Скачать 461.14 Kb.
|
2.16. КРАЕВЕДЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ «КРАЕВЕДЕНИЕ». Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального учебного плана преподается «Географическое краеведение», в 8-9 «Историческое краеведение». Согласно учебному плану на этапе основного общего образования на изучение «Краеведения» из регионального компонента отводится 35 часов (1 час в неделю) в 6-7 классах. В 8-9 класса изучение «Краеведения» продолжается только в 8 социально-экономическом и универсальном классах, в 9 социально-экономическом и гуманитарном классах. В остальных классах, по решению образовательного учреждения, часы регионального компонента используются как часы компонента образовательного учреждения. Они идут на реализацию образовательных программ основного общего образования, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов.
«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» Рабочая программа «Географическое краеведение» составлена на основе примерной региональной программы «Географическое краеведение. Воронежская область: примерная региональная программа, методические рекомендации и тематическое планирование для 6-7 классов общеобразовательной школы / Ю.А.Чурляев.- Воронеж: ВОИПК ПРО, 2012. Программа школьного курса « Географическое краеведение Воронежской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе. Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению знаний, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций. Курс вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, а закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства. На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащихся. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности. Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии. Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни. Задачи:
Используемый УМК:
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Введение – 1 час. Практическая работа №1 «Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов». На какой Земле мы живем – 2 часа. Вклад земляков в развитие знание о Земле. Источники географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве своей местности; методы получения, обработки и передачи информации о своей местности. Современные исследования территории. Планета Земля – 2 часа. Влияние движения Земли. Движение Земли и ее значение для жизни человека и природы. Смена времен года. Особенности своего края. План и карта – 6 часов. Ориентирование на местности. Практическая работа №2 «Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам». План местности. Изображения земной поверхности моего микрорайона. Виды изображений местности. Практическая работа «Изображение земной поверхности своей местности. План школьного двора. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Воронежской области и России». Практическая работа №3 « Составление плана местности школьной территории с помощью полярной съемки». Географическая карта района проживания. Практическая работа №4 « Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание. Градусная сетка на карте своей местности. Практическая работа №5 « Определение географических координат крайних точек области и города». Использование планов и карт в хозяйственной деятельности. Практическая работа №6 « Построение профиля своей местности». Литосфера – твердая оболочка Земли – 5 часов. История формирования современного рельефа. Минералы и горные породы своей местности. Геологические особенности своей местности. Практическая работа №7 « Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их использования». Стихийные природные явления в литосфере своей местности. Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени. Практическая работа №8 «Описание рельефа по физической карте и типовому плану». Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы. Гидросфера – водная оболочка Земли – 5 часов. Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы. Практическая работа №9 « Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания». Внутренние воды и рельеф. Практическая работа №10 « Описание реки по тематическим картам и типовому плану». Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами. Практическая работа №11 « Описание озера, болота, родника». Памятники природы гидросферы родного края. Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы. Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 5 часов. Режим отдельных метеорологических элементов. Практическая работа №12 «Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений». Погода своей местности. Практическая работа №13 « Составление описания погоды по сезонам года. Тип климата территории проживания и причины его формирующие. Климат и человек. Опасные явления в атмосфере. Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Биосфера – живая оболочка Земли – 2 часа. Растительный и животный мир суши и водоемов своей местности. Почвы. Красная книга. Биологические памятники природы. Практическая работа №14 « Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы». Человек на Земле – 2 часа. История заселения края. Коренное население. Народы нашего края. Практическая работа №15 « Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой». Географическая оболочка – 3 часа. Природный комплекс своей местности. Практическая работа №16 «Взаимосвязи компонентов природного комплекса». Природные зоны. Изменения природных зон под влиянием человека. Культурный ландшафт. 7 класс Географическое положение области – 2 часа. Воронежская область на карте мира и России. Границы нашей территории. Особенности географического положения. Координаты Воронежской области. Практическая работа №1 «Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек местности». Тектоника, геологическое строение, палеогеография – 5 часов. Тектоническое строение Воронежской области. Геохронологическая таблица. Докембрий. Палеозойская эра. Каменноугольный период. Мезозойская эра. Меловой период. Кайнозойская эра. Четвертичные отложения. Геологическое строение области. Геологическая история развития территории. Практическая работа №2 «Построение геологической карты области». Минеральные ресурсы – 4 часа. Классификация полезных ископаемых области. Характеристика каждой группы полезных ископаемых. Закономерности размещения полезных ископаемых. Добыча и использование минеральных ресурсов. Влияние разработки полезных ископаемых на экологическую ситуацию нашей местности. Практическая работа №3 «Составление карты «Минерально-сырьевая база Воронежской области»».Практическая работа №4 «Составление и описание коллекции полезных ископаемых». Рельеф -5 часов. Общая характеристика рельефа Воронежской области. Междуречные плато. Речные долины. Балки. Овраги. Формы рельефа: суффозионные, оползневые, карстовые, антропогенные. Среднерусская возвышенность. Калачская возвышенность. Окско-Донская низменность. Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области. Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф своего района. Практическая работа №5«Составление карты – схемы «Рельеф Воронежской области»» Климат – 5 часов. Общая характеристика климата Воронежской области. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности, циркуляция воздушных масс. Общие черты климата. Синоптическая карта. Карта погоды. Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека. Стихийные природные явления на территории края. Практическая работа№6 «Составление карты-схемы «Климат Воронежской области»». Гидросфера – 4 часа. Общая характеристика внутренних вод области. Реки. Озера пойменные и междуречий. Болота. Подземные воды. Пруды. Воронежское водохранилище. Проблема малых рек. Памятники природы гидросферы Воронежской области. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты области. Практическая работа №7«Составление карты-схемы «Внутренние воды области»». Население и хозяйство – 5 часов. Население Воронежской области. География сельского хозяйства. Города и их хозяйственная деятельность. География промышленности. Практическая работа №8«Составление авторского варианта герба своего населенного пункта». Природные комплексы – 4 часа. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах. Лесостепи и степи. Почвы. Практическая работа №9 « Составление простейшего плана местности». 4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Ученик должен знать – понимать:
Ученик должен уметь:
Ученик должен применять:
5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
7 класс
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Литература к курсу
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» Программа «Исторического краеведения» разработана на основе авторской программы: Корниенко Н. Г., Ершова А. В., Канина Т. И. и др. Краеведение: программа курса в 5 – 11 классах образовательных учреждений Воронежской области. Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. Краеведение – важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантности и уважительного отношения к людям других национальностей; помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков. Изучению истории родного края, всех сторон деятельности человека в конкретном регионе придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются и обобщаются в науку об обществе. Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство каждого города, села с историей и жизнью нашей страны. Цели изучения курса. Изучение истории родного края необходимо, чтобы учащиеся: - понимали свою связь с окружающим их микромиром, эффективно с ним взаимодействовали; - осознавали значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; - умели самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавших их объектах, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства; - интересовались жизнью родного края; - участвовали в решении проблем окружающего их социума; При организации учебного процесса особое внимание будет уделено организации коллективной деятельности учащихся, деятельности в парах, в парах сменного состава. Предпочтительные формы контроля в данном классе: беседа, фронтальный опрос, работа по карточкам, работа с документами, подготовка творческих работ, докладов, рефератов, презентация работ учащихся. Наблюдение, проектирование, тестирование, интегрированные работы. |
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной... | Пояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение» Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.... | ||
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» Преподавание учебного предмета «краеведение» в соответствии с фк гос осуществляется с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического... | Пояснительная записка Курс «Историческое краеведение» Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно... | ||
Пояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение» Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов | Пояснительная записка Изучение литературного краеведения сегодня... Содержание и структура куружка «Литературное краеведение» даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе | ||
Пояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания... Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы... | Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка краеведение «провинции», когда появляется интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям, проблемам развития и возрождения... | Пояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и... «Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,... | ||
Пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство» Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34... | Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для учащихся 2-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные... | ||
Пояснительная записка к курсу «Технология» Рабочая программа учителя по курсу технология для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели)... | Программа по курсу «Церковно-историческое краеведение» «Церковно-историческое краеведение», который позволит прослеживать связующую нить преемственности поколений и осуществлять воспитание... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история.... Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Новая история. Конец XV-XVIII в в.» 7 класс | Пояснительная записка Направленность Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный... |