Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании»





НазваниеРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании»
страница1/3
Дата публикации18.09.2014
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  3. Примерная программа основного общего образования по природоведению  для 5 класса, допущенная  Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.

  4. Авторская  программа для общеобразовательных  школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2011г.

  5. Федеральный перечень  учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2012 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).

На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.

В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими  изменениями в окружающей среде.

Такой подход к отбору содержания соответствует как  возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту.  Естественнонаучный материал  «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  2. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.



В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.

Рабочая программа по природоведению разработана к УМК:

  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс, Москва – Дрофа, 2010.

  2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.

  3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2010.

  4. Multimedia – поддержка предмета: Природоведение, 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2010. (CD-ROM)

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68  учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Структура программы

Программа имеет 5 содержательных разделов

«Изучение природы»

«Вселенная»

«Земля»

«Жизнь на Земле»

«Человек на Земле».

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 5 КЛАССА

Т е м а 1. Изучение природы (3 часа)


Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.


Т е м а 2. Вселенная (16 часов)

( Курсивом выделен текст материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).
Представление о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем Средневековье. Географические открытия XIV – XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику.

Роль Дж. Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звёзды. Многообразие звёзд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Демонстрации

Карта звёздного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
Практические работы

Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд. Работа с подвижной картой звёздного неба.

Т е м а 3. Земля (19 часов)


Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О.Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружаемом мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержение вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества и смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире ( горение,

гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающее возможность жизни на планете.
Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белового цвета при прохождении его через призму).
Практические работы

Описание и сравнение признаков 2 – 3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1 – 2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т.п.)

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.


Т е м а 4. Жизнь на Земле ( 17 часов)


Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно – воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.


Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособленности растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.


Т е м а 5. Человек на Земле (13 часов)


Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далёких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины. Борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.


Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Практические работы

Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Тематическое планирование




Кол-во ча-сов

Тема

Контрольные

и практические

работы

Тема 1. Изучение природы (3 урока)




1




1


Науки о природе.




2


1


Методы изучения природы.

Оборудование для научных исследований.

Практическая работа № 1

3


1

Великие естествоиспытатели.




Тема 2. Вселенная (16 уроков)




4


1

Что такое вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную.




5


1

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.




6


1


Н. Коперник, его модель Вселенной




7


1

Д. Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника.




8



1

Солнечная система, её состав.

Планеты земной группы.




9



1

Планета Земля и ее соседи.




10


1

Планеты-гиганты и маленький Плутон.




11


1

Небесные тела: астероиды и кометы.




12


1

Метеоры и метеориты.




13


1

Таинственные соседи солнца.Солнце - ближайшая к нам звезда.





14


1

Многообразие звезд.

Практическая работа № 2

15


1

Созвездия.

Практическая работа № 3

16


1

Галактики. Световой год.




17


1

Далекие миры. Многообразие галактик.




18


1

Обобщение:

Что мы узнали о Вселенной.





19

 

1

Проверочная работа по теме «Вселенная».


Контрольная работа №1


Тема 3. Земля (19 уроков)




20


1

Представления людей о возникновении Земли.




21


1

Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.




22


1

Внутренне строение Земли.




23


1

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Практическая работа № 4

24


1

Вещества и явления в окружающем мире.




25


1

Природные явления:

Многообразие явлений природы.




26


1

Природные явления: Землетрясения.

Вулканы и гейзеры.




27


1

Обобщение: Строение Земли. Природные явления.




28


1

Суша планеты. Материки, острова.



Практическая работа № 5

29


1

Характеристика природных условий материков.




30


1

Особенности материков планеты Земля.

Практическая работа № 6

31


1

Атмосфера Земли.




32


1

Погода. Климат.

Практическая работа № 7

33


1

Ураганы. Смерчи.




34


1

Гидросфера Земли, ее части.

Мировой океан.




35


1

Воды суши.




36


1

Планета Земля как среда обитания живых организмов.




37


1

Уникальность планеты Земля.




38


1

Что мы узнали о Земле . Итоговый урок по теме «Земля»

Контрольная работа №2

Тема 4. Жизнь на Земле (17 уроков)




39


1

Развитие жизни на Земле.




40


1

Животные прошлого.




41


1

Живые клетки.

Методы их изучения.

Практическая работа № 8

42


1

Большой мир маленькой клетки.

Практическая работа № 9

43


1

Разнообразие живого на Земле.




44


1

Одноклеточные организмы.




45


1

Многоклеточные организмы.

Грибы. Растения.

Практическая работа № 10

46


1

Беспозвоночные и позвоночные животные.




47


1

Три среды обитания организмов: наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к ней.




48


1

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.




49


1

Жизнь на разных материках.




50


1

Природные зоны Земли. Тундра Тайга.Широколиственный лес.




51


1

Природные зоны Земли.Травянистая равнина.Пустыня.

Влажный тропический лес.




52

.

1

Растения различных природных зон.


Практическая работа № 11

53


1

Жизнь в морях и океанах.




54


1

Обобщающий урок. Жизнь на Земле.

Практическая работа № 12

55


1

Контрольный урок по теме : «Жизнь на Земле»

Контрольная работа №13

Тема 5. Человек на Земле (13 уроков)




56


1

Происхождение человека.

Древние предки человека.




57


1

Первые люди. Жизнь наших предков.




58


1

Обобщение:

Происхождение человека.




59


1

История географических открытий.

Открытие Америки.




60


1

Открытие Австралии и Антарктиды.




61


1

Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.




62


1

Как человек изменил Землю.




63


1

Три «подарка» человека самому себе и своей планете.




64


1

Жизнь под угрозой.




65


1

Опустынивание и его причины.

Защита Земли от опустынивания.




66


1



Здоровье человека и безопасность жизни.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения.

Первая медицинская помощь.

Практическая работа № 13

67


1



Здоровье человека и безопасность жизни.

Ядовитые животные и растения Ростовской области

Повторение по разделу:

« Человек на Земле».




68


1

Итоговая контрольная работа .

Контрольнаяработа №4
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих...
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования морф, авторы А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Кузнецова...
Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884)
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа учебного курса биологии в 9 (VII) классе Учитель:...
Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884)
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconФедеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа по географии составлена на основе следующих документов:...
Содержание учебного предмета
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно...
Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно правовых документов
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по...
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconРабочая программа разработана на основании следующих документов. Закон «Об образовании»
Закон «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01. 12. 2007 n 309-фз): ст. 7, 9, 14, 28,29,32,55
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании» iconПояснительная записка: рабочая программа составлена на основе следующих...
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск