Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными
определительными»
Цели: Обучающие: - находить придаточные определительные в составе СПП;
-правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); -составлять схемы предложений с придаточными определитель- ными; -производить ,где это возможно ,их синонимическую замену.
Развивающие: -развивать умение определять придаточные определитель- ные; -развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитывающие: -воспитывать любовь к родине, бережное отношение к слову.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, карточки, интерактивная доска.
Эпиграф:
…Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А.С. Пушкин.
Слайд 1.
Ход урока.
1.Слово учителя.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу, себе. Чтобы добиться целей, которые поставлены перед нами, каждому из нас необходима уверенность в своих силах. Послушайте мудрую притчу и сделайте для себя вывод. Эта история произошла давным- давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос , чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку , посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: Скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мертвая ? Если он скажет- живая ,я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.» Так все и случилось… Когда завистник пришел к мудрецу и задал придуманный вопрос… А мудрец, действительно, был умным человеком и сказал : «Все в твоих руках». Так что и у вас , ребята, все в ваших руках. Слайд 2. Успех на уроке будет зависеть от ваших знаний и умений. 2.Сообщение темы и целей урока.Слово учителя. –Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова Пушкина.Одной из тем в творчестве многих русских поэтов, художников, композиторов являются времена года. А таинственная принцесса осень в силу своей загадочности занимает особое место. И мы , ребята, погружаясь в тайны осени, поработаем с СПП с придаточными определительными, повторим орфограммы.
3. Проверка домашнего задания. Презентация упр.114. Составление СПП с придаточным определительным. -Что объединяет составленные вами предложения? -Чем они отличаются? Сделайте вывод. Слайд 3. 4. Тест из сборника « ГИА-13» (Проверка на интерактивной доске)
5.Словарная работа. Ученики вставляют пропущенные буквы в данные слова . Самопроверка диктанта .
З..л..тыео..блески ,ра..цв..лопоследн..м цветом, бе..прерывный дождь, м..лчаливый лес, прощ..льныйкру.. жур..влей, смывала д..ждями, ве..т п..коем, светлая п..чаль, совершенное оч..рование, л..рическое время года, п..йзажная лирика.
Золотые отблески, расцвело последним цветом, беспрерывный дождь, молчаливый лес,прощальный круг журавлей, смывала дождями, веет покоем,светлая печаль,совершенное очарование, лирическое время года, пейзажная лирика.Слайд 4.
Самооценка :1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки- «3»
-На какое правило больше всего орфограмм ?
Учитель: -Как вы понимаете значение сочетания «пейзажная лирика» ? -А что такое пейзаж? Лирика? Давайте обратимся к толковому словарю.
Пейзаж.1.Вид какой-нибудь местности. Осенний пейзаж. 2.Рисунок, картина, изображающая природу; также описание природы в литературном произведении. В пейзажах Левитана ощущается присутствие человека.
Лирика. Вид поэзии ,выражающий чувства и переживания поэта.2 .Совокупность произведений этого вида поэзии. Л. Пушкина.
Учитель : так что же такое пейзажная лирика ? Ученики читают отрывки из стихов А.Пушкина, А. Толстого , И Бунина о природе.
6.Фронтальная беседа.
Учитель:
-Повторим знание теории о СПП, о СПП с придаточным определительным. .-Какие предложения называются ССП?
- Какие предложения называются СПП ?
-Чем они отличаются от ССП?
-На какие основные группы по значению делятся СПП?
-Расскажите о СПП с придаточным определительным.
1).Вопрос-какой?
2).Контактное слово- Имя существительное (местоимение)
(часть речи)
3).Средства связи -Союзные слова: который, какой, чей, что, где,
куда, откуда, когда.
4).Позиция по отношению -Всегда после контактного слова. К контактному слову
Слайд5
Построение опорной схемы СПП с придаточным определительным
[сущ.(мест) ], (союзн.слово…).
7.Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.
Первая карточка.
1) Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях, где каждый камешек на дне виден.(И.Соколов- Микитов)
2) В осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе журавли.
(И.Соколов-Микитов)
3) Так все и идет , пока первый мороз не скует землю. (К.Паустовский)
Вторая карточка.
1)Я посмотрел на клен и увидел , как осторожно отделился от ветки красный лист .(К.Паустовский)
2) Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Д. Мамин- Сибиряк)
3)Я иду еще раз взглянуть на знакомые полотна,что ежегодно выставляет золотая осень.(Е.Носов).
Результаты исследовательской работы учащихся.
Слайд 6.
8.Физминутка.(Гимнастика для глаз)
Слайд 7.
10 раз поморгали –глаза закрыли-до 5 посчитали-опять поморгали
9.Исследовательская работа:заменить причастный оборот придаточным определительным.
1)Пушкин очарован здешними местами,не похожими на великолепие сумрачных рощ Псковщины.
Пушкин очарован здешними местами , которые не похожи на великолепие сумрачных рощ Псковщины.
2)Место это называется Большое Болдино- село, являющееся вотчиной рода Пушкиных.
Место это называется Большое Болдино- село ,которое является вотчиной рода Пушкиных.
В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом.
1)Село Большое Болдино,которое принадлежало роду Пушкиных, расположено в Нижегородской области.
Село Большое Болдино ,принадлежавшее роду Пушкиных, расположено в Нижегородской области.
2)Есть в России места,куда стремятся любители пушкинской поэзии.
Учитель:Причастный оборот употребляется, главным образом,в книжной речи,а придаточные определительные –в разговорной.
Известно ,что Пушкин говорил об этом: «Причастия избегаются в разговоре.Мы же не говорим: «Карета,скачущая по мосту,а карета, которая скачет по мосту». Слайд 7
10.Работа с текстом. Слово учителя.(Выразительное чтение текста учеником на фоне музыки Чайковского « Времена года»)
В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев. Ему нравилась и та холодная осенняя пора ,когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства ,что навеяны картинами природы ,он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе , которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
(Из периодической печати)
- Какова тема текста? О чем (о ком) в нем говорится? (В тексте говорится о великом композиторе ).
-Какова основная мысль ? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке ).
-Прочитайте предложение , в котором заключена основная мысль. Запишем теперь его ,комментируя.
-Выделите главную и придаточную части графически.
-Чем осложнена главная часть ? (Деепричастным оборотом)
11.Творческая работа.
Учитель: вернемся к эпиграфу. А какие чувства возникли у вас в душе, когда вы услышали композицию Чайковского , увидели полотна Левитана?
Напишите сочинение –миниатюру « Что я чувствую,погружаясь в тайны осени»
12.Рефлексия.Итог урока.
*Что нового узнали на уроке? Слайд8
*Что особенно понравилось?
13.Чему научились?
1)находить придаточные определительные;
2)производить их синонимическую замену, где это возможно.
3)выделять придаточные запятыми, составлять схемы.
14.Домашнее задание:п.14,упр119(4пр.)-2 группа.
Выписать 4 СПП с придаточным определительным из «Евгения Онегина»- 1 группа. Слайд9
Спасибо за урок! |