Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются





Скачать 461.76 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются
страница1/3
Дата публикации11.09.2014
Размер461.76 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03.2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории — от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа — общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

  • тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

  • показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 -х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

Учебник: Баринова И. И. География России. Природа. - М.: Дрофа, 2004.

Используемый УМК:

1. Настенные карты, атласы

Содержание учебного курса

«География России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс (66 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает физическая география России.
Раздел I

Географическое положение России – 5 ч.

Виды географического положения России. Уровни (масштабы) географического положения.

Особенности физико-географического, математико-географического, экономико-географического, транспортно-географического, геополитического, этнокультурного и эколого-географического положения.

Сравнение географического положения России и других государств.

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения территории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
Раздел II

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезны ископаемые – 6 ч.
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.

Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения.

Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.

Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практическая работа. 1. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Раздел III

Климат и климатические ресурсы – 6 ч.

Факторы, определяющие климат России. Влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения).

Сезонность климата.

Типы климатов России. Синоптическая карта России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Раздел IV

Внутренние воды и водные ресурсы – 4 ч.

Разнообразие внутренних вод России.Реки. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Озера, их происхождение. Болота. Подземные воды.

Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Водообеспеченность страны.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного

использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. 3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Раздел V

Почва и почвенные ресурсы – 4 ч.

Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа.1. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла \ влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Раздел VI

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 3ч.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа. 1. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Раздел VII

Природное районирование – 7ч.

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практическая работа. 1.Сравнительная характеристика двух природных зон России, оценка природных условий и ресурсов.
Раздел VIII

Крупные природные комплексы – 19 ч.

Русская равнина, черты природы, ресурсы, экологические проблемы. Природные комплексы РР, взаимосвязь компонентов комплекса.

Кавказ, черты природы, ресурсы, экологические проблемы. Природные комплексы Кавказа, взаимосвязь компонентов комплекса.

Урал, своеобразие природы, ресурсы, экологические проблемы. Природные комплексы Урала, взаимосвязь компонентов комплекса.

Западная Сибирь,

Восточная Сибирь, оз.Байкал, черты природы, ресурсы, экологические проблемы. Природные комплексы Восточной Сибири, взаимосвязь компонентов комплекса. Пояс гор Южной Сибири.

Дальний Восток, черты природы, ресурсы, экологические проблемы. Природные комплексы Дальнего Востока, взаимосвязь компонентов комплекса.
Раздел IX

Природа и человек – 8 ч.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Адаптация, медицинская география, антропогенный ландшафт, заповедник.

Стихийные природные явления, ЮНЕСКО, Экологические проблемы России, среда обитания. Антропогенное воздействие на природу.
Природные комплексы своей местности – 1 ч.
Контрольные работы – 2 ч.
Календарно-тематическое планирование по географии России. Природа. 8 класс

(Автор Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс.: Учеб. для общеобразоват. учреждений, - 9-е изд. М. Дрофа, 2004)




Тема урока

Элементы содержания

Кол.

часов

Цели и задачи

Домашнее

задание

Дата проведения

план

Факт




Раздел 1. Введение




6













1.

Что изучает физическая география России? Источники географической информации.

Знать: ГП России, крайние точки, береговую линию морей, особенности природы, виды хозяйственной деятельности; эколог-е проблемы; историю исследования территории России, имена географ-х исследователей; Часовые пояса: поясное, местное, декретное

Уметь: дать опред-е, что изучает физическая география России, называть источники географ-й информации; Называть крайние точки, терр-рию России, пограничные государства; Определять часовые пояса;

Показывать маршруты основных путешествий и открытий.

1

Познакомить уч-ся с особенностями предмета и структурой учебника, с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками.

Сформир-ть представление об особенностях природы России. Объяснить, какую роль играют геогр-ие знания в решении экологич-х и социально-эконом-х проблем

Стр. 3







2.

Географическое положение России

1

Изучить главные черты ГП России и их влияние на природу и хозяйств-ю деят-ть населения. Дать знания о границах России и пограничных государствах.

П. 1. найти крайние точки







3.

Моря, омывающие берега России

1

Позн-ть уч-ся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России и экономич-е проблемы морей.

П.2 работа на конт. карте







4.

Россия на карте часовых поясов

1

Познак-ть с видами времени на терр-рии России.

Дать понятие о линии перемен дат. Показатьзначение знаний о времени для каждого человека










5.

Как осваивали и изучали территорию России

1

Позн-ть уч-ся с историей освоения и изучения терр-рии России. Рассказать о русских путешественниках и ученых, внесших большой вклад в изучении нашей Родины. Учить работать с картами

П. 4 таблица







6.

Исследование территории России в XVIII - XIX вв. и в современные годы.

1

Позн-ть уч-ся с историей освоения и изучения терр-рии России в XVIIIIХ вв.

Рассказать о русских путешественниках и ученых, внесших большой вклад в изучении нашей Родины.

Учить работать с картами

П. 4 таблица










Раздел 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые




5













7.

Особенности рельефа России

Знать: особенности и разнообразие рельефа, крупные формы рельефа; Историю геологического развития терр-рии России; Основные геологические эры;

Стихийные природные явления, причины их возникновения; причины постоянного изменения рельефа под действием внутренних и внешних сил; Возобновляемые и невозобновимые природные ресурсы, размещение полезных ископаемых.

Уметь: раскрывать причины особенностей рельефа;

Анализ-ть геолог-ю и тектоническую карту; Наз-ть и показывать основные бассейны минеральных ресурсов страны;

1

Позн-ть с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин.

Позн-ть с новыми терминами и понятиями.

Формир-ть представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.

П. 5 зад. 3







8.

Геологическое

Летоисчисление

1

Позн-ть уч-ся с науками, изучающими земную кору. Сформир-ть представление о геохронологической таблице, дать знания о геологическом летоисчеслении.

Позн-ть с понятиями: эра, период

П. 6 схема

летоисчисления







9.

Геологическое строение России

1

Сформир-ть у уч-ся представление об особенностях строения земной коры на терр-рии России. Формир-ть умения работать с картами (тектонической, геологической),таблицами

П. 6 работа на к/карте







10.

Минеральные ресурсы

1

Изучить состав полезных ископаемых и особ-х размещения рудных и нерудных ископаемых. Сформ-ть представление о связах между полезными ископ-ми, рельефом итектон-ми структурами. Позн-ть с экологич-ми проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

П. 6 таблица







11.

Развитие форм рельефа

1

Позн-ть уч-ся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа.

Показать непрерывность развития рельефа.

Рассмотреть виды стихийных явлений, причины возникновения. Рассказать о влиянии человека на рельеф

П.8 зад. 2, 5, 6 подгот. к повторению







12.

Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

1

Определить уровень знаний уч-ся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор.

Проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России.

Опред-ть понимание взаимосвязей между тектоническими структурами и формами рельефа.













Раздел 3. Климат России




6













13.

Факторы, влияющие на климат России

Знать:

климатообразующие факторы; типы климатов России; климатические ресурсы; влияние климата на деятельность человека. Уметь: определять особенности климата, климатических поясов, работать с климатической картой

1

Познакомить климатообразующими факторами, циркуляцией воздушных масс.

П.9







14.

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

1

Сформировать понятие о атмосферных фронтах России, как они проходят зимой и летом; циклоническая и антициклоническая погода.

П. 9







15.

Закономерности распространения тепла и влаги на территории России

1

Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России. Сформировать знания об испаряемости и коэффициенте увлажнения. Познакомить с климатическими «рекордами» России. Формир-ть умение работы с климатическими картами. Закрепить знания ранее изученных понятий и терминов.

П. 10







16.

Типы климатов России

1

Познакомить с основными типами климата России, закрепить умение работать с климатической картой и определить тип климата по климатической диаграмме.

П. 10 таблица







17.

Климат и человек. Климатические ресурсы.

1

Расширить знания уч-ся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения. Показать причины экологических проблем. Сформир-ть понятия агроклиматических ресурсов.

П. 11 подг. К повторении темы «Климат»







18.

Итоговый урок по теме «Климат России»

1

Определить уровень усвоения уч-ся основных понятий и терминов, главных особенностей климата России, климатообразующих факторов, понимание закономерностей распределения основных элементов климата. Определить уровень умения работать с климатическими картами, климатограммами. Составить характеристику климата территории.













Раздел 4.

Внутренние воды и водные ресурсы




4













19.

Разнообразие внутренних вод России. Реки

Знать: структуру внутренних вод. Крупные реки, озера России, их происхождение; причины образования болот, многолетней мерзлоты; состав водных ресурсов; основные мероприятия по их охране.

Уметь: объяснять закономерности размещения внутренних вод; показывать на карте крупные реки, озера; характеризовать меры предупреждения грозных явлений.

1

Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение реки. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения рек.

П. 12 зад. 2, 6







20.

Озера, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота.

1

Дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты. Продолжить учить работать с картами, таблицами и другими источниками.

П. 13 зад, 4, 5






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
А. А. Летягин. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.::«Вентана Граф» 2008г
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
А. А. Летягин. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.::«Вентана Граф» 2008г
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
...
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004...
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Примерная программа среднего (полного) образования по географии. 10-11 классы. Базовый уровень (В. И. Сиротин, И. И. Душина, Е. М....
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной...
...
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной...
...
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка. Данная программа составлена на основе примерной...
...
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента Государственного образовательного минимума
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка 7 класс Данная программа составлена на основе...
...
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Программа составлена на основе федерального...
...
Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной...
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск