Тема: Расселение: Жители городов и деревень





Скачать 67.25 Kb.
НазваниеТема: Расселение: Жители городов и деревень
Дата публикации06.08.2014
Размер67.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Тема: Расселение: Жители городов и деревень

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: Продолжить формирование у школьников представлений и знаний о населении мира

Задачи урока:

Образовательные:Выяснить причины, определившие современное размещение население мира. Сформировать представление о городских и сельских поселениях как основных формах расселения; рассмотреть урбанизацию как всемирный процесс; выявить общие черты урбанизации и рассмотреть примеры их проявления; познакомить с уровнем и темпами урбанизации в разных странах и регионах; рассмотреть проблемы урбанизации; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.

Развивающие: Развивать умения анализировать статистические данные; развивать интерес к предмету.

Воспитательные: Повысить уровень информационной культуры; расширять кругозор учащихся.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,/приобретут,/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знать/понимать: Основные географические понятия и термины: урбанизация, субурбанизация, ложная урбанизация, агломерация, мегалополис, городской взрыв

Уметь: Работать с картографическим материалом, со статистическими данными, анализировать диаграммы, графики, выполнять практическую работу

Необходимое оборудование и материалы: Презентация Microsoft Power Point, контурные карты, атласы, инструкционные карты, учебник Ю.Н.Гладкого,В.В.Николиной «География Современный мир»; настенная карта «Политическая карта мира».

Мотивация учащихся: данные ресурсы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, усиливает динамику урока, позволяют завоевать внимание учеников, дают возможность учащемуся реализо­вать себя, создают ситуацию успеха
Ход урока:
Учитель. Мы продолжаем изучение темы «Население Земли».На предыдущем уроке мы рассматривали тему «Этническая и языковая мозаика»Одним из критериев выделения народа считается общность территории.

Что повлияло на современное размещения народов на данной территории,

Где предпочитают жить люди - в городе или деревне? Как различаются города и сельские поселения? Что такое урбанизация? На эти вопросы и другие найдем ответ на сегодняшним уроке: «Расселение: Жители городов и деревень».

Разъясняет учащимся форму работы на уроке – самостоятельное изучение темы в ходе работы с различными источниками (ресурсами). Учащиеся приступают к работе, получают инструкционную карту.
Инструкционная карта. По теме: “Расселение: жители городов и деревень ”

КАРТА №1 (группа №1)

Цель: Выявить причины, определившие современное размещение населения мира

Задание: 1.Прочитать текст в учебнике Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина стр.61 2.Выписать среднюю плотность населения Земли (45 чел./км.кв)

3. Рассмотреть карту атласа «Плотность населения». Определить плотность населения Зарубежной Европы, Зарубежной Азии, Северной Америки, Австралии, Африки. Сделать вывод о размещении населения в данных регионах.

4.Проанализировать таблицу №1. Какие причины повлияли на то, что одни страны имеют самую высокую плотность населения, а в других – самая низкая плотность населения.

5.Выписать факторы, объясняющие неравномерность размещения населения на Земле

1. природный 2. исторический - особенности заселения суши 3.демографическая ситуация, режим воспроизводства населения 4.социально-экономический

6.Почему роль природных условий в размещении населения постепенно ослабевает? ( С развитием производительных сил общества человек получил возможность осваивать новые территории. Это и леса, и болота, и засушливые участки, и зона вечной мерзлоты. Освоение территорий повлекло за собой расселение на них людей. Современный уровень развития науки и техники позволяет людям развивать промышленное и сельскохозяйственное производство в регионах, ранее необжитых, строить новые города и транспортные пути).

7. Для какого региона мира характерно размещение большой доли населения в высокогорном поясе?( Для Южной Америки. В высокогорном поясе Анд (выше 2000 м) проживает 11 % всего населения региона)

Карта №2(объяснение учителя)Цель: Познакомиться с понятием урбанизация и ее общими чертами, с уровнями темпами и формами урбанизации

Задание:

1.Просмотреть фрагмент киноурока. Ответить на вопросы:Когда возникли первые города? Что такое урбанизация? Какие общие черты имеет урбанизация? Как разделяют страны по уровню урбанизации?

2.Прочитайте текст учебника Гладкого Ю.Н.,Николиной В.В. стр. 61 и выпишите определения понятий агломерация, мегаполис.

3. Выпишите в тетрадь названия крупнейших мегаполисов, найдите их на карте № 14 атласа.
4.Проверьте друг друга.

5.Выявите взаимосвязь между темпами и уровнями урбанизации. Выводы запишите в тетрадь.




Развитые страны

Развивающиеся страны

Доля городского населения

Медленный рост

Быстрый рост (рост населения городов опережает реальное развитие городов)

Уровень урбанизации

высокий

низкий

Темпы урбанизации

низкие

Высокие (трущобная урбанизация)

Темпы урбанизации зависят от ее уровня, чем выше уровень урбанизации, тем ниже ее темпы и наоборот, чем ниже уровень урбанизации, тем выше В экономически развитых странах доля городского населения растет медленно, в развивающихся странах городское население быстро увеличивается, а уровень урбанизации более низкий. Рост населения городов в этих регионах опережает их реальное развитие. Он происходит благодаря постоянному «выталкиванию» избыточного сельского населения в города, неимущее население обычно селится на окраине больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб, т.е. «трущобная урбанизация» (Бидонвилль в Африке, Фавел в Бразилии, Геджекон-ду в Турции).

Релаксация:(видеомузыкальный фрагмент снимки городов мира из космоса)

Карта №3(группа №2)

Цель:Выявить признаки.лежащие в основе классификации городов

Задания:

1.Проанализировать тексты с описанием города.

2.К каким городам по численности населения относится город?

3.Какие функции выполняет город? Какая основная функция?

Функции современных городов:

- промышленные;

- культурные;

- научные;

- административные;

- транспортные.

Большинство городов – многофункциональны

Карта №4(группа №3)

Цель: Изучить формы сельского расселения.

Задания:

1.Проанализируйте диаграмму «Городское и сельское население мира».Какой можно сделать вывод?

2. Используя текст учебника Гладкого Ю.Н.,Николиной В.В. стр. 62-63 заполните схему:



2.Проверь свои ответы по схеме.

Ключ к проверке



Закрепление пройденного материала

Цель: Проверить качество и прочность полученных знаний.

1.Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):

а) форма размещения населения;

б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни.

2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские?

а) численность населения (людность);

б) функции поселений,

в) возраст жителей.

3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов:

а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%;

б) в настоящее время в городах проживает 49% населения планеты;

в) в городских поселениях мира сосредоточено более 9%, населения мира.

4. Максимальная доля городского населения характерна для группы стран

а) Кувейт, Израиль, Уругвай

б) Эфиопия, Камбоджа, Непал.

5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку)

а) переезд части обеспеченного населения в пригороды;

б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран;

в) урбанизация в нефтедобывающих странах.

6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку):

а) Нью-Йорк

б) Токио,

в) Сан-Паулу.

7. Темпы роста городского населения самые высокие в:

а) Зарубежной Азии;

б) Зарубежной Европе.

. Критерии оценки

“5” - 7 баллов.
“4” - 6-5 баллов.
“3” - 4 балла.
“2” - 3 и менее баллов.

Инструктаж домашнего задания

Цель: Закрепить полученные знания, обобщить изученный материал.

Задание: Обязательное для всех.

  1. Повторить записи в тетрадях или прочитать 14 учебника

  2. На к/к нанести крупнейшие мегалополисы мира,5 стран высокоурбанизированных и 5 стран низкоурбанизированных

  3. творческое задание: написать эссе «Урбанизация – благо или зло для человечества»

Рефлексия

Цель: Оценить свою работу на уроке.

Задание: Выберите тот ответ, что наиболее объективно отражает вашу работу на уровне (на смайлике ).

  1. Урок понравился, я был максимально активен, все усвоил.



  1. Урок понравился, я старался выполнить все задания.



  1. Некоторые задания были сложны для меня.

Разместите своих смайликов в городском доме или в деревенском (где бы вы хотели жить)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconРегламент Начало утренних заседаний 10: 00
Международного конгресса «Уничтожение городов и деревень в Европе в годы Второй мировой войны» и международной научно-практической...
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconИсследование, здоровьесбережение. Тема: «Большая буква в названиях...
Используемые технологии: интегрирование, опережающее обучение, исследование, здоровьесбережение
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconКонспект урока «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях...
«Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconУрок русского языка
«Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconИспользование компьютерных технологий в начальных классах специальной школы VIII вида
«Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconКонкурс «Педагог профессия на века», Попович Татьяна Викторовна Номинация «Секрет успеха»
«Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconСборник летописей городов, сёл и деревень Урала и Зауралья
Заслуженный учитель Российской Федерации – Вера Ивановна Лукьянова – неутомимый энтузиаст чесменского краеведения, патриот и гражданин,...
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconТема: Золотое кольцо России Задачи урока
Оборудование: слайды с видами достопримечательностей городов Золотого кольца, карта путешествия, карточки с названиями городов
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconКонспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме: «Большая...
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconШкола должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить...
«Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconОбластной методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области
Великой Оте­чественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя неза­висимости, свободы и общественных идеалов: миллионы...
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconСтатья о судьбах героев-защитников Беларуси в годы Великой Отечественной...
Сборник летописей городов, сёл и деревень Урала и Зауралья. Печатный орган Южно-Уральского Регионального Отделения Межрегиональной...
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Познакомить учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц,...
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconПервый Начни здесь Введение Краткий обзор отчета Характерные черты...
«областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений»
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как все минувшее, чему мы не были ни свидетелями, ни участниками. Великая Отечественная война вызывает у нас не воспоминания, а мысли…...
Тема: Расселение: Жители городов и деревень iconТворческий Интернет-проект, посвященный 1000-летию Ярославля Литературный...
Абакан. Он не очень большой, но красивый, зелёный, уютный. В россии много прекрасных городов, я побывал в разных, но особенно мне...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск