уроке. Задание: Выберите тот ответ, что наиболее объективно отражает вашу работу на уровне (на смайлике ).
Разместите своих смайликов в городском доме или в деревенском (где бы вы хотели жить) |
Регламент Начало утренних заседаний 10: 00 Международного конгресса «Уничтожение городов и деревень в Европе в годы Второй мировой войны» и международной научно-практической... | Исследование, здоровьесбережение. Тема: «Большая буква в названиях... Используемые технологии: интегрирование, опережающее обучение, исследование, здоровьесбережение | ||
Конспект урока «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях... «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс | Урок русского языка «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс | ||
Использование компьютерных технологий в начальных классах специальной школы VIII вида «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс | Конкурс «Педагог профессия на века», Попович Татьяна Викторовна Номинация «Секрет успеха» «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс | ||
Сборник летописей городов, сёл и деревень Урала и Зауралья Заслуженный учитель Российской Федерации – Вера Ивановна Лукьянова – неутомимый энтузиаст чесменского краеведения, патриот и гражданин,... | Тема: Золотое кольцо России Задачи урока Оборудование: слайды с видами достопримечательностей городов Золотого кольца, карта путешествия, карточки с названиями городов | ||
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме: «Большая... Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8) | Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить... «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс | ||
Областной методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы... | Статья о судьбах героев-защитников Беларуси в годы Великой Отечественной... Сборник летописей городов, сёл и деревень Урала и Зауралья. Печатный орган Южно-Уральского Регионального Отделения Межрегиональной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Познакомить учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц,... | Первый Начни здесь Введение Краткий обзор отчета Характерные черты... «областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как все минувшее, чему мы не были ни свидетелями, ни участниками. Великая Отечественная война вызывает у нас не воспоминания, а мысли…... | Творческий Интернет-проект, посвященный 1000-летию Ярославля Литературный... Абакан. Он не очень большой, но красивый, зелёный, уютный. В россии много прекрасных городов, я побывал в разных, но особенно мне... |