Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках»





Скачать 200.89 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках»
Дата публикации13.07.2013
Размер200.89 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано





Утверждаю

Руководитель ООП

по направлению 280700

проф. М.А.Пашкевич





Зав. кафедрой РМПИ

проф. В.П.Зубов




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках»

Направление подготовки: 280700 «Техносферная безопасность»

Программа: «Экологический менеджмент в горном производстве»,

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная
Составитель: доцент Ю.Г. Сиренко


Санкт-Петербург

2012
1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» является получение студентами комплекса представлений об общих и частных задачах использования подземных пространств действующих и проектируемых предприятий горной промышленности, о направлениях совершенствования технологических схем вскрытия, подготовки и отработки месторождений полезных ископаемых при подземной разработке для обеспечения экономически целесообразного использования образуемых подземных пространств как во время функционирования горного предприятия, так и в дальнейшем, после завершения добычи.

Цель изучения дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» достигается посредством рассмотрения ряда связанных теоретических и практических задач, в том числе проведение классификации возможного использования имеющихся горных выработок рудников и шахт для организации в них размещения промышленных отходов.

В результате комплекса теоретических и практических занятий у студента формируется связное концептуальное представление о базовых закономерностях комплексного использования подземных пространств, о требованиях к сохранности выработанных пространств рудников и шахт.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» является дисциплиной, предлагаемой на выбор студенту, Курс «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» входит в состав базовой части профессионального цикла дисциплин подготовки магистров по специальности «Экологический менеджмент в горном производстве» и изучается студентами специализации «Техносферная безопасность» в 9 семестре. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области инженерных и технических дисциплин. Базовые дисциплины: математика, информатика, физика, химия. Умения и навыки, полученные при изучении дисциплины используются при разработке дипломного проекта.

3. Требования к результатам освоения дисциплины


    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    а) общекультурных:

способностью организовывать и возглавлять работу небольшого коллектива инженерно-технических работников, работу небольшого научного коллектива, готовностью к лидерству (ОК-1);

способностью и готовностью к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (ОК-2);

способностью к профессиональному росту (ОК-3);

способностью самостоятельно получать знания, используя различные источники информации (ОК-4);

способностью к анализу и синтезу, критическому мышлению, обобщению, принятию и аргументированному отстаиванию решений (ОК-5);

способностью обобщать практические результаты работы и предлагать новые решения, к резюмированию и аргументированному отстаиванию своих решений (ОК-6);

способностью и готовностью использовать знание методов и теорий экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОК-7);

способностью принимать управленческие и технические решения (ОК-8);

способностью самостоятельно планировать, проводить, обрабатывать и оценивать эксперимент (ОК-9);

способностью к творческому осмыслению результатов эксперимента, разработке рекомендаций по их практическому применению, выдвижению научных идей (ОК-10);

способностью представлять итоги профессиональной деятельности в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с предъявляемыми требованиями (ОК-11);

владением навыками публичных выступлений, дискуссий, проведения занятий (ОК-12).


    б) профессиональных:

проектно-конструкторская:

способностью выполнять сложные инженерно-технические разработки в области техносферной безопасности (ПК-1);

способностью оптимизировать методы и способы обеспечения безопасности человека от воздействия различных негативных факторов в техносфере (ПК-3);

способностью проводить экономическую оценку эффективности внедряемых инженерно-технических мероприятий (ПК-4);

сервисно-эксплуатационная:

способностью реализовывать на практике в конкретных условиях известные мероприятия (методы) по защите человека в техносфере (ПК-5);

способностью осуществлять технико-экономические расчеты мероприятий по повышению безопасности (ПК-6);

способностью к реализации новых методов повышения надежности и устойчивости технических объектов, поддержания их функционального назначения (ПК-7);

научно-исследовательская:

способностью создавать модели новых систем защиты человека и среды обитания (ПК-9);

способностью анализировать, оптимизировать и применять современные информационные технологии при решении научных задач (ПК-10);

способностью идентифицировать процессы и разрабатывать их рабочие модели, интерпретировать математические модели в нематематическое содержание, определять допущения и границы применимости модели, математически описывать экспериментальные данные и определять их физическую сущность, делать качественные выводы из количественных данных, осуществлять машинное моделирование изучаемых процессов (ПК-11);

способностью использовать современную измерительной технику, современные методы измерения (ПК-12);

способностью применять методы анализа и оценки надежности и техногенного риска (ПК-13);

организационно-управленческая:

способностью организовывать и руководить деятельностью подразделений по защите среды обитания на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельность предприятия в режиме ЧС (ПК-14);

способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов по вопросам техносферной безопасности (ПК-16);

способностью к рациональному решению вопросов безопасного размещения и применения технических средств в регионах (ПК-17);

способностью проводить экспертизу безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов (ПК-20);

способностью разрабатывать рекомендации по повышению уровня безопасности объекта (ПК-21);

способностью организовывать мониторинг в техносфере и анализировать его результаты, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации (ПК-22);

Магистр в результате освоения ООП в дополнение к компетенциям, присущим бакалавру, приобретает:

компетенции самосовершенствования (способность структурировать знания, готовность к решению сложных и проблемных вопросов);

компетенции креативности (способность генерировать новые идеи, их отстаивать и целенаправленно реализовывать);

компетенции общения (способность акцентированно формулировать мысль в устной и письменной форме на родном и иностранном языке);

компетенции организационно-управленческие (способность организовывать работу творческого коллектива в обстановке коллективизма и взаимопомощи);

компетенции познавательной деятельности (способность моделировать, упрощать, адекватно представлять, сравнивать, использовать известные решения в новом приложении, качественно оценивать количественные результаты, их математически формулировать).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- характерные черты освоения недр и развития горных технологий;

- проблемы комплексного освоения недр;

- функции геологической среды;

- обеспечение экологической безопасности недр;

- особенности проектирования при комплексной системе подготовки проектной документации горнопромышленных объектов и использовании подземного пространства;

- требования к сохранности выработанного пространства рудников и шахт при размещении в них промышленных отходов;

Уметь:

- самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по проблемам использования подземных пространств;

- извлекать, анализировать и оценивать информацию;

- ориентироваться в мире норм и ценностей, оценивать явления и события с моральной и правовой точек зрения;

- ориентироваться в типовых экономических ситуациях, основных вопросах экономической политики;

- использовать полученные знания в оценке явлений общественной жизни и в собственной деятельности;

- проводить анализ деятельности горнопромышленных производств и объектов в настоящее время и в будущем на соответствие требованиям законодательства в сфере недропользования и охраны недр.
Владеть:

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики по вопросам освоения подземных пространств;

- навыками граждански и политически взвешенного поведения, корректировки своих политических взглядов и действий;

- навыками обоснования необходимости сохранения и использования подземных пространства рудников и шахт.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

9

Всего

72

72

Аудиторные занятия: в том числе

36

36

Лекции

7

7

Практические занятия (ПЗ), в том числе в интерактивной форме:

29

29

Самостоятельная работа: в том числе

36

36

Расчетно-графические работы

24

24

Другие виды самостоятельной работы







Изучение литературы по вопросам использования подземных пространств, подготовка к лекциям и семинарам

12

12

Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)

зачет

зачет

Общая трудоёмкость час

зач. ед.

72

72

2

2



5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Недра как важный георесурс в системе научно-технологического потенциала страны

Тема 1. В решении проблем освоения недр особое место занимает комплексное освоение недр — полное и экономичное освоение всех видов ресурсов земных недр на основе сочетаний эффек­тивных горных технологий. Среди ресурсов недр следует выделить подземное пространство, образованное в результате деятельности человека или под воздействием природных про­цессов. В широком толковании под подземным пространством необходимо понимать часть окружающей природной среды ни­же земной поверхности, т.е. в целом недра земли, а не только их «незанятую» горными породами долю. Необходимость ис­пользования подземного пространства ставит вопрос о развитии нового научного на­правления, главным содержанием которого явля­ется определение условий надежной изоляции экологически вред­ных производств, веществ и технологий, размещаемых в недрах земли, с учетом техногенных воздействий и вызванных ими процессов, протекающих во времени и пространстве.

Возможны два пути освоения подземного пространства — это приспособление и переустройство выработок, высвобождаю­щихся от горной и технологической деятельности (выработки от­работанных рудников и шахт, выведенных из эксплуатации под­земных сооружений различного назначения и т.п.), и строитель­ство специальных подземных объектов.


2

Характерные черты освоения недр и развития горных технологий

Тема 2. Ушедшее XX столетие, особенно его вторая половина, ха­рактеризовалось интенсивным развитием промышленных про­изводств, традиционных и новых технологий. Особенно эти из­менения заметны в горной и горно-строительной отраслях про­мышленности, которые от растущих потребностей топливно-энергетических и ресурсных отраслей перешли к комплексному освоению недр. Это положило начало развитию технологий в области освоения подземного пространства, которое в настоя­щее время и в будущем может рассматриваться в качестве мощ­ного ресурса, обеспечивающего устойчивое развитие потребно­стей общества и служащего мощной защитой от вредного влия­ния многих технологий на состояние окружающей природной сре­ды и здоровье населения.


3

Некоторые проблемы комплексного освоения недр

Тема 3. Проблемы ресурсов. Решение проблемы ресурсов должно основываться на дей­ствующих в Российской Федерации федеральных законах «О недрах» и «Об охране окружающей среды», в основу ко­торых положены принципы:

- приоритета сохранения приемлемых для устойчивого раз­вития страны методов и средств при пользовании природными ресурсами и охраны среды для здорового развития населения;

- принадлежности всех природных ресурсов, находящихся в недрах, государству.

Эти положения являются основанием для разработки стра­тегии освоения недр и включают в себя:

- определение обеспеченности Российской Федерации на перспективу природными ресурсами;

- прогнозное планирование развития горно-добывающих от­раслей;

- прогноз объемов инвестиций для достижения поставлен­ных задач, в том числе с учетом природоохранных мероприятий в подземном и наземном пространстве.

Тема 4. Научно-технические проблемы. Влияние горных предприятий может распространяться за пре­делы отдельных, даже крупных территорий. Поэтому геомеха­нические вопросы должны решаться на основе прогнозов де­формаций во времени, прогнозов тектонической и сейсмической деятельности.

Аналогичные вопросы предстоит решать и в отношении гид­рогеологических процессов, которые могут стать причиной де­градации или токсикации окружающей природной среды и вли­ять на здоровье человека.

Указанные обстоятельства становятся более актуальными для подземных объектов, функционирующих на протяжении ис­торических времен (1000 лет), а в отдельных случаях, как при изоляции радиоактивных отходов — на протяжении геологиче­ских времен.

Предполагая возможное изменение климата и сопровожда­ющее его изменение гидрогеологической ситуации, для многих подземных объектов может стать причиной загрязнения токси­кантами, накопленными в недрах от технологической деятель­ности, окружающей природной среды. Это, в свою очередь, оп­ределяет необходимость прогнозирования мер и средств, пре­пятствующих разгерметизации указанных объектов.
Тема 5. Технологические проблемы.

Технологические проблемы включают в себя следующие груп­пы вопросов.
Повторное использование подземного пространства:

- оценка состояния массива горных пород и горных выра­боток после завершения работы добывающих предприятий;

- разработка требований к проектированию горных новых и про­мышленных предприятий в отработанных подземных выработках;

- разработка методов, технологий и техники для восстанов­ления и реконструкции отработанных горных выработок;

- разработка комплексных моделей среды для предприятий в отработанных горных выработках;

- разработка методов оценки состояния массива пород при размещении новых производств в отработанных горных выработках;

- выполнение комплексных оценок воздействий новых про­изводств в повторно использованных выработках и прогнозиро­вания развития ситуаций с учетом фактора времени;

- разработка кадастра отработанных горных выработок на территории страны с оценкой их фактического состояния и воз­можностей повторного использования;

- разработка классификации отработанных, снятых с экс­плуатации предприятий;

- разработка предложений по созданию промышленных объектов в отработанных горных выработках, учитывающих со­стояние первичных объектов и характеристики новых произ­водств.

Создание подземных сооружений для реализации специ­альных или нетрадиционных технологий, в том числе и эколо­гически опасных:

- определение потребностей в разработке и строительстве подземных сооружений для специальных и нетрадиционных тех­нологий;

- выработка основополагающих требований для выбора пло­щадок и геологических образований с целью строительства и эксплуатации подземных сооружений со специальными и нетра­диционными технологиями;

- разработка моделей для оценки техногенного воздействия новых и нетрадиционных технологий на вмещающую и окру­жающую среду и на их основе выполнение упреждающих про­гнозов;

- разработка мероприятий по защите специальных подзем­ных сооружений от природных и техногенных влияний.

Формирование техногенных месторождений.

4

Требования к сохранности выработанных пространств рудников и шахт

Тема 6. Общие требования к сохранности поземных горных выработок. Этапы жизненных циклов хранилищ и могильников радиоактивных отходов

Основными этапами жизненного цикла хранилищ и могиль­ников приповерхностного типа являются:

  • выбор площадки для размещения сооружения;

  • сооружение хранилища или могильника;

  • ввод в эксплуатацию;

  • эксплуатация сооружения (продолжительность эксплуата­ции до 50 лет);

  • консервация после заполнения сооружения, после эксплуатационное контролируемое состояние хранилища или могиль­ника (продолжительность этапа до 100 лет).

На этом этапе должны быть обеспечены:

  1. инструментальный контроль (мониторинг) состояния зо­ны потенциального влияния хранилища или могильника с по­мощью системы инструментальных средств и технических со­оружений подземной лаборатории или системы контрольно-на­блюдательных скважин;

  2. административный контроль зоны потенциального влия­ния хранилища или могильника;




  • послеэксплуатационное частично контролируемое состо­яние с безусловным сохранением информации о местоположе­нии и характеристиках могильника, характеристиках потенци­альной опасности захороненных радиоактивных отходов (про­должительность этапа до 500 лет);

  • послеэксплуатационное неконтролируемое состояние (про­должительность этапа до десятков тысяч и более лет).


5

Классификация возможного использования имеющихся горных выработок рудников и шахт для организации в них новых производств и размещения промышленных отходов

Тема 7. Требования к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов пользования недрами. Образованный в результате добычи минерального сырья объ­ем горных выработок представляет собой внушительный резерв для удовлетворения растущих потребностей промышленности, особенно в условиях ограниченных земельных ресурсов и необ­ходимости резкого уменьшения влияния производственных пред­приятий на окружающую среду и человека.

При размещении производственных предприятий в подзем­ных сооружениях резко уменьшается возможность его пораже­ния и разрушения от случайных техногенных или преднамерен­ных воздействий. Кроме того, при использовании в сооружениях подобного типа экологически вредных производств геологиче­ская среда будет служить надежным барьером, препятствующим распространению вредных веществ в биосферу.

Как уже отмечалось, интерес к повторному использованию под­земных выработок вызывается следующими обстоятельствами:

  • привлекательностью наличия готовых объектов;

  • возможностью разгрузить зону обитания человека от тех­ногенных воздействий и инженерных сооружений;

  • необходимостью включения в полезную деятельность уже осуществленных затрат, что при плановом их освоении удеше­вит и первичное, и вторичное производство;

  • возможностью обеспечить безопасность технологий неко­торых производств, связанных с риском значительного загряз­нения зоны обитания человека.

Тема 8. Планирование и проектирование развития горных работ. Вскрытие и подготовка месторождения. Добычные (очистные) работы.

Тема 9. Ликвидация и консервация объектов, связанных с пользованием недрами.

Тема 10. Отбор и подготовка подземных горных выработок для использования в народном хозяйстве.

Тема 11. Отбор, учет и консервация подземных горных выработок и естественных полостей (пещер), перспективных для размещения объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Дисциплина является завершающей
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Семин.

СРС*

Всего

час.

1.

Недра как важный георесурс в системе научно-технологического потенциала страны

1

4




2

7

2.

Характерные черты освоения недр и развития горных технологий размещения промышленных отходов в подземных выработках


2

10




10

22

3.

Некоторые проблемы комплексного освоения недр

1

6




8

15

4.

Требования к сохранности выработанного пространства рудников и шахт

1

3




8

12

5.

Классификация возможного использования имеющихся горных выработок рудников и шахт для организации в них новых производств и размещения промышленных отходов

2

6




8

16


6. Лабораторный практикум Не предусмотрен учебным планом
7. Практические занятия (семинары)

Согласно программе занятий в соответствии с лекциями
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) Не предусмотрены учебным планом.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
ЛИТЕРАТУРА

Основная


  1. Оценка экологической безопасности объектов подземного пространства. Шищиц И.Ю. Издательство Московского государственного университета, 2006 г.



Дополнительная

2.Моделирование на ЭВМ стоимостных показателей горных работ в шахтах. Методические указания к расчетно-графическим работам для студентов горно-геологических специальностей. РИЦ Национального минерально-сырьевого университета "Горный"

Зубов В.П., Васильев А.В., Сиренко Ю.Г. 2012 г, 75 с.

  1. Горные науки. Освоение и сохранение недр Земли / РАН, АГН, РАЕН, МИА; Под ред. К.Н. Трубецкого. — М.: Изд-во АГН, 1997. — 478 с.

  2. Шищиц И.Ю. Основы инженерной георадиоэкологии: Учебное пособие для вузов. — М: Изд-во МГГУ, 2005. — 711 с.

  3. Дядькин Ю.Д. Проблемы комплексного освоения ресурсов недр и использования подземного пространства // Горный журнал. — 1990. — № 7.

  4. Шемякин Е.И. Проблемы освоения подземного пространства // Подземное и шахтное строительство. — 1990. — № 1.


7. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — М.: Мысль, 1990. —637 с.
программное обеспечение:

компьютерные программы кафедры РМПИ
базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

интернет – обеспечение
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Видеофильмы и компьютерные программы кафедры РМПИ
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Основой изучения курса является представление об использовании Российским государством ресурсов недр, в том числе и подземных пространств как основы экономического благосостояния населения и бизнеса на обозримую перспективу (первый раздел). Изучение некоторых проблем комплексного освоения недр (2 раздел) является базой для рассмотрения вопросов обеспечения экологической безопасности недр и особенностей проектирования при комплексном использовании подземных пространств, а также выработке требований к сохранности выработанных пространств шахт и рудников(третий и четвертый разделы) и классификации возможного использования имеющихся горных выработок рудников и шахт для организации в них новых производств (5 раздел). В курсе используются интерактивные технологии диалоговые и задачные (структурно-логические).
Разработчик:

Горный университет




Доцент

кафедры разработки МПИ




Ю.Г.Сиренко

(место работы)





(занимаемая должность)





(инициалы, фамилия)



Научный редактор:


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconРабочая программа по дисциплине в 8 Утилизация промышленных отходов
Цели изучения курса: «Утилизация промышленных отходов» является: изучение студентами проблемы образования отходов средств производства...
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» icon«Учебно-методический комплекс 150501 «Утилизация промышленных отходов»
Цель дисциплины обучить студентов рациональному ресурсопользованию и современным технологиям производства вторичных материальных...
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconРабочая программа по дисциплине с 05 «Проведение подземных горных выработок»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconПрограмма учебной дисциплины «технология твердых бытовых отходов»
Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconИ динамические явления в горных породах и выработках
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconПрограмма учебной дисциплины «Разрушение горных пород при проведении геологоразведочных работ»
Специализация: «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconПеречень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на балансе...
Кемеровской области, имеющих лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов по состоянию на...
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconПеречень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на балансе...
Кемеровской области, имеющих лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов по состоянию на...
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconДоклад на тему: «О ходе работ по выявлению и понуждению к ликвидации...
Ежегодно в России образуется порядка 35 40 млн тонн твердых бытовых отходов. В объемных единицах это составляет 200 млн куб м
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconРабочая программа учебной дисциплины «нефтегазопромысловое оборудование»
Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconТезисы доклада Врио начальника Центра Антистихия на селекторном совещании
В октябре в целом по стране наблюдается максимум угроз чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на грузовых судах и судах флота...
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconРабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация»
Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconА. А. Жукова «Реализация комплекса мер по недопущению накопления...
Значительная часть накопленных промышленных отходов представлена отходами горнодобывающих, горнорудных предприятий, предприятий черной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconРабочая программа учебной дисциплины «государственные закупки»
Целью дисциплины является изучение процедур размещения государственного и муниципального заказа
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconРабочая программа учебной дисциплины физическая культура 2011. г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск