Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер»





Скачать 164.84 Kb.
НазваниеУрока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер»
Дата публикации28.08.2014
Размер164.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Проект урока по географии по теме «Ветер».

География. 6 класс. Тема «Ветер».
Тип урока: урок комбинированный.

Цель урока: Учащиеся формируют понятие «ветер» на основе знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении при выявлении причинно-следственных связей между ними во время самостоятельного приобретения новых знаний, выполнении опытной и практической работ.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Учащиеся формируют понятие «ветер», выясняют причины образования ветра на основе опорных знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении, собственных наблюдений.

  2. Учащиеся формируют понятие «бриз», «муссон», «роза ветров»

  3. Учащиеся выясняют причины, от которой зависит сила ветра,

  4. Учащиеся знакомятся с прибором флюгером.



Развивающие:

  1. Учащиеся развивают умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы,

  2. Учащиеся формируют способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений по передаче информации, освоению работы с приборами.

  3. Учащиеся развивают умения работы со статистическим материалом

Воспитательные:

  1. Учащиеся в процессе изучения повышают познавательный интерес к предмету и изучаемому материалу;

  2. Учащиеся воспитывают взаимопонимание, выручку при совместной работе; воспитывать бережное отношение к своему здоровью



Требования к результатам обучения:

Личностные:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы

Предметные:

- умение работать с разными источниками географической информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений

Метапредметные:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и

применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

-организации своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

Методы обучения:

1) по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий).

2) по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Учебное пособие:

1. Герасимова Т.П.и др. Физическая география: Начальный курс. Учебник для 6 класса. - М, Просвещение, 2008.

2. Атлас. Планета Земля. География 6 класс – М. : Просвещение, 2009.

3. Баринова И.И. Рабочая тетрадь по географии. Начальный курс (Землеведение): 6 класс: с комплектом контурных карт / И.И.Баринова, В.Г.Суслов – 5-е изд, перераб и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2013.

Оборудование:

- карта полушарий, компьютер, мультимедийный проектор, флюгер, свечи, компьютерная презентация

- жетоны для оценки ответов учащихся, листы самооценки, тексты – раздаточные материалы, смайлики для рефлексии

Место урока в теме:

Урок по теме «Ветер» является четвертым в теме «Атмосфера», на котором предлагается познакомиться с понятием «Ветер», причинами образования ветра с опорой на знания о температуре воздуха и атмосферном давлении. Урок носит ознакомительный характер с видами ветров (бриз, муссон), значением ветра в жизни человека и приборами измерения, изучения такого явления природы. Урок насыщен информационно и практически. В качестве ознакомления на уроке предполагается обратить внимание школьников на построение розы ветров как формы систематизации наблюдений за направлением ветра.

План урока:

1. Оргмомент 1 мин,

2. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания 10 мин.

3. Изучение нового материала 23 мин,

4. Закрепление изученного 8 мин,

5. Задание на дом, выставление оценок, подведение итогов урока 3 минуты.



Этап урока

Действия учителя

Действия учащегося

Методический комментарий

1

Оргмомент (1 мин)



Приветствие класса. Учет посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

Я хочу вам подарить улыбку, и солнышко, которое делает нашу жизнь светлее, теплее и ярче. Улыбнитесь друг другу и тогда все задачи будут легко решаемы! А в этом нам еще поможет компас, который до сих пор не потерял своего назначения навигатора.

Приветствие учителя. Учащиеся готовят необходимые материалы. Реализация функциональных возможностей дежурных. Готовность класса к работе.

Создание эмоционального настроя и положительного отношения к уроку, подготовка учащихся к серьезной, вдумчивой работе.

2

Проверка домашнего задания (7 мин.)










Проводит блиц - опрос

  1. Вам предстоит закончить предложения, дописав слова на экране, а затем мы сверим с правильными ответами.




  1. Расставьте пункты А, Б,В,Г и Д в порядке возрастания атмосферного давления в них. (рабочая тетрадь на печатной основе)




  1. Определить по рисунку в каком случае давление повышается/ понижается, остаётся неизменным. (рабочая тетрадь на печатной основе)




  1. Решение теста

Приводит примеры приборов с показаниями атмосферного давления

  1. Просит учащихся оценить свою работу жетонами

Учащиеся индивидуально работают во время блиц-опроса, дописывают необходимые слова, работают с рисунками, решают вопросы теста в устной форме, зарабатывая баллы.

Другие учащиеся помогают при возникновении затруднений. Сразу же происходит проверка правильности ответов. Каждый учащийся оценивает свою работу за правильный ответ жетоном (компас).

Подсчитывают количество жетонов, оценивают свою работу в листах самооценки.

Форма проверки домашнего задания блиц-опросом создает положительную мотивацию на уроке, раскрепощает учащихся, проверяет знания и актуализирует на изучение нового материала.

Проведение коррекционной и оценочной работы позволяет выявить затруднения учащихся и восполнить пробелы в знаниях.
Самооценка способствует личностному развитию школьников.

3

Актуализация опорных знаний.(3-4 мин.)




- Отгадайте загадку.

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.

Только что он был везде –

Миг – и нет его нигде.
Подводит к изучению новой темы, предлагая учащимся ответить на вопросы:

Что мы будем сегодня изучать?

-Какие задачи мы должны сегодня решить?
-Как вы думаете, что такое ветер? И почему он образуется? Где возникает ветер? Можно ли его обнаружить здесь в комнате?

Отгадка - ветер.

Учащиеся формулируют тему урока «Ветер»

Записывают в тетрадь дату и тему урока, пытаются сформулировать задачи урока

формулируют определение ветра.


Привлечение литературного материала вызывает познавательный интерес к изучаемому.






Демонстрация опыта: свеча, полоска папиросной бумаги над свечой.



Воздух движется, перемещается.

Ветер – это явление природы, но такое движение воздуха можно наблюдать даже в помещении.

Учащиеся определяют по опыту, что воздух движется. Если открыть дверь комнаты и поднести к проему зажженную свечу, ее пламя будет отклоняться в сторону коридора. Этот опыт доказывает, что теплый воздух комнаты поднялся вверх и выходит в коридор, вытесняемый холодным воздухом, который находился внизу. Поэтому если свечу поставить на пол, пламя свечи будет отклоняться в сторону комнаты, указывая направление движения холодного воздуха.

Использования приема наглядности позволяет выявить познавательный интерес к изучаемым явлениям природы, направляют мыслительную деятельность учащихся на изучение и объяснение нового, непознанного.

4

Изучение новой темы

А. Работа с текстом (приложение 1) (4 мин.)




Предлагает познакомиться с теоретическим материалом в течение 3 минут.

Проводит беседу по прочитанному материалу.


знакомятся с текстом и выделяют причину образования ветра.
Корректируют определение ветра и причины его возникновения.


Индивидуальная работа с текстом направляет мыслительную деятельность каждого учащегося на получение новой информации, формулировку выводов (в данном случае в определении нового понятия) – формирование предметных УУД

5

Первичное закрепление нового знания.(3 мин.)






Возникновение ветра связано с разницей в давлении.

-От какого давления будет дуть ветер?

Расставьте стрелки, показывающие направление ветра. Организация работы со слайдом на экране.

В каких случаях ветер будет обладать большей силой?


Стрелками показывают направление ветра, объясняют свой выбор у доски.

Выделяют ветры по силе.



Репродукция предметных учебных действий. Воспроизведение причинно-следственной связи: зависимость образования ветра от атмосферного давления.






Б. Знакомство с видами ветра.(5 мин.)

БРИЗ









Давайте рассмотрим образование местного ветра - бриза, который возникает на границе между сушей и небольшим водоёмом. Просмотр видеосюжета.

-Вспомните, как происходит нагревание и остывание суши (воды)?

По ходу рассказа перемещать стрелки (на полях) по рисунку. (В летний день суша прогревается быстрее. Воздух становится легче и поднимается вверх. При этом давление у земной поверхности понижается. Вода нагревается медленнее, поэтому воздух над ней холодный. Тяжёлый, постоянно опускается вниз, образуя область высокого давления. А так как ветер движется от высокого давления к низкому, то днём ветер будет дуть с водоёма на сушу).

По аналогии происходит образование ночного бриза.
-Кто попробует объяснить, как он образуется?

-Сформулируйте определение, что такое бриз.

Бриз - ветер, меняющий направление 2 раза в сутки.
Дневной (дует с водоёма) Ночной (дует с суши)


Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы (Вода медленно прогревается и медленно остывает, а суша быстро нагревается и остывает); делают схематичный рисунок дневного бриза в рабочей тетради на печатной основе.

Один из учащихся пытается рассказать принцип формирования ночного бриза, расставляет на рисунки условные знаки. Другие дети дополняют схему в рабочей тетради на печатной основе аналогичный рисунок.
Формулируют определение бриза, записывают определение в тетрадь, выполняют заполнение схемы в рабочей в тетради стр.35.

Сопоставляют с схемой, выполненной на доске.

Использование динамической модели с сочетанием объяснения учителя делает новый материал понятным, четким, экономит учебно время.

Первичная репродукция нового знания на примере представленного материала одним из учащихся позволяет учителя выявить проблемы в понимании учащимися – возникает обратная связь.


6

Физминутка (2 мин.)



Провидит физминутку

-для рук и опорно-двигательного аппарата

-для глаз

Учащиеся встают и изображают деревья, движущиеся под действием ветра.

Учащиеся, сидя, делают гимнастику для глаз

Снятие мышечного и зрительного напряжения, музыка позволяет снять эмоциональное напряжение, чтобы в дальнейшем работать более результативно.




В. Муссон (5 мин.)




Как вы думаете, если между маленьким водоёмом и сушей возникает ветер, может ли возникнуть ветер на границе с океаном?

Ветер, который возникает на границе обширных массивов суши с океаном, называется муссон. Чаще всего он возникает на границе Евразии с Тихим и Индийским океаном, Северной Америки и Атлантическим океаном. Этот ветер меняет своё направление два раза в год - летом и зимой.

-Объясните его образование.

-Что такое муссон? Как изменяется погода? Почему муссон меняет своё направление 2 раза в год?

-Чем он отличается от бриза?

Муссон-ветер, меняющий направление 2 раза в год.
Летний Зимний

дует с океана на сушу дует с суши на океан

прохладная и дождливая погода

холодная и сухая погода


Слушают объяснение учителя, объясняют принцип образования муссонов и формулируют определение муссона и сравнивают его с бризом,
заполняя таблицу в рабочей тетради на печатной основе.

Применение объяснительно-иллюстративного метода позволяет учащимся еще раз вспомнить и закрепить изучаемый материал на примере другого ветра, сориентировать на успешное выполнение домашнего задания.




Г. Виды ветров (3 мин.)





Организует просмотр видеосюжетов о видах ветров - фен и торнадо с вопросом: какие еще существуют ветры?

С какими ветрами мы сталкиваемся, проживая на островах Тихого океана?

Просматривают видеосюжеты, выделяют виды ветров, приводят примеры ветров

Использование видеоматериалов расширяет кругозор учащихся в ознакомлении с явлением природы –ветер, данный прием работает на формирование предметных и личностных УУД.

Использование краеведческого материала также позволяет расширить кругозор, развитие наблюдательности и умения выделять причинно-следственные связи




Д. Как измеряют направление и силу ветра?(5 мин.)











Скорость ветра определяют с помощью анемометра, измеряется она в баллах или метрах в секунду. Чаще всего силу ветра сравнивают со шкалой Бофорта.
-

Как определить направление ветра?

Если ветер дует с востока, то он….

Если ветер дует на запад, то он ……

Если ветер дует на юг, то он….

Результаты наблюдений на направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика - розы ветров.

-Познакомимся с этапами выполнения работы.

-Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?


Отвечают на вопросы учителя, работают с форзацем учебника и знакомятся со шкалой Бофорта.

Отвечают на вопрос учителя (по сторонам горизонта, откуда дует ветер)

Знакомятся с этапами построения розы ветров, используя раздаточный материал. Под руководством учителя анализируют розу ветров в рабочей тетради стр.36. Затем аналогичную работу выполняют самостоятельно, отвечают на вопросы учителя.


Проходит индивидуальная работа с иллюстративным материалом в учебника и компьютерной презентации, настоящими приборами.

Актуализируются знания учащихся по наблюдениям за явлениями природы, проходившими на осенних экскурсиях. Методически целесообразным будет использование фронтальной формы работы.

7

Закрепление изученного материала.(5 мин.)

Ветер – друг или враг человека?





Предлагает для просмотра два видеосюжета.


Просит по парам определить ветер-друг или враг человека?

Высказать свое мнение.

Обобщает высказывания учащихся. Подводит к выводу: "С одной стороны, ветер полезен для природы и жизни человека, а с другой - враг, приносит немало бед".


Просматривают видеосюжет.

Каждая пара учащихся в течение одной минуты высказывают и доказывают свое мнение о пользе или вреде ветра.

-Помощь мореплавателям

-Перенос влаги на материки

-Переносит семена растений и споры грибов

-Способствует образованию морских течений

-Вырабатывает электроэнергию (мельницы, двигатели, парусники)

-«Съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа

-Одна из причин бедствий – ветер.

Небольшой дискуссионный вопрос позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся в малой группе.

8

Задание на дом (1 мин.)




Проводит инструктаж выполнения дифференцированного домашнего задания

Записывают домашнее задание в дневники.

Ориентировка на индивидуальные особенности учащихся при выполнении домашнего задания.

9

Рефлексия (3 мин.)





Просит оценить свою работу на уроке, продолжив предложения и подсчитав количество жетонов.

Оценить свое настроение в течение урока и в конце с помощью смайликов.

Отмечает работу учащихся на уроке, собирает оценочные листы.

Высказывают свое мнение о полученных знаниях и своем настрое.

Развитие самооценки является одним из способов реализации предметных, личностных и метапредметных учебных действий.

Повелителем ветров, согласно греческой мифологии, был царь острова Эолии. Зевс сделал Эола господином над ветрами, он мог держать их на замке или устраивать бури и ураганы. Эола считали изобретателем паруса. В восточнославянской мифологии бог ветра - Стрибог. (рассказ при наличии времени)

Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал? Продолжите фразу:

– Ветер это – … (горизонтальное движение воздуха).

– Главная причина образования ветра – … (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности).

– ветер дует из областей высокого давления в… (области низкого давления).

– чем больше разница в атмосферном давлении, тем… (сильнее ветер).

– бриз – это… (ветер, меняющий направление дважды в сутки, возникает на берегу морей).

– ветер характеризуется показателями… (направлением, силой, скоростью).

– прибор для определения направления ветра называется… (флюгер).

– сила ветра определяется по шкале… (Бофорта).

– человек использует силу ветра для… (выработки электроэнергии).

– в природе ветер может создать… (новые формы рельефа).

Дискуссия "Ветер - друг или враг человека?"

Класс делится на две группы. Одна группа отстаивает мнение, что "Ветер - друг человека", вторая - "Ветер - враг человека".

Сначала идет обсуждение внутри группы. Дети могут пользоваться текстом учебника. Затем каждая группа высказывает свою точку зрения. После обсуждения учащиеся делают вывод: Прошу объяснить смысл пословиц:

1.Не бросай слов на ветер.

2.Ветер в голове гуляет

Итог урока

1.Лена с Андреем, гуляя вдоль побережья, обратили внимание, что ветер дует с моря на сушу. В какое время суток гуляли ребята? (Днем.)

2.В какое время года путешественники оказались на берегу Охотского моря, если ветер дул с моря на сушу и стояла дождливая, пасмурная погода? (летом)

3.Почему ослабление ветров, особенно осенью и зимой, является настоящим бедствием для крупных промышленных городов, которые расположены в низинах, котловинах?

4.Какова главная причина возникновения ветра?

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит.

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обрывает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.

Только что он был везде -

Миг - и нет его нигде.

Перед вами распечатка.

О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках?

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)

А.С. Пушкин.

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)

С. Михалков.

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)

М.Ю. Лермонтов.

Буря воет в саду, буря ломиться в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)

Н.А. Некрасов.

Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)

А.Н. Плещеев.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconУрока Тема урока Дата
А. С. Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет», «Белка песенки поет», «Петух и собака»
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconКонспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер"
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconУрок географии в 6-м классе с использованием презентации, выполненной...
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconКонспект урока «Ветер» (Тема урока) фио (полностью) Авдусь Валентина Евгеньевна
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема урока:...
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconПлан конспект урока по географии в 6 классе. Тема урока: Ветер. 2012 год
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Нугуш
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconКонспект открытого урока по географии. Тема урока: Ветер
Ребята, сегодня мы будем путешествовать по стране Геознания на материке Атмосфера,узнаем о причинно-следственных связях, возникающих...
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconШкольный конкурс методических разработок уроков Тема методической...
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconУрок музыки Тема: «Как изобразить ветер с помощью музыки»
Прийти к выводу, с помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удается изобразить ветер
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconУрок по окружающему миру в 1 классе Тема: Урок – почемучка. Почему идет дождь и дует ветер?
Сегодня к нам на урок опять пришел Муравьишка Вопросик. Он задает нам вопрос: «Почему идет дождь и дует ветер?»
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconРазработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования»
Продолжить формировать умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их...
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconКонспект по теме «Ветер» Цели и задачи урока
Познакомить учащихся с причинами образования ветра, приборами, позволяющим измерить направление и скорость ветра
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconТема: Погода и климат
Познакомить с тремя составными погоды: температура воздуха, ветер, осадки и облачность
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconТема: «Почему идет дождь и дует ветер»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Нугуш
Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» iconТема урока: «Ветер»
Образовательные: познакомить с причиной движения воздуха вдоль поверхности Земли, дать знания о созидательной и разрушительной работе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск