Скачать 200.89 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» Направление подготовки: 280700 «Техносферная безопасность» Программа: «Экологический менеджмент в горном производстве», Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная Составитель: доцент Ю.Г. Сиренко Санкт-Петербург 2012 1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» является получение студентами комплекса представлений об общих и частных задачах использования подземных пространств действующих и проектируемых предприятий горной промышленности, о направлениях совершенствования технологических схем вскрытия, подготовки и отработки месторождений полезных ископаемых при подземной разработке для обеспечения экономически целесообразного использования образуемых подземных пространств как во время функционирования горного предприятия, так и в дальнейшем, после завершения добычи. Цель изучения дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» достигается посредством рассмотрения ряда связанных теоретических и практических задач, в том числе проведение классификации возможного использования имеющихся горных выработок рудников и шахт для организации в них размещения промышленных отходов. В результате комплекса теоретических и практических занятий у студента формируется связное концептуальное представление о базовых закономерностях комплексного использования подземных пространств, о требованиях к сохранности выработанных пространств рудников и шахт. 2. Место дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина дисциплины «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» является дисциплиной, предлагаемой на выбор студенту, Курс «Технология размещения промышленных отходов в подземных горных выработках» входит в состав базовой части профессионального цикла дисциплин подготовки магистров по специальности «Экологический менеджмент в горном производстве» и изучается студентами специализации «Техносферная безопасность» в 9 семестре. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в области инженерных и технических дисциплин. Базовые дисциплины: математика, информатика, физика, химия. Умения и навыки, полученные при изучении дисциплины используются при разработке дипломного проекта. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общекультурных: способностью организовывать и возглавлять работу небольшого коллектива инженерно-технических работников, работу небольшого научного коллектива, готовностью к лидерству (ОК-1); способностью и готовностью к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (ОК-2); способностью к профессиональному росту (ОК-3); способностью самостоятельно получать знания, используя различные источники информации (ОК-4); способностью к анализу и синтезу, критическому мышлению, обобщению, принятию и аргументированному отстаиванию решений (ОК-5); способностью обобщать практические результаты работы и предлагать новые решения, к резюмированию и аргументированному отстаиванию своих решений (ОК-6); способностью и готовностью использовать знание методов и теорий экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОК-7); способностью принимать управленческие и технические решения (ОК-8); способностью самостоятельно планировать, проводить, обрабатывать и оценивать эксперимент (ОК-9); способностью к творческому осмыслению результатов эксперимента, разработке рекомендаций по их практическому применению, выдвижению научных идей (ОК-10); способностью представлять итоги профессиональной деятельности в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с предъявляемыми требованиями (ОК-11); владением навыками публичных выступлений, дискуссий, проведения занятий (ОК-12). б) профессиональных: проектно-конструкторская: способностью выполнять сложные инженерно-технические разработки в области техносферной безопасности (ПК-1); способностью оптимизировать методы и способы обеспечения безопасности человека от воздействия различных негативных факторов в техносфере (ПК-3); способностью проводить экономическую оценку эффективности внедряемых инженерно-технических мероприятий (ПК-4); сервисно-эксплуатационная: способностью реализовывать на практике в конкретных условиях известные мероприятия (методы) по защите человека в техносфере (ПК-5); способностью осуществлять технико-экономические расчеты мероприятий по повышению безопасности (ПК-6); способностью к реализации новых методов повышения надежности и устойчивости технических объектов, поддержания их функционального назначения (ПК-7); научно-исследовательская: способностью создавать модели новых систем защиты человека и среды обитания (ПК-9); способностью анализировать, оптимизировать и применять современные информационные технологии при решении научных задач (ПК-10); способностью идентифицировать процессы и разрабатывать их рабочие модели, интерпретировать математические модели в нематематическое содержание, определять допущения и границы применимости модели, математически описывать экспериментальные данные и определять их физическую сущность, делать качественные выводы из количественных данных, осуществлять машинное моделирование изучаемых процессов (ПК-11); способностью использовать современную измерительной технику, современные методы измерения (ПК-12); способностью применять методы анализа и оценки надежности и техногенного риска (ПК-13); организационно-управленческая: способностью организовывать и руководить деятельностью подразделений по защите среды обитания на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельность предприятия в режиме ЧС (ПК-14); способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов по вопросам техносферной безопасности (ПК-16); способностью к рациональному решению вопросов безопасного размещения и применения технических средств в регионах (ПК-17); способностью проводить экспертизу безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов (ПК-20); способностью разрабатывать рекомендации по повышению уровня безопасности объекта (ПК-21); способностью организовывать мониторинг в техносфере и анализировать его результаты, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации (ПК-22); Магистр в результате освоения ООП в дополнение к компетенциям, присущим бакалавру, приобретает: компетенции самосовершенствования (способность структурировать знания, готовность к решению сложных и проблемных вопросов); компетенции креативности (способность генерировать новые идеи, их отстаивать и целенаправленно реализовывать); компетенции общения (способность акцентированно формулировать мысль в устной и письменной форме на родном и иностранном языке); компетенции организационно-управленческие (способность организовывать работу творческого коллектива в обстановке коллективизма и взаимопомощи); компетенции познавательной деятельности (способность моделировать, упрощать, адекватно представлять, сравнивать, использовать известные решения в новом приложении, качественно оценивать количественные результаты, их математически формулировать). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - характерные черты освоения недр и развития горных технологий; - проблемы комплексного освоения недр; - функции геологической среды; - обеспечение экологической безопасности недр; - особенности проектирования при комплексной системе подготовки проектной документации горнопромышленных объектов и использовании подземного пространства; - требования к сохранности выработанного пространства рудников и шахт при размещении в них промышленных отходов; Уметь: - самостоятельно анализировать научную и публицистическую литературу по проблемам использования подземных пространств; - извлекать, анализировать и оценивать информацию; - ориентироваться в мире норм и ценностей, оценивать явления и события с моральной и правовой точек зрения; - ориентироваться в типовых экономических ситуациях, основных вопросах экономической политики; - использовать полученные знания в оценке явлений общественной жизни и в собственной деятельности; - проводить анализ деятельности горнопромышленных производств и объектов в настоящее время и в будущем на соответствие требованиям законодательства в сфере недропользования и охраны недр. Владеть: - навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики по вопросам освоения подземных пространств; - навыками граждански и политически взвешенного поведения, корректировки своих политических взглядов и действий; - навыками обоснования необходимости сохранения и использования подземных пространства рудников и шахт. 4. Объём дисциплины и виды учебной работы Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачётные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Дисциплина является завершающей 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум Не предусмотрен учебным планом 7. Практические занятия (семинары) Согласно программе занятий в соответствии с лекциями 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) Не предусмотрены учебным планом. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная 2.Моделирование на ЭВМ стоимостных показателей горных работ в шахтах. Методические указания к расчетно-графическим работам для студентов горно-геологических специальностей. РИЦ Национального минерально-сырьевого университета "Горный" Зубов В.П., Васильев А.В., Сиренко Ю.Г. 2012 г, 75 с.
7. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — М.: Мысль, 1990. —637 с. программное обеспечение: компьютерные программы кафедры РМПИ базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: интернет – обеспечение 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Видеофильмы и компьютерные программы кафедры РМПИ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Основой изучения курса является представление об использовании Российским государством ресурсов недр, в том числе и подземных пространств как основы экономического благосостояния населения и бизнеса на обозримую перспективу (первый раздел). Изучение некоторых проблем комплексного освоения недр (2 раздел) является базой для рассмотрения вопросов обеспечения экологической безопасности недр и особенностей проектирования при комплексном использовании подземных пространств, а также выработке требований к сохранности выработанных пространств шахт и рудников(третий и четвертый разделы) и классификации возможного использования имеющихся горных выработок рудников и шахт для организации в них новых производств (5 раздел). В курсе используются интерактивные технологии диалоговые и задачные (структурно-логические). Разработчик:
Научный редактор: |
Рабочая программа по дисциплине в 8 Утилизация промышленных отходов Цели изучения курса: «Утилизация промышленных отходов» является: изучение студентами проблемы образования отходов средств производства... | «Учебно-методический комплекс 150501 «Утилизация промышленных отходов» Цель дисциплины обучить студентов рациональному ресурсопользованию и современным технологиям производства вторичных материальных... | ||
Рабочая программа по дисциплине с 05 «Проведение подземных горных выработок» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа учебной дисциплины «технология твердых бытовых отходов» Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер" | ||
И динамические явления в горных породах и выработках Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | Программа учебной дисциплины «Разрушение горных пород при проведении геологоразведочных работ» Специализация: «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых» | ||
Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на балансе... Кемеровской области, имеющих лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов по состоянию на... | Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на балансе... Кемеровской области, имеющих лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов по состоянию на... | ||
Доклад на тему: «О ходе работ по выявлению и понуждению к ликвидации... Ежегодно в России образуется порядка 35 40 млн тонн твердых бытовых отходов. В объемных единицах это составляет 200 млн куб м | Рабочая программа учебной дисциплины «нефтегазопромысловое оборудование» Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ | ||
Тезисы доклада Врио начальника Центра Антистихия на селекторном совещании В октябре в целом по стране наблюдается максимум угроз чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на грузовых судах и судах флота... | Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ | ||
А. А. Жукова «Реализация комплекса мер по недопущению накопления... Значительная часть накопленных промышленных отходов представлена отходами горнодобывающих, горнорудных предприятий, предприятий черной... | Рабочая программа учебной дисциплины «государственные закупки» Целью дисциплины является изучение процедур размещения государственного и муниципального заказа | ||
Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура 2011. г Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |