«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____________/ Нуриева З. З./ Протокол №1 от
«___» ________2012г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________/Р.Г.Галимова/ «___» ________2012г
| «Утверждено»
Директор МБОУ «АСОШ№7»
_____________/А.М.Гатауллина/
Приказ №1 от
«___» ________2012г.
|
Рабочая программа по географии
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Арская средняя общеобразовательная школа №7 »
Арского муниципального района Республики Татарстан
учителя географии
ФахертдиновойЛейсанФархатовны
10 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета протокол №1 от «29» августа 2012г.
2012-2013 учебный год
Учебно – тематическое планирование
Предмет: География
Класс: 10
Учитель: Фахертдинова Лейсан Фархатовна
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час.
Практических работ- 12
Учебник:
Экономическая и социальная география мира – 10 часть 1, Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский., Москва «РУССКОЕ СЛОВО» 2009.
Пояснительная записка
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: - сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- развить пространственно-географическое мышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде. Данная рабочая программа по географии 10 класс составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год;
- Учебного плана МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №7» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 29 августа 2012 года) Часы национального регионального компонента прослеживаются при изучении тем всего курса, проводятся аналогии в сравнениихозяйства, экономики, культуры регионов мира.
.
Содержание
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.
Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Оценка экологических ситуаций в разных регионах. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения.Состав и структура населения. География религий мира. Человеческие расы, этносы, география современных религий. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Половой и возрастной состав населения. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Сравнение различий в численности, плотности и динамики населения разных стран мира. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Урбанизация как всемирный процесс.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Многообразие стран мира и их типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Место России среди стран мира. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Определение географического положения территории, основных этапов освоения республики. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. Планирование основных разделов учебного материала
№ п/п
| Тема
| Всего часов
| Пр. раб.
| 1
| Источники географической информации
| 4
| 2
| 2
| Природа и человек в современном мире
| 6
| 1
| 3
| Население мира
| 5
| 4
| 4
| География мирового хозяйства
| 14
| 3
| 5
| Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь
| 6
| 2
|
| Итого
| 35
| -
|
Учебно-тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во час
| Дата проведения
| По плану
| Фактич
| Источники географической информации (4 часа)
| 1
| Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований.
| 1
| 5.09.
|
| 2
| Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Практическая работа №1«Анализ карт различной тематики.Обозначение на контурной карте основных географических объектов»
| 1
| 12.09.
|
| 3
| Статистический метод – один из основных в географии. Практическая работа №2. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
| 1
| 19.09.
|
| 4
| Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
| 1
| 26.09.
|
| Природа и человек в современном мире (6 часов)
| 5
| Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем
| 1
| 3.10.
|
| 6
| Природные ресурсы Земли и их виды.Практическая работа №3 «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».
| 1
| 10.10.
|
| 7
| Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания.
| 1
| 17.10.
|
| 8
| Основные типы природопользования.
| 1
| 24.10.
|
| 9
| Рациональное и нерациональное природопользование
| 1
| 31.10.
|
| 10
| Источники загрязнения окружающей среды. Пути сохранения качества окружающей среды.
| 1
| 14.11.
|
| Население мира (5 часов)
| 11
| Численность и динамика населения мира. Типы воспроизводства населения.Практическая работа №4 «Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций».
| 1
| 21.11.
|
| 12
| Состав и структура населения. Практическая работа № 5. 1. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. 2. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных.
| 1
| 28.11.
|
| 13
| География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.
| 1
| 5.12.
|
| 14
| Основные направления и типы миграций в мире.Практическая работа №6. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
| 1
| 12.12.
|
| 15
| Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.Практическая работа №7. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
| 1
| 19.12.
|
| География мирового хозяйства (14 часов)
| 16
| Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.
| 1
| 26.12.
|
| 17
| Современная эпоха НТР и мировое хозяйство.
| 1
| 16.01.
|
| 18
| Топливно энергетический промышленность мира.Практическая работа№8.Составление тест-опросника по теме: «ТЭП мира»
| 1
| 23.01.
|
| 19
| Металлургия. Черная металлургия.
| 1
| 30.01.
|
| 20
| Цветная металлургия мира
| 1
| 6.02.
|
| 21
| Машиностроение. Структура машиностроения.
| 1
| 13.02.
|
| 22
| Машиностроение. Станы лидеры.
| 1
| 20.02.
|
| 23
| Сельское хозяйство.
| 1
| 27.02.
|
| 24
| Земледелие и животноводство.
| 1
| 6.03.
|
| 25
| Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран.
| 1
| 13.03
|
| 26
| Виды транспорта. Транспорт и мировое хозяйство.
| 1
| 20.03.
|
| 27
| Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.Практическая работа №9. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
| 1
| 3.04.
|
| 28
| Международные экономические отношения.
| 1
| 10.04.
|
| 29
| Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Практическая работа №10. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
| 1
| 17.04.
|
| Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (6ч.)
| 30
| Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Практическая работа№11.Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
| 1
| 24.04.
|
| 31
| Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.
| 1
| 1.05.
|
| 32
| Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения
| 1
| 8.05.
|
| 33
| Роль географии в решении глобальных проблем человечества
| 1
| 15.05.
|
| 34
| Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.Практическая работа №12. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
| 1
| 22.05.
|
| 35
| Итоговый урок.Практическая работа №13. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
| 1
| 29.05.
|
|
Перечень литературы и средств обучения
Раздаточные материалы по географии. 10кл. / Р.Х. Хабибуллин . - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. –48 с.: ил., карт.
В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009. – 96 с.
Гончарова Е.М. География. Ответы на экзаменационные вопросы. Вариант теста ЕГЭ. 10-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256 с. – ( 2 дня до экзамена).
География: Уроки-игры в средней школе / Сост. Н.В.Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 139 с.
География. Предметная неделя географии в школе. /Сост. Н.М. Клюшникова – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
География: тесты для учащихся 9-11 классов и поступающих в вузы / авт.-сост. А.Б. Моргунова. – Волгоград: Учитель,2007. – 207 с.
Школьные олимпиады. География. 6-10 классы / В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 304 с.
Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. I-II. Региональная характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского / авт.-сост. О.И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 230 с.
Единый государственный экзамен 2006. География. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП – М.: Интеллект-Центр, 2006 – 280 с. |