Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь





Скачать 62.16 Kb.
НазваниеКонспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь
Дата публикации09.07.2013
Размер62.16 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Конспект урока-открытия

по окружающему миру 4 класс
Тема: Зона арктических пустынь.
Цели урока:

1. Познакомить учащихся с характерными особенностями зоны Арктики.

2.Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориентироваться по карте, умение работать с дополнительными источниками информации

3.Воспитывать экологическую культуру. Развивать эмоционально-положительное отношение к объектам природы. Развивать коммуникативные умения.
Планируемые результаты:

Получить представления о географическом положении, климате, растительном и животном мире Арктики. Осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира.
Оборудование: учебники, тетради на печатной основе, карта природных зон России, плакат «Природа Арктики», ЦОР «Арктика-мой дом» (электронная версия Полярной Энциклопедии Школьника)
Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Работа по теме урока.
Практическая работа. (работа с картой природных зон)

-Найти на карте природных зон России зону арктических пустынь.

-Каким цветом она обозначена?

-В каком поясе земли находится?

-Что можно рассказать по карте об этой зоне?

-Научиться показывать ее на карте.
Работа по плану:

- Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны .

-Растения ледяной зоны .

-Животные ледяной зоны .

-Арктика и человек .
Местоположение и особенности неживой природы ледяной зоны. (работа с ЦОРом)

Издавна эту область Земли называют Арктикой - от греческого слова arkticos – «северный», так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы.
Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр.

Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до

- 60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.

Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.
Растения ледяной зоны. (работа с ЦОРом)

Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них - то и растут ЛИШАЙНИКИ, похожие на серую накипь.                   Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли. ЯГЕЛЬ – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.

В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где ПОЛЯРНЫЙ МАК, стелющиеся ПОЛЯРНЫЕ ИВЫ. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров.
        ФИЗМИНУТКА
Животные ледяной зоны. (работа с ЦОРом)

Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха.  У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.

У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.
Арктика и человек. (работа с ЦОРом)

Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.

В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.  

Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.
3. Работа над обобщением материала. ( работа в тетради на печатной основе)

Стр. 25 № 2

Вклеить иллюстрации птиц, соотнести их с названиями птиц.

Стр. 25 № 3

Выписать из учебника несколько названий растений и животных, характерных для зоны Арктики.

Стр. 25 № 4

Составить и записать цепь питания, характерную для зоны Арктики.
4. Закрепление пройденного материала.

Решение кроссворда "Арктика".
Вопросы.

1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные "птичьи базары", очень любят полакомиться рыбой.

2. Близкий родственник тюленя.

3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.

4. На них очень любит поохотиться белый медведь.

5. Самое распространенное растение полярных районов.

6. Самый крупный обитатель морей и океанов.

7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.


1.






















2.






















3.






















4.






















5.






















6.






















7.
























Ответы:

1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайник. 6. Кит. 7. Рачки.
5.Домашнее задание.

-Статья из учебника на стр. 78-86, ответы на вопросы.

-Подготовить доклад о животных, растениях Арктики, занесенных в Красную книгу России.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconЗона Арктических пустынь, 4-й класс
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconКонспект урока по окружающему миру. Тема: «Ледяная зона. (Второе заседание клуба)»
Оборудование и наглядные пособия: учебники, Тетради для самостоятельной работы №1, карта природных зон России, картинки с изображением...
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconКонспект урока по географии в 7 классе на тему: «Животный мир зоны арктических пустынь»
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconКонспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему...
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconКонспект урока по окружающему миру, 2 класс Тема урока: «Какие бывают растения?»
Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому...
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconКонспект урока по окружающему миру 1 класс Тема: «Идем в гости»
Слово учителя: Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…»
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема урока Золотое кольцо России
Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconКонспект урока по окружающему миру
С91 Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconКонспект урока по окружающему миру 4 класс «Куликовская битва»
Классный час – как одна из форм воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс, по комплекту учебников А. А. Плешакова
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс, по комплекту учебников А. А. Плешакова
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconКонспект урока по окружающему миру. На тему «Деревья леса». Гимназия...
Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц»
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconКонспект по окружающему миру, 1 класс. Тема: «Звери- млекопитающие»
Программа: Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.: Ооо...
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconУрока по окружающему миру (А. А. Плешаков) 1 класс тема: «Почему мы любим кошек и собак»
Цель: способствовать формированию у ребенка ответственности за тех, кого мы приручили
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь iconКонспект урока по окружающему миру. На тему: «Кустарники леса». Гимназия...
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск